FantLab ru

Морис Симашко

Морис Симашко
Страна: Казахстан
Родился: 18 марта 1924 г.
Умер: 24 декабря 2000 г.

Настоящее имя:

Морис Давидович Шамис



Будущий писатель Морис Симашко (литературный псевдоним создан из настоящей фамилии, прочитанной наоборот) родился 18 марта 1924 года в Одессе. Вот что пишет сам Морис Давидович: «18 марта. День Парижской коммуны. Именно в это знаменательное число я и родился в студенческом общежитии Одесского института народного образования. Отец носил комсомольскую форму, мать тоже интернационалистка, и мое имя не могло быть другим: только Марсель или Морис. Спорили лишь об этом. Имя Морис предопределило в моей жизни многое.»

В 1937 году отца, тогда бактериолога консервного завода, арестовали: «Отца обвинили по четырем статьям, но вскоре отпустили, потому что из-за арестов работников бактериологических служб встали все консервные заводы юга страны.»

Во время войны интернациональная семья (отец Мориса был евреем, а мать немкой) эвакуировалась вместе с Одесским университетом, где к тому времени отец Мориса был ученым секретарем и заведовал кафедрой микробиологии, в Среднюю Азию, в туркменский городок Байрам-Али (старый Мерв). Туда же были эвакуированы и педагогический и учительский институты. К тому времени Морис закончил девятый класс, и поскольку не имел законченного среднего образования, поступил в двухгодичный учительский институт на отделение русского языка и литературы. И тут же подал заявление в районный военкомат о направлении в действующую армию, хотя не подлежал призыву. Так Морис окончил первый курс института.

Осенью 1943 после долгих, настоятельных просьб Мориса, наконец, направили в снайперскую школу, которая стояла на границе с Ираном, под Ашхабадом. К третьему году войны решено было объявить “сталинский” набор в училища для ускоренного обучения летчиков. Из снайперской школы Мориса направили в 11-ую Военно-авиационную школу пилотов.

В октябре 1945 года демобилизовался по студенческому списку, вернулся в Одессу, закончил Одесский учительский институт (1946) и женился. Стал работать школьным учителем в Одесской области.

После войны матери Мориса не разрешили вернуться из эвакуации: «Сразу после реэвакуации из Средней Азии Одесского университета им. Мечникова Академия наук СССР перевела отца в свой филиал в Алма-Ату, поскольку матери ввиду ее национальности (немка) было запрещено после войны возвращаться в Одессу». Так родители писателя осели в Средней Азии — в Алма-Ате. Здесь отец Мориса стал организатором микробиологической науки в Казахской ССР, первым директором Института микробиологии Академии наук Казахстана.

Морис перебрался с женой в Туркмению в город Мары, окончил заочное отделение факультета журналистики Казахского государственного университета имени Кирова в 1950 году, переехал в Алма-Ату.

Начиная с Туркмении, работал корреспондентом «Марыйской правды», «Туркменской искры», «Советской культуры», «Учительской газеты», собкором ТАСС, сотрудником журнала «Простор», издательства «Жазушы», консультантом Союза писателей Казахстана.

Великолепный переводчик на русский язык произведений казахских писателей И. Есенберлина (историческая трилогия «Кочевники»), Г. Мусрепова (вторая часть дилогии «Пробужденный край»), У. Канахина, Т. Алимкулова и других.

С детства увлекаясь историей, Морис Давидович любил древний Восток и знал его. Еще будучи корреспондентом «Туркменской искры», приезжал на раскопки к известным ученым археологам Михаилу Массону и Сергею Толстову. Именно любовь к истории подвигла Симашко к литературе: «А историю... Я не то чтобы ее любил — это неподходящее слово. Я ее как бы чувствовал, когда еще лет восьми отроду копался в двух кварталах от нашего дома в развалинах турецкой крепости Хаджибей. И еще пушка английского фрегата «Тигр» со времен Крымской войны стояла на Приморском бульваре Одессы. Я лазил по ней, ощущая тепло вылетевших некогда из ее чугунного чрева ядер. Потом история обступила меня со всех сторон в древнем Мерве. И не писать уже я не мог.»

10 лет прожил в Туркмении, 38 лет — в Алма-Ате. В 1999 году уехал к детям по семейным обстоятельствам в Израиль, г. Бат-Ям, где ровно через год скончался.

Из письма дочери Симашко Риммы другу отца Леониду Гиршу: «Умер отец 24 декабря в 23.30. В тот вечер у него в гостях был Марк Кабаков, писатель из Москвы, его старинный приятель. Кабаков потащил отца в гости к их другу — художнику, который живет недалеко. Мы уговаривали отца не ходить, но он не соглашался. Он очень соскучился по общению. Мы с братом проводили их, и через полтора часа вернулись за отцом. Он был весел, но шел с трудом — болели ноги. Он шел и разговаривал, строил планы на будущее. А потом сказал: «Я больше не могу идти». И упал замертво. Он умер мгновенно. Здесь говорят, что так умирают праведники. Я успела сообщить о похоронах в казахстанское посольство, которое приехало на кладбище в полном составе во главе с послом. Наверное, отец был бы этому рад.»

Народный писатель Республики Казахстан, один из основателей школы нового исторического романа в Средней Азии, Морис Давидович был вице-президентом Казахского ПЕН-клуба. Номинант Казахского ПЕН-клуба на Нобелевскую премию по литературе. Член Национального Совета по государственной политике при Президенте РК. Лауреат Государственной премии. Лауреат Президентской премии мира и духовного согласия. Лауреат премии им. Абая. Республиканской еврейской общинной библиотеке в Алматы присвоено имя Мориса Давидовича Симашко.

О своем первом литературном опыте Морис Давидович вспоминает так: «После первой моей пьесы, что в конце 40-х прошла по всем театрам Средней Азии, я прекратил писать так же неожиданно для самого себя, как и начал. Почему я не стал записным социалистическим реалистом, до сих пор не могу объяснить. К тому были все предпосылки — от веры в светлое будущее до обычного материального интереса.»

Действительно, социалистическим реалистом Симашко так и не стал. История и древняя культура Ближнего Востока, России, Казахстана – вот что стало областью научных и писательских интересов М. Симашко.

Началось же всё в 1958 году, когда в журнале «Новый мир» увидела свет повесть «В Черных песках», и выдающиеся советские писатели А. Твардовский и Б. Лавренев отметили талант молодого прозаика, оценили своеобразие, искренность и новизну характеров. И как ни странно, удивляется автор, сам собою сложился сюжет, который, подобно орнаменту, мог бы повториться тысячу и две тысячи лет назад. В этот раз он пришелся на время революции в России.

Тема Востока, его искусства и науки проходит красной нитью через цикл «Повести Красных и Черных песков», объединяющий «Искушение Фраги», «Хадж Хайяма», «Емшан» и другие. Если первая повесть – о жизни и творчестве классика туркменской поэзии ХVIII века Махтумкули Фраги, мужественного и величественного, готового пожертвовать своей жизнью, то в центре внимания автора в последующей – формирование мировоззрения великого мыслителя и астронома, философа, поэта Омара Хайяма, жившего в эпоху императора Санджама из династии сельджукидов. В повести «Емшан» показан тяжкий жизненный путь султана Бейбарса, правителя Египта, бывшего некогда рабом. Это он остановил гуннов, которые грозили уничтожению египетской цивилизации. Лишь тонкий аромат степной травы напоминал ему о далекой родине, о детстве…

Увлечение персидской культурой ярко проявилось в романе «Маздак» (IV век), в центре которого история зороастрийского мага-революционера. Основные события периода династии Сасанидов разворачиваются в романе от окрестностей Ктесифона до Самарканда и Константинополя. В центре повествования – реальные исторические личности: Маздак, царь Кавад, царский писарь Авраам. Три могущественных государства: Византия, Персия и Туран. Но сначала М. Симашко написал «Хронику царя Кавада», затем уже, наращивая эпизоды, – роман «Маздак».

Роман М. Симашко «Искупление Дабира», опять исторический, посвящен драматической эпохе средневекового Востока – истории падения могучего государства Больших сельджуков в конце XI столетия. Писателю удалось создать живую картину страстей, столкновения мощных характеров, напряженность интеллектуальной жизни героев.

В творчестве М. Симашко наиболее ярко воплотилась идея о духовно-интеллектуальной общности лучших представителей казахского и русского народов, независимо от их классовой и национальной принадлежности в русле идей евразийства («Колокол», «Комиссар Джангильдин»). В документальном романе «Комиссар Джангильдин» была предпринята попытка разобраться, как пришел не просто в революцию, а находился на подпольной работе и стал одним из видных ее деятелей простой казах из кипчаков. В Ибрае Алтынсарине, герое документального романа «Колокол», автор видит сторонника европейской формы образования для казахских детей, никогда не забывающего о своем национальном достоинстве. Писатель был уверен в том, что в совмещении этих двух качеств и состоит ныне национальная задача казахов.

Трагический ХХ век проходит перед читателем в автобиографическом цикле «Литературные сюжеты». Один из литературных сюжетов – «Писание по Бондарю» – это, в первую очередь, повествование о своем детстве, вкрапления картин жизни семьи на Украине, в Одессе. Очень любил Морис Давидович «отсидевшего немалые сроки в лагерях» Юрия Домбровского, и любовь эта причудливо запечатлена в еще одном литературном сюжете — «Орнаментальной прозе».

Повесть «Гу-га» появилась после встречи с бывшим однополчанином. Вспоминая о товарищах по 11-ой Военно-Авиационной школе пилотов, Морис пишет о том, как, попав под трибунал, воевал в штрафбате. Повесть эта была одной из первых в советской литературе книгой о штрафниках.

В романе «Семирамида» дан точный портрет царицы, отличный от исторических традиций ХIХ века, воссоздан духовный облик Екатерины с того момента, когда она еще ребенок, маленькая немецкая принцесса – и до углубленного и лиричного образа Екатерины Великой, умеющей быстро выбирать друзей и союзников и остающейся верной идеалам века Просвещения, не изменившей своим кумирам – французским интеллектуалам-энциклопедистам. Пять лет скрупулезнейшим образом собирал автор для материал для этого романа. ««Семирамида», — говорил он, — это мой антиПикуль». Симашко писал для тех, кто хочет понять толк в истории. Важно было опровергнуть подхваченное публикой утверждение о том, что движущей силой русской истории является... фаворитизм. Но куда, извините, девалось тогда просвещение? И писатель задался целью «проследить его корни от Петра Великого через верную исполнительницу предначертаний преобразователя».

В романе «Падение Ханабада» М. Симашко опять возвращается к своему герою «Гу-ги» — Борису Тираспольскому. Вынесший из чистилища штрафного батальона лучшие качества души – бесстрашие и чувство товарищества, в послевоенные годы, годы разгула культа личности, он по тем же законам живет и трудится на посту журналиста в одной из среднеазиатских республик. «Падение Ханабада» определено автором как публицистический роман, и является романом-аллегорией о ходе советской истории на примере вымышленной советской республики.

Рассказ «Бербека» связан с детскими впечатлениями.

Серию очерковых книг принесли зарубежные поездки М. Симашко, и остается лишь пожалеть, что писателя долго не выпускали за границу, потому что уже первая командировка его в Тунис обернулась блистательным очерком «Путешествие в Карфаген», а поездка с Президентом Казахстана Н. Назарбаевым в Израиль — публицистическим изданием «Дорога на Святую Землю».

Рукопись «Четвертого Рима», главной своей книги, Морис Давидович писал более 50 лет (с 1948 по 2000), завершив уже в Израиле. Он очень хотел увидеть этот автобиографический философский роман впервые напечатанным именно в Казахстане. Различные отрывки и журнальные варианты романа были напечатаны в Израиле, России и Казахстане. В 2002 году рукопись была передана в Казахстан. В 2013 году роман впервые был опубликован полностью в алматинском издательстве «Балалар әдебиеті».

Примечание к биографии:

В составлении раздела о литературном творчестве использованы отрывки из статьи Светланы Ананьевой «О творчестве Мориса Симашко» для журнала «Простор».

Сортировка:

Морис Симашко. Циклы произведений

-
  • Гу-га (1988), написано в 1982  
7.57 (7)
-
8.00 (2)
-
-

Морис Симашко. Условные циклы

-
-
-
-
-
7.50 (4)
-
  • Емшан  [= Бейбарс; Султан Бейбарс] (1966)  
8.47 (17)
-
2 отз.
7.29 (7)
-
7.00 (5)
-
6.60 (5)
-
6.20 (5)
-

Морис Симашко. Романы

  1965 Комиссар Джангильдин  [= Степной комиссар; Комиссар степного края]  
7.50 (2)
-
  1970 Маздак  
8.20 (15)
-
2 отз.
7.00 (6)
-
  1981 Колокол  [= Колокол в степи]  
8.50 (2)
-
1 отз.
7.60 (5)
-
1 отз.
  1990 Падение Ханабада [публицистический роман]  
8.00 (2)
-
-

Морис Симашко. Повести

  1958 В Чёрных песках  [= Повесть Чёрных песков]  
6.20 (5)
-
7.29 (7)
-
  1963 Большая земля  [= Новая земля]  
-
6.60 (5)
-
  1966 Емшан  [= Бейбарс; Султан Бейбарс]  
8.47 (17)
-
2 отз.
-
7.00 (5)
-
  1968 Хроника царя Кавада  [= Ктесифон. Хроника царя Кавада]  
-
  1988 Гу-га  
7.57 (7)
-

Морис Симашко. Рассказы

  2004 Бербека  
-

Морис Симашко. Статьи

-
-
-

Морис Симашко. Очерки

  1960 Пионерный пробивает Кара-Кумы [заметки журналиста]  
-
  1980 Дебют  
-
-
  1987 Габит-ага и «болыс» [отрывок из книги "Литературные сюжеты"]  
-
-
-
-
-
-
  1996 Дорога на Святую землю  [= Антисемиты и Божья Матерь]  
-
-
-
-
  Тот самый Балдыев [фельетон]  
-

Морис Симашко. Сборники

-
-
9.00 (1)
-
-
6.33 (3)
-
  1975 Маздак  
9.00 (1)
-
  1983 Избранное  [= Маздак. Искупление Дабира. Повести Чёрных и Красных песков]  
8.00 (3)
-
-
-
-
-

Морис Симашко. Отрывки

8.00 (1)
-

Морис Симашко. Прочие произведения

-

Морис Симашко. Неопубликованное

  Знамя за бортом  [= Джамиль Фейсали уходит в отставку] (пьеса, не опубликована)  
 
  На крайнем юге (пьеса, не опубликована)  
 
  В Чёрных песках [соавтор Сергей Потепалов] (киносценарий, не опубликован)  
 
  Гу-га [соавтор Анатолий Усов] (киносценарий, не опубликован)  
 
  Случай в Даш-Кале [соавтор Николай Фигуровский] (киносценарий, не опубликован)  
 
  Султан Бейбарс [соавтор Булат Мансуров] (киносценарий, не опубликован)  
 
  Фраги — разлученный со счастьем [соавтор Булат Мансуров, Ходжакули Нарлиев, К. Кулиев] (киносценарий, не опубликован)  
 


  Формат рейтинга


  Примечание

Публицистический раздел не является полным — в библиографию не вошли ранние журнальные заметки, репортажи, фельетоны, статьи, очерки.


  Библиографы

  • Составитель библиографии — Wind

  • Куратор библиографии — Wind


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.