FantLab ru

Антон Сорокин

Антон Сорокин
Страна: Россия
Родился: 29 июня 1884 г.
Умер: 24 марта 1928 г.

Антон Семёнович Сорокин — русский писатель, автор большого количества повестей и рассказов, большая часть которых при жизни автора осталась неопубликованной. Родился в Омской области в городе Павлодар (ныне Казахстан) в семье богатого купца-старовера. В 1892 году семья переезжает в Омск, в город, с которым будет связана вся дальнейшая судьба писателя. Там Антон Сорокин поступил в Омскую мужскую гимназию, из которой, однако, был исключен в шестом классе с волчьим билетом за незнание молитвы «Отче наш». Позднее учился в иконописной мастерской, занимался торговлей кожей и солью, а затем, отказавшись заниматься торговлей, порвал с родней и сменил немало профессий. Много лет, вплоть до 1919 года, проработал счетоводом при Управлении Омской железной дороги, а в советское время являлся регистратором в пригородной больнице.

Литературной деятельностью начал заниматься с 1900 года. Был известен своими демократическими взглядами, а при жизни получил славу чудака и скандалиста, об эксцентричных выходках которого ходили легенды. Кроме сочинительства, он увлекался также живописью, скульптурой и художественной фото- и стеклографией. Искренне приветствовал Сорокин Октябрьскую революцию 1917 года, после которой становится одной из ведущих фигур в литературной жизни Омска. Его дом на Лермонтовской улице (ныне ул. Лермонтова, д. 28а) в 1818-1919 гг. становится литературно-художественным клубом, объединяющим местных и приезжих литераторов и живописцев. В разные годы в этом доме бывали такие прозаики и поэты, как Ф. Березовский, Вс. Иванов, Л. Мартынов, И. Шухов, П. Васильев, К. Урманов, Н. Анов, П. Драверт и другие. Сблизившись с футуристами, сам участвовал в нескольких художественных выставках, а в 1919-1920-х годах устраивал так называемые «заборные» выставки на улицах города. Антон Сорокин неоднократно устраивал публичные скандалы, искренне расположенному к нему Верховному правителю Колчаку. В это время особенно проявилась экстравагантность писателя, не проходившая, однако, безнаказанно. Его неоднократно арестовывали, но признавали умалишенным и освобождали.

В 20-х годах плодотворно работал во многих сибирских изданиях («Искусство», «Сибирские огни», «Сибирь», «Настоящее»). В 1926 году был избран членом Союза сибирских писателей. Кроме этого он состоял членом омской организации работников науки, литературы и искусства, членом литературно-художественной секции при Сибирском отделении государственного издательства. В 1928 году в связи с обострением его давней болезни (туберкулез легких), жена повезла А. Сорокина в Ялту. Там больного не приняли, и на обратном пути, в Москве его поместили в больницу, где он скончался. Писатель Антон Сорокин был похоронен на Ваганьковском кладбище двумя его давними знакомыми – писателями Феоктистом Березовским и Всеволодом Ивановым.

После смерти Сорокина в его доме в кованом сундуке были обнаружены более 2000 рукописей – повести, рассказы, пьесы. Там же находилась большая коллекция картин и рисунков, которые теперь имеют большую художественную ценность. Пропагандирующий свободу и экстравагантность, желая иметь признания при жизни, Сорокин активно занимался саморекламой. Так, например, этот «делопроизводитель собственной славы» расклеил на одной из улиц Омска объявление следующего содержания: «Сегодня здесь пройдет Мозг Сибири, Кандидат Нобелевской премии, Король писателей Антон Сорокин. Он раздаст подарки». И хотя упомянутыми «подарками» являлись пуговицы, огрызки карандашей и своеобразные автопортреты с личной печатью (на ней значилось «Король Писателей Антон Сорокин»), этот человек отнюдь не был сумасшедшим и не страдал манией величия. Он просто хотел славы, которая пришла к нему только после его смерти спустя десятилетия, когда начали издаваться его произведения, а за его картинами охотятся музеи. Не зря М. Горький после писал сибирскому литератору М. Никитину: «Вам, сибирякам, следовало бы собрать все, что написано об Антоне Сорокине, и собрание этих очерков издать. После того, как будет издана эта книга, можно приняться за издание работ самого Сорокина».

Главенствующей темой для писателя в литературе была власть золота над людьми. Кроме этого Сорокин был известен как автор знаменитых памфлетов «33 скандала Колчаку», в которых героем является сам писатель, который, прибегая к эпатажу, ведет бескровную борьбу с диктатурой Временного Сибирского и колчаковского правительств. Хорошо зная жизнь и быт казахов, их язык, культуру и фольклор, Сорокин написал целую серию рассказов о малых народах («киргизская тема»). Вместе с тем, исследователи отмечали, что автор очень любил логику, логические построения которого нередко носят парадоксальный характер, а жена Валентина Михайловна писала: «Он считал, что самое главное для писателя – точно выразить свою мысль. А о красоте фразы не заботился».

При жизни прозаика отдельным изданием вышли такие книги, как «Золото: Стилизованная монодрама» (1912), «Смертельно раненные» (1912), «Стоны последние» (1914), «Тююн-Боот» (1919) и др. Он также является автором фантастической повести «Хохот Желтого Дьявола», написанной в 1908-1909 гг. и частично опубликованной в 1913-м, которая была создана под впечатлением от революционных событий 1905-1907 гг. В этом произведении автор предугадал некоторые детали первой мировой войны. Экземпляры повести он разослал главам всех государств с просьбой поддержать его кандидатуру в Нобелевском комитете (он к тому же сам себя выдвинул на Нобелевскую премию!). Позже Сорокин вспоминал: «Мне ответил только сиамский Король. Он сообщил по-английски, что за неимением при его дворе переводчика с русского языка, он не смог ознакомиться с содержанием моей книги».

В его наследии имеется также рассказ «Дети Земли», в котором автор сталкивает в полемическом диалоге Человека и Землю. Земля убеждает человека, что все, созданное им, – электричество, печатные машины, фотография и т.д., – все это имеется уже в природе, каждое человеческое изобретение имеет свои прототипы и аналогии в мире. Но Земля признает себя побежденной, когда Человек говорит о книгах, сосредоточивших в себе человеческую мысль.

Фантастическое в творчестве автора:

Наиболее ярко фантастические элементы выражены в повести «Алтай и города» (написана в 1925 г.), где борьба древних алтайских богов, создателей жизни на Земле, — доброго Ульгеня, символизирующего силы природы, и злого Эрлика, покровителя современной цивилизации — продолжается в начале двадцатого века. Эрлик, похитивший дочерей Ульгеня, и преследующий его бог добра посещают крупные города России, а также Берлин и Нью-Йорк. В путешествии они встречаются с профессором, работающим над созданием «химической жизни», с инженером, разрабатывающим отравляющие газы, с представителями богемы... Доцент Горно-Алтайского университета Т.П. Шастина трактует произведение как «интеллектуально-игровой нарратив, текст-ребус с элементами жанра фэнтези».

Повесть «Хохот жёлтого дьявола», рассказывает о беспощадной войне будущего. Желтый дьявол, воплощение силы Золота, заставляет людей убивать и совершать чудовищные преступления. Духи Золота и Войны материализуются и в некоторых других произведениях автора — «Аграмантовы узоры Вахтшль — соблазн Антихристов», «Чёрный вой», пьесе «Золото». В рассказе «Дафтар» одноимённый демон, повелитель золота, возвращается на Землю после многих лет, проведённых на Марсе, но узнаёт, что на Земле уже давно отказались от денег.

К фантастическим произведениям можно отнести и ряд рассказов из «киргизского цикла», написанных в жанре «магического реализма» («Почему улетела птица», «Дуана Байман», «Сильнее пушек»), «раскрывающих» возможности алтайских и казахских шаманов — умение говорить с духами, владение гипнозом, неуязвимость.

Рассказ «Тынду-тунта, трава стона» основан на алтайской легенде о «стонущей» траве.

Примечание к биографии:

Раздел «Фантастическое в творчестве» от составителя библиографии (© Вертер де Гёте)

На фото сверху вниз:

1) Антон Сорокин 2) автопортрет-игральная карта 3) автопортрет 4) портрет Сорокина работы Давида Бурлюка

Сортировка:

Антон Сорокин. Циклы произведений

  Тридцать три скандала Колчаку  [= Скандалы Колчаку; Двадцать два скандала Колчаку и один скандал любовнице Колчака — Тимирёвой; 33 скандала Колчаку]  
7.50 (4)
-
6.33 (3)
-
6.33 (3)
-
6.00 (1)
-
7.00 (3)
-
7.00 (3)
-
8.00 (3)
-
7.00 (2)
-
7.00 (2)
-
6.00 (2)
-
7.50 (2)
-
7.00 (3)
-
6.33 (3)
-
7.00 (3)
-
6.50 (2)
-
7.00 (3)
-
7.33 (3)
-
6.33 (3)
-
6.33 (3)
-
6.33 (3)
-
6.67 (3)
-
7.00 (2)
-
8.33 (3)
-
6.00 (1)
-
7.00 (2)
-
6.50 (2)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
6.50 (2)
-
6.67 (3)
-
7.00 (3)
-
6.50 (2)
-
6.00 (2)
-
7.00 (2)
-
7.50 (2)
-
7.00 (2)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
6.00 (2)
-
8.00 (3)
-
5.00 (2)
-
6.00 (2)
-
7.00 (3)
-
6.00 (2)
-
7.50 (2)
-
7.00 (2)
-
6.50 (2)
-

Антон Сорокин. Условные циклы

8.00 (1)
-
8.00 (2)
-
8.67 (3)
-
8.25 (4)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
  • Запах родины  [= Запах родины, или Дар степи - трава Джуусан] (1913)  
8.75 (4)
-
-
8.00 (1)
-
6.00 (3)
-
6.00 (2)
-
7.00 (2)
-
7.00 (2)
-
7.00 (2)
-
6.00 (2)
-
7.50 (2)
-
7.50 (2)
-
-
-
-
6.50 (2)
-
8.25 (4)
-
-
8.67 (3)
-
7.00 (3)
-
7.00 (3)
-
7.00 (1)
-
9.00 (1)
-
7.50 (2)
-
8.00 (2)
-
7.00 (1)
-
8.50 (2)
-
7.00 (2)
-
6.00 (2)
-
6.00 (3)
-
8.00 (1)
-
6.67 (3)
-
8.00 (3)
-
7.33 (3)
-

Антон Сорокин. Повести

7.50 (8)
-
3 отз.
9.00 (1)
-
-

Антон Сорокин. Рассказы

7.00 (1)
-
  1912 666  
6.50 (2)
-
7.00 (1)
-
-
6.67 (3)
-
7.00 (1)
-
7.50 (2)
-
7.00 (1)
-
  1913 Запах родины  [= Запах родины, или Дар степи - трава Джуусан]  
8.75 (4)
-
8.00 (2)
-
-
  1913 Мало матерьяла, ничего не сделаешь [киргизская сатира]  
6.00 (3)
-
-
8.00 (1)
-
8.00 (2)
-
6.00 (2)
-
-
  1914 Тынду-тунта, трава стона  [= Тынду-тунта] [по канве алтайской легенды]  
7.00 (1)
-
-
-
7.00 (2)
-
8.00 (3)
-
7.00 (2)
-
7.00 (2)
-
7.00 (2)
-
-
  1915 Слёзы  
7.50 (2)
-
  1916 Айгай  
-
-
  1916 Офар-яд  
8.00 (3)
-
-
7.00 (1)
-
6.00 (1)
-
-
8.00 (2)
-
  1918 Маскарад  
-
  1919 Дафтар  
8.00 (3)
-
  1919 Чугурлап Корабль // Соавтор: Всеволод Вячеславович Иванов  
-
  1922 Джурабай  
7.50 (2)
-
7.00 (1)
-
-
7.00 (2)
-
7.00 (3)
-
8.67 (3)
-
  1924 Саудакас  
7.00 (3)
-
8.50 (2)
-
8.25 (4)
-
-
8.00 (2)
-
7.00 (1)
-
6.00 (1)
-
-
-
  1927 Песня о живом кургане Азах  [= Живой курган Азах]  
6.00 (2)
-
8.00 (1)
-
7.00 (2)
-
  1927 Хао-Чан  
8.00 (1)
-
  1928 Симу  
7.00 (2)
-
1 отз.
7.00 (3)
-
8.50 (2)
-
8.50 (2)
-
  1967 Алимжан [сказ]  
6.50 (2)
-
6.00 (3)
-
  1967 Мать  
6.50 (2)
-
8.00 (2)
-
7.50 (2)
-
7.67 (3)
-
7.33 (3)
-
7.50 (2)
-
-
  1980 Бесекей  
6.00 (2)
-
7.50 (2)
-
  1984 Глаза Сибири [сказ]  
7.50 (2)
-
7.00 (2)
-
8.50 (2)
-
8.00 (2)
-
-
  1994 779  
7.50 (2)
-
7.50 (2)
-
7.50 (2)
-
  1994 Кто смел?  
6.00 (2)
-
7.50 (2)
-
8.00 (2)
-
8.00 (2)
-
6.00 (1)
-
-
6.00 (1)
-
-
-
-
-
9.00 (1)
-
1 отз.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  Сны  
-
-
-
-
-
-

Антон Сорокин. Микрорассказы

7.00 (3)
-
6.33 (3)
-
  1967 Скандал четвёртый  [= Скандал четвёртый (Бурлюк доволен)]  
7.33 (3)
-
7.00 (2)
-
  1967 Скандал семнадцатый  [= "Первую страницу американских "Дружеских речей..."]  
7.00 (3)
-
7.00 (2)
-
8.00 (3)
-
7.00 (3)
-
6.00 (1)
-
7.50 (2)
-
6.50 (2)
-
6.00 (2)
-
6.50 (2)
-
7.00 (3)
-
  Два бюста  [= Гипнотизёр Пожарский]  
8.00 (3)
-
7.00 (2)
-
  Опыт  
7.00 (2)
-
6.00 (2)
-
  Скандал третий  [= Скандал третий (Разбойник на кресте)]  
7.00 (3)
-
6.50 (2)
-
  Диктатура над писателями  [= Как справиться с полицией]  
7.00 (3)
-
6.33 (3)
-
6.33 (3)
-
6.33 (3)
-
6.67 (3)
-
7.00 (2)
-
8.33 (3)
-
6.00 (1)
-
6.50 (2)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
6.50 (2)
-
6.00 (2)
-
7.00 (2)
-
7.50 (2)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
6.00 (2)
-
5.00 (2)
-
6.00 (2)
-
7.50 (2)
-
7.00 (2)
-

Антон Сорокин. Поэзия

  1919 Симфония революции [не сохранилась]  
-

Антон Сорокин. Пьесы

  1911 Золото [ Стилизованная монодрама]  
9.50 (2)
-
-
-
-
-
-
-

Антон Сорокин. Статьи

7.00 (1)
-
  1915 Предисловие [К сборнику стихов Н. Янкова "Накануне"]  
-
-
-
  1928 За какую цену я продался  [= Материалы для биографии]  
7.50 (2)
-
7.00 (1)
-

Антон Сорокин. Очерки

7.00 (1)
-
-

Антон Сорокин. Сборники

-
-
  1914 Тюун-Боот  [= Тююн-Боот]  
-
8.00 (1)
-
-
8.00 (1)
-
-

Антон Сорокин. Прочие произведения

-
  1919 <Антибольшевистский манифест> [фрагмент опубликован в 1919]  
-
7.50 (2)
-
8.00 (1)
-
7.00 (2)
-
9.00 (3)
-
8.00 (1)
-
9.00 (1)
-
6.33 (3)
-
-
6.33 (3)
-

Антон Сорокин. Неопубликованное

  1922 Антре шута Бенецо (не опубликовано)  
 
  1923 Дыхание ржавых полей [Переработано из повести "Хохот жёлтого дьявола"] (повесть, не опубликована)  
 
  Агасфер (рассказ, не опубликован)  
 
  Аджибулат (рассказ, не опубликован)  
 
  Айхно (рассказ, не опубликован)  
 
  Аладисс (рассказ, не опубликован)  
 
  Алаш (рассказ, не опубликован)  
 
  Аман-Тай (рассказ, не опубликован)  
 
  Аул Дженара (рассказ, не опубликован)  
 
  Бий Ацджибай (рассказ, не опубликован)  
 
  Бирсаат (рассказ, не опубликован)  
 
  Ботакур (рассказ, не опубликован)  
 
  Волк Уай (рассказ, не опубликован)  
 
  Горе степи, когда вы возвращаетесь (рассказ, не опубликован)  
 
  Дарау (рассказ, не опубликован)  
 
  Девушка Востока Алмагуль (рассказ, не опубликован)  
 
  Девушка Востока Казымиль (рассказ, не опубликован)  
 
  Джетаки (рассказ, не опубликован)  
 
  Дикарские примитивы (рассказ, не опубликован)  
 
  Дочь Карагема (рассказ, не опубликован)  
 
  Ермиктас (рассказ, не опубликован)  
 
  Зов природы (рассказ, не опубликован)  
 
  Иттау (рассказ, не опубликован)  
 
  Казымиль (рассказ, не опубликован)  
 
  Кара курт (рассказ, не опубликован)  
 
  Кара тавдан (рассказ, не опубликован)  
 
  Катырбай (рассказ, не опубликован)  
 
  Киргизская баллада (рассказ, не опубликован)  
 
  Киргизский народ (рассказ, не опубликован)  
 
  Крик Атбая (рассказ, не опубликован)  
 
  Купец (рассказ, не опубликован)  
 
  Кушиген и Карга (рассказ, не опубликован)  
 
  Любовь Казымиль (рассказ, не опубликован)  
 
  Маймуджан (рассказ, не опубликован)  
 
  Марево степи Бек-Пала (рассказ, не опубликован)  
 
  Месть хана Али-Таранбека (рассказ, не опубликован)  
 
  Мудрость Тезек бая (рассказ, не опубликован)  
 
  На весы положенное страдание Бектымбая (рассказ, не опубликован)  
 
  Наборщик Букаинов (рассказ, не опубликован)  
 
  Наученный Табульбеком (рассказ, не опубликован)  
 
  Новая девушка степи Дкеланум (рассказ, не опубликован)  
 
  О верном Бертае и жестоком Тимурае (рассказ, не опубликован)  
 
  О чём пела Дкума (рассказ, не опубликован)  
 
  Ортанбай умер (рассказ, не опубликован)  
 
  Памятник Докаю (рассказ, не опубликован)  
 
  Песня Исмагуля (рассказ, не опубликован)  
 
  Подвиг Туртая (рассказ, не опубликован)  
 
  Примитивы (рассказ, не опубликован)  
 
  Рахим (рассказ, не опубликован)  
 
  Сапыргай (рассказ, не опубликован)  
 
  Сары-Арка (рассказ, не опубликован)  
 
  Сила Тимурленга (рассказ, не опубликован)  
 
  Сказки Аделькана (рассказ, не опубликован)  
 
  Сказки Айдагана (рассказ, не опубликован)  
 
  Слава Сахтиан Согры (рассказ, не опубликован)  
 
  Слёзы радости Теник-бея (рассказ, не опубликован)  
 
  Степи тронутые (стихотворение, не опубликовано)  
 
  Куломзинское восстание (пьеса, не закончена, не опубликована)  
 
  Самопевы киргизские (не опубликовано)  
 


  Формат рейтинга


  Примечание

  • В библиографию не включён рассказ «Чукча Коплянто Анадырский», опубликованный Сорокиным в 1916 году под псевдонимом Константин Треплёв. Этот рассказ, представлявший собой переработку очерка Владимира Тана-Богораза «Коплянто застрелился» (1916), привёл к обвинениям в плагиате и вызвал очередной скандал.

  • Опубликованный в сборниках 1967, 1984 и 2012 гг. рассказ «Две гранки», который Сорокин выдавал за свой, принадлежит перу Всеволода Иванова.

  • К сожалению, определить даты первых публикаций рассказов Сорокина крайне сложно и во многих случаях это сделать пока не удалось. В Интернете информации об авторе немного, а та, что есть — не всегда точна; при составлении библиографии использовались в основном книжные и журнальные публикации, но и они зачастую труднодоступны. Если у Вас есть достоверные сведения о жизни и творчестве А. Сорокина, замечания — присылайте их составителю библиографии.


  •   Библиографы

  • Составитель библиографии — Вертер де Гёте

  • Куратор библиографии — Вертер де Гёте


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх