FantLab ru

Александр Павлович Иванов

Александр Павлович Иванов
Страна: Россия
Родился: 11 октября 1876 г.
Умер: 1940 г.

Искусствовед Александр Павлович Иванов родился в Петербурге в семье личного дворянина Павла Александровича Иванова (позднее — члена Совета Волжско-Камского банка). Окончил Первую петербургскую гимназию (1895) и математическое отделение физико-математического факультета Петербургского университета (1900). Служил помощником столоначальника в департаменте железнодорожных дел Министерства финансов и имел скромный чин коллежского секретаря (10-й класс табели о рангах). Но его истинным увлечением стали «изящные искусства» и литература. В 1904 г. Иванов опубликовал свою первую статью «Логэ и Зигфрид» — об операх Рихарда Вагнера («Мир искусства», № 6), в которой трактовал искусство как «подвиг освобождения уникальной или заколдованной красоты». Основные работы Иванова — книги и статьи о знаменитых русских художниках: М. А. Врубеле, Н. К. Рерихе и И. Е. Репине. Над монографией о Врубеле (первое издание — 1911 г.) Иванов работал много лет в контакте с женой и сестрой художника.

Семья Ивановых была близко знакома с А. Блоком. Брат Александра — писатель Евгений Иванов входил в круг ближайших друзей поэта, сестре Марии Блок посвятил стихотворение «На железной дороге». Об Александре Павловиче Блок писал: «А. П. Иванов, действительно, человек совершенно исключительный, как вся семья Ивановых. Оттого только, что живут на свете такие люди, жить легче; в них — опора».

После Октябрьской революции Иванов некоторое время продолжал работать в Министерстве финансов (Наркомфине). В 1920 г. поступил на работу в Русский музей — помощником хранителя отдела нового искусства, В 1927 г. стал хранителем отдела, с 1930 — научным сотрудником 1-го разряда. Был доцентом Ленинградского университета и Высшего художественно-технического института.

В 1931 покинул Русский музей по состоянию здоровья. Умер в Ленинграде в 1940 году (по другим данным — в 1933).

Фантастическое в творчестве автора.

Единственное опубликованное при жизни художественное произведение А. П. Иванова — фантастический рассказ (иногда называемый повестью) «Стереоскоп», с подзаголовком «Сумеречный рассказ», сочетающий в себе черты научной фантастики и «готики». Герой рассказа с помощью случайно купленного прибора проникает через фотографию в прошлое — в мертвый Петербург своего детства. «Стереоскоп», написанный в 1905 г. и опубликованный отдельным изданием четыре года спустя, удостоился похвального отзыва Валерия Брюсова («...написан рассказ г. Иванова очень хорошо, у автора есть свой слог, сдержанный, простой, но выработанный. Нам кажется, что у г. Иванова есть все данные, чтобы стать хорошим и интересным писателем») и был отмечен Блоком (Блок писал в письме Е. Иванову: «Хочу тебе сказать, что всё больше ценю «Стереоскоп»... Ещё больше понял его через рецензию Брюсова и через чтение Уэльса... Думаю, что это, вместе с Брюсовской прозой, принадлежит к первым в русской литературе «научным» опытам искусства, и глубоко приветствую это»). Хвалебную рецензию (которая, правда, так и не была опубликована в своё время, хотя предназначалась для журнала «Аполлон») написал на «Стереоскоп» Максимилиан Волошин. Волошин отмечает, что повесть — «несомненно, производит сильное впечатление ужаса. Но странно: этот ужас затаён не столько в событиях его, сколько в мастерских описаниях, дающих полную иллюзию фотографического мира. Эта повесть — безусловно новая и замечательная страница в области петербургской фантастики, начинающейся с «Пиковой дамы» и «Медного всадника».

«Стереоскоп» по праву относят к числу наиболее интересных произведений в русской фантастике начала прошлого века. В 1918 году рассказ был переиздан (известна положительная рецензия поэта и критика И. Оксенова на второе издание), а затем... незаслуженно забыт на несколько десятилетий.

Кроме того, к фантастике имеет отношение опубликованный лишь в 1993 году по черновикам автора рассказ «Городище», герой которого видит сцены из своей прошлой жизни, проходившей во времена древних русичей, а затем находит подтверждение своим видениям в реальности. На написание этого рассказа Иванова вдохновила статья Н. К. Рериха «На кургане».

Примечание к биографии:

При работе над биографией и библиографией писателя использовались различные сетевые и «бумажные» источники, в первую очередь — статья В. П. Купченко «Ещё один Александр Иванов» («Лица: библиографический альманах. Том 3», 1993 г.) и статья в библиографическом словаре «Русские писатели. 1800-1917. Том. 2», 1992 г..

Сортировка:

Александр Павлович Иванов. Рассказы

  1909 Стереоскоп  [= Стереоскоп: Сумеречный рассказ] [написан в 1905 г.]  
8.23 (60)
-
2 отз.
  1993 Городище [написан в 1906]  
6.33 (3)
-

Александр Павлович Иванов. Монографии

  1911 Врубель: Биогр. очерк А. П. Иванова  [= М. А. Врубель. Опыт биографии]  
7.00 (1)
-

Александр Павлович Иванов. Статьи

7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
  1929 Вступительная статья [к книге «М. А. Врубель. Письма к сестре. Воспоминания о художнике Анны Александровны Врубель. Отрывки из писем отца художника»]  
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-

Александр Павлович Иванов. Прочие произведения

  1928 М.А. Врубель [Путеводитель по экспозиции в Русском музее]  
-

Александр Павлович Иванов. Неопубликованное

  Н. К. Рерих [публиковались фрагменты] (монография, не опубликована)  
 


  Формат рейтинга


  Библиографы

  • Составитель библиографии — Вертер де Гёте

  • Куратор библиографии — Вертер де Гёте


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх