Все отзывы на произведения Петра Гордашевского
Отзывы (всего: 5 шт.)
Рейтинг отзыва
Пётр Гордашевский «Их было четверо»
stax, 27 мая 2020 г. 15:25
Человек — лишь песчинка в нашем огромном мире.
Именно такое ощущение подарил мне доктор наук Гордашевский во время чтения его единственной фантастической повести «Их было четверо». Название больше подходит для патриотического романа про разведчиков или пионеров-партизан (вспомнился белорусский фантастический фильм «Пятерка отважных» (1970) о том, как современные пионеры попали в самое пекло Великой Отечественной войны). А тут — путешествие микроскопических подростков внутри растений. И никакого пафоса. Зато с риском для жизни. Ведь несмотря на прекрасную экипировку, путешественники запросто могли бы оказаться унесенными ветром, раздавленными или съеденными, тем более, что отправились они в путь тайком, не известив взрослых. Слава богу, обошлось...
На фоне шедевров Ларри и Брагина на схожую тему повесть совсем не выглядит вторичной. У нее своя интонация.
Познавательно, увлекательно — респект автору. Но жаль, что мимо современных чад, заглоченных по уши смартфонами...
Пётр Гордашевский «Их было четверо»
nibbles, 10 мая 2013 г. 10:09
Сейчас, конечно, рассказ кажется наивным, но в детстве он произвел на меня неизгладимое впечатление — приключение пионеров в микромире. Строго научный подход, исключительное погружение в тему. Сделано было одно-единственное фантастическое допущение — возможность уменьшить человеческое тело до нескольких микрон (но даже это допущение автор постарался научно обосновать!).
Великолепный образчик качества и тщательной научной подготовки литературного произведения. В советское время подобным вещам (особенно, в произведениях для подрастающего поколения) уделяли повышенное внимание.
Пётр Гордашевский «Их было четверо»
Stirliz77, 20 июля 2011 г. 22:41
Рядом с нами столько интересного, нужно только научиться видеть.
Мир, который нас окружает, просто поражает своим разнообразием и богатством жизненных форм. Жизнь стремится проникнуть всюду, закрепиться и в жерле вулкана, и на промерзших обледеневших горных вершинах, и в толще земли, и на дне глубочайших впадин океанского дна. Она до сих пор не перестает удивлять человека своей стойкостью и способностью приспосабливаться к самым что ни на есть неблагоприятным условиям существования. И если более крупным формам жизни оказывается сложнее приспособиться, то микроорганизмы, грибы, лишайники, водоросли и насекомые зачастую демонстрируют просто чудеса выживаемости. Микромир издавна манил человека своей загадочностью и необычностью, со времен Антонио ван Левенгука научная общественность прикладывала множество усилий для изучения микроорганизмов. Но делать это не всегда было удобно, так как невооруженным глазом рассмотреть их не представляется возможным, а использование микроскопа ставит под сомнение осуществимость наблюдения за ними в их естественной среде обитания. Вот бы хорошо было, если бы существовала такая технология, которая позволяла самому наблюдателю уменьшиться во много раз и сравниться по размеру с самими объектами наблюдения. Тогда бы возможности изучения микромира существенно расширились.
В оазисе Джохор, который некогда был затерян в песках Средней Азии, расцвела жизнь. Люди провели туда канал, по которому пустили воду, и теперь вокруг Джохора раскинулись хлопковые поля, а в самом оазисе построили поселок, в котором, помимо жилых домов разместился ещё и Институт селекции. А ещё в Джохоре вот уже много лет жил мальчик Тима, ничем он особо среди сверстников не выделялся, но был ребятами любим и весьма уважаем за свою доброту и готовность всегда прийти другому на помощь. Особенно сильно он сдружился с Ваном Лином, сыном приехавших из Китая для совместной работы в Институте ученых. Папа Тимы, инженер Сергей Петрович Долинский, работал в том же Институте, что и родители Вана — он, совместно с двумя своими коллегами, занимался разработкой удивительного аппарата, который мог уменьшать предметы и живых существ во многие десятки раз. Однажды летом случилось так, что Тима повредил ногу, когда прыгал с дерева, и не смог пойти в поход с друзьями. Папа его уехал в Москву, чтобы там забрать новые агрегаты для их уменьшителя, мама ушла на работу и мальчик, оставшись один дома заскучал без своих друзей. Но к его радости Ван решил остаться в поселке, чтобы не бросать в одиночестве своего лучшего друга. Он пришел в гости к Тиме, чем его несказанно обрадовал, а тут ещё пришла телеграмма от отца, в которой говорилось что именно сегодня в Джохор должны приехать дети их московских друзей — Катя и Виктор. Ван и Тима встретили ребят, познакомились, и в меру сил пытались развлекать московских гостей. Однажды Тима проговорился Кате и Виктору о том, чем занимается его отец в Институте. Те начали его уговаривать, чтобы он показал им машину, но Тима решил не просто показать аппарат, но и устроить им настоящую экскурсию в микромир, благо отец весьма подробно объяснял ему всю процедуру уменьшения и даже брал его с собой в путешествие, когда сам уменьшался. Ребята сказали тиминой маме, что решили на несколько дней пойти в горы, а сами отправились в Институт и там, уменьшившись, решили совершить путешествие по росшему неподалеку клену. Так Тима, Ван, Катя и Виктор попали в удивительный и невероятный мир и совершили головокружительное путешествие.
Тема уменьшения человека до миниатюрных или микроскопических размеров не относится к особо популярным в фантастической литературе, зато она весьма востребована в сказках — достаточно лишь вспомнить приключения Алисы в Стане Чудес, о которых писал Льюис Кэрролл или путешествие Нильса с дикими гусями за авторством Сельмы Лагерлеф. В русской советской литературе произведением на эту тему отметился Ян Ларри, написавший в конце тридцатых годов прошлого века полусказочную-полуфантастическую историю «Необыкновенные приключения Карика и Вали», рассказывавшую о приключениях детей, уменьшившихся до размеров насекомых. Затем в 1948 году Владимир Брагин выпустил роман «В Стране Дремучих Трав», где его герои тоже жили среди насекомых, уменьшившись до соответствующих размеров. Уже в девяностых Юрий Никитин написал дилогию «Мегамир», где опять же отправил своих героев в мир насекомых, его романы в отличие от книг предшественников были весьма хорошо проработаны в плане правдивого воссоздания физики и физиологии микромира. Петр Гордашевский, написавший свой роман в 1959-ом году, пошел дальше или, если можно так выразиться, глубже. Его герои, после обработки в уменьшителе, стали столь малы, что легко могли путешествовать внутри инфузории туфельки или перемещаться из клетки в клетку в тканях клена. Причем, если у его литературных предшественников э-э-э... микронавты (назовем их так) отправлялись на встречу приключениям практически неподготовленными, то у Гордашевского дети идут исследовать микромир полностью экипированными. Для экспедиций были созданы специальные изолирующие скафандры, по типу космических, имеющие автономный источник энергии, серьезный запас воздуха, пищи и питья. Каждый костюм оснащался радиотелефоном, к тому же они несли с собой радиомаяк на случай непредвиденной ситуации и особый лучевой пистолет, способный своими лучами не только убить или усыпить врага, но и выполнять множество различных других дел. Столь продуманное снаряжение встречалось мне лишь в романе Айзека Азимова «Фантастическое путешествие» (1966 г.), где группа спасателей на уменьшенной подводной лодке «Протеус» отправляется внутрь человеческого организма, чтобы спасти этому человеку жизнь. Даже писавший свои книги через несколько десятилетий Никитин не стал снабжать своих микронавтов столь совершенным оснащением.
Роман у Гордашевского получился явно расчитаным на подростков и весьма неровным по динамике. Начальные пару глав действие практически не развивается и вся интрига сводится к противостоянию Тимы и Виктора — каждый из них пытается произвести впечатление на единственную девочку в их компании. После попадания в лабораторию темп повествования начинает постепенно нарастать, чтобы достигнуть своего апогея в финале. Но автор явно не ставил для себя целью создать исключительно приключенческую историю, он постарался развлекая обучать, поэтому насытил текст множеством информации о строении растений или о «повадках» различных бактерий и простейших. Информация эта подается весьма деликатно, строго дозированно, и не вызывает неприятия. На сегодняшний день многие моменты в книге способны вызвать лишь улыбку, но, во время написания романа, они были включены в текст вполне уместно и согласовались с бытовавшими в на тот момент взглядами. Так как книга рассчитана на подростковую аудиторию, то в ней освещаются такие важные для подростков вопросы как дружба, верность, взаимовыручка, честность и храбрость. Автор может быть и несколько перегибает в некоторых моментах с морализаторством, но делает это не так уж часто. Зато текст книги получился на редкость аполитичным, что не часто можно встретить в фантастической литературе того времени, и что сейчас кажется несомненным плюсом.
Итог: вполне неплохая научно-приключенческая история, рассчитанная прежде всего на подростковую аудиторию. Пусть вас не пугает её невнятный старт — она вполне способна увлечь, особенно тех, кто, как я, любит старую советскую фантастику и тему путешествий в микромире. И, хоть она ни в коей мере не претендует на роль шедевра, я не пожалел о потраченных на неё паре вечеров.
Пётр Гордашевский «Их было четверо»
Lartis, 30 июня 2011 г. 12:34
А ведь я читал эту книгу! В глубоком детстве, лет в шесть, как только читать научился. Возможно как раз именно она, наряду ещё с несколькими вовремя попавшими в мои руки фантастическими книжками и привила мне непреходящую любовь к фантастике. Вот только напрочь не помню, откуда я её взял? Из школьной или поселковой библиотеки, или у кого-то из знакомых? В моём личном собрании её никогда не было. А, может, она и принадлежала нашей семье в те давние годы, но попросту исчезла, это ведь бывает с книгами...
Пётр Гордашевский «Их было четверо»
Robin Pack, 30 июня 2011 г. 00:00
Автор внезапно пошёл ещё дальше, чем Ларри в «Приключениях Карика и Вали». Там дети (при участии взрослого учёного) отправлялись всего лишь в мир насекомых. Здесь — в мир клеток, сосудов, амёб, да ещё и одни. Кроме того, экспедиция намного лучше подготовлена — скафандры, бластеры, заранее намеченный маршрут.
Книга хороша, как популяризация науки через художественную форму. И предназначена явно подросткам. Для самых маленьких здесь слишком много терминов, герои слишком хорошо для своего возраста знают биологию. Они похожи не на детей, а на молодых учёных в детских телах.
С точки зрения чистой литературы — роад-муви с небольшой долей приключений тела. Через год после прочтения я уже не смог бы вспомнить ни имён, ни внешности героев, ничего индивидуального. Зато мог бы рассказать о строении клеток листа, и что амёба — это хищник.