FantLab ru




рекомендует:

Дмитрий Колодан «Время Бармаглота»




На издании уже стоит эмблема "Fantlab рекомендует". Огромное спасибо Эрику Брегису за своевременно предоставленный файл.

Аннотация: Добро пожаловать в Зазеркалье!

Нет, Алиса не вернулась в очередной раз в Страну Чудес. На этот раз все будет совершенно по-другому…

Знакомые персонажи, надев чужие маски, оживают на страницах мрачного сюрреалистического триллера «Время Бармаглота». Таинственный убийца и его чудовищные приспешники держат в тисках страха целый город. Но кто-то охотится и за самим убийцей и еще большой вопрос, кто же — «меньшее зло». Распутать этот клубок предстоит лучшему сыщику Зазеркалья — Джеку.

Жанр:

  • Сказка
  • Магический реализм
  • Мистика

Мнения экспертов:

  • Мартин: Любимый автор, новые рассказы, новое издательство. Что может быть интереснее? (оценка: 9)
  • iwan-san: Хотелось написать простой отзыв в виде: «Прочитал, понравилось! Аффтор пиши исчо!». Но не получается, хоть ты тресни. Книга не такая простая. (оценка: 9)
  • suhan_ilich: Что может быть лучше, чем раз за разом ловить кайф от вроде бы незаметных мелочей, придающих такое очарование книгам Колодана. Меня они в свой омут затянули уже третий раз подряд и не уверен, что я на этом остановлюсь. (оценка: 8)




Отзывы и оценки экспертов:


Мартин: Любимый автор, новые рассказы, новое издательство. Что может быть интереснее? Да, мне не удалось еще подержать книгу в руках, но чудесным образом в мои руки попали тексты. Один рассказ уже публиковался (и его даже начинал читать в «Если», но почему-то не довел это дело до конца в журнальном варианте), две других вещицы — абсолютно новые, с пылу, с жару.

«Время Бармаглота» — темная фантасмагория на темы из творчества Льюиса Керрола. Что-то странное мерещиться в повести, Дмитрий раньше писал гораздо легче и светлее. Но именно поэтому оно интересно и необычно. Текст завораживает. К миру, что открывается нам на страницах книги, нельзя подходить с линейкой хоть житейской, хоть математической логики.  Как в ней прожить человеку, кто привык доверять своим глазам? Как Джеку найти Джил? Ведь надежда никогда не умрет. Отличный пример безумия в нашем скучном мире.

«Звери в цвете» — этакий «парафраз» к «На дне», но на «колодановском»  материале. Огромная свалка, расположенная на границе большого города, отнюдь не пустынна. Там живут звери, растут деревья, а так же ютятся люди, опустившиеся на самое дно общества. Им нечего терять, им некуда идти, но от этого они не перестают быть людьми. Хотя и не все, не все... Странный рассказ. Он необычен местом действия, которое должно бы вызывать отвращение, но мастерство автора позволяет разломать замшелые шаблоны. Даже в самых отвратительных обстоятельства есть надежда, и, если не опускать руки, то и среди мусорных куч отыщется герой, кто спасет принцессу из пасти похотливого Дракона.

«Сбой системы» — именно этот рассказ ранее уже публиковался и я начинал его читать в журнальном варианте. Но в тот раз не сложилось, зато в сборнике он замечательно закрывает собой триптих. Это самый светлый текст в тройке, самый «колодановский». И в нем, безусловно, тоже живет надежда. Это история чуда. История мультипликатора, который приехал на Остров, чтоб озвучивать пластилиновых кротов. А в итоге помог своему новому другу наконец-то встретить сына из далеких путешествий. Рассказ горько-соленый,  как морской прибой, леденящий, как касание призрака, милый, как теплый нос любимого пса. О чем текст? О людях, несчастных и счастливых, чья надежда и вера умеет творить чудеса.

Отличный сборник, жду не дождусь когда появится возможность купить его на бумаге. А может и заполучить автограф писателя? Надежда ведь не умирает!

оценка: 9



iwan-san: Хотелось написать простой отзыв в виде: «Прочитал, понравилось! Аффтор пиши исчо!».

Но не получается, хоть ты тресни. Книга не такая простая.

«Время Бармаглота»:

Прочитав «Другую сторону» у меня была одна «претензия» — «крови маловато будет». Здесь кровь, если не льется из всех щелей, то только потому что автор, как хороший сантехник, контролирует данный процесс и умело не позволяет скатиться повести в трэш, угар и «кого бы мне еще зарезать?». Может быть глупо прозвучит, но убийства здесь не плоско-параллельные как в боевиках, а напоминают соревнование умов уровня произведений Агаты Кристи и Конан Дойля. Это одновременно заинтересовывает, умиляет, пугает, будоражит — вызывает спектр эмоций, не всегда приятных, но сильных.

Присутствие некоторых сцен заставляло мое настроение подниматься помимо моей воли, насколько это было «в струю». Одни крестики-нолики чего стоят.

«Звери в цвете»:

Нахождение фантастики в обыденности или непонятного в простой жизни. Временами задаешься вопросом, а есть ли здесь что либо фантастическое или это все плоды воображения главного героя. Ведь теоретически все это могло быть на самом деле — тут нет ни роботов, ни эльфов, ни самой захудалой феи с палочкой. И вот по этой грани «возможно — невозможно» или даже скорее «верю — не верю» автор ходит без видимого напряжения. А зрители наблюдают — «упадет — не упадет». Дочитал до конца: раскрою тайну — не упал.

«Сбой системы»:

Рассказ органично дополняет предыдущую повесть. Здесь удачно сочетаются нереальность и обыденность. Техническо-психологический подход к объяснению иррационального и непонятного заставляет задуматься над нашей жизнью и ее моментах.

Обобщаю: «Прочитал, взволновало! Хочу еще»;)

оценка: 9



suhan_ilich: Молодое вино в старых мехах не в моде в этом сезоне? А уж тем более, если это не мех Чеширских котов и Белых кроликов? Свою новую повесть Дмитрий Колодан выстроил вокруг образов из поэм Льюиса Кэрролла: «Бармаглот», «Охота на снарка» «Морж и Плотник» с небольшой добавкой из детских английских стишков.

Вальты и королевы, бубны и трефы на миг замирают в воздухе и летят дальше, автор тасует карты, и вот с ловкостью фокусника начинает выкладывать их на стол. Джек без Джил держит Бармаглота в зрачках, механические Моржи выходят на охоту, Плотник в кожаном фартуке занес скальпель над очередной жертвой. А карты продолжают падать, и вот уже Человек-Улитка вытаскивает пистолет, Труляля и Траляля проводят конкурс красоты. Минуты ускоряют свой бег, а если уравнение стремится к Буджуму, то настало время для Бармаглота.

Поднять чужие карты и разыграть партию так, чтобы она ни в чем не походила на предыдущую… В этом что-то от колдовства. Я не понимаю, как же я пропустил, что в забавных, как мне казалось, сказках Кэрролла может скрываться такой холодный, липкий ужас. Веселый абсурдитский юмор, значит. А вот каково оказаться в мире, который живет этим абсурдом, не подчиняясь человеческой логике в принципе? Хоррор с бяками и буками из шкафов и ванных комнат или с обилием крови и расчлененки в страхе уползает прочь. И это при том, что Дмитрий откровенно пожалел своего героя и дал ему уйти.

Процесс важнее результата. Аксиома всего творчество Дмитрия наконец-то прозвучала в лоб. Может именно поэтому ему не всегда удаются концовки? Если уж писателю жаль расставаться со своим произведением, то каково читателям? Можно пытаться разобраться в сюжетных хитросплетениях или постараться вспомнить так, кем же на самом деле является Плотник, а можно просто раз за разом ловить кайф от вроде бы незаметных мелочей, придающих такое очарование книгам Колодана. Меня они в свой омут затянули уже третий раз подряд и не уверен, что я на этом остановлюсь.

«Бармаглот» хорош настолько, что даже немного жаль становится две другие части триптиха (по меткому выражению Мартин). Без сомнения, «Звери в цвете» и «Сбой системы» — неплохие рассказы/повести. И может быть при другом соседстве ироничный ремейк «Аленького цветочка» («Звери в цвете») и по-колодановски чудоковатая ghost story («Сбой системы») прозвучали бы гораздо мощнее. Но что есть, то есть, при таком соседстве они выглядят блекло.

оценка: 8






Другие рекомендации «Лаборатории Фантастики»:






⇑ Наверх