Анатолий Дроздов «Не плачь, орчанка!»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Фэнтези
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Параллельный мир/вселенная
- Время действия: 20 век | Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в другой мир )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Из воинской части в Кишиневе сбегают два дезертира. Они убивают часового, захватывают оружие, угоняют автомобиль «УАЗ». Пограничников поднимают по тревоге. Есть основание полагать, что дезертиры захотят уйти за рубеж. В один из нарядов определяют Антона Ильина. Пограничник обнаруживает угнанный автомобиль и дезертиров. Завязывается перестрелка. Один из дезертиров перед смертью успевает бросить гранату. Она взрывается, и Антон вместе с автомобилем, набитым оружием, оказывается на планете Нимей, в государстве Рум. Его населяют орки…
Опубликовано в сети в 2017 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 251
Активный словарный запас: средний (2783 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 37 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 33%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ярослав Васильев, 30 сентября 2019 г.
Подымайте, братья, посохи,
Дальше, дальше, как и шли!
Паруса развейте в воздухе,
Дерзко правьте корабли!
Жизнь не в счастье, жизнь в искании,
Цель не здесь — вдали всегда.
Славьте, славьте неустаннее
Подвиг мысли и труда!
Валерий Брюсов
Несмотря на то, что в литературе, особенно российской, жанр «попаданцы» (то есть наши современники, попавшие в параллельный или далёкий-чужой мир — как правило фентези-мир или другая историческая эпоха прошлого) особенно популярен в литературе последние два-три десятилетия, родилось это направление намного раньше. Отцом-основателем смело можно назвать Эдгара Райса Берроуза, из под пера которого в 1912 году вышел роман «Принцесса Марса». И пусть формально роман считается фантастикой, поскольку действие происходит на Марсе, главные атрибуты жанра уже сформированы. Это и сильный герой, который воюет с врагами, и любовь к прекрасной деве, и магия (пусть у Берроуза она «загадочное наследие угасшей цивилизации» — пользуются устройствами как магическими амулетами, не зная принципа).
Второй вехой жанра, уже исключительно для русской литературы, стали братья Стругацкие. Причём как ни удивительно — не только «Обитаемый остров». Взяв с этого романа форму, в последние десять-пятнадцать лет авторы всё сильнее в качестве наполнения берут идеи «Трудно быть богом» и «Улитка на склоне». С поправкой на сегодняшние взгляды на жизнь. «Не стоит прогибаться под изменчивый мир — пусть лучше он прогнется под нас» — девиз персонажей таких романов. А если не хочет, то заставим. И полились на книжные полки творения. «Мужские» — ещё вчера он был простым парнем Васей, младшим менеджером по клинингу (ну или крутым спецназовцем/военным/полицейским), и таланты его не оценили. В новом мире стал рыцарем или магом, всех построил и обеспечил миру счастье. Или «женские». Простая разгильдяйка, скромница или хамка, девственница или разбитная девица — но попав в волшебный мир, она стала воплощением мечты любого мужчины, вокруг валятся штабели поклонников, а в итоге героиня рогами прошибёт все преграды и тоже приведёт мир к правильной (эмансипированной) жизни.
Конечно, есть в этом жанре и хорошие, достойные произведения (путь и куда меньше, чем хотелось бы). Вдвойне приятно было обнаружить, что недавно в скромном ряду отличных книг добавилась ещё одна. «Не плачь, орчанка!» Анатолия Дроздова. Молодой парень-пограничник во время стычки на границе перенёсся в чужой мир, где возможно нечто вроде магии… И вот вам сразу первое отличие от низкопробного большинства. Мы часто говорим про бытие, которое определяет сознание. Про психологию и различия: расхлябанный эгоистичный разгильдяй останется неудачником с завышенным самомнением, какие волшебные силы ему ни добавь. Но забываем и обратное — мы дети современного технологического общества. Со своими общественными нормами, с рефлексами и опытом именно двадцатого века. Можно сколько угодно учить криминалистику или совершенствовать навыки рукопашного боя — оказавшись даже в летней тайге горожанин попросту умрёт с голоду там, где даже местный ребёнок не особо напрягаясь выберется к людям. Это если иначе его как подозрительного чужака не прикопают в первой же деревне. Антон Ильин, герой книги «Не плачь, орчанка!» в этом заметно отличается: пограничник, которому до демобилизации осталось пару месяцев, и в лесу не пропадёт, и с местными поладит — ибо его как раз на что-то подобное и натаскивали. Да и переместился он не с пустыми руками, а вместе с полной боеприпасов машиной, за которую и шёл бой с дезертирами.
А вот дальше началась описанная красочно и сочным языком та самая «психология», которая и привлекла меня к этой книге. Для начала — сам Антон (к слову, выходец из 1973 года). На меня от него просто повеяло эпохой. Не модным сейчас колоритом, не попыткой впихнуть нашего современника в старинные одёжки. Это и в самом деле гражданин СССР брежневской эпохи, в голове которого вполне сочетаются и взгляды на свою страну как на лучшую в мире и презрение к мировой революции пополам с официальными лозунгами. Дитя эпохи, когда ещё не угасла идея братства народов, когда человек человеку ещё друг, а не волк. Антон не будет рваться наверх и топтать конкурентов ради личного успеха — а протянет руку слабому, закроет беззащитного. Поступить иначе для него немыслимо… и за это автору отдельно спасибо. Мы забыли, каково это, оставаться всегда человеком — и тем приятнее вспомнить.
А ещё, как я и говорил, Антон не лезет вверх по лестнице власти. Не пытается внедрить по странам и континентам передовые технические веяния и прогрессивные идеи. Любые культуры с трудом принимают знания и умения, которые противоречат жизненному опыту. Для этого необходимо находиться на очень высокой ступени развития, куда выше любимого авторами фентези-Средневековья. В жизни навязчивому «прогрессору» проще свернуть шею, чем согласиться, что проверенные веками дедовские методы полная чушь. Но одновременно Антон и не отказывается от титула и власти когда возникает нужна и когда так складывается жизнь. Ибо для него власть — это не привилегия, а только ответственность за тех, кто попросил тебя о помощи, кому нужна твоя защита. Пусть каждый делает то, что должен — и тогда мир станет лучше без прогрессоров и спешащих на помощь суперменов. Если каждый начнёт думать только о себе и о своём успехе, а не об общем деле — мир рухнет. Простая истина, которую Антон сумел объяснить своим новым соседям. Простая истина, которую, прочитав и восхитившись книгой, хорошо бы вспомнить и нам.
P.S. А вот за обложку и аннотацию «Эксмо» хочется больно стукнуть. Аннотация корявая, обложка вообще страхолюдная и к книге отношение имеет весьма далёкое. То ли безобразно схалтурили, то ли решили читателей распугать.
БорЧ, 14 января 2019 г.
Ну, насчёт формулировки в издательской аннотации, что гл.герой «оказывается на планете Нимей, в государстве Рум. Его населяют орки…» могу сказать лишь, что автор аннотации книгу, скорее всего — вовсе и не читал... Орками в этом романе себя почему-то(?) называют обычные люди (с которыми гл. герой дружит), а те нижне-челюстно-клыкастые монстрообрАзы, которых издательство «Э» в 2018 году изобразило на обложке — это, наоборот, не люди, а их враги/противники (что-то вроде половцев до-монгольского периода), с которыми гл. герой (по тексту) бьётся-сражается... Правда, сражается он с ними не топором/секирой (опять же — как на обложке), а автоматом Калашникова, ручным пулемётом (у него их аж два есть в заначке) и периодически гранатами себе... эээ... помогает... И (опять же — по тексту) в параллельный мир гл. герой попадает не в армейской шапке-ушанке, а в зелёной фуражке пограничника...
Ну да ладно... художникам издательства тоже надо себе на бутерброд с сыром денюжжжку зарабатывать... а не книжжжки на работе читать... так что уж там говорить о соответствии содержания картинки на обложке, которая должна (в первую очччередь!) кричать «купи-купи-купи», а не быть строго соответствующей иллюстрацией к реальному тексту...
Ну а если говорить о романе в целом — то это не более чем развесисто-попаданческая клюква сиюминутно-коммерческого характера. Для 2010-2014 годов — она была бы вполне себе... но для 2018 — уже жаль потраченных на неё денег... Даже гораздо более раннюю дилогию «Интендант третьего ранга» (2010-2011) этого же автора — на мой взгляд было гораздо более интересно читать. Ну и концовка романа: герой (вроде как?) всех чудо-юдов победил, но не (как у Высоцкого) убёг, а начал осуществлять смычку (так чешутся пальцы написать: города с деревней) нашего технологического мира с миром раннего феодализма... поэтому (опять — вроде как?) явно напрашивается превращение этого романа в первую книгу цикла... Ну да... будем поглядеть...