Дорис Лессинг «Воспоминания выжившей»
В мегаполисе недалекого будущего, где правительство давно отчаялось навести порядок, где население терроризируют крысы и банды беженцев, где на улицах царит бессмысленное насилие, немолодая одинокая женщина вдруг загадочным образом получает на воспитание двенадцатилетнюю девочку, которую она должна спасти от надвигающегося всеобщего хаоса.
Экранизации:
— «Воспоминания выжившей» / «Memoirs of a Survivor» 1981, Великобритания, реж. Дэвид Глэдвелл
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
laughingbuddha, 9 января 2014 г.
Признаться, я взялся за эту книгу, исключительно зацепившись за аннотацию, показавшуюся мне очаровательно сюрреалистической — ту самую, что приведена тут, на фантлабе.
Я ждал чего-то наподобие бесконечных постапокалиптических киберпанк-видений, которые годятся исключительно для заполнения сенсорного голода в общественном транспорте или на работе. Однако ожидания мои были обмануты, причем в лучшую сторону. Пожалуй, я возьму имя автора на заметку, ибо хотя и почудилась мне в книге некая подражательность (меня никак не покидало ощущение, что это творчество женской ипостаси Бэнкса), роман меня захватил. Свою роль, конечно, сыграло и некоторое (под)сознательное понимание того, что описанный в книге всеобщий трындец при нынешних мировых тенденциях очень даже возможен, если не сказать (тьфутьфутьфу) — вероятен. Но написано талантливо, интересно, и даже привычных для меня претензий к переводу почти не возникало. Картина рухнувшей привычной нам цивилизации настолько правдоподобна, что становится не по себе, так же как и поневоле увлекают судьбы персонажей, кое-как перебивающихся на обломках мира.
Пока как-то руки не дошли ознакомиться с остальным творчеством автора, но взял на заметку.
Лекс Картер, 22 июля 2009 г.
Роман Дорис Лессинг можно воспринимать как антиутопию, а можно как магический реализм. События происходящие в мире не находят логических объяснений — их нужно принять как должное. Старый мир рушится, жители покидают города, оставляя за собой кварталы пустынных трущоб, про которые власти и слышать не хотят. Предоставленные сами себе, кто-то из жителей старается сохранить привычный уклад жизни, кто-то сбивается в комунны и банды.
В государстве, казалось бы потерявшем надежду на будущее, одинокая женщина внезапно получает на воспитание девочку, которой вот-вот предстоит войти во взрослую жизнь. В центре сюжета стремительное взросление Эмили, двенадцатилетней девочки, рассудительной не по годам, но еще не познавшей жизни. Дорис Лессинг дает понять, что возраст перестает иметь значение, когда на глазах рушится привычный мир. Управлять комунной способен и Джеральд — подросток, готовый взять ответственность за окружающих.
Персонажей в книге немного, но именно на них акцентировано все внимание, отчего вышли они неодносторонними и обаятельными. Чего стоит один только котопес Хуго, верный друг Эмили и тем не менее глубоко одинокое животное, чей смысл жизни привязан к хозяйке. В привязанностях и заключаются трудные отношения героев, они не дают им оторваться друг от друга, несмотря на различия и положения.
Читателю представлена деградация общества. Джеральд всего лишь один из многих лидеров множащихся комунн, стремящихся помочь нуждающимся, не позволить подрастающим поколениям опуститься до уровня одичания, построить на руинах старого мира свое маленькое независимое общество. Прежде всего произведение Дорис Лессинг, не антиутопия, и даже не магический реализм, а тонкая социальная драма, выписанная несколько иронично и тем не менее до крайности серьезно, не подавая ни намека на фальш.
Отлично выписано взросление человека в обществе, уходящем к первобытному строю, и чем дальше, тем младше возраст тех, кто вынужден выживать вне всяких норм и законов, создавать свой общественный уклад и защищать его порядки. Упадок наступает за считанные годы, младшие банды все больше и больше напоминают звериные стаи, среди которых Джеральд к концу предстает сильным и мудрым лидером, готовым поступиться своими идеалами ради благополучия других.
Итог: книга о взаимоотношениях в суровых антиутопических реалиях, жесткая, но чертовски трогательная.
subhuman, 31 июля 2009 г.
Когда начал читать «Воспоминания выжившей», то слегка озадачился, потому как чувствовал некий дисбаланс: психология героев была какая-то плохо проработанная, хотя и с претензией. Но к концу вроде получше стало, когда псевдопсихологию сменила социология. Сам роман — про медленный распад реальности, где фантастика используется как метод, нечто вроде постапокалиптической драмы про недалёкое будущее, когда везде всё постепенно застывает, разруха, люди покидают города в поисках лучших мест и так далее. Кое-как дочитал за неделю (местами было просто неинтересно, поэтому не рвался к чтению, и даже жалел, что деньги потратил), решил посмотреть какое-нибудь кино. Вставляю диск практически наугад и с удивлением пониманию, что это экранизация этого романа, хотя когда я его заказывал, я не знал о Лессинг, а думал, что это постапокалипсис просто. Фильм оказался на удивление неплох и весьма хорошо дополнил книгу.
Anastasia2012, 14 мая 2010 г.
Книга тяжело воспринималась мной. Почти статичная героиня, от лица которой идёт повествование. Как будто она замурована в стену, но ещё дышит, ест и даже передвигается, но с этой стеной вместе: тяжело, медленно. Эти её «проникновения» сквозь стену в параллельную реальность, более привычную в воспоминаниях, более домашнюю, семейную. Это отстутсие семейных ценностей в реальности выжившей. И это финальное «раскрытие» иной реальности как возможность заново научиться ценить дом, тепло, уют, заботу о ближних и даже возможность иметь любимых и нелюбимых детей.