fantlab ru

Франсис Карсак «На бесплодной планете»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.22
Оценок:
53
Моя оценка:
-

подробнее

На бесплодной планете

Sur un monde stérile

Роман, год (год написания: 1944)

Аннотация:

Эта история о полёте группы энтузиастов на Марс и о древних народах, что населяли его.

Примечание:

Роман «На стерильной планете» написан в 1943-1944 годах, когда будущий известный писатель сражался в рядах французского Сопротивления. Долгое время роман не издавался и был опубликован только в составе первого собрания сочинений.




Самиздат и фэнзины:

Наша родина - космос
2016 г.
Наша родина - космос
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Francis Carsac. Oeuvres complètes - 1
1996 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

— Это научная экспедиция, черт побери, а не увеселительный круиз!

Земля — третья планета от Солнца. Три четверти её поверхности занимает вода и лишь одна четвертая часть — суша. И там, и там, днём и ночью, летом и зимой, на экваторе и на полюсах, вот уже на протяжении почти четырех миллиардов лет кипит жизнь. Не счесть её форм, не охватить взглядом количества особей различных видов, не постичь целей этого миллиардолетнего карнавала рождений и смертей. И вот однажды, на этом празднике жизни появился новый персонаж, за ничтожный по геологическим меркам период, достигший небывалого развития и весьма самоуверенно заявивший о себе, как о венце творения природы. Я говорю о человеке. Пытлив был его ум, умелы руки, отважен характер. Он быстро распространился по Земле, жадно постигая её тайны и смело бросая вызов трудностям. Довольно скоро не осталось на ней белых пятен, но жажда нового, желание заглянуть за горизонт всё так же бередили душу и волновали в жилах кровь, заставляя сердце биться быстрее. И устремил человек взор свой на небо, и задумался он о том, что ведь не одна лишь Земля бесконечно торит свой путь вокруг Солнца, что там, среди звезд и планет, ещё полным полно горизонтов, за которые наверняка тоже стоит заглянуть, нужно лишь приложить усилие, нужно лишь сильно-сильно захотеть.

Многие люди захотели невозможного, многие всей своей душой потянулись в неизведанную межпланетную тьму, многие стали на этот тяжелый, казавшийся непреодолимым, путь, ведущий к другим мирам, многие… Но первой, если верить перу Франсиса Карсака, суждено было стать команде единомышленников под руководством физика-ядерщика Поля Бернадака. Он на протяжении уже долгого времени отдавал все свои силы “приручению” урана, чтобы использовать этот радиоактивный элемент в качестве топлива для ракетных кораблей. Опыты его, протекая с разной степенью удачливости, в итоге привели Поля к созданию экспериментальной ракеты, этакой атомной “Фау – 2”, которая при первом же запуске оказалась способной преодолеть притяжение Земли и достигнуть Луны. Неизвестно, сколько бы ещё времени и сил потратил этот талантливый исследователь, чтобы воплотить в реальность свою главную мечту – долететь до планеты Марс и узнать “есть ли на ней каналы, растительность, марсиане”, если бы одним летним днём в его хижину отшельника, где Поль в тишине и одиночестве предавался праздности и размышлениям, не нагрянули два его близких друга и не притащили с собой шведского химика Сигурда Ольсона (без пяти минут нобелевского лауреата), который, выслушав историю Поля, тут же согласился примкнуть к нему и, что самое главное, материально поддержать этот дерзкий проект. Теперь оставалось дело за малым – построить корабль и, конечно же, добраться на нём до Марса.

“ – Мы улетаем на Марс, — из деликатности он произнёс это тоном напускной напыщенности. – Если всё пройдёт, как запланировано, мы станем первыми, кто перейдёт границы Земли. Так, на своих хрупких драккарах, покидали родные края, отправляясь на поиски Винланда, мои предки. Мы же станем викингами неба!”

“На бесплодной планете – первый роман, вышедший из-под пера Франсиса Карсака. Путь его к читателю был долог, Карсак считал его текст неудачным и отказывался публиковать. Книга увидела свет лишь спустя много лет после смерти автора. Этот роман создавался во время Второй мировой войны, в оккупированной Франции, автор в то время активно участвовал в Сопротивлении, был ранен, но ничто не могло помешать ему мечтать о космосе, о межпланетных путешествиях, о ждущих нас братьях по разуму. Будучи человеком строгих материалистических взглядов, автор подошёл к созданию мира своего произведения с точки зрения максимального правдоподобия, стараясь, чтобы он не вошёл в противоречие с имеющимися на тот момент времени теориями и известными научными фактами. Поэтому на Марсе у него не текут реки, не растут марсианские кактусы и не разгуливают берроузовские зеленокожие марсиане или их ближайшие родственники.

Недаром роман назван “На БЕСПЛОДНОЙ планете”. Карсаковский Марс – это бесконечная пустыня, прерываемая лишь ледяными полярными шапкам, безжизненная и, несомненно, смертельная для всякого неподготовленного существа, отважившегося поселиться на её просторах. Лишь в одном автор решил дать поблажку команде земных покорителей Красной планеты, весьма вольно обойдясь с процентным содержанием кислорода в воздухе и с величиной атмосферного давления. Так, проведя первые измерения по прилёту на Марс, земляне насчитали целых 4% кислорода и 1/5 земного давления (на самом деле 0,13% и 1/110). На фоне всего этого кажется вполне логичным, что сохранившиеся остатки марсианской цивилизации покинули столь негостеприимную поверхность и переселились в недра планеты.

Серьёзно увлекаясь антропологией, Карсак создаёт оригинальную и весьма подробную историю расцвета и упадка марсианской цивилизации, охватывающую почти 30 миллионов лет. Так, согласно Карсаку, Марс изначально населяли две разумные расы: белая гуманоидная и красная, ведущая свою родословную от насекомых. Затем, в результате последствий затяжной войны красных с белыми, раса последних стремительно мутировала, образовав около дюжины новых видов, из которых выжили лишь представители желтых и чёрных “новых марсиан”, вскорости сцепившихся уже между собой, что закономерно привело к полному уничтожению какой либо жизни на поверхности. Оставшиеся в живых участники трёхстороннего конфликта вынуждены были уйти вглубь Марса, что, впрочем, ничуть не помешало им продолжать при малейшей возможности уничтожать друг друга. Вот в такое осиное гнездо совершенно невольно и попали участники земной экспедиции, имевшие к Марсу исключительно научный интерес: “Мы не министры, не конкистадоры. Водружать флаг не будем. Если здесь есть марсиане, эта земля – их. В противном случае она принадлежит всему человечеству, которое, к сожалению, пока что не имеет общего флага”. Но это совсем не мешает землянам ввязаться в давнюю межрасовую вражду марсиан на стороне одних из участников конфликта.

То, что роман был написан на исходе мировой войны, равной которой не знала ещё земная история, несомненно, наложило на него свой отпечаток. Мирная земная экспедиция, отправляющаяся на предположительно бесплодную планету, везёт с собой такой запас вооружения, который трудно согласуется со званием мирных исследователей, а больше подходит для участия в какой-нибудь маленькой победоносной войне. Да и события, развернувшиеся впоследствии на Марсе, очень быстро перетекают в русло именно военного конфликта, быстро разросшегося до масштабов планетарной бойни. Причём в описании схваток и боёв отчётливо видно, что писал всё это человек, непосредственного участвовавший в войне. Впрочем, подобный “посттравматический синдром” характерен для подавляющей массы послевоенной фантастики. Как один из самых ярких примеров можно вспомнить роман “Звёздные короли” Эдмонда Гамильтона, в котором бывший пилот бомбардировщика, а ныне заштатный клерк Джон Гордон, отправляется через миллионы лет в будущее, совершив обмен разумами с принцем местной галактической империи, и практически с ходу ввязывается в конфликт, вскорости приведший к галактической войне.

Вот только герои Карсака совершенно не похожи на гамильтоновского Гордона, страдающего послевоенным неврозом. В подавляющем своём большинстве они учёные до мозга костей и в военный конфликт ввязываются лишь из-за сложившихся обстоятельств. К тому же на протяжении всей истории отчётливо чувствуется, что она сочинена французом, ведь для его героев даже на другой планете завтрак – это прежде всего круассан с какао, единственный официальный член экипажа женского пола очень быстро заводит на борту корабля “межзвёздный” роман, а зайцем на борту оказывается не традиционный советский пионер с томиком Шекспира под мышкой, а, опять таки, девушка., которая тоже весьма недолго остается одна. В целом же, герои оказались не самой сильной стороной романа – автор явно сосредоточил всё своё внимание не столько на действующих лицах, сколько на самой истории, получившейся яркой, динамичной, захватывающей, полной невероятных приключений и удивительных открытий. Для него новый мир и то, что в нём происходит, оказывается важнее отдельных личностей, двигающих сюжет. Да и гибнут эти личности на протяжении всей истории периодически, что придаёт дополнительный драматизм сюжету.

Несмотря на то, что это дебютный роман, в нём уже, разве что за исключением первой (земной) части, чувствуется тот, совершенно особенный, карсаковский дух, характерный для его последующих произведений. Да и кое-какие сюжетные находки он использует в других своих романах. Так, например, во время описания быта чёрных марсиан попадается следующая фраза: “Каждый марсианин, за исключением шестипалых, загипнотизирован с самого детства жрецами, которые твёрдо убеждены, что исполняют свой священный долг, хотя и сами, из поколения в поколение становятся жертвами внушения”. Нечто похожее происходит и в его романе “Бегство Земли”.

Итог: автор совершенно напрасно не стал сам издавать этот роман – история получилась весьма увлекательная и, на мой взгляд, в целом удачная. Хочется сказать спасибо жене и сыну Франсиса Карсака, благодаря усилиям которых рукопись не осталась пылиться в архивах, а, хоть и практически через полвека, но увидела свет. А так же отдельное спасибо Льву Самуйлову, благодаря которому мы теперь имеем возможность прочесть этот замечательный роман на русском языке. Рекомендую всем любителям классической научной фантастики.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Держу в руках приятно-увесистый томик Франсиса Карсака, выпущенный в свет малоизвестным издательством «Черная река». Томик оформлен под известную книжную серию БПНФ: те же два прямоугольничка – с картинкой и названием книги, окантованных знаменитой виньеткой в виде своеобразной рамки, так знакомой многим поколениям книголюбов легендарной страны – Советского Союза. Собственно, из-за этой запоминающейся виньетки серия и получила своё неофициальное название – «рамка». Именно в текущем 2016 году исполняется 80 лет выпуска книг в таком оформлении.

По-видимому, в память случившегося и анонсированное собрание сочинений Карсака, затеянное переводчиком Львом Сергеевичем Самуйловым, намечено выпустить в «рамочном» оформлении.

И вот он, первый том, в виде некоммерческого ознакомительного сувенира, не предназначенного для продажи.

Книга издана на достаточно приличном уровне, кроме тиснения на обложке знаменитой рамки, у неё и корешок с соответствующим тиснением, рисованные форзацы и собственное наименование серии – «Классика зарубежной фантастики». Есть в книге и внутренние иллюстрации, правда, на мой взгляд, их могло быть и побольше количеством. Книгу удачно дополняют фотографии Франсиса Карсака, а также материалы о писателе, написанные родственниками знаменитого француза.

В первый том собрания вошли никогда не переводившийся на русский язык роман «На бесплодной планете», самый первый научно-фантастический роман Ф. Карсака, роман «Наша родина – космос», а также три научно-фантастических рассказа.

Роман «На бесплодной планете», несмотря на то, что является первым в жизни романом писателя, ни в коей мере не выглядит ученическим: Это вполне зрелое произведение для того периода времени. В нем детально прописаны характеры героев, мотивация их поступков, поведение на иной планете – на Марсе. И события, в которые вовлечены участники инопланетной экспедиции – они так похожи на земные (большую часть романа Карсак на писал в 1943-1944 годах), это военные действия, борьба марсиан между собой за право жить, за независимость. Карсак населил Марс интересными расами, среди них есть и негуманоиды, сейчас бы мы назвали бы их инсектоидами. Роман в большой степени динамичен, одна схватка сменяет другую, собственно, изучение Марса как планеты, осуществляется нашими героями, спорадически, урывками, но так построен сюжет романа. Тем не менее, в романе рассказана довольно детально рассказана история местных цивилизаций, описаны причины внешнего бесплодия Марса. А уж кипучая деятельность внутри планеты!.. Всё это, вместе взятое, делает роман увлекательным чтением, что даже не замечаешь редко, но всё же встречающихся длиннот в описании военных действий, которых, чего греха таить, в романе много. Несмотря на обилие сражений, роман тем не менее, наполнен верой в мирное сосуществование разных рас. Несмотря на давность написания, роман отнюдь не выглядит устаревшим. Возможно, этому способствует хороший перевод, адаптированный к современному языку. Прочел с удовольствием.

Роман «Наше родина – космос» произведение совсем иного плана. На моей взгляд –это очень философский роман, несмотря на всю его фантастичность: громадные космокорабли — космические города, свободно перемещающиеся в просторах Космоса, в которых проходит вся жизнь их обитателей – от рождения до смерти. И смерти не всегда естественной, ибо жителям городов приходится воевать с некими мпфифи — гуманоидной расой, ставящей своей целью уничтожение людей, уничтожение просто так, как говорится, из любви к процессу.

В противовес космическим городам противопоставлено иное цивилизационное образование – Империя, базирующаяся на открытых в Космосе и освоенных планетах. Именно о приключениях главного героя в этих двух цивилизационных сообществах и об участи в борьбе с безжалостными мпфифи и рассказывается в романе «Наша родина – космос». Но это не пустые приключения ради приключений – это постоянные размышления героя, его внутренние терзания, переживания. Он родился, и состоялся как Воин – опора режима, гвардия Империи – в тоталитарном государстве, где твердые распорядок, чёткое распределение ролей и своя, понятная ему логика. Но вот наш герой, Тинкар, попадает в иной мир, мир, где царит демократия, нет жесткой принудиловки и деления людей на касты. Мир, в котором люди свободны в своем выборе, хотя и не совсем – существуют определенного рода ограничения. Ведь космический город – это, грубо, говоря, механизм, и жизнь обитателей этого своеобразного космогорода зависит от четкого функционирования его систем, коммуникаций. Так что Тинкар может и здесь найти своё место, если бы не..

Если бы не одна неприятная черта у жителей космогорода – они презирают людей, привязанных к планетам, считая их недостойными своего уровня. И вот это как раз и делает жизнь Тинкара невыносимой среди космических горожан. Он многое умеет, как Воин, он мог бы организовать оборону города от мпфифи, но... он не нужен горожанам, они не верят в его возможности и его адаптацию к Городу в будущем, он – планетянин.

Вот на это непростом фоне и мечется герой, пытаясь определить, где же ему лично предстоит жить: в Городе, где он нашел свою любовь, где получил наконец, признание, которое ему отравляют прошлые обиды или в развалившейся в результате переворота Империи, где вновь пришли к власти тоталитарные силы и смуты подавляются кроваво и беспощадно. Очень интересный космическо-философский роман, мне понравился.

Рассказ «Поцелуй жизни» — рассказ о Контакте. О контакте между людьми и инопланетянами. О контакте с иными разумными всегда мечтали люди,

И эта мечта как будто осуществилась. Наконец-то экипаж космического корабля встретил тех, именно тех, о ком мечтали.

Но реальность оказалась очень жестокой. Настолько жестокой что, люди с трудом очнулись от навеянного наваждения, и заплатили слишком высокую цену за то, чтобы разорвать этот «контакт». Жесткий рассказ. Интересно, что Карсак в своем творчестве еще раз обратится к теме инопланетян–гипнотов в романе «Бегство Земли».

Следующий рассказ, «Голос волка» тоже о контакте. Наконец-то! Наконец-то встретились две гуманоидные расы, настолько близкие и по внешнему виду, метаболизму, сходной средой обитания, духовными ценностями. Ну, просто невероятно, насколько ни близки! Представители обеих рас души не чают в друг друге, общаясь по телекоммуникационным системам, готовые влюбиться без ума и с нетерпением ждут, когда смогут встретится лицом к лицу, без скафандров, на поверхности планеты, которая одинаково подходит обеим расам. И вот наконец этот чудесный день настал! Но какое горькое разочарование ожидало космических контактеров!

Карсак так построил сюжет, что НИКОГДА эти такие, казалось бы, близкие гуманоидные расы не смогут вступить в контакт, ибо они не могут выносить друг друга при личном контакте. Возможно всему виной запах, или совокупность каких-то неуловимых признаков, но люди и элалухини не выносят друг друга, если можно так выразится, на генном уровне, как волки не выносят собак.

Возможно, данный феномен преодолим, ведь обе расы — носители разума, но такова авторская задумка. И очень печально, что Контакт не состоялся.

Рассказ «Первая империя» — о том, как далекие потомки нынешних землян, роясь на пепелищах канувшей в лету нынешней цивилизации, натыкаются на остатки книг, в частности, научной фантастики, ошибочно принимают всё написанное фантастами за реальные события. Потомки, читая о звездных путешествиях, межзвездных войнах, проникновением в тайны вещества, ошибочно полагают, что им никогда не достичь того уровня Знаний, которым обладали Предки и поэтому считают себя несколько ущербными. Но однажды нескольким ученым-археологам открылось истинное положение вещей, и они были настолько ошарашены тем, поняв, что все найденное и прочитанное является… выдумкой, то есть ложью! Замешательство длилось недолго, ибо выясняется, что двоим ученым-физикам, воодушевленных примерами Великих Предков, удалось на короткое время переместить металлический куб в гиперпространство и вернуть его назад… Таким образом, сделан первый шаг по пути славных Предков!

Рассказ грустный, но с юмористической окраской и – оптимистичен: не зря, не зря человечество жило выдумкой, мечтой! И возможно, наши потомки сделают то, что не удалось нам.…

В общем, получился очень даже неплохой том фантастики. Коллектив переводчиков –Лев Самуйлов (На бесплодной планете, Поцелуй жизни, Голос волка) Аркадий Григорьев (Наша родина –космос), Владилен Каспаров (Первая империя) поработал на славу.

Но если Григорьев и Каспаров участвовали в томе Карсака переводами, то Лев Самуйлов выступил еще и в качестве издателя, ибо только благодаря ему данное издание увидело свет и станет доступно читателям.

Здесь следует отметить, что Самуйлов Лев, как переводчик, обладает прекрасным знанием иностранного языка, живостью ума и к тому же хорошо владеет литературным русским языком. Именно совокупность этих качеств позволяет в полной мере насладиться чтением и практически полностью понимать все те нюансы, которые зарубежный автор пытался донести до читателя. Вот этими–то качествами Лев Самуйлов обладает в полной мере, за что ему читательское спасибо.

И как издатель, Самуйлов Л.С. дебютировал вполне достойно, книга смотрится отлично внешне. О внутреннем содержании я говорил выше.

Конечно, недочеты есть, но они мелки и не портят очень положительного впечатления о книге, о них я сообщил издателю.

В общем, книгу стоит рекомендовать к чтению, она того заслуживает.

Карсак, в общем-то -любимый писатель, еще со времен «Робинзонов космоса». А тут — такой подарок! Здорово!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Даже у самых талантливых писателей бывают неудачные дебютные романы. Достаточно вспомнить «Астронавтов» Лема. Не стал исключением и Карсак. Это не тот Карсак которого мы знаем по «Робинзонам Космоса» или «Бегству Земли».

«Бесплодная Земля» вся пропитана наивным духом фантастики 20-30 годов, когда казалось, что для запуска ракеты к Марсу достаточно одного технического гения и десятка энтузиастов-любителей, и никто из писателей и читателей и представить себе не мог, какая мощнейшая индустрия будет стоять за каждым запуском. Не менее наивно описание общественного устройства марсиан и их самих. Эта часть явно навеяна романами Берроуза. Когда читал описания приключений героев, то подсознательно ожидал спасения прекрасной принцессы. Принцессы правда не было, но юную красавицу, занимающую очень высокое положение все же спасли).

Но хуже всего получились герои. Совершенно одинаковые картонные персонажи, отличающиеся друг от друга только именами и степенью бугристости (это не шутка, так и написано) мускулатуры. Даже к концу книги я их еле друг от друга отличал, а смерть ряда персонажей не вызывала ровным счетом никаких эмоций. Да и сама гибель проходила где-то на заднем плане. И это на фоне тщательно выписанных характеров в других книгах Карсака, когда даже инопланетяне, например Взлик, обладают своими специфичными чертами.

Сражения описаны жутко корявым языком. Возможно это «заслуга» переводчика, но подозреваю что и в оригинале не все в порядке.

За фразы типа: «Уничтожены 122 машины. И так как в каждой машине было по двое марсиан, их потери насчитывают 244 особи.» или «Тогда-то и подоспела подмога в лице Бернара, Рэя и Сига. Шеренга стражников распалась от удара. На Земле общий вес трех товарищей составлял 285 килограммов.» хочется стукнуть чем-то тяжелым.

Неудивительно, что Карсак не хотел публиковать данный опус. Ему просто было стыдно.

Резюме: не рекомендую к прочтению, возможно только поклонникам автора. И уж категорически не рекомендую начинать знакомство с творчеством Карсака с этой книги. Иначе вы навсегда рискуете потерять для себя этого яркого и интересного писателя.

Оценка: 4
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно хороший роман, учитывая, что это первая книга Карсака, да ещё и написанная во времена второй мировой. Конечно, эпоха внесла свои коррективы в темы книги, и поэтому научной фантастикой назвать ее можно лишь с некоторыми натягом. Это, скорее, приключенческий роман, действие которого разворачивается на другой планете. Но все же именно этой книги и недоставало перед «Робинзонами космоса», чтобы в голове сложилась стройная картина роста мастерства и размаха фантазии писателя. Уже просто поэтому книга обязательна к прочтению.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх