Элизабет Мун «Меч наёмника»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Военное | Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Первая часть трилогии о Паксенаррион, дочери Дортана, родившейся в Трех Пихтах.
Пакс хотят выдать замуж, но её это не устраивает и она сбегает из дома и направляется к Скалистому Форту, чтобы вступить в роту герцога Пелана и начать новую жизнь полную приключений и опасностей...
Входит в:
— цикл «Gird» > цикл «Хроники Паксенаррион»
Награды и премии:
лауреат |
Мемориальная премия Комптона Крука / Compton Crook Memorial Award, 1989 // Дебютный роман |
Номинации на премии:
номинант |
Премия им. Уильяма Кроуфорда / Crawford Award, 1989 |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Chimaura, 5 декабря 2018 г.
Не скажу, что мне понравилось до дрожи в коленках, но в целом — вполне достойная книга.
Конечно, выбор главного героя необычный для нашего патриархального мира, в котором до сих пор главные героини женского пола воспринимаются с некой долей снисходительности, дескать, «что с баб взять». И поэтому мне особенно глянулось, что Элизабет Мун не стала зацикливать свою героиню на любовных похождениях и поисках подходящего мужа. В конце концов, сражаются люди не своими половыми органами, и женщина-воительница имеет столько же прав на уважение читателей, сколько и мужчина, поэтому мне понравилась Паксенаррион: упорная, гордая, решительная. Может показаться грубоватой, но, в конце концов, она дочь фермера из деревенской глуши, поэтому честь и искренность идут ей куда больше «женского» лукавства. У нее есть мечта — и это не «Выйти замуж за принца», есть цель, есть собственные руки — и вот уже она, сбежав из родного дома, сперва становится рекрутом, затем — воином, а под конец — героиней. Прекрасный жизненный путь, как по мне.
Никаких платьев с разрезами до труселей. Никаких магических примочек, исключая методы экспресс-лечения, никаких драгоценных доспехов и разговаривающих мечей. Простая, а порой и грязная работа наемника, где приходится и выгребные ямы копать, и с копьем тренироваться, и подвергаться насилию со стороны тех, кто считает себя правее других. В целом книга получилась больше не о приключениях, а о солдатском быте... но, с другой стороны, если бы фермерская дочка с первых же страниц начала охоту на драконов — выглядело бы это куда более «сказочно» и нереалистично! Да, можно было бы подсократить «рекрутский» кусочек книги, или расширить линию Синьявы... но, с другой стороны, а почему бы и не так? Почему обязательно ГГ фэнтези должна попадать из одной передряги в другую, а не тихо-мирно выполнять свой долг? И пусть мир прописан кое-как, об эльфах с гномами и карликами сказано вскользь — это всего лишь первая книга трилогии, в которой и не должно быть расписано все и до конца. Уж за это-то автора можно простить.
В целом: неплохой роман. Не шедевр — все же «фэнтези-повседневность» интересна не каждому, а у той же Марии Семёновой в «Братьях» рекрутский быт был выписан куда поживее, ибо автор сосредоточилась именно на людях и их взаимоотношениях. Но, тем не менее, книга хороша уже потому, что тут главная героиня не сосредоточена на любви, и солдатская участь для нее — не средство в поисках ПрЫнца, а жизненное призвание (если бы главным героем был «вьюноша с взором горящим», думаю, возмущений было бы куда меньше...). Таких героинь на моей памяти было не так уж много, поэтому я и ставлю «Мечу наемника» заслуженную «четверку».
P.S. Никак не пойму эту привычку переводчиков переделывать название книжки... что, «Дочь фермера» не звучит? Давай уж тогда все переводные книги «переименовывать»...
glupec, 22 августа 2009 г.
Книга вся полна подробностей лагерной жизни наемников и рутины армейских будней — их здесь больше чем собственно сюжета (хотя, вроде бы, и положительные герои есть, и враг, с которым предстоит борьба... но всё это как будто «не всерьёз» и несколько побоку), и больше, чем каких бы то ни было эмоций (внутренний мир персонажей показан очень мало). Как бытописательский роман на военную тему... ну, допустим. Как фэнтези — увы, не очень.
Кстати же, и вселенная почти не прописана (магия на уровне «молний Императора» из ЗВ. Что за «Святой Гед»? Бог это, полубог, или кто? Имя, кстати, тоже «не своё», ибо заимствовано у Ле Гуин...
Толкиноподобные же эльфы и вовсе в подобном — грубом и жестоком — мире смотрятся белыми воронами).
Да, скорее всего, такова и была изначальная установка автора — показать нам как можно меньше мира, людей и их отношений, и как можно больше — суровой военщины... Но не могу сказать, что я это одобряю, потому что даже в книгах о ВОВ акцент прежде всего делался не столько на войну, сколько на ЛЮДЕЙ. Имхо, автор выбрала неверный подход.
Единственное, что более-менее «цепляет» (хотя книгу это всё равно не делает такой уж интересной) — суд над героиней в самом начале. Но и то... очень быстро становится понятно, как именно всё это разрешится — и интрига оказывается на корню загублена...
Есть удачные персонажи (например, Коула Министьера, сохранившая в себе человечность вопреки тем реалиям, в которых живёт)... но автор очень быстро их выводит за пределы сюжета, и начинает писать о гораздо более скучных и грязных вещах.
Опять-таки, я этого не одобряю.
istorik89, 22 ноября 2012 г.
Один из самых лбюимых фэнтезийных романов, пришедшийся по душе еще в детстве. Прежде всего зацепил той самой «военщиной» и отсутствием типичного клише «найти священный древний артефакт, чтобы навсегда уничтожить самого главного темного чародея, который хочет поработить мир» — нет, тут такого нет. Не могу сказать что проработана глубина персонажей, но тем не менее ключевые герои запоминаются, ко многим лично я привязался. Вселенная сырой не показалась, хотя надо признать, что какие-то вещи действительно весьма шаблонны. В целом мир получился интересным, но хотелось бы больше узнавать о нем — много занятных вещей и тем о самом мире, религиях, рыцарских орденах, культах, гильдиях и тому подобном порой упомянуты вскользь (работа для воображения гарантирована). Прочитав книги в оригинале был приятно удивлен качественным и хорошим аутентичным языком автора, при этом не в коей мере не умаляю достоинства перевода, просто оригинал и есть оригинал. В целом произведение — достойный пример нетипичного романа в рамках жанра героического фэнтези.
benommen, 28 июля 2009 г.
Вот так, если задуматся ничего интересного особо нет, просто юная девушка сбегает с фермы отца, что б не выходить замуж, и подаеться в солдаты, точнее простые наемники, где ее поджидают разные испытания и трудности. Никакого особенного сюжета, простой квест... Но с другой стороны, очень живой и крепкий роман, который любителю таких романов приносит очень приятные впечатления от прочтения. Решил сойтись на оценке «хорошо» — 8 баллов, хотя книга действительно понравилась...
ICELIN, 15 июля 2009 г.
Замечательная книга. Одна из моих самых любимых и одна из первых книг, которые я прочитала в жанре фэнтази. Пакс по своей выдержке не уступает мужчинам. Жизн ставила ее в трудные условия, но она всегда выходила из них с честью.
misa-19, 14 июня 2009 г.
Согласна хотя несовсем...Начало просто суперское и продолжение...особенно хорошо описаны все трудности войны и как там тяжело приходится девушке..
И еще почему продолжение слабее?вроде все отлично..ведь там все так ще описано и сделано)))Но по крайней мере это мое мнение...А так книга просто СУПЕРСКАЯ))))
kkk72, 19 октября 2007 г.
Начало цикла получилось довольно неплохим. Не раз доводилось читать, как молодой парень из села начинает мечтать о приключениях, сбегает из дому и попадает в различные передряги. А если на его месте окажется девушка? В книге достаточно толково описано, как тяжело на войне женщине, особенно если она пытается сражаться на равных с мужчинами. В результате получилась весьма крепкая фэнтези. К сожалению, продолжение оказалось значительно слабее.