fantlab ru

Владимир Тендряков «Три мешка сорной пшеницы»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.36
Оценок:
14
Моя оценка:
-

подробнее

Три мешка сорной пшеницы

Повесть, год

Аннотация:

Идёт последний год Великой Отечественной войны. Стране нужен хлеб. В один из районов Нечерноземья направляется бригада областных уполномоченных для сбора зерна.

Примечание:

Первая публикация — «Наш современник». – М.: 1973, №2.


Входит в:

— журнал «Наш современник 1973'02», 1973 г.

— сборник «Перевёртыши», 1974 г.

— сборник «Граждане Города Солнца», 1977 г.

— журнал «Подвиг 1979'01», 1979 г.

— сборник «Собрание сочинений в 4-х томах. Том 4», 1980 г.

— сборник «Повести», 1982 г.

— антологию «В прекрасном и яростном мире», 1988 г.

— антологию «Живая вода», 1989 г.



Издания: ВСЕ (9)

Перевёртыши
1974 г.
Граждане города солнца
1977 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 4
1980 г.
Повести
1982 г.
В прекрасном и яростном мире
1988 г.
Владимир Тендряков. Собрание сочинений в пяти томах. Том 4
1988 г.
Живая вода
1989 г.

Периодика:

Наш современник № 2, февраль 1973 г.
1973 г.
«Подвиг» 1979'01
1979 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Затылок войны…

Прочитав лишь два произведения автора (первое – «Кончина»; второе – вот это) я склоняюсь к тому, что Тендряков не мой автор. Говорю это, признавая, что он отличный автор, мощный автор. Всё у него есть – прекрасный язык с сильными образами, глубина драматизма, зачерпывающая те самые социальные проблемы, что на проверку оказываются вечными, точное знание человеческой психологии, делающее персонажей живыми и неоднозначными, как и те события, что у него происходят. Но – не моё. Почему? Есть у него какая-то безысходность – давящая, депрессивная… И это меня от него (пока) отталкивает, не позволяет его любить.

И с этой повестью так же. Вижу её плюсы и достоинства, и их немало, но давящее, депрессивное – оно не только в самом положении, в страшном, голодном затылке войны, оно будто в самой природе, в описаниях слякотной осени, в языке, по временам повторяющим, будто прокручивающим в мясорубке, одно и то же… Особенно этим поддавливало начало, которое казалось мне слегка размазанным, тягучим – мне в нём было непонятно, к чему многое (да тот же, например, Зобнин, старец-убийца, так нарочито появившийся после воспоминаний о нём, да и много чего). И только к середине, когда события вдруг стянулись, распоролись как раной своей проблематикой, я многое оценил –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и того же Зобнина, что одновременно отражал Божеумова (тут даже есть намек в фамилии – Божеумов и верующий убийца Зобнин), а история его вражды чуть не отразилась в перепалке между Божеумовым и Кистеревым; к чему «Город солнца» Кампанеллы, той юношеской мечты, что отбрасывается взрослением и пониманием, что мир гораздо сложнее; к чему эта, ни в детских красках, любовь между героем и Верой – тоже взросление…
Затылок войны, не менее драматичный, противоречивый, указы и здравый смысл, нужда сегодняшнего и завтрашнего дня, проверка совести, и три мешка сорной пшеницы, ставшие мерой и жизни человеческой (и будущего целого района и его людей), и его человеческой ценности. Всё это вижу, и всему готов аплодировать… Но эта беспробудная тяжесть – и ладно бы в моменте и без того тяжелого накала морального выбора, но постоянная, даже иногда противоречащая внутреннему миру героя, которому, в отличие от фронтовой жизни, каждый день, незыблемость этих дней, уже счастье – вот это как излишнее накручивание, нагнетание всё же не позволяет мне полюбить эту повесть, воскликнуть: «Хорошо же! Прекрасно! Мощно». Не нравится мне искусственное нагнетание мощи, тем более, когда мощь есть и так, была бы при любом исходе – ничего не могу с собой поделать.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх