FantLab ru

Дж. К. Роулинг «Случайная вакансия»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.22
Голосов:
297
Моя оценка:
-

подробнее

Случайная вакансия

The Casual Vacancy

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 26
Аннотация:

Действие книги происходит в городе Пэгфорд и в соседних с ним Полях.. Здесь нет фраков, Джеймса Бонда и королевы, а есть случай, предоставивший освободившуюся вакансию.

Чувствовать свою власть любят многие, а начинается всё с малого — с семьи. Размышления детской писательницы Дж. К. Роулинг на эту тему переросли в роман о непростых отношениях детей и родителей на фоне политической борьбы за место в городском совете. Акцент поставлен на то, что заносчивые родители в ряде случаев могут зависеть от поступков своих ошибочно недооценённых детей.

Новая книга Роулинг — пособие об искушении и терпеливости — предлагает проверить читателю самого себя.

Примечание:

Издательство Little, Brown & Co., выпускающее книгу, объявило, что роман выйдет 27 сентября 2012 года в бумажном и электронном форматах по всему миру.


Награды и премии:


лауреат
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2012 // Художественная литература (11 525 голосов)


Случайная вакансия
2013 г.
Случайная вакансия. Ёфицированное издание
2013 г.
Случайная вакансия
2014 г.

Издания на иностранных языках:

The Casual Vacancy
2012 г.
(английский)
Una vacante imprevista
2012 г.
(испанский)
The Casual Vacancy
2013 г.
(английский)
Несподівана вакансія
2013 г.
(украинский)
The Casual Vacancy
2015 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  32  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 февраля 2013 г.

Одолеть от начала до конца свежий «взрослый» роман г-жи Роулинг возможно только пав жертвой любопытства в квадрате – сначала любопытствуешь, и в каком же направлении двинулась прославленный автор шикарных детских книжек, а после сотни примерно страниц, столкнувшись с потоками банальностей, неловкостей и в принципе неинтересным сюжетом, держишься только лишь на любопытстве второго уровня – ну надо же вроде узнать, и к чему всё это затеяно?

Преодолевать этот «крестный путь» не порекомендую, пожалуй, вообще никому, потому что история о свившихся в змеиный клубок жителях небольшого городка, морочащихся своими замешанными на антипатии-неудовлетворенности-зависти-тщеславии мелкомасштабными страстями – это скучно. Потому что рассказ об истерзанных своими неумными и несчастными родителями ещё более несчастных детях – это спекуляция и выжимание слезы. То, что человек в принципе является зверушкой, хоть и социальной, но (то ли из-за своих комплексов, то ли в рефлекторной борьбе за «бесплатный воздух») не сильно склонной любить ближнего — не является большой новостью. То, что своих деток надо бы любить и относиться к ним со всем возможным вниманием и заботой, а то беда – ой, ну расскажите ещё раз про это…

Собственно, морализаторство и беспокойство о «социальных язвах» Роулинг, как я понимаю, вообще весьма свойственны, но христианские ценности на территории Хогвартса — это уместно, мило и не раздражает, а наоборот. А сочинить такую вот филиппику на темы, уместные в блоге или, на худой конец, в колонке областной газеты – это какое-то неуважение, ей-богу. То ли к себе как к автору, то ли к своему читателю. Впрочем, думаю, что Джоан и без нас прекрасно знает о том, что на пространстве большой литературы выглядит человеком, впервые вставшим на коньки. А потому понадеемся, что она всё же сочтёт необходимым вернуться… если и не в Хогвартс.Перезагрузка.2.0, то хотя бы куда-нибудь ещё, где будут волшебные палочки и зельеварение.

Оценка: 4
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 марта 2013 г.

Новая книга Дж. К. Роулинг — история о том, как старый-добрый шрам-молния взмахом волшебной палочки превратился в выпирающую ширинку от потёртых джинс. Слегка заретушированная похоть, наркотическая тема и мимолётное лесбиянство не добавляют очков Гриффиндору и не делает книгу взрослой. Наверное, ком из нецензурных, сленговых и просто неприличных слов по задумке должен был зацепить неокрепшие умы запретными темами, но в цель по большому счёту не попало ничего. Совершенно уверенно можно сказать, что книга написана для молодёжи, и только для неё. Главная тема — показать значимость подростков в социальной среде, будь то семья, школа или кружок по гребле. Тинейджеры известны своей непредсказуемостью, они готовы рискнуть намного охотнее обременённых чем только можно взрослых. Проблема в том, что взглянуть на это по-новому у Роулинг не вышло.

В «Случайной вакансии» вводной части уделено аж 300 страниц пресного текста и это нонсенс. Одолевая их, читатель вынужден нацепить бейджик «Hello, I am...» на каждого из трёх десятков персонажей, не считая второстепенных, иначе никаких эмоций происходящее просто не вызывает. Так что страничка со списком действующих лиц перед началом романа совсем не помешала бы. Среди героев есть даже Тот-Чьё-Имя-Нельзя-Называть, скрывающийся под логином «Призрак_Барри_Фейрбразера». Образы героев раскрываются по ходу действия, а действие первой половины книги очень тягучее. Затуманивает и без того запоздалый сюжет нудная политическая демагогия без острот и малейшей карикатурности. Плюс ко всему в романе нет положительных персонажей, что прибавляет безысходности событиям книги.

Вся мораль сводится к тому, что заносчивые родители в ряде случаев зависят от поступков детей и всему виной их недооценённость. Наверняка, Роулинг вкладывала в роман больше смысла, но он выпал из книги где-то по дороге.

Читать или нет — решать вам, но только не обманывайтесь привлекательной обложкой. Критерии оценки: минус 5 баллов из 10 за пресную первую половину, минус 1 балл за отсутствие фирменного стиля, минус 1 балл за расплывчатую мораль. В остатке 3 балла за сюжет второй половины проходного романа писательницы с мировым именем.

Оценка: 3
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 октября 2013 г.

Понятно, что внутри каждого читателя живет маленький и противный Станиславский, который то и дело выскакивает и орет на писателя своим истошным голосом громоподобное «Не верю!!!» Тут на сцену выбегает маленький Толкиен, выпаливает свою знаменитую фразу насчет того, что, если очень постараться, то можно сделать правдоподобным мир, в котором светит зеленое солнце. Вот только слишком многие, успешно придумав зеленое солнце, считают, что достаточно отмазки типа «Я так вижу!»...

При пересечении рубежа тридцати с небольшим лет от роду в голове читателя, вопреки его нежеланию быть Джоном Малковичем из фильма «Быть Джоном Малковичем», то есть превращать свой уютный чердачок в общежитие, где будет тесниться всякая лимита...

Короче, там поселяется пресловутый товарищ Дынин. Ежели вы не знаете, кто такой товарищ Дынин, то посмотрите великолепный фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Но так или иначе, у товарища Дынина была коронная фраза: «Вот когда я был маленьким...»

Взахлеб читал Хайнлайна. Прочитал «Убик» и нифига не понял. Собирал коллекцию книг про Конана, включая даже те, которые состряпали Хаецкая и Нахмансон. Ну и другие варианты продолжения...

И вот мой внутренний товарищ Дынин говорит, что : «Вот когда я был маленьким, то книжки про Гарри Поттера не читал. Потому как они появились, когда я был уже большой. А когда я был маленьким, то читал взахлеб не только Стивена Кинга и разных там Ле Гуин, но и Голсуорси, и Моэма, и Грэма Грина...»

Уточню, что словосочетание «был маленьким» обозначает здесь класс этак девятый...

И даже пару книг Троллопа прочел с удовольствием. Ой, мама!

Поэтому в атмосфере книги, описывающей бытие и житие обывателей, сплевшихся в змеиный клубок, погрязших в пучине тайных и явных пороков, в атмосфере повествования, висящего словно вертолет над маленьким английским городком со всеми его маленькими, но очень болезненными социальными язвами, я чувствую себя как рыба в воде. И я не возражаю против ненавязчивого морализаторства, не возражаю против специфического британского юмора, когда сирым и убогим сочувствуют, но тут же зубоскалят над их укладом жизни столь же едко, сколько недавно со всей энергией Панча дубасили злыми шутками богатеев...

Хороший, добротный британский реализм старой закваски. На его ниве может взрасти недурственный детективный роман (если убить парочку персонажей, и вроде бы Роулинг уже принялась за детективы), а так же кому-то может стать стыдно. Стыдно от того, что под боком творится форменное безобразие, зреют гроздья гнева, и даже сказочники обеспокоены, а мы все требуем сказок вместо правды...

В общем, я не отношу себя к тем, кто требует срочно вернуть госпожу Роулинг к зельеварению и волшебным палочкам. Теперь она имеет право писать о том, о чем хочет. О том, что ее волнует...

А кому нужны шедевры, пусть скажет волшебное слово «Голсуорси». Кстати, Сомс Форсайт все же клёвый мужик!!!

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 марта 2013 г.

Думал: «Ух ты, Роулинг новую книжку написала, да ещё и 18+! Надо брать.» Взял. Первая мысль: «Это, блин, что такое вообще?» Куча незапоминающихся героев, нудное повествование, слабые попытки показать «жесть» и «реальную жизнь»... Да ещё и «Нужными вещами» веет в некоторых моментах. Но читать не бросил, надеясь, что, может быть, дальше веселей будет. И почти угадал.

Вообще, весь роман можно условно разделить на 3 части.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1 — от начала до похорон Барри.

2 — от похорон до юбилея Говарда.

3 — от юбилея и до конца.

Первая часть — скука. Роулинг пытается познакомить читателя с героями, обрисовать в общих чертах ситуацию с городом и семейными проблемами. Всё это дело занимает аж 202 страницы.

Вторая часть неравномерна. Встречаются и интересности, какие-то кульминации, но персонажи заняты в основном двумя делами: они либо ругаются, либо ходят в гости, общаются и посылают друг другу лучики ненависти. Но именно в этом части появляется хоть какой-то «экшн», развитие сюжета. И да, всё это дело занимает 272 страницы.

(Вам интересно, зачем я пишу здесь эти странички? Просто так. Чтоб хоть примерно было видно, сколько придётся дочитать до «вкусноты»).

И, наконец, третья часть: последние 98 страниц. Это именно то, ради чего не стоит бросать чтение этой книги на полпути. Неочевидный апогей. Кульминация. Локальный «апокалипсис». Говорить ничего не буду, сами прочтёте, если захотите. Из-за этих страниц я даже добавил 1 балл к общей оценке романа.

__________________________________________________

Каковы мои общие впечатления? Не знаю. Книга вполне читабельна, но если Роулинг считает, что «взрослость» романа характеризуется наличием секса, мата и наркотиков — я её разочарую. Совсем не этим.

Удалось ли Роулинг показать подковёрную политическую борьбу? И да, и нет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вся борьба здесь вылилась в выкладывании СТРАШНЫХ ТАЙН конкурентов на сайт. Просто «скандалы, интриги, расследования» какие-то.

Купил бы я эту книгу, если бы её автором была не Роулинг, а какой-то менее известный автор? Нет.

Куплю ли я следующий «взрослый» роман Роулинг? Не знаю. Как минимум, сперва спиратю: если понравится — куплю.

Посоветую ли я «Случайную вакансию» кому-либо? Нет.

Оценка: 7
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 октября 2013 г.

Место действия — провинциальный городок Пэгфорд, затерянный в английской глубинке. Время действия — наши дни. Герои, коих множество, — жители Пэгфорда и окрестностей. Основная интрига крутится вокруг так называемой «случайной вакансии» — месте в городском совете, неожиданно освободившемся в связи со смертью Барри Фэйрбразера, прежде занимавшего должность. Попутно всплывает множество других тем. Одним из важных конфликтов в романе является конфликт отцов и детей. Он получает весьма неожиданное воплощение, и это небезынтересный сюжетный ход. Показательно здесь то, что дурной пример заразителен, и подростки подвластны этому.

Это в первую очередь социальный роман, а уж потом психологический, семейный, флософский. Роулинг подняла множество важных и злободневных вопросов, на которые общество привычно закрывает глаза, стыдливо не обращает внимания, — это проблемы наркомании, насилия, жесткого обращения с детьми. Я редко плачу, когда читаю книги, но в этот раз я плакала, когда читала историю семьи Уидон и маленького Робби, до которого никому не было дела. Как мать я не могу этого понять, не могу принять, не могу и не хочу верить, что такое возможно, но до тех пор, пока общество будет отрицать подобные вещи, ничего не изменится. Нужно менять систему в целом. Об этом роман Роулинг. О несовершенстве системы ценностей, системы управления, о несовершенстве общества, погрязшего в политических интригах.

В романе показаны два мира: мир респектабельного Пэгфорда и мир бедного грязного Филдса. Но на поверку выходит, что Пэгфорд гораздо грязнее: здесь никому ни до кого нет дела, дети пишут анонимные гадости на родителей, родители погрязли в своих проблемах и не обращают внимания на детей, мужья и жены изменяют друг другу, все врут и лицемерят, думая лишь о собственном благе. Врут даже себе, не желая замечать очевидного. За всеми этими кружевными занавесками и идеально подстриженными лужайками скрываются неприглядные тайны.

Множество персонажей, множество событий, множество ответвлений от основного события — смерти Барри Фэйбразера и образовавшейся вакансии в городском совете Пэгфорда. Калейдоскоп лиц и зарисовок частной жизни из разных слоев общества. Весьма реалистичное бытописание. Я бы сказала, что слишком много мрачности при изображении жизни и нравов предместья Филдс, где живут так называемые отбросы общества. Возможно, это сделано, чтобы подчеркнуть контраст с благочестивым Пэгфордом, где в окнах домов стоят красивые безделушки, а у дверей — вазоны с цветами, тогда как «украшением» Филдся являются горы отбросов и повсеместная грязь. А возможно, это авторское понимание реализма как такового. В книге довольно много неприглядных, порой даже шокирующих подробностей. Что это: нравы современной Англии или шарж на нынешнее общество в целом?

Возможно, эта излишняя прямолинейность и даже натуралистичность — своеобразная попытка автора отойти от образа «мамы Гарри Поттера» и показать, что она может писать другую литературу, более серьезную, «взрослую»? Что ж, попытка заслуживает внимания. Если опустить местами ненужные и неважные описания, пустые диалоги и вычленить основную идею произведения, то на выходе мы получим неплохой роман вполне в духе традиций реализма, некоторой их части. Я долго не знала, как относиться к этой книге, она всколыхнула во мне что-то, заставила задуматься, посмотреть на наше общество. Поначалу читать было скучно, но по мере развития событий сюжет затянул и потряс. Потряс своей прямолинейностью, своей шокирующей правдивостью.

Оценка: 8
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 сентября 2013 г.

От не совсем детской сказки к совсем недетской социалке. Именно такой переход совершила Роулинг, забыв про мальчика со шрамом и сконцентрировавшись на проблемах целого города, где гнусность и отторжение видны во всех жителях. Раздумывая над прочитанным, я пришел к мысли о том, что мне несказанно повезло: в свое время я фактически рос вместе с Гарри Поттером — первую книгу прочитал в начальной школе, последняя вышла классе в десятом. В итоге получилось так, что повышающийся возрастной уровень книг Роулинг был для меня почти незаметен, а вот мне, школьнику даже из 5-го класса, который читал бы все книги вместе, они могли показаться достаточно жестокими: все-таки убийств и смертей многовато.

Почему я заговорил о Гарри Поттере? Да потому что у меня возникло ощущение, что в «Случайную вакансию» Роулинг смогла впихнуть все то, что у нее осталось недосказанным после той самой сказки: тут есть смерти и домашние избиения, изнасилования и подростковый секс (в том числе и на кладбище на могиле), наркотики и дурь, алкоголь и драки, жирные чиновники и их готовые на все почитатели — здесь есть почти вся чернота нашей жизни, почти без радости и света. Вернее, поговаривают, что частичка света была: Барри Фейрбразер, который и бедным семьям помогал, и гребную команду тренировал, и больницу для наркоманов защищал. Все бы неплохо, вот только умер он в первой же главе.

Книга читается поначалу очень тяжело, к тому же постоянно путаешься и теряешься в именах и фамилиях: нам представляют почти разом около тридцати героев, среди которых есть, к примеру, Тесса Уолл и Терри Уидон. И книга, честно признаюсь, на всем протяжении не нравится и не привлекает, но в какой-то момент она так затягивает, что даже несмотря на достаточную степень неприязни ко всему написанному, оторваться достаточно тяжело. Автор переплетает в каждой главе огромное количество людей, постоянно перемешивая повествование и добавляя воспоминая из прошлого, и к подобной манере привыкнуть нелегко. Однако, в какой-то момент получается втянуться, и тогда чтение начинает приносить удивительное по своей сути удовольствие: удовольствие от стиля, но не от сюжета.

Во всей созданной картине присутствуют какие-то шероховатости, которые не позволяют относиться всерьез к происходящему в Пэгфорде. Например, политические выборы, которые вслед за смертью Барри стали катализатором многих событий, в итоге были больше похожи на профанацию: предвыборная борьба не описана, закулисья нет абсолютно, да и все выборы показались смешными из-за каких-то глупых сообщений на форуме, которые взрослые, адекватные люди воспринимали всерьез и реагировали каким-то невероятным образом. Именно поэтому все действующие лица не получились живыми, хоть изначальная прорисовка была на высоком уровне — мелкие детали убивали созданный образ целиком. Да и в целом, несмотря на обилие разнообразной « чернухи», у меня не получилось как-то сопереживать героям. Зачастую, писатели пытаются добавить что-то эдакое, способное практически выбить из читателя слезу, но в данном романе такого нет и близко. Даже в самые неприятные эпизоды (приход Кей в дом Уидонов) у меня не закололо сердце.

Как итог, получился абсолютно проходной с сюжетной точки зрения роман, прочитанный без какого-то интереса, но с абсолютно удивительной манерой повествования, которая сначала вызывает отторжения, а потом заманивает раскрытием нехитрых тайн. Фанатам Гарри Поттера читать противопоказано, остальным – на свой страх и риск.

Оценка: 6
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 февраля 2013 г.

Англия, маленький тихий городок Пэгфорд. С виду всё благополучно, жители заняты своими привычными ежедневными делами. И это видимое благополучие было разрушено безвременной кончиной одного из членов городского совета Барри Фейрбразер. И понеслось-завертелось. Дело даже не в том, что после нежданной смерти все вдруг стали ненавидеть всех. Ненависть присутствовала всегда — дети не всегда слушались учителей и родителей; не всегда и не у всех супругов было взаимопонимание; богатые не то, чтоб всегда думали о своей ненависти к бедным, но упорно старались не видеть бедноту и по возможности с ней бороться с помощью отделения бедного пригорода от вполне благополучного городка. Просто всё это обострилось, стало заметно и обсуждаемо. Да и просто рассказывать о жизни в городке немного скучно, нужно не просто обозначить проблему, но и рассказать о ней в наилучшем свете. Как раз таким наилучшим светом и является неожиданность в виде смерти одного, не самого последнего, человека в городе. Одного героя выделять — бесполезное занятие. Героем, скорее, можно назвать весь город и его жителей, ведь не об одном конкретном человеке история. Немного выглядит перегруженной история — слишком уж переплелись судьбы всех персонажей. Любое действие, любое слово одного сказывалось на другом.

Не могу назвать книгу ни плохой, ни хорошей. Она такая, какая есть. Роулинг просто рассказала про жизнь в маленьком городке, причем рассказала её без прикрас, показав несколько сторон, несколько взглядов на происходящее. Политика, социально неблагополучные семьи, трудные подростки, немного мигрантов, немного наркотиков. Смешать, но не взбалтывать. Главное, что тема важная. А способы разрешения возникших проблем — на усмотрение населения.

Интересно, если бы не было до «Случайной вакансии» книг о мальчике-волшебнике, а Роулинг сразу начала бы писать со взрослой книги, как бы отнеслись читатели к этому взрослому роману? Были бы хоть какие-то споры о целесообразности написания «Вакансии»? Хорошо задавать такие вопросы, на которые не может быть ответа. При всем желании невозможно вернуться назад во времени и провести эксперимент в отношении произведений одного отдельно взятого писателя. Одно точно сказать можно — невозможно сравнивать волшебную сказку с обычным романом хотя бы из-за того, что Гарри Поттер и «Случайная вакансия» находятся в разных плоскостях. Не представляю, что ожидали увидеть, вернее прочитать, у Роулинг фанаты книг о Поттере, так как сама никогда не являлась любительницей сказки и до сих пор не прочитала ни одной книги из цикла. Точно не «Случайную вакансию». Собственно и не любую другую книгу на абсолютно любую другую тематику. Что бы не написала Роулинг, всё было бы не то. Не хочется говорить, что ей надо было остановится на одном цикле и больше вообще ничего не писать. Если есть, что рассказать, надо рассказывать и не смотреть на озлобленную критику. В данном конкретном случае Роулинг нашла тему, на которую хотела бы высказаться. Хорошим или плохим получилось высказывание? Пусть время решает. Или коллективное бессознательное. Как кому угодно. Потом ясно будет.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 февраля 2013 г.

В небольшом английском городке Пэгфорд случилась беда – умер Барри Фэйрбразер. Его знал почти каждый житель города. Барри был членом местного совета, тренером гребной команды школы Уинтердаун, которую привёл к сенсационной победе, и просто хорошим человеком. И вот его не стало и в совете образовалась случайная вакансия. И борьба за это место обнажает огромное количество проблем в благополучных, на первый взгляд, семьях.

Не стоит рассчитывать, что «Случайная вакансия» — это политический триллер в декорациях небольшого городка. Политика в этом романе отходит на третий план. Смерть Барри и выборы – лишь толчок, который становится катализатором событий, описанных в книге. Да и триллером книгу сложно назвать, ведь сюжет развивается очень медленно и лишь на последних страницах книги появляется накал, напряжение, да и то, быстро спадает. Эта книга о людях. О самых разных людях.

Обилие героев поначалу немного раздражает. Чтобы представить каждого, Ролинг через каждые несколько страниц перескакивает с одного на другого. Это сбивает с ритма, и начало книги читает долго, а местами даже нудно. К тому же есть некоторые проблемы с языком — короткие, сухие описания городка, странные фразы. Но чем дальше читаешь, тем лучше кажется текст. То ли автор действительно стала писать лучше, то ли привыкаешь к такому стилю, но начиная с середины книги, уже не отвлекаешься ни на что другое, кроме как на наблюдение за персонажами.

Отказавшись от политического триллера, Ролинг решила описать жизнь разных слоёв населения. Жители трущоб, средний класс, врачи, власть имущие, богачи – всем нашлось место в книге (пускай богачам и досталось совсем немного страниц). У каждых из них есть свои тайны, свои желания, свои конфликты. И, удивительное дело, как они иногда могут связаться в один большой комок. Особенно, если город маленький, и почти каждый знает друг друга, или, по крайней мере, имеет общих знакомых. Сначала недоумеваешь: что может быть между столькими персонажами, столькими линиями? Как связаны между собой обычный рабочий Саймон Прайс, который дома терроризирует свою семью, глава совета Пэгфорда Говард Моллисон, доктор Парминдер Джаванда, близкий друг Барри и его соратник в совете, и семья Уоллов, с их проблемным сыном Стюартом «Пупсом» Уоллом? Но постепенно, страница за страницей, Ролинг начинает связывать эти линии вместе, и в конце они уже идут рука об руку. Конфликт одной семьи вмешивается в

конфликт другой семьи и так далее по цепочки, пока весь этот ком не приводит к страшной развязке.

Можно вспомнить, что рекламируя книгу, все делали акцент на том, что это взрослая книга. И книга действительно взрослая, хотя, опять же, поначалу и не скажешь. На самом деле сложилось впечатление, что первую часть книги просто забыли доделать, отредактировать. Она немного нудная, содержит странные обороты, да и к тому же та самая взрослость проявляется там неуместными упоминаниями половых органов и анатомических подробностей. В данном случае это выглядит глупо. Но вот дальше, взрослость стала проявляться в поднимаемых темах, в проблемах людей и, прежде всего, подростков.

Например, проблема низших слоёв, которая показывается на примере семьи Уидонов. Наркомания, беспорядочные связи, маленький ребёнок, за которым почти не присматривают. А сцена, когда Кей Боден, новый социальный работник, в первый раз приходит в дом Уидонов, является, пожалуй, самой эмоциональной, реальной, и от того жуткой сценой. И если Терри, мать Кристал и Робби, уже давно сдалась, то Кристал ещё нет. Она старалась выйти из порочного круга наркотиков и бандитов, но потерпела неудачу. Кроме того автор поднимает проблему насилия в семье, бунта подростков, переходного возраста, кризиса брака и много чего ещё. Большинство поднятых проблем непринято афишировать, и оттого, когда Призрак Барри Фэйрбразера оставляет сообщения на форуме местного совета и рассказывает всем тайны некоторых жителей Пэгфорда, многие приходят в ужас. А что если и их тайны станут достоянием общественности?

Из всех персонажей, и это ожидаемо, лучше всего получились подростки. Всего за пару страниц Ролинг так описала каждого из них, что сразу понимаешь, что такие люди существуют на самом деле и, быть может, автор с ними общалась. И дальше по книги они, подростки, единственные, кто заметно развивались. Они совершали грязные поступки, влюблялись, ошибались, злились, плакали и, наконец, изменились, стали более взрослыми. Они были живыми. К сожалению, такого нельзя сказать о взрослых персонажах. Почти все они остались такими же, как в начале книги. В своих проблемах они винили других, не допуская даже мысли, что сами что-то сделали не так. Никто не хотел учиться на чужих ошибках, да и на своих тоже. Они были бОльшими эгоистами, чем подростки. Лишь в конце они, вроде, извлекли какие-то уроки, но почти наверняка через пару месяцев эти уроки были бы забыты и всё вернулось бы на круги своя.

И всё же, есть большие претензии к сюжету. Его почти и нет. Увлёкшись персонажами, Ролинг совершенно забыла про сюжет. Политика отошла на самый задний план, нет почти никакого развития, и лишь локальные конфликты в семьях потихоньку развиваются. Да и то, это развитие заметно лишь в последней четверти книги. А всё остальное время практически ничего не происходит. К тому же те самые конфликты в семьях, что были основной частью книги, не были доведены до конца. Где-то они просто обрываются, где-то всего лишь доведены до кульминации. И лишь только две линии можно назвать завершёнными. Для романа, где эти конфликты являются главной составляющей, это существенный недостаток.

[b]Итого:[/b] если вы ждали триллера, то его тут почти нет. Как и чёткого сюжета. Зато есть отличные подростковые персонажи, куча внутрисемейных конфликтов, за которыми интересно следить, но которые не имеют развязки, и почти документальное описание нескольких месяцев жизни маленького английского города. Приятный роман, который способен завлечь на несколько вечеров.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 марта 2013 г.

Не читал Портерианну и не собираюсь. Не собирался читать и «Случайную вакансию». Не знаю, что и толкнуло к прочтению, вероятно, ожидания прочесть этаких «Отчаянных домохозяек». Походу повествования сразу вспомнил строчки Гоголя «...и только почтмейстер, все слущал и слушал Ноздрева...но вот и он сказал «Черт значет что» и отошел...». Читаю и думаю«ну а дальше, дальше то что?» А дальше, собственно говоря — НИЧЕГО. Интриг нет, сюжетные ходы плоские, мысли героев витают вокруг постоянных проблем «отцов и детей». Роулинг следовало бы прочесть Тургенева кстати.

Аннотация к данному произведению пафосно обещает скелетизированные шкафы, тайны в количестве бактерий под ободком унитаза, а голова издателей льстиво кивает в сторону Вистериа-лейн. Однако по сути своей, это банальная проза с горделивым описанием социальных проблем. А точнее — своего видения этих проблем, отчего видение получается прыщевато-наркоманско-полово-распущенное. Тема не раскрыта, описание проблем и всех вытекающих на примере Уидона существует только для признания не проблем, а автора, с целью чего автор и создал«злободневный роман».

Сюжет вращается вокруг одной единственной семьи. Мать проститутка-наркоманка, дочь отягощена генетическим и социальным статусом мамы, ребенок — агнец, попавший. На середине книги создается ощущение, что автор намеренно демонстрирует нам шоу уродов. А в конце книги начинает срочно отрабатывать терпение читателей, спешно раскручивая концовку а-ля «а потом было вот что!». Сцена

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
гибели Робби»
, разумеется одна из самых сильных и то, только потому, что автор спекулирует на эмоциях человека с моралью, которому не повезло взять ее «Случайную вакансию» в руки.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Смерть ребенка
одна из самых тяжело-воспринимаемых человеком, оттого и книга кажется лучше, чем ей полагалось бы быть. Словом — материал может и есть, но материал победил автора.

Читать Роулинг больше точно не стану. Баркер куда честнее.

Оценка: 4
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 декабря 2015 г.

Сразу оговорюсь — мой отзыв больше похож на развернутую аннотацию или предисловие, и рассчитан скорее на тех, кто книгу не читал и хочет узнать о ней побольше, прежде чем штурмовать этот труд на 600 с лишним страниц мелким шрифтом. Собственно, этой цели отзыв подчинен практически полностью, хотя я не исключаю, что он может быть интересен и тем, кто хочет сравнить свои мысли и впечатления от прочтения романа с чужими. Спойлеров не будет.

Думаю, что если бы Роулинг написала «Случайную вакансию» лет 30 назад, то в советском литературоведении прочно завоевала бы репутацию «прогрессивной писательницы». «Вакансия» наполнена изобличением пороков буржуазного общества в самом плохом значении этих слов. В структуре романа четко прослеживается разделение героев на три «лагеря», которые условно можно назвать «аристократией», «социалистами» и «неблагополучными». Повторюсь — названия сугубо условные. Каждый персонаж совершенно четко принадлежит к одному из трех лагерей и по ходу повествования никто не перемещается в другой стан. Сюжет основывается на противостоянии «аристократов» и «социалистов» вокруг «неблагополучных», а именно вопроса о том, стоит ли Пэгфорду отделаться от района, где «неблагополучные» проживают, или продолжать помогать им (за счет более успешных горожан, разумеется). Параллельно автор дает множество психологических зарисовок из жизни героев. Здесь есть все: и подростковые проблемы, и семейные дела, и отношения родителей и детей, и личная жизнь героев. В итоге получается мощный срез английской жизни, чем-то напоминающий атмосферу романов Диккенса (его влияние в «Вакансии» вообще очень заметно), но гораздо жестче и горше.

Симпатии Роулинг явно на стороне «социалистов» и, частично, «неблагополучных». Это не удивительно — еще в «Гарри Поттере» автор совершено явственно выразила свою нелюбовь к старой английской аристократии (на сей раз без кавычек), высмеяв и унизив ее в лице Малфоев. Однако «Вакансия» написана гораздо сложнее, как таковых отрицательных героев в ней очень мало. Я даже готов предположить, что кто-то может воспринять того же Говарда не как высокомерного эгоиста, а как энергичного политика и будет по-своему прав. Вместе с тем, Роулинг совершенно четко дает понять, на чьей стороне она лично. Причем сделано это довольно изящно, во всяком случае автор сумела обойтись без пришивания «нелюбимым» персонажам искусственно-неприятных черт. В Пэгфорде свои скелеты в шкафу есть у каждого, любой в чем-то плох, в чем-то хорош.

В целом, роман очень мрачный и впечатления по прочтении оставляет довольно гнетущие. Возникает ощущение, что автор — разочаровавшийся в жизни оптимист. Роулинг с большим сочувствием описывает жизнь «неблагополучных». Хорошо видно, что она глубоко верит в этих людей, в то, что они оказались в таком бедственном положении не по своей вине, а больше по воле обстоятельств, что они могут быть другими, если им помочь и, самое главное, что для многих из них еще не все потеряно. Но вместе с тем, автор полна пессимизма относительно того, готово ли «благополучное» общество помогать своим менее удачливым собратьям.

Мне было довольно странно читать упреки других лаборантов к языку романа. Лично я прочитал книгу очень легко и с большим интересом, возможно потому, что «Вакансия» представляет собой примерно то произведение, какое я ожидал увидеть. К стилю и языку лично у меня претензий нет, перевод также вполне приличный.

Несколько удивило большое количество отрицательных отзывов. Авторам некоторых из них, тем кто ждал от книги «детектива» или даже «экшена», я бы посоветовал внимательнее читать жанровый классификатор. Однако есть еще и такой момент. Сейчас с моде консерватизм. Правые идеи активно внедряют в массовое сознание, образы чопорных аристократов и высокомерных воротил бизнеса, а то и откровенных мещан, уже давно лишились в массовой культуре того комедийно-мерзкого колорита, который прочно закрепился за ними в советское время. Более того, подобные образы теперь романтизируются и даже выставляются как положительные.

На мой взгляд, это не более чем довольно низкая попытка поэксплуатировать низменный инстинкт человека ассоциировать себя с «успешными» членами общества и насладиться возвышением над «серой массой». Как бы то ни было, с массовым сознанием ведется работа и она медленно, но верно приносит свои плоды. Видимо, именно поэтому многие читатели восприняли идеи «Вакансии» в штыки — они не укладываются в современные тенденции массовой культуры.

Резюмируя, скажу, что «Случайная вакансия» — это серьезное и психологичное произведение, удачно сочетающее в себе глубину идей и легкость изложения. Признаюсь, что даже будучи поклонником Роулинг, я не ожидал от автора, прославившегося на ниве фентези (пускай и очень хорошего) такого мощного социального романа. Очень рекомендую к прочтению.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 января 2014 г.

«Случайная вакансия» — то лучшая книга Джоан Роулинг, на мой взгляд. Это книга о жизни и о смерти, как о ее части. О равнодушии к тем, кто рядом, которое часто ранит сильнее любого оружия. О том, как предательство рождает предательство, зло умножает зло, а редкие ростки доброты всегда дают всходы.

Выдуманные герои здесь настолько реалистичны, что порой до тошноты противны своим скудоумием и косностью, но все же не могут не вызывать и сочувствия. Книга, как редкостная мозаика, разделяется на сотни подсюжетов, собственных историй и судеб, заставляя прочувствовать и пофилософствовать над каждым, и вместе с тем образует единое, яркое до боли полотно.

«Случайная вакансия» — это не та книга, с которой можно просто приятно скоротать вечерок, а потом забыть. Это умная, глубокая история, написанная в духе классической английской литературы, рождающая мощный отклик в душе читателя, затягивающая и приводящая к невероятному катарсису в конце.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 марта 2013 г.

Говоря о Роулинг, вспоминаю Милна, автора незабвенного Винни-Пуха. Милна раздражало, что его все считают «папой» симпатичного медвежонка, хотя он писал и недурственные стихи. Он не понимал, что пиитов — куча, а Винни-Пух — он один такой. И есть еще наш В.Звягинцев, автор бесконечной «Одиссеи». Многие его клянут — вот, дескать, никак не можешь начать что-нибудь новое! А зачем, если хорошо выходит то, что выходит — в обоих смыслах? И лично я буду только рад, если миссис (или мисс?) Роулинг снова заглянет в Хогвартс. Вот это будет класс! А пока — извините, пять.

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 января 2016 г.

Создается впечатление, что Роулинг преследовала цель написать роман, максимально непохожий на «Гарри Поттера». Ну, или еще проще – банально шокировать читателя. Дескать, «а я еще и на машинке могу», как говорил всем известный Матроскин.

Цель достигнута – романы диаметрально противоположны. Добрая сказка и суровая реальность с присущими ей гнусностями, жестокостями, мерзостями и людскими пороками всех мастей. На грязные физиологические подробности, коими роман изобилует, Роулинг не поскупилась.

Сперва не было особого желания продолжать чтение. Может быть кому-то нужна подобная демонстрация «изнанки жизни», чтобы «жиром не заплывать», но однозначно не мне. Отношу себя к людям, которые и так смотрят на жизнь реалистично с изрядной долей скепсиса. А просто смаковать жесть ради жести – точно не мое.

И все же, «Случайная вакансия» — не пустышка, дает пищу для размышлений. Например, о том, что у каждого свои «скелеты в шкафу» и где они страшнее – в неблагополучных семьях или в тех, которые прикрываются ширмой благопристойности и добропорядочности, — еще большой вопрос.

Или о том, что, когда случается трагедия, все спешат быстренько выбрать виновного и повесить на него всех собак. Каждый сам себя убеждает: я здесь ни при чем, ну подумаешь, равнодушно мимо прошел, не вмешался – и что? Не мое дело. Моя совесть чиста.

В финале книги приходишь к выводу, что несчастье может иногда стать отправной точкой. Кого-то подтолкнет изменить что-то в своей жизни, кого-то – по-другому взглянуть на своих близких да и на себя самого тоже, иначе расставить приоритеты.

В общем, мое мнение – книга в принципе достойная, а если вчитаться, то и что называется «заходит» очень даже неплохо.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 июня 2014 г.

Данный роман в любом случае будет носить ярлык «Книга автора Гарри Поттера». И многие будут ожидать чего-то, что у них ассоиицируется с Хогвартсом и прочим. Я призывая вас абстрагироваться от данной установки. Отныне Роулинг — это не писатель одного цикла. Теперь всё иначе.

Итак, Роулинг выбрала местом действия вымышленный городок. Пожалуй, это важнейший момент — именно из-за малого количества жителей один эпизод переворачивает наизнанку жизни многих людей.

Казалось бы, это всего лишь смерть. Да, горе, да потеря кормильца... Однако для жителей Пэгфорда это событие является скорее прелюдией к вопросу о том, что теперь делать с этим. И вот вокруг «что теперь делать с этим» и крутится «Случайная вакансия». Да как крутится!

Действующих героев целая прорва. Тут даже не просто семьи-друзья, а раширенные семьи и друзья друзей. Условно повествование можно поделить на Берновскую триаду — ребенок, взрослый и родителей. А именно — в центре действий есть ученики школы, их родители, родители их родителей. Завершать список выпало людям, у которых (условно) нет детей и родителей. Они — просто взрослые.

Пожалуй, для удобства стоит упомянуть такие фильмы, как «Столкновение» и «на кукле». Они очень похожи на «Случайную вакансию». Причём и формой, и содержанием (в общем!). Общее для всех этих фильмов и книги — острая социальная составляющая. Взаимоотношения возведены в куб и находятся в постоянном описании.

Что касается героев «Вакансии», то особо никого выделить не могу. Конечно, они не чисто черные, не чисто белые. Они — и плюс, и минус. Те, кто с виду хорош, несут в себе кучу плохого, что отталкивает. Те, кто «на тёмной стороне» имеют в себе свет, но его очень и очень мало. Правда, Роулинг очень чётко и грамотно обрисовала в общих чертах, что послужило толчком к такой жизни.

Итог: хорошая, добротная книга. В неё необходимо вдумываться, к ней надо готовиться. И она стоит, чтобы на нее обратили внимание.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 марта 2013 г.

Я вот подумала, что, если бы это была первая книга Роулинг, на нее бы вообще никто не обратил внимания! Мои впечатления кратко: занятно, но невнятно. Постоянно путалась в персонажах, это же надо было дать им созвучные имена, плюс еще клички, чтобы вконец нас запутать. Эти все колины-морины-майлзы-уоллы. Хорошо прописаны только индусы и наркоманская семья.

Перевод неплох, но есть ляпы — школу называют то именем святого Фомы, то Сент-Томас, ближе к концу только поняла, а то уже голова кружилась от лишних имен и названий.

Не понравилось, что нет ни одного положительно героя, не понравилось, что нет вообще какого-то глобального смысла в рассказе, лишь описание процессов жизни маленького городка, внешне такого красивого, под плетистыми розами прячущего свои страхи, ненависть и грязное белье.

Неужели Роулинг не нашла ничего сильнее, чем всколыхнуть эмоции скучающего читателя грязными сценами изнасилования и смерти?

Хотела все и сразу, и в политику залезть, и про социальные бедствия рассказать, и первую любовь приляпать, и компьютерной грамотностью блеснуть.

Очень зато понравилось выступление на совете доктора Джаванды — про толстяка, указывающего наркоманам бросить колоться: возьмите и прекратите жрать!

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх