FantLab ru

Курт Воннегут «Механическое пианино»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.60
Голосов:
640
Моя оценка:
-

подробнее

Механическое пианино

Player Piano

Другие названия: Утопия 14 / Utopia 14

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 56
Аннотация:

Самый значительный человек в своем городе доктор Пол Протеус живет в то время, когда автоматизация зашла настолько далеко, что сделала ненужными профессии множества людей. Но несмотря на высокое положение в обществе, Пол не чувствует себя счастливым. После некоторых раздумий Протеус решает сменить свое окружение, но удастся ли ему выйти из системы и открыть глаза многим другим людям или его примут за предателя и посадят в тюрьму?..

Входит в:

— антологию «О дивный новый мир», 2006 г.

— сборник «Novels & Stories 1950-1962», 2012 г.


Номинации на премии:


номинант
Международная премия по фантастике / International Fantasy Award, 1953 // Художественная проза

Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том 12. Курт Воннегут
1967 г.
Курт Воннегут. Том 1
1992 г.
Утопия 14
1992 г.
Механическое пианино
2002 г.
Механическое пианино
2002 г.
Механическое пианино
2004 г.
О дивный новый мир
2006 г.
О дивный новый мир
2006 г.
Механическое пианино
2006 г.
Механическое пианино
2006 г.
Механическое пианино
2007 г.
Механическое пианино
2009 г.
Механическое пианино
2009 г.
Механическое пианино
2010 г.
Механическое пианино
2015 г.
Механическое пианино. Дай вам Бог здоровья, мистер Розуотер
2016 г.
Механическое пианино
2018 г.

Самиздат и фэнзины:

Механическое пианино
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Novels & Stories 1950-1962
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кажется, я начинаю понимать, откуда Гейман почерпнул свой «мусорный» стиль с обилием ненужных бытовых деталей, причем характеризующих именно американскую — не скажу, культуру, скорее, быт. Из Воннегута, во всяком случае, этот роман является образчиком такой стилистики за почти полным отсутствием интересного сюжета.

Сложно сказать, что в нем хорошо, потому что за что ни возьмись, то либо плохо, либо так себе. Складывается впечатление, что Воннегут вначале еще не слишком хорошо представлял себе, что он, собственно, хочет написать — социальную антиутопичную драму в духе 1984 и Brave new world или же что-нибудь другое, более плавное и спокойное. В итоге у него вышло, откровенно говоря, ни то, ни се. Для антиутопии в его воображаемом мире победившей машинерии, где в каждом доме рядового работяги по 40-дюймовому телевизору и стиральной машине слишком хорошо и спокойно. Автор тщетно пытается уверить нас, что безымянные герои, попавшие исподволь под власть бездушных машин, мучаются и страдают. Я как человек, у которого с утра из стыка отопительных труб внезапно хлынул кипяток, могу технический прогресс в плане быта только приветствовать, да и вряд ли кто тут со мной поспорит. В общем, как идея для антиутопии идея удавшегося технического прогресса и мира, в котором правят инженеры и изобретатели, пожалуй, наиболее симпатичная. Ранжирование людей проводится машинами по их персональному индексу — нечто вроде IQ — и если ты неспособный к наукам дурак, путь наверх тебе, понятно, закрыт. Кто скучал десять лет в средней школе, ожидая, пока самую простую вещь пытаются вбить в самого ленивого двоечника, тот меня поддержит, не такая уж это и плохая идея.

К тому же в основе романа лежит на самом деле мысль страшно милая в своей наивности — вера в организаторскую силу человеческого разума. Вот прямо со времен промышленной революции построили такой стабильный идеальный мир, напичканный машинерией, с ранговой системой и предопределением, и никаких проблем, ни внешних, ни внутренних, и практически никаких маргиналов в нем нет. Увы, даже в самых жестких закоснелых системах куда больше жизни и разнообразия, и чем в том, что попытался двумя штрихами изобразить Воннегут. Не достоверно, а потому и не страшно, и не интересно. Этакая очень растянутая борьба с мельницами, с которыми и бороться-то на самом деле не стоит. В итоге вместо трагедии получилось скучное и тоскливое жизнеописание мужчины в ярко выраженном кризисе среднего возраста, когда жена и работа больше не занимают, а ничего стоящего-то не сделано. Ну а коль скоро в утопичном мире не находишь ничего трагичного, то в пресловутой локальной революции, которая больше напоминает буйство фанатов после удачного футбольного матча (побитые витрины и уличные автоматы) тоже нет ничего впечатляющего, напротив, хочется отойти подальше. Искусственное жесткое социальное расслоение выглядит еще менее достоверно, учитывая, что во главе всей этой сложной иерархической пирамиды стоит человек, который по законам этого социума, видимо, должен был бы подметать трамвайные пути. Но он ловко обошел, а бедные наши герои ломятся в открытую дверь.

Так и не поняла, к чему эти скучные и совершенно бестолковые вставки с шахом и футбольной командой колледжа. Шахом нас терроризируют всю дорогу, видимо, чтобы в итоге показать, как он спит на улице. Зачем футбольная команда, вовсе не поняла.

Короче, если уж и классически антиутопии не вызывают у меня особого энтузиазма, то это и вовсе тоска.

Оценка: 3
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Курт Воннегут — это ещё одно культовое имя, которое я пропустил. И пропустил, кстати, не зря. Прочитай я «Механическое пианино» хотя бы три года назад, я бы плюнул от скуки и нафиг выкинул книжку. А сейчас — уже нет. «Социалист» Воннегут написал на самом деле весьма неплохую гуманитарную фантастику, которую было бы нелишне прочитать всем пророкам «плановой экономики».

В центре всего — новая социально-экономическая модель, развивающаяся по неумолимой логике прогресса. Постепенное совершенствование технологий приводит к автоматизации производства, а следовательно — к резкому сокращению спроса на рабочую силу простого человека. В связи с этим контроль над средствами производства переходит непосредственно к узкой группе «белых воротничков», наиболее квалифицированных инженеров, которые становятся новой аристократией, а затем происходит огосударствление экономики — контроль над этой сферой (и многими другими) переходит в объединённое министерство. Итак, в нашей дорогой США торжествует самый настоящий социализм советского типа, где все достижения цивилизации определяются количеством выпущенных телевизоров, вертолётов, корабликов и самолётиков. И все произведения искусства, кстати, делаются исключительно в жанре «соцреализма». Конечно, главное этой системы от советской — чудовищный разрыв в качестве жизни верховных инженеров и простых людей («такару», по определению индусского шаха). Однако, если присмотреться, даже это различие стирается. Инженеры, заработавшие богатство своим потом, кровью и мозгами, в любой момент могут лишиться своих привилегий, данных с широкого барского плеча государства. Вот и всё. Чем не советское чиновничество?

Однако среди верховных инженеров нашлись пламенные революционеры, которые просто не могли видеть эту систему действующей. Большая часть людей оказывалась просто не у дел в этом автоматизированном будущем. Казалось бы, и живут вроде бы неплохо, даже если учесть уравнительный характер их благосостояния. Но вот люди этого времени хотят работать! В нашей стране такому по большей части были бы рады! Ан нет. Руки жителей мира Воннегута простаивать не любят, и они решают сыграть в лоллордство, и сокрушить мешающие их дивному новому миру машины...

А что, весьма любопытное произведение, написанное американским социалистом. Конечно, конец нас несколько расстраивает — завершив свою революцию, ребятушки «из низов» с большим удовольствием начинают ремонтировать и реконструировать только что ими разрушенное — ведь не особо хочется человеку на самом деле ходить пешком и готовить еду на костре? Нет. И всё пошло по кругу... Молодец Воннегут, качественная социальная фантастика — это сложный жанр, а он в своё дебютном романе с нею справился.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Механическое пианино» — дебютный роман прославленного американского писателя Курта Воннегута, на мой взгляд, получился наименее воннегутовским из всех. За что мы любим этого автора? Яркая, красочная ирония, местами едкая сатира и отстраненный, как будто пророческий, взгляд на существующий порядок вещей. Его романы часто путаны, малопонятны, но, в свою очередь, всегда увлекательны, изобретательны и остроумны. Даже «Фарс», который, честно говоря, мне не особо нравится, легко можно поставить в один ряд с другими романами. Но с «Утопией №14» такой трюк вряд ли удастся.

К моменту прочтения, я был знаком уже с четырьмя романами Воннегута и прекрасно представлял его стиль и манеру. И тем удивительнее было обнаружить здесь их полное отсутствие. Роман очень меланхоличен, тяжеловесен по стилю и (частично) содержанию. Главный герой романа Пол Протеус – управляющий заводами города Айлиум, штат Нью-Йорк. Ему 35, у него есть жена, работа и должность, которой могут позавидовать миллионы людей, выкинутых на «свалку истории» второй промышленной революцией.

Ручной труд, как известно, был тяжек и малопроизводителен. Машины облегчили нам эту сторону жизни. Но то были лишь огромные горы болтов и шестеренок, не способных производит продукцию без наличия квалифицированного рабочего: слесаря, токаря, фрезеровщика. Прогресс шагнул дальше и вот уже машины, оснащенные блоками ЧПУ, выполняют сложнейшие переходы, при куда большей точности и меньшей вероятности брака. И вот там, где когда-то нужны были 10 человек, одиноко бродит один оператор, следящий за автоматизированной работой вверенных ему машин. Полу не на что жаловаться, он остался в системе, занимает ответственный пост и находится на хорошем счету у начальства. Но так ли счастлива его жизнь на самом деле?

На протяжении всего повествования Воннегут будет вырисовывать картину мира победившего технологического прогресса. Хороша ли эта картина? Да, если учесть одно неизбежное и малоприятное обстоятельство – человеку на этой картине попросту нет места. Да, люди еще не порабощены местным Скайнетом (ЭПИКАКом), но и без него они уже мало напоминают людей, в классическом понимании. Нелепые корпоративные игры (своеобразные тимбилдиги) сделали из них некое подобие уэллсовских элоев, таких же легковесных, беззаботных деградантов.

Очень любопытной показалось мне фигура Эда Финнери – уж очень сильно этот персонаж напомнил мне повесу и балагура Франциско Д’Анкония из трилогии Айн Рэнд «Атлант расправил плечи». Всё иметь и всё бросить, но чего ради? Ведь их бунт изначально был обречен на провал, как будто сам факт бунта был важнее того, ради чего он затевался. В этом плане крайне интересен еще один знаковый персонаж истории Шах Братпура, духовный владыка какой-то религиозной секты, прибывший с визитом в Соединенные Штаты. Эпизоды с ним поначалу кажутся непонятными, но ближе к финалу встраиваются в основной смысловой стержень истории.

Какова мораль? Я для себя так и не определился. Сам работаю технологом на машиностроительном предприятии и воочию видел, как гильотинные ножницы, фрезерные и сверлильные станки (с работающими на них людьми) с легкостью заменялись установками лазерной резки и координатно-просечными прессами. Конечно не полностью, но сократив более половины слесарей и фрезеровщиков. Мы постоянно совершенствуем созданные нами машины, но в попытке избавить себя от очередной обязанности не пропустим ли мы момент, когда машины примутся решать наши проблемы уже без НАШЕГО ведома? Может да, а может и нет. В любом случае, прогресс остановить невозможно, иначе человечество застрянет в перманентной стагнации смысла, что неизбежно приведет к разрухе и декадансу. Главное не выпускать из рук «вожжи» этого прогресса, тогда уехать можно в любые дали.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не соглашусь с некоторыми высказавшимися. Воннегут предвосхитил не машинную утопию ,а скорее маразм и абсурд корпоративной культуры.

Лужок — совпадает с некоторыми «корпоративами» дословно. Даже не как допущение, а как цитата.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Некое будущее. Автоматизация на высоте — людской труд повсеместно заменяется машинным, а люди делятся на тех, кто работает с машинами и остальных, которым не суждено по показателям быть допущенным ни к учебе в институте, ни к работе с машинами. Машины решают практически все — анализируют и указывают как жить, сколько нужно специалистов стране и кого можно обучать, а кого «выбросить за борт». Человек же в целом превращается в куклу чревовещателя, так как он уже не может конкурировать в объективности принимаемых решений с машиной, а общество делится на части и зреет революция...

Сильное социальное произведение и в то же время довольно скучное. Все тааааааак растянуто и похоже на некую мыльную оперу, а главный герой наивен и не решителен, что о фантастичности самой ситуации забывается напрочь — она идет фоном. Но даже если не брать это в голову — сюжет оставляет множество вопросов, начиная с банального «все хотят учиться и работать на заводах» — простите, но с чего вдруг? Мы имеем по сути малограмотных «сельчан», у которых хватает средств пособий на существование и выпивку в кабаках, и у них вдруг поголовно откуда-то появляется чувство нереализованности как _специалиста_? Особенно у молодого поколения, которое и не видело другой жизни? С другой стороны не совсем понятно, почему автор оставляет людей «по ту сторону реки» без присмотра — работу выполняют они абы-как, ведут себя агрессивно, занятость им не придумывают и все располагает к бунту, однако «заводчики» живут своей жизнью. Как-то сомнительно и от того неинтересно.

Не смотря на то, что написано хорошо, роман больше напоминает вечернюю сериальную теле-эпопею, посмотрев которую можно взгрустнуть и пустить скупую слезу. Не мое.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Долго вчитывалась, поначало было скучно... Весь ужас нарисованного автором мира поняла лишь, когда ГГ оказался на Лужке. Вот уж воистину говорящее название — там люди стали стадом баранов пасушися и развлекающихся. И лишь после эжтого до меня стал доходить весь ужас нарисованного автором мира, мира сытых довольных всем владык, и тоже сытых, но ощущающих свою ничтожность рабов.

А ведь медленно и неуклонно все идет к этому... Вот два ярких примера: АСКП в московском транспорте, автоматы по продаже газет, сока, кофе....

Ох не зря иногда говорю: компьютер не должен быть умнее человека!

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала и несколько дней потом просто не могла работать — сидела, смотрела на на эти долбаные закорючки на мониторе, и с ужасом понимала, что кто-то (не я, конечно же) однажды такое сделает. И будем мы все счастлииивыеее! И ненужные.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга произвела на меня очень сильное впечатление. Раньше читала другие вещи Воннегута – все они по-своему интересны, поэтому я бы не стала их делить на сильные и слабые. В «Утопии» автор гениально уловил тенденцию развития современной цивилизации, и в своей манере, лишь слегка утрируя современный порядок вещей, показал ее бессмысленность и одновременно тщетность усилий что-либо изменить. Но его нельзя назвать пессимистом. Его произведения пропитаны грустью, но хотя и не наступает какого-то подсознательно ожидаемого хэппи энда – почти всегда в конце ощущаешь легкость.

Смешно, что иногда начинаю себя ловить на сходстве с женой главного героя со своим стремлением все упорядочить (хотя, конечно, хотелось бы быть на другой стороне баррикад :smile:).

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда-то «Утопия 14», опубликованная в красном томе, который первый на этой странице, произвела сильнейшее впечатление. Все напечатанное и прочитаное позже казалось уже не столь интересным. Видимо, Воннегут «не мой» писатель. Уверен, что ему на это наплевать.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Воннегут -автор , которого стоит читать всенепременно. И дебютный его роман — в частности. Почему так? Потому, что обычно дебютные романы авторов в дальнейшем и определяют стиль и последующее движение в литературном мире. И «Механическое пианино» в целом предопределило Воннегута, как автора , которого мы сейчас знаем.

И здесь можно выделить одну простую мысль. Если у автора возникает какая-то либо идея или проблема — он старается выразить ее именно в дебютном романе. Но Воннегут был человеком,который обращал внимание на урбанизацию, как на естественное неизбежное явление ,которое его огорчало. И эта мысль просвечивается практически в каждом его произведении.

«Механическое пианино» наверное один из примеров того , как пишется антиутопия , и один из примеров жанра , в который вплелась и философия и фантастика. Причем , фантастика — конца 50-х г.

Книга интересная и в то же время тяжелая и драматичная.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Знаете, меня еще в детстве немного напрягал гимн авиаторов. Тот самый, где ребятам некий Разум даровал стальные руки и мотор вместо сердца, а взамен они торжественно клялись сделать сказку не то былью, не то пылью (спасибо старенькому радиоприемнику и нездоровой фантазии). Как оказалось, вера в светлое будущее под сенью науки напрягала не меня одного.

О чем книга? О далеко не новом (по крайне мере, на Западе, у нас долгое время все больше было про пламенные моторы) и местами спорном воззрении, что технический прогресс и засилье науки не всегда есть благо и могут завести человека куда-то не туда. Ну и о так называемом противостоянии «физиков и лириков», где физики вроде как победили, но лирики продолжают вести безнадежную борьбу. В последствии страх и неприятие технологий еще расцветет в фантастике буйным цветом, от киберпанка с его «high tech – low live» до Mage: the Ascension с «наука иллюзия, технократы тайно правят миром». Ну а это так, ранняя проба пера великого и ужасного Воннегута в данном направлении, даже еще не слишком отягощенная его любимой саркастически-абсурдной манерой повествования. И да, если что, то сердцем я на стороне лириков, потому что физику еще со школы не любил, хотя головой и понимаю, как много она нам дала.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Долго вчитывался, но в итоге «Пианино» все-таки произвело сильное впечатление. Азиатский шах, путешествующий по США — отличный прием, в смысле «взгляда со стороны»... а «изнутри» — это уже главные герои.

Жутковатый сценарий будущего, нечего сказать.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильная книга. Грустно очень...зато правда.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В целом эта вещь показалась мне скучновато-назидательной. Понравился только эпизод с Лужком, — уж настолько абсурдно, что похоже на правду... Да, есть точные психологические моменты и занятные предвидения, но все равно читалось без интереса.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошим произведением обычно считается то которое хорошо передает переживание центральное для книги. К примеру грустная книга о грусти. А тут мы имеем совершенно удивительную ситуацию. Скучный роман о скуке. И все вроде прекрасно передано, но понимаешь это лишь умом, а душа вопит — скукотища!

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх