FantLab ru

Стивен Кинг «Колдун и кристалл»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.42
Голосов:
3184
Моя оценка:
-

подробнее

Колдун и кристалл

Wizard and Glass

Роман, год; роман-эпопея «Тёмная Башня»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Роланд рассказывает спутникам историю о своём первом ка-тете.

После того, как Роланд прошёл испытание и стал стрелком, отец отсылает его в безопасное место, на восток, во внешние феоды, чтобы спасти от козней Мартена. Но город Меджлис — вовсе не тихая заводь. За спокойной размеренной сельской жизнью скрываются приготовления к чему-то очень нехорошему. Сумеет ли Роланд и его спутники разобраться в происходящем? Как сложится судьба первой возлюбленной Роланда, Сюзанны? Сумеют ли они лишить главного противника Альянса его магического шара?

Ответы в книге.

Входит в:

— роман-эпопею «Тёмная Башня»


Награды и премии:


лауреат
Премия "Озон" / Prix Ozone, 1998 // Премия SFVO за лучший непереведённый роман на английском (США)

Номинации на премии:


номинант
Премия «Италия» / Premio Italia, 1999 // Зарубежный роман. 2-е место (США)

Похожие произведения:

 

 


Колдун и кристалл. Том 1
1998 г.
Колдун и кристалл. Том 2
1998 г.
Колдун и кристалл. Том 1
2000 г.
Колдун и кристалл. Том 2
2000 г.
Колдун и кристалл. Том 1
2001 г.
Колдун и кристалл. Том 2
2001 г.
Колдун и кристалл
2003 г.
Колдун и кристалл
2003 г.
Колдун и кристалл
2004 г.
Колдун и кристалл
2005 г.
Колдун и кристалл
2006 г.
Колдун и кристалл
2006 г.
Колдун и кристалл
2007 г.
Колдун и кристалл
2008 г.
Колдун и кристалл
2010 г.
Колдун и кристалл
2013 г.
Колдун и кристалл
2015 г.
Колдун и кристалл
2017 г.

Самиздат и фэнзины:

Тёмная Башня. Том 2
2017 г.

Аудиокниги:

Колдун и кристалл
2012 г.

Издания на иностранных языках:

Wizard and Glass
1997 г.
(английский)
Чаклун та сфера. Темна вежа - IV
2008 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 апреля 2007 г.

Четвертый том эпопеи об удивительном мире Темной Башни начинается прямо с окончания «Бесплодных земель», словно и не было долгих лет перерыва: ка-тету Роланда предстоит соревнование в загадках с искусственным разумом Блейна Моно.

Впрочем, основная часть книги посвящена прошлому последнего стрелка, его юности. И если в предыдущих томах затрагивался лишь эпизод битвы с Кортом, то здесь освещено, по сути, боевое крещение, становление Роланда.

Роланд со своими друзьями Катбертом и Аланом отправляется в городок Хэмбри феода Меджис с обыденной целью: произвести инвентаризацию имущества, необходимого Альянсу в борьбе со смутьяном Фарсоном. Это вполне безопасное место, где, по плану, молодые стрелки должны переждать смуту и поднабраться опыта. «Нашкодившие сынки богатых родителей пожаловали», — усмехаются жители Хэмбри, но встречают пришельцев вполне доброжелательно. Более того, Роланд знакомится с очаровательной Сюзан, между ними сразу пробегает искра. Но идиллия не длится вечно: вскоре становится ясно, что Меджис совсем не так прост, как о нем считают в Гилеаде: мятежная тень Фарсона пролегла и над этим мирным феодом. И роман с Сюзан становится под угрозу из-за помолвки юной девушки со старым мэром.

Сюжет хэмбрийских приключений Роланда не то чтобы разочаровывает, но до планки «Извлечения троих» явно не дотягивает. В общем-то, это классический вестерн, с предсказуемыми событиями и даже своими штампами. Вот тройка молодцов лихо справляется с закоренелыми бандитами, выручая из беды добродушного дурачка в местном салуне; вот древняя история о «невозможной любви»: она помолвлена со стариком, и они вынуждены встречаться тайком…Хотя Кинг все-таки сумел превратить все это в удобоваримый коктейль; тому способствуют и удачный, эмоциональный и напряженный финал, на который направлено все повествование. Да и в рамках «возврата в прошлое» такая история оправдана, несмотря на понижение градуса динамизма и экшена.

К тому же стоит сказать, что у приквела свои законы, и Кинг в определенной степени был скован ими. Нужно было обосновать раннее взросление Роланда, подвести всю событийную основу, и в этом сюжет безупречен.

Ещё более выручают вполне удачные персонажи. Промахов нет: все достоверны и логичны. Успех Кинга – тройка Больших охотников за гробами, особенно любопытный образ Джонаса. Он вовсе не просто черный беспринципный злодей без мысли в голове. Риа с Кооса также – смачный образ, да и весь провинциальный городишко удался. Разве что почти идеальная Сюзан слегка раздражает…но и она правдоподобна. Катберт и Алан хороши и вовсе не ограничиваются обычным типажом «приятелями главного героя». Ну а сам Роланд…в этой книге он ещё более утвердился в роли визитной карточки, «лица» эпопеи. Нет сомнений, он один из лучших героев в истории фантастики, а то и за её рамками. Без Роланда нет Темной Башни. Последний стрелок, соединивший в себе тонкую романтичную натуру и выдубленный бесконечными испытаниями прагматизм, долгие годы бредущий к цели наперекор всему. Может быть, это главный успех Кинга в его писательской карьере, как бы там ни было, следить за Роландом и его метаморфозами – одно удовольствие.

В «Колдуне и кристалле» также проявилось такое неоднозначное свойство, как бесконечные переклички с земной реальностью, в особенности с американской. И это не только промелькнувший «нью-йоркский патриотизм» Эдди, Сюзанны и Джейка, но и отсылки к баумовской стране Оз, упоминания американских фильмов, телепередач и актеров, марок машин и нефтяных корпораций. С одной стороны, это любопытно, поскольку роландова и земная реальность действительно соотносятся и перекликаются. Остается надеяться, что Кинг не превысит разумный предел в этом аспекте.

Тем более, что в вопросе атмосферы у него все всегда превосходно. И в «Колдуне» тоже – запыленный городок фермеров, коневодов и рыбаков, с заискивающими улыбочками лицемерного шерифа и коллективным безумством простых обывателей; дрожащие под червоточиной смешавшиеся фрагменты миров, тревожная безлюдная пустыня…все это осязаемо и чувствуется каждым нервом.

Ещё один компонент мастерства Кинга, позволяющий ему писать, так, как он это делает – тонкие наблюдения, отдельные психологические моменты, которые Кинг очень точно схватывает в реальной жизни и передает в книге. Поведение той же Корделии Дельгадо, Джонаса, других героев наполнено яркими чертами и узнаваемыми мотивами – их просто видишь вокруг себя, таково погружение в суть человека. Это, несомненно, добавляет «Колдуну» психологичности, персонажам – рельефности.

«Колдун и кристалл» удался, несмотря на небольшие недостатки в сюжете, легкое читерство и штампы местами (во многом оправданные). Достоинства эпопеи никуда не делись, а углубление в прошлое Роланда позволило полнее разобраться в последнем стрелке. История продолжается, так что остается лишь поглубже вздохнуть и последовать за её течением.

Оценка: 8
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 июня 2014 г.

Книга меня ошеломила и оглушила – ещё ни одна книга цикла не повергала меня в такое состояние. Чувства были разные: понимание, удивление, волнение, надежда – разные эмоции. Но впервые они были настолько сильны. Если предыдущую книгу я старалась прочесть быстрее – меня волновала судьба Джейка, то эту книгу мне было тяжело читать – мне было боязно идти по страницам вперёд, меня пугало то, что я узнаю, потому что предполагала, что ка уже давно сказало свое веское слово – должно было сказать.

На мой взгляд эта самая важная книга. Такая история должна была появиться – читатель должен был узнать, где же та черта, эта точка невозврата, после которой мальчишка Роланд стал тем Роландом, которого я увидела ранее. Должно было случиться что–то великое и прекрасное на грани боли, когда вселенная заполняется одним образом, одним чувством, заслоняющим всё вокруг, а потом произойдёт что–то ужасное, на пределе возможностей, понимания и принятия, цепь событий, от которых не убежать и не изменить – то, с чем нельзя смириться. А жить то как? А ещё выбор, который и предрешил дальнейший путь. Автор нашёл слова, чтобы не щадя чувств читателя донести смысл и позволить нам погрузиться в состояние великого и прекрасного, безжалостного и тёмного, таинственного и неизбежного.

Автор сказал, что Роланд тогда ушёл, что его, Роланада, больше нет и хоть он после вернулся – это так и есть. Ходить, дышать – еще не значит жить. Роланд, безусловно, рыцарь, последний из своего поколения и последний романтик Гилеада и Башня — его навязчивая идея. Когда мы встречаем его, он и живёт только потому, что хочет до неё добраться.

Эта книга для меня ответ на многие почему. Да, он ищет Тёмную Башню, но что она такое и почему она столь важна – она не просто башня из тёмно-серого камня, она величайшая тайна мира, его последняя и страшная загадка. Я увидела ту отправную точку, от которой Роланд много лет преследовал человека в чёрном, почему позволил упасть Джейку, почему израненый и больной, на пределе человеческих возможностей шагал сквозь двери на побережье, почему преследовал Гашера в подземельях Лада и загадывал загадки Блэйну Моно и еще множество почему, которые многое объясняют.

Но они не объясняют моих слёз (возможно я излишне впечатлительна и эмоциональна) – это всего лишь книга, выдуманная история о несуществующем мире и его героях. Тогда почему так остро воспринимается прочитанное, почему засело в голове и не желает оттуда убираться? Велика магия слова, способная заворожить кого угодно, если эти слова верные, если эти слова сказаны Мастером. В послесловии к книге Кинг сказал, что ,,история Роланда — мой Юпитер — планета, доминирующая над всеми другими (по крайней мере в моём понимании), с необычной атмосферой, безумными ландшафтами, жутким притяжением. Я сказал, доминирует над остальными? Пожалуй, это определение недостаточно точно. Я прихожу к осознанию того, что мир Роланда (или миры), по существу, вбирает в себя все прочие, созданные мною''. Как же много он вложил в эту историю.

… А ка-тет – единство из множества, настойчивые в достижении цели, сильные в любви, ка–тет равный тому, первому ка–тету из обожжённых солнцем молодых людей, оставивших позади свою юность, продолжает свой путь к Башне.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 декабря 2011 г.

Кинга читал немного, но его слава «короля ужасов» доходила и до меня. Многим моим знакомым он нравился потому, что писал «чернуху», как некоторые выражались. Казалось бы, это подтверждено — малоаппетитные сцены из «Стрелка», кровавые бойни из «Извлечения троих», мрачные, жуткие пейзажи «Бесплотных земель» говорили сами за себя. Но роман «Колдун и кристалл» совершенно не таков — он более свеж, и, главное, совершенно не таков, как первые романы.

Писать о настоящей, искренней, романтичной любви подростков Кингу явно сложно — он потратил на это немало времени и сил. Повествование о любви Роланда и Сюзан изначально трагично — ведь мы знаем, каков её финал. Это книга о молодости — значит. она куда ярче, чем остальные. Сам Срединный мир ещё не увял — даже его степные просторы кажутся цветущими полями. В город Меджис прибывает юный Роланд со своим первым ка-тетом, — для того. чтобы найти свой путь и навек укрыться под бронёй стрелка, которого мы впервые встречаем на страницах первого романа, гонющегося за колдуном Уолтером. Наконец-то мы видим весь путь Роланда, все стадии его становления — эта книга необходима нам для понимания образа любимого героя Кинга, которого он создал ещё в раннем детстве, и не уставал шлифовать всю свою жизнь.

Но о других персонажах Роланд тоже не забывает Друзья Роланда — Катберт и Ален — великолепно прописаны, видны явные параллели с Эдди и Джейком. Также ярко смотрятся и антагонисты — ведьма Риа балансирующая на грани безумия, и Джонас, неудавшийся стрелок, чья жестокость была ответом на позор изгнания из Гилеада. Второстепенные персонажи тоже не смотрятся безликими статистами — наоборот, они настолько похожи на обыкновенных людей, что поневоле содрагаешься от мысли, что точно такие же люди живут по соседству с тобой.

Господа, читайте этот роман. Это — квинтэссенция Кинга-романтика, здесь он проявил себя со своей светлой стороны, описав не только человеческие пороки, но людские достоинства.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 декабря 2011 г.

Колдун И Кристалл... Когда я садился за прочтение этого романа, я не мог представить, какими будут мои впечатления. Исходя из трех прочитанных ранее книг, я думал, что мне понравится, в лучшем случае — даже очень (как понравилось Извлечение Троих), но... Не угадал. Кое-что из этого романа осталось со мной, надо думать, надолго. А это главное, что можно получить от книги. Я читал двухтомник, и первый том не дал мне представлений о том, что я буду думать по окончании романа. Хотя уже тогда эта часть Темной Башни нравилась мне едва ли не больше остальных, но чрезмерных восторгов я не испытывал. Самое лучшее, что можно было вынести из первого тома — Кинг действительно открылся с другой стороны. Чернуха нашего мира, о которой любит он писать в своих романах, осталась позади. И, хотя здесь тоже много, очень много черного, но что-то изменилось... Изменилась сама атмосфера. Кинг отошел от приключений Роланда и его ка-тета, и устремился в молодость своего героя, незадолго после событий, описанных в Стрелке, когда Роланд прошел испытание и стал мужчиной. Одно то, что Кинг собирался писать о первой любви своего героя, уже настораживало: я, читавший совсем не так много его произведений раньше, не думал, что он способен сделать это качественно. Да и, насколько я мог судить, даже люди, хорошо знакомые с творчеством писателя, тоже не могли быть в этом уверены.

Вступление получилось длинным. Но поделать ничего не могу — хочется изложить все впечатления. Главным образом, сюжет... Не похож, очень не похож на предыдущие книги Темной Башни. Городок на окраине мира, Роланд, не тот, которого мы знаем, а мальчик, намного более импульсивный и подверженный эмоциям, чем позже. Атмосфера надвигающегося конца света в лице червоточины... Мастерски описанной Кингом, жуткой, ужасной. Противостояние ка-тета Роланда, и ка-тета Джонаса, неудавшегося стрелка, который считал, что о его прошлом никто не узнает. Пытался быть неуязвимым в глазах других людей, запугивать их, управлять ими, наверное, мстил за свою неудачу. Но, на свою голову, ввязался в противостояние со стрелком. Пусть и с юным, но сам он стрелком не стал, а значит — по определению был слабее. Линии сюжета, связанные с ведьмой Риа... Это отдельная история. Стоит сказать лишь, что они играют в произведении едва ли не решающую роль.

Герои... Те участники действия, которых не знал читатель до четвертой книги, получились мало сказать, что отлично. Это, наверное, главное достоинство Кинга — оживлять несуществующих персонажей. У каждого своя жизнь, свои заботы и свои «тараканы» в голове. Даже персонажи, более всего отброшенные на задний план, все равно получились здорово. Больше всего запоминаются четверо. Во-первых, сам Роланд. Здесь мы узнаем, почему он стал безжалостным стрелком, и почему не остановится ни перед чем, лишь бы достигнуть Башни. Он раскрывается перед нами с новой стороны (хотя после трех книг лично я думал, что все его черты характера уже раскрылись, потому что он и так представал невероятно многогранным персонажем), и оказывается, что он не только мог чувствовать и любить раньше, когда был мальчиком, но и сейчас все события прошлого, невероятно ужасные, внушающие сомнения, что кто-либо еще кроме него смог бы пережить такое, терзают его и не дают покоя. Что он по-прежнему остался живым, (по-настоящему) живым человеком, который чувствует и страдает. Один из самых многогранных персонажей из всех, с которыми я когда-либо знакомился. Во-вторых, поражает соперник Роланда, глава враждебного ему ка-тета, Элдред Джонас. Его дрожащий голос, хромая нога и седые волосы делают внешность яркой, а те ужасные вещи, что он творит на протяжении всей книги, делают его характер интересным и довольно неоднозначным. Единственное что точно — весь роман очень хочется, чтобы он поскорее умер. Третий персонаж, Риа с Кооса, поначалу просто жуткая, а потом просто сошедшая с ума старуха, ужасная ведьма, и, пожалуй, самое кошмарное существо из всех, что встречаются в Темной Башне. Даже тот же Флегг/Мартен/Мэрлин не внушает такого ужаса и отвращения. Отнюдь не внушает. На протяжении всей книги именно она — главный враг Роланда, хотя он уделяет все время Джонасу... Ну, и четвертый персонаж — Сюзан, возлюбленная Роланда. Прекрасно понятно, почему стрелок выбрал именно ее: прекрасная внешность, неординарный ум и просто очарование. Она полюбила его, а он — ее. Она не идеальна, у нее свои проблемы. Она поддалась уговорам тети стать наложницей Мэра, хотя вполне могла этого не делать. Ее терзает смерть отца, не дает покоя. Поэтому ей нужен был он. А ему нужна была она.

Любовь в книге... Любовь подростков, конечно. Она проходит насквозь через весь роман, являясь, наверное, главным в нем. Довольно подробно описан физический аспект этой любви, а моральный начинает раскрываться лишь ближе к концу. Сюзан становится частью ка-тета Роланда, кроме всего прочего, помогает парням противостоять врагу и выручает их, когда они в этом нуждаются. Если сначала, кроме завязки отношений, из любви виден был в основном только секс, то ближе к концу Роланд и Сюзан сближаются морально, становится видно, что они могут рискнуть всем друг ради друга. Но нелепая случайность у червоточины и так и не убитая ведьма прекращают их любовь, которая, однако, вряд ли смогла бы продолжаться: Роланд стал-таки одержимым своей чертовой Башней. Но вопрос, что случилось бы, будь у них шанс, так и остается для меня открытым. Для меня же по-настоящему, бесконечно любила только Сюзан: ближе к концу это становится хорошо видно. Роланд тоже любил, но чувства его были намного более грубы, и менее эмоциональны, чем у девушки. Хотя в конце можно увидеть, что чего-то для него это все и стоило... А тем, что поразило меня (и с точки зрения, что это писал мастер ужасов Кинг, и просто по эмоциональному накалу), был последний эпизод, где читатель видит Сюзан. Тут я и понял, насколько девушка любила Роланда. «РОЛАНД, Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ», написанное большими буквами, и фраза «Птички и рыбки, медведи и зайки, слоны, черепахи и прочее зверье... Исполнят любое желанье твое» останутся в моем сердце еще очень надолго. Именно из-за этих двух вещей книга нашла место в моей памяти и сердце, а такое со мной бывает очень и очень редко.

Вывод: произведение, раскрывающее Кинга с новой стороны, говорящее читателю, что Стивен умеет писать обо всем, и даже о любви (хотя этого я от него ожидать не мог). Произведение, действительно стоящее особняком от остальных частей серии, особенное, не такое, как остальные. Произведение, являющееся перерывом в походе ка-тета стрелка к Темной Башне, и, по сути, раскрытием характера главного героя с еще одной, новой стороны. Произведение, персонажи которого описаны просто невероятно, представая перед читателем воистину живыми существами. Произведение, которое парой вещей запало в мое сердце, и останется там еще надолго. Спасибо за это Стивену. Вот теперь Темную Башню я точно дочитаю до конца.

Оценка: 10 из 10.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 мая 2009 г.

После «Бесплодных земель», законченных буквально на полуслове, Стивен Кинг продолжил «мучить» поклонников своего главного цикла. Это сейчас, имея на руках все тома «Темной Башни», легко рассуждать о плюсах и минусах «Колдуна и кристалла», но тогда, в далеком уже 1997 году, этот роман стал в какой-то мере разочарованием, причина которого лежит на поверхности. Шесть лет мечты читателей о Темной Башне зрели словно хорошее вино и когда его уже можно было попробовать, оно оказалось с кислинкой. Сотни страниц о юности Роланда, на которых 14-летний мальчишка предстает перед нами опытным дипломатом, грамотным стратегом и безжалостным убийцей. Сотни страниц о его первой несчастной любви, поцелуях и сексе, и... практически ничего о Темной Башне! Правда в самом конце Кинг решил вернуться к ка-тету Роланда, но его история о Изумрудном замке вышла слишком уж нелепой.

Сейчас уже можно отбросить все это нетерпение и эмоции, с ним связанные, и более трезво оценить этот роман. Кинг впервые в цикле обратился к своей излюбленной теме — маленькому городку, отрезанному от цивилизации. В нем живут свои герои и злодеи, происходит множество рутинных дел, а местные, как водится, не очень жалуют чужаков. Именно в таком захолустье Роланд находит свою первую и единственную (не считая, конечно, Темной Башни) любовь — Сюзанн. Сразу хочу оговориться, что тут поклонники женских романов будут разочарованы — слишком уж возвышенным рассказ Кинга о любви не получился — но на то она и подростковая любовь.

Образ Роланда в романе получился не слишком правдоподобным, этакий «рыцарь без страха и упрека». Если в следующих (и предыдущих) книгах цикла его брутальность и уверенность была основана на долгих странствиях и реках крови, то тут она вырастает буквально не из чего. Остальные участники его первого ка-тета Алан и Катберт получились более «жизненными», ну а основная удача Кинга, тут я соглашусь с предыдущими рецензентами — это образы Охотников за гробами, а особенно Джонаса.

Интересен роман еще и тем, что именно в «Колдуне и кристалле» Кинг начал осознанно строить свою собственную «вселенную», связывая в единое целое свои произведения. Одна из реальностей, куда попадают Роланд сотоварищи — это мир «Противостояния», оттуда же выходит и главный злодей Кинга, а теперь и Роланда — Рэндалф Флэгг. Мы вновь слышим голос Черепахи из «Оно», а Риа — одна из второстепенных персонажей «Глаза дракона». Что ж, как любит повторять сам Кинг, мир — это колесо и, описав круг, оно снова возвращается к исходной точке.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 апреля 2013 г.

Сложно что-то добавить к четырем страницам отзывов, которые написали фантлабовцы, но не удержусь, ибо эта книга не может оставить равнодушным никого.

Сам роман самодостаточный и без нескольких глав в начале и конце его можно было бы рассматривать как отдельный роман. Перед прочтением книги, просмотрев и проплюсовав большинство отзывово, я рисовал себе картину любовной лирики, телячих нежностей, и это меня страшило больше всего, так как не представлял себе, как СТИВЕН, да еще и КИНГ может написать классно про любовь, да еще чтобы это зацепило многих людей.

Прочитав, я осознал, что эта история любви приправленная драйвовым вестерном с налетом мистики и детектива меня зацепила тоже.

«Колдун и кристалл» — 4-ая книга цикла «ТБ» и четверая же, которая написана в совершенно разных манерах: от для кого-то заунывного, но атмосферного «Стрелка» (хотя «Колдун и кристалл» близок к первой части), до постапокалиптических «Бесплодных земель». И эта часть для меня наиболее интересна, пока... Я проглотил эту книгу (в переносном смысле) и забыл, что я в последнее время читал с таким интересом.

Очень много запоминающихся фраз, действий, эризодов (разборка в салуне, дом Риа, шар, который напомнил мне смесь Толкиеновского палантира и кольца, бойня в каньоне у червоточины, Жатва), а главное — героев, каждый со своей аурой, манерой поведения, принципами. На первом плане, конечно, Роланд и Сюзан, храня и развивая главную сюжетную линию, но, думаю, мало кто остался равнодушным к Катберту, Аллену, Шими (его считают слабоумным, но мне он показался чрезмерно умным). А Риа, Корделия, Джонас — образы, созданные рукой мастера.

В общем, ради одной этой книги стоит читать «Темную Башню», которая своими невидимыми путами затягивает, словно наркотик, заставляет читать и читать. Чтение — наркотик и прислушаемся к старине Эдди, сказавшему: «Именно по своему утреннему состоянию можно понять, хорош ли для тебя тот или иной наркотик».

Насколько хорошим является наркотик «Темная Башня» с дозой в виде «Колдун и кристалл», поймет каждый, кто проснулся утром с мыслями об этом наркотике и желанием принять еще одну дозу с маркировкой «Волки Кальи».

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 января 2008 г.

«Колдун и кристалл» — своего рода ключевой, «срединный» роман всей эпопеи «Темная башня». От «Колдуна и кристалла» тянутся-расходятся сюжетные тропинки к началу и концу всего цикла. Все, что было до «Колдуна и кристалла», оказывается лишь развернутой экспозицией, блестяще разыгранной прелюдией. Именно в этом романе Кинга, его герои начинают свой поход по Тропе Луча к Темной Башне уже всерьез, с полным осознанием того, что и зачем они делают.

Собственно, «КиК» — это история нескольких месяцев из жизни Роланда, отправленного отцом вместе со своими друзьями в далекий, провинциальный феод и оказавшегося в эпицентре прекрасно спланированного, разветвленного заговора. Там, в окраинном Хэмбри, Роланд встречает и теряет свою первую и единственную любовь — местную девушку Сюзанн Дельгадо Именно там, в Хэмбри, Роланд делает свой самый главный выбор в жизни...

В «Колдуне и кристалле» Кинг вновь демонстрирует читателям свой широчайший писательский диапазон — ему удалось написать прекрасный роман о любви, одновременно романтичный и жесткий, светлый и безнадежно трагичный. Вообще, слово «любовь» является ключевым для данного романа. Ибо, для того, чтобы продолжить свое движение к Темной Башне, героям Кинга, помимо мужества, стойкости, верности и прочих положительных качеств, требуется присутствие этого самого чувства, которое по слову итальянского поэта «движет солнце и светила», и которого оказываются напрочь лишены силы, противостоящие Роланду и его спутникам .

...История, выговоренная Роландом во время безконечной ночи, когда, кажется, спрессовалось само время, буквально переворачивает внутреннее состояние всех главных героев эпопеи. Самому Роланду, наконец, удается преодолеть свое тщательно скрываемое высокомерие, выстроенную вокруг себя отчужденность. Остальные тоже не могут оставаться прежними — группой одиночек, исполненных собственных амбиций, обид, переживаний. Роланд, Джейк, Эдди, Сюзан и даже ушастик Эш становятся настоящим ка-тетом. И именно перед ка-тетом открываются ворота Изумрудного дворца...

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 февраля 2013 г.

И был привал, и был костёр... и долгая-долгая ночь была. Чтобы идти дальше, Стрелок должен был вернуться. И провести свой ка-тет по пути возвращения, протащить его через выжженную пустыню собственной души, распахнуть наглухо забитые двери, показать начало пути, точку отсчёта и себя — четырнадцатилетнего. Чтобы идти дальше, Стрелок должен быть рассказать...

«Колдун и кристалл» не похож на предыдущие книги «Башни». Он почти лишён восхитительной шизофренической многогранности, которая в той или иной степени присуща первым трём романам цикла и, на мой взгляд, наиболее ярко воплотилась в «Бесплодных землях», но при этом глубок и прекрасен по-своему. Роман в романе, история в истории, шкатулка с двойным дном — вот что такое «Колдун и кристалл», история первой и последней любви Роланда, закольцованная автострадой 70... И да, эта история пробирает до костей. Особенно Роланд... Роланд-мальчишка, неприлично юный, ещё не «сдвинутый» на Башне, Роланд эпохи «птичек и рыбок, медведей и заек», такой, каким мы его уже никогда и нигде не увидим — влюблённый.

Странно, но, читая предыдущие книги цикла, я и представить не могла, что Кинг может так проникновенно написать о первой любви — точнее даже не просто проникновенно, а классически проникновенно, но, следуя шаблону любовного романа, его же в итоге и разорвать. А разрыв шаблона тут налицо. Роланд не классический герой-любовник, а Сюзен не сентиментальная, омывающая подушку слезами барышня. Плюс в совершенстве выписанная физиология, со множеством подробностей, которых в классических любовных романах принято избегать. Так что нет, не любовный это роман, не сентиментальный. Но о любви. О юности, обожжённой любовью, и о неизбежности взросления — такого, что за ночь и на десять, нет — на все сто лет... Эх, Роланд, Роланд... Это Жатва твоей юности, мальчик, она прошлась по тебе серпом и косой, выбелила волосы и навсегда выжгла твою душу: Гори огнём! Смерть тебе — жизнь урожаю! А урожай теперь будет богатым, ещё каким богатым — тёмным, страшным, губительным, и собирать его начали в Меджисе.

Не буду скрывать, я очень ждала встречи с юным Стрелком. Чтобы идти дальше, мне тоже надо было узнать, как Роланд превратился в человека, позволившего ребёнку упасть, и как Башня нашла его и повела за собой. А ещё мне очень хотелось познакомиться с Катбертом — увидеть раннюю версию Эдди Дина, тем более что к персонажам такого типа — трикстерам, шутам, наглецам и пророкам — у меня особая, давняя любовь. К тому же, по-моему, именно после «Колдуна и кристалла» ка-тет Роланда обретает смысловую законченность. Во всяком случае параллели между героями теперь просматриваются намного чётче, чем раньше. Исходя из того, что всё повторяется. И повторится снова.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 марта 2011 г.

Есть несколько типов читателей: одни — фанаты Кинга жесткого, граничащего с жестокостью. Им роман по большей части не понравится — слишком мало здесь от того Кинга, которого они знают. Не могу их судить — это их право. Лично я читал книгу четвертой, как и задумывалось, однако вскоре стало казаться, что это — вещь абсолютно самодостаточная. Не буду проводить параллелей, есть множество примеров, когда вещи, задуманные всего лишь как часть цикла, обретают самостоятельность. И у «КиК» есть такой шанс. Книга потрясла. Потрясла тем, что автор раскрылся с абсолютно новой для нас стороны: оказалось, Король Страха может писАть и так: пронзительно, лирично, с надрывом. Согласен с Kebab, близость с fallout не оставляла на протяжении всего повествования. но главное не это. Это — всего лишь декорации, на фоне которых разгорается любовь Сюзан и Роланда. Любовь, с самого начала обреченная на смерть. Смерть одного из них. А иначе просто не могло бы быть... Не то время, и место не то... Да и люди не того сорта, чтобы все могло закончится хеппи-эндом. В этом и очарование книги: пойманное автором «сегодня» как раз между «вчера», прошлым, которое так хочется обоим забыть , и грозным «завтра», которое вот-вот наступит. Этакий танец на лезвии бритвы, что еще больше обостряет восприятие этой воистину уникальной книги.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 января 2018 г.

Я никогда не забуду «бащенный» цикл Кинга. И это не в положительном смысле, мол, он гениальный и незабываемый. Наоборот, цикл очень неровный и в каком-то смысле я его ненавижу, вот поэтому он и не вылетает из головы. Например, прочитан он уже очень давно, а отзывы я до сих пор не могу закончить. С публикации отзыва на прошлую часть прошло три месяца, и вот надеюсь сейчас добить это дело.

Но это отступление. Перейдем к тому, что мы имеем в книге «Колдун и кристалл». В начале это прямое продолжение «Бесплодных земель», но почти сразу автор перекидывает читателя в прошлое Роланда, и книга становится спин-оффом основной серии. Окей, думаю я, сейчас нам покажут юность стрелка и то время, когда мир еще не совсем сдвинулся. Этакий вестерн с уклоном больше в фэнтези, чем в постапокалипсис. Будет больше динамики, приключений, револьверных перестрелок-дуэлей и так далее. В каком-то смысле так и получилось.

Но в основном эта часть эпопеи является мелодрамой. Большую часть текста занимают любовные переживания героя и связанные с этим события. Причем любовь здесь довольно своеобразная. Я бы сказал, что в книге показано, как у подростков просто зачесалось между ног и они сношались по поводу и без оного. Возлюбленная Роланда, Сюзанна — из тех девушек, которых в наше время называют аббревиатурой ТП.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Дала слово выйти за мэра и принципиально не хочет его нарушать, но при этом флиртует с Роландом. А когда тот напрямую предложил заняться прелюбодеянием, Сюзанна повыпендривалась для приличия и согласилась. При том, что потеря девственности легко определяется, так что «переспать и забыть» не получится — будущий муженек не в восторге будет. И еще: как Сюзанна, так и Роланд пока ничего из себя не представляют и полностью зависят от взрослых. Как вы хотите дальше жить? Неужели нельзя было ради большой любви потерпеть?

Эти несвязные вопли под спойлером — мои впечатления от любовной линии, как человека думающего. И верящего в то, что первая любовь есть нечто более чистое и невинное, а не эти фантазии старика Кинга (а он тот еще извращенец, судя по другим произведениям).

Что касается немелодрамной части книги. Тут все немного лучше. Присутствуют даже полушпионские революционно-партизанские сюжетные линии. Но они задвигаются на второй план, и по прошествии некоторого времени после прочтения забываются. Кроме финальной большой перестрелки, она получилась даже захватывающей.

В общем, книга продолжает печальную тенденцию, начатую еще в концовке «Бесплодных земель». Цикл скатывается, и чем дальше, тем сильнее это заметно. К сожалению, все последующие тома — практически нечитабельная тягомотина, написанная только потому, что так надо (все-таки было обещано семь книг). Многие поспорят, скажут, что я не понял глубокого смысла, но я не перестаю считать «Темную Башню» самым переоцененным произведением Стивена Кинга. И никому свое мнение не навязываю — на то и существуют отзывы, чтобы высказать свою субъективную оценку.

Оценка: 5
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 декабря 2013 г.

Якщо це ка, то воно налетить, мов вихор. Ти не встигнеш спам'ятатися, а твої плани вже будуть зруйновані, як сарай від буревію

(с) Пат Дельгадо

Как-то сложно начинать рецензию этой книги, слишком уж впечатлила она меня, я, как и многие другие, раскрыл Кинга с новой, доселе неизвестно для себя стороны. С какой? Оказывается Король ужасов может и умеет описать чувства так, что просто дух захватывает. Вспоминая встречу Сюзен и Роланда на лице мимолетом вырисовывается улыбка, это было так прекрасно, хоть и не слишком оригинально, но прекрасно, однозначно. Пылка, страстная и такая искренняя любовь двух подростков настолько прекрасно описана и преподнесена, что начинаешь в неё верить и чувства при чтении зашкаливают, сколько раз я непроизвольно бил рукой о спинку дивана от всей бури эмоций переполнявших меня, сколько раз я радовался за героев и сопережевал им, сколько раз я искренне удивлялся их поступкам, которые они совершали ради любви. Блин, вот реально не могу понять, как Кингу удалось так точно и тонко выразить всё то, что по определению выразить невозможно. И апофеозом всего становится глав, где Сюзен ведут на огонь (это не спойлер, событие было упомянуто в первой книге), здесь Кинг выжал из себя всё, он показал, насколько искренней и чистой была любовь девушки к Роланду, её последние мысли были о нём, о всех тех моментах, которые были самыми счастливыми в её жизни, о том, что всё это было не зря, что даже вот такой конец не страшен ей, ведь она встретила его, Роланда... А сам Стрелок потерял тогда смысл жизни, всё, что ему было дорого, что держало его в этом мире сгорело вместе с Сюзен того вечера в Меджисе, и только Башня, эта проклятая Башня, удержала его в этом мире, не дала сдаться, не дала погибнуть, только она... И теперь, когда он пожертвовал стольким, Роланд не оступит с пути Луча и дойдет к Башне, и только смерть способна остановить его. Как-то не хочеться останавливаться на смерти, хоть и получилось довольно пафосно. Хочется отметить ещё то, что история сбавила обороты, события продвигаются медленней, но интерес к ней от того не угасает, нет, наоборот, всё стает куда интересней и интересней а мастерство автора от книги к книге оттачивается, хотя, кажется, куда уж лучше, но каждый раз покоряется новая вершина, я уж и представить боюсь, что будет дальше :) А этой книге однозначно 10 и никак не меньше.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 октября 2009 г.

«Колдун и кристал» — эта книга из цикла «Темная Башня» от которой я ждал так многого меня по большей части разочаровала...

В первой части цикла, когда читатель только знакомится со Стрелком, в его истории остается так много белых пятен, которое Кинг просто обязан был заполнить в «КиК». На самом же деле в этой книге на протяжении 700стр. растягиваются действия, которые можно было свести в три раза меньшем объеме и которые связаны только с оним годом жизни молодого Роланда (когда ему было 14 лет). А истории человека в черном, Мэрлина, Фарсонса так и остались нераскрытыми. И что самое важное, все остросюжетные моменты, которые Кинг так мастерски описывал в предыдущих частях цикла, здесь выглядят очень вяло и не интригующе.

В общем, создается впечатление, что этот роман Кинг писал из-под палки, что называется, вымучил из себя. И результат соответствующий. Судя по объему следующих частей, в них ситуация вряд ли выглядит лучше...

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 марта 2012 г.

Из всего цикла моя наверное самая любимая книга.В этом романе Роланд рассказывает своему Ка-тету историю своей юности.Стивен Кинг сам писал,что у него прекрасно получается написать ужастик или триллер,но любовная линия для него это непосильная задача.Скажу «Великий и ужасный»-это удалось Вам на 200%.Отправленный своим отцом из Гилеада Роланд прибывает в город Меджис вместе со своими лучшими друзьями Катбертом и Аленом,чтобы найти свой истинный путь в жизни и сформироваться как настоящий Стрелок.В этом романе Роланд расскрывается для меня с другой стороны:это не бездумная «машина для убийств»,ему не чужды Любовь и сострадание.В Меджисе он встречает свою первую и единственную любовь в жизни Сюзанну,любовной линии уделяется большая(ударение на первый слог)часть в этой книге.Также мы видим противостояние Роланда со своим злейшим врагом Джонасом,изгнанным из Гилеада и не ставшим Стрелком.Именно Джонас,а также злая и коварная ведьма Риа-сыграют роковую и трагичную роль в жизни любящих друг друга Роланда и Сюзанны.Ну и в заключении хочется сказать то как Эдди в начале романа «сделал» поезд Моно,задав ему неразрешимую загадку-это Нечто!!Совет всем: читайте весь цикл «Темная Башня» Стивена Кинга-лучшее произведение(мое личное мнение),вышедшее из под пера Великого Писателя!!!

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 декабря 2014 г.

Первая провальная книга «Темной башни». Читать стоит только начало и конец книги. Вся середина, составляющая большую часть книги — огромный флешбек, рассказывающий о событиях минувших дней Гилеада, на которые всем давно пофиг. К истории дороги ка-тета к Темной башни не прибавляет ничего. Цикл утратил обороты. Отдельные эпизоды в книге — последнее, что есть хорошего в цикле. Введение кристаллов в историю и вовсе делит сюжет на ноль. Он начинает трещать от сюжетных излишков, подобно тому, как это происходило в «Оно» и «Регуляторах», но если там, произведения еще оставались цельными, то здесь можно сказать наверняка: четвертая книга похоронила Темную башню.

Оценка: 4
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 апреля 2009 г.

После того,как я мучал каждую из первых трех,эта мне начала нравиться практически сразу и в принципе в этом нет ничего странного.

Я могу точно сказать,что эта книга не является книгой в жанре фентези,а это довольно мрачно-психологическая мистика.В этой части также хватает душевных метаний главных героев.Все они стараются не допустить ошибки в правильном выборе своих действий,но в конце концов происходят страшные по своей сути вещи — Роланд теряет двух очень близких для него людей.Его можно обвинить в том,что он мог выбрать другой путь своей жизни и конец в этой истории мог бы быть не таким плачевным.

Я не буду искать несоответствия в романе и задаваться вопросами — как трем очень молодым людям удалось вернуться домой живыми после всех столкновений,которые они прошли.Автор лично меня смог убедить,в том что три молодых стрелка смогли разобраться с заговором.

Именно в этой книге становится понятным,как Роланд превратился в жестокого и расчетливого убийцу.Но осуждать его я не собираюсь,выдержать то,что пережил он вряд ли получилось вообще у кого либо.

В книге присутствует напряженная любовная линия,которая приводит героев на эшафот.Каждого на свой.

Наконец появляется интерес к тому,что же такое есть — Темная Башня.Я думаю угадать это будет очень тяжело.

Читать дальше буду с большим интересом.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх