fantlab ru

Джеймс Герберт «Проклятие замка Комрек»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.07
Оценок:
37
Моя оценка:
-

подробнее

Проклятие замка Комрек

Ash

Роман, год; цикл «Дэвид Эш»

Аннотация:

Детектив Дэвид Эш отправляется в загадочный замок Комрайх, уединенное поместье в шотландской глубинке, чтобы расследовать странное, получившее широкую огласку дело: в запертой комнате был найден распятый человек. Газетчики считают, что стоящий на высоких скалах замок населён призраками.

Кто – или что? — эта таинственная персона в плаще с капюшоном, которую Эш глубокой ночью видит из окна? Что это за странные, похожие на звериный вой звуки, доносящиеся из леса неподалёку? И почему обитатели замка совершенно не расположены говорить о том, что видели?

© Перевод аннотации ALLEGORY

Входит в:

— цикл «Дэвид Эш»


Похожие произведения:

 

 


Проклятие замка Комрек
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Ash
2012 г.
(английский)
Ash
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третий, завершающий роман цикла про паранормального детектива Дэвида Эша можно спокойно брать в руки, не читая первых двух. Правда, первые две книги, если вы заинтересуетесь серией, читать будет уже не так увлекательно — краткие, но горькие воспоминания Эша о его прошлом содержат серьезные спойлеры.

Книга вышла в 2012 году, а Джеймс Герберт умер в следующем году в своем доме в Сассексе; как сообщил издатель, «мирно скончался в своей постели».

Резонно предположить, что автор знал — это будет его последняя книга про Дэвида Эша; и она действительно отличается той особой законченностью сказочного финала, в котором всем сестрам по серьгам, и жили они долго и счастливо.

Завязка вышла довольно увлекательной: в маленький, но гордый Институт экстрасенсорных исследований за помощью обращается Скользкий типчик, представитель Богатого и Могущественного Синдиката. Он рассказывает про недобрую паранормальную активность в шотландском замке Комрек — таком, ну вы понимаете, красивом и уединенном месте, где живут люди, которым нужна красота, уединение, массажи, электрофорезы, беседы с красивым психиатром, веселые таблеточки и очень-очень много денег, чтобы все это себе позволить.

Дэвид Эш под финансовым нажимом чуть выныривает из алкогольной депрессии, в которую его погрузили предыдущие расследования, и отправляется в замок.

Честно говоря, когда в мистическом триллере появляется Богатый и Могущественный Синдикат, для книги это дурное предзнаменование. Сложно сказать, почему его присутствие настолько часто оказывается губительным для сюжета, возможно, здесь та же проблема, что и с классическим фэнтезийным Черным Властелином, а именно степень его всемогущества. Черный Властелин должен быть настолько силен, чтобы борьба с ним казалась безнадежной для всех, кроме отчаянного героя, и в то же время настолько уязвим, чтобы герой (один или с командой) смог уязвить его аккурат в пятку. Сделать эту победу правдоподобной непросто, и потом самый популярный вариант авторского решения — это когда Черный Властелин силен для всех, кроме главного героя, а рядом с ним превращается в дегенерата с подсознательной тягой к суициду.

Вот и Дэвид Эш в противоборстве с замком пользуется всеми преимуществами, которые дает идиотизм противника. Ему позволено беседовать с персоналом на скользкие темы, позволено вербовать себе союзников и предпринимать рискованные вылазки. Даже если предположить, что это свобода смертника, все равно полное отсутствие поводка и ошейника выглядит очень странно.

Кстати, противники друг друга стоят. Эш, который надеялся скрыть свою флягу с абсентом от всевидящего ока, выглядит как минимум инфантильно: с самого начала он знает, что имеет дело со сверхбогатыми параноиками. Почему бы не предположить, что в программу входит прослушка в машине и обыск номера?

Кроме того, взросшая на британской почве конспирология мало интересна русскоязычному читателю, а тут еще издатели не озаботились тем, чтобы сделать исторические сноски, объясняющие, как именно автор играет с реальными политическими скандалами и политическими убийствами (хотя проделали это с упоминающимися в книге медицинскими препаратами — если нельзя и то, и другое, то лучше бы наоборот).

Дэвид Эш в этом романе — не профессионал с редкой специальностью, а турист по дому страха, причем фигуры, которые выезжают на дребезжащих роликах и прячутся обратно в стены, совершенно не скрывают своей картонной сути: африканские диктаторы, русские олигархи, престарелые фашисты, извращенцы-священники, инцестуальные близнецы из золотой молодежи… И работа Эша сводится к заявлению «Лечить поздно, только резать!», которое он упорно повторяет при встречах с руководством, т.е. удовольствия наблюдать, как профессионал работает и как он думает, читатель тоже лишен.

Его напарница в этом расследовании хотя и представлена автором как умный и увлеченный своим делом профессионал, по сути та же картонная фигура с болтающейся на шее табличкой «Дева в беде». Сколько ни говори про сапожника без сапог, а от психиатра в конфликте ожидаешь большего, чем беспомощный лепет и гневные отрицания. (В каждом конфликте, с разными персонажами, на протяжении всей книги).

Более того, сколько ни пиши про доброту, сочувствие и теплые карие глаза, но попросить своего пациента раздеться, чтобы Эш (совершенно незнакомый пациенту человек!) мог полюбоваться на редкую аномалию… мне, как непрофессионалу, это все равно кажется непрофессиональным, а как человеку — безоговорочно негуманным. Конечно, автор этого не хотел, но в итоге вышло, что достоверность второго по значимости персонажа уничтожена сочетанием профессии, которая предполагает наличие ума и характера, с типичным амплуа девы в беде. Остается только голая сюжетная функция проводника по замку и любовного интереса главного героя, которую, честно говоря, могла бы выполнить и какая-нибудь брюнетка-горничная или белокурая дочка садовника. Потому и любовный интерес Эша выглядит как сферический любовный интерес в вакууме, ничем, кроме красивых глаз и пышного бюста, не мотивированный. Это неплохо само по себе, но для депрессивного алкоголика с любовными трагедиями в прошлом нужен стимул посильнее (Хари Холе подтвердит).

Да и сам Эш выглядит личностью противоречивой — в плохом смысле этого слова. Нельзя позволять типичному герою нуара, немногословному крутому красавчику, говорить в простой телефонной беседе, что «никто не выше закона». Такие фразы крутой герой должен произносить, только держа главного злодея на мушке. А иначе он — наивный романтик.

Безоговорочно плохой книгу не позволяет объявить финальный драйв и экшн. Когда все с громким треском, пафосом и масштабным размахом начинает катиться в тартарары, и люди мечутся в поисках спасения, как-то забываешь, что всю книгу эти персонажи были тебе безразличны.

Но до этого момента еще надо прочитать три четверти книги.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман одного из моих любимых авторов с интригующей аннотацией... В нём оказалось полно элементов триллера, разных грязных государственных тайн, крови, сумасшедших, разных зверей и насекомых (как в уважающем себя произведении этого жанра), но... очень мало мистики, таинственности и прочего, чего я люблю в такого рода книгах. Не могу сказать, что книга плохая, или скучная, но это не совсем то, чего я ждала. Вот поэтому я не очень высоко оцениваю последнюю часть трилогии о Дэвиде Эше, хотя поклонникам такого рода ужасов с вышеперечисленными атрибутами это должно понравится.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Герберт — один из моих любимых писателей. Этот роман, к сожалению получился слишком затянутым и перенасыщен медицинскими терминами. Однако, если учитывать то, что это ПОСЛЕДНЯЯ книга Герберта, то как post-роман пойдёт. Жаль что больше не будет новых похождений Дэвида Эша.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не могу определиться, как воспринимать книгу. Если как мистическую историю про древний шотландский замок, то история очень слабая, да практически никакая. Если в центр поставить секретную организацию могущественных людей, влияющих на политику в течение нескольких столетий, то история занятна, но тогда финал уж очень прост и неинтересен. Если книга — это сборник невероятных продолжений жизни известных личностей и их семей, от Гитлера до принцессы Дианы, то тут, конечно, фантазия автора не просто бьёт ключом, а хлещет из брандспойта. Всех упомянул. И нацистских преступников, и священников-педофилов, и африканских диктаторов, и наёмных убийц. Полный набор. Зло во всех проявлениях, сконцентрированное на небольшой территории. Зло на пенсии, зло в отставке, зло на отдыхе. И древнее проклятие вместе с искупительной акцией киллера — очищающая волна огня, сметающая замок и его постояльцев. Да, это хорошо.

Но, как всегда, затянуто. По объёму последний роман о Дэвиде Эше превосходит оба предыдущих вместе. Или, если посчитать по-другому: в четыре раза больше первого романа. В четыре раза!

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх