fantlab ru

Владимир Фриче «Поэзия кошмаров и ужаса: Несколько глав из истории литературы и искусства на западе»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.67
Оценок:
3
Моя оценка:
-

подробнее

Поэзия кошмаров и ужаса: Несколько глав из истории литературы и искусства на западе

Монография, год

Аннотация:

Владимир Максимович Фриче (1870—1929) писатель, литературовед и искусствовед. Происходил из московской немецкой семьи, в 1889 г. с медалью окончил гимназию Петра и Павла. Родители уехали в Германию, а Фриче содержал себя уроками и поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где занимался сначала классической филологией, потом западной литературой, получил медаль за сочинение о немецком романтизме и его влиянии на русский и по окончании курса в 1894 г. был оставлен при кафедре всеобщей литературы. Среди основных работ В.М.Фриче «Очерк развития западноевропейской литературы от средних веков»; «Поэзия кошмаров и ужаса»; «Итальянская литература эпохи национально-освободительной борьбы»; «Западноевропейская литература XX в.».

В истории бывают периоды, когда общественные настроения можно охарактеризовать как преисполненные оптимизма. Это, конечно же, сказывается на тенденциях в искусстве и литературе. В противоположность таким «светлым» периодам иногда наступают времена убийственного пессимизма. Тогда весь мир представляет собой картину «дикого кошмара и безумия». Примером последнего случая, по словам В.М.Фриче, может служить конец Ренессанса и так называемый Романтизм. И вот на рубеже XIX — XX вв. пришла очередная мрачная эра пессимизма, получившая название «декаданса». Именно ее описание через произведения искусства дано на страницах настоящего издания, ставшего первым в своем роде. Однако все «дьявольские» образы уходят корнями в средневековье. Поэтому в книге этот раздел стоит на первом месте и является исходным пунктом.

Для каждой эпохи Фриче выдвигает свою «нечисть», своего дьявола и свои страхи, обусловленные образом жизни, изменениями в хозяйственном укладе и т.д. Автор подчеркивают, что затрагиваемую тему следует рассматривать в первую очередь через призму произведений искусства и литературы, т.е. явления типические, в какой-то мере массовые, отражающие мироощущения эпохи. Поэтому Фриче не останавливается подробно на отдельных персоналиях той или иной эпохи (художнике или писателе), отдавая предпочтение общему перед частным. В книге искусство и литература становятся источниками для изучения умонастроений, коллективной психологии, а, в конечном счете, культуры определенных эпох. Издание богато иллюстрировано картинами художников от эпохи позднего средневековья до начала ХХ вв. В творчестве живописцев XIX-ХХ вв., попавших в поле зрения исследователя, все больше присутствуют эротические мотивы.


Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)

Поэзия кошмаров и ужаса: Несколько глав из истории литературы и искусства на западе
1912 г.
Поэзия кошмаров и ужаса: Несколько глав из истории литературы и искусства на западе
2012 г.
Поэзия кошмаров и ужаса
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошую к этой книге разместили аннотацию. К ней стоит лишь добавить, что под словом «поэзия» тут понимается творчество вообще, а автору далеко до современных ему Бенуа, Чуковского и Врангеля.

У него хватило наблюдательности для замечаний о комичной роли черта в мрачном средневековье и переделки просвещенной эпохой пара Дон Жуана в женоненавистника, но название гнусности или отклонения по имени каким-нибудь Вассерманом, Эверсом, Шляфом или Пшибышевским им приравнивается к мастерству Меттерлинка и Бодлера. Хаггард со Стивенсоном, кстати, тоже угодили в певцы ужасного и ненормального.

Все они представлены в тексте либо цитатами, либо лапидарным пересказом a la Белинский: «Брат заживо хоронит сестру, а она выходит из склепа в белом саване покойницы». Узнали «Паденiе Дома Эшеръ»?

Стиль для 1912 года как-то слишком напыщен.

«Захваченная общественно-экономическим переломом психика писателя расшатывалась, нервы разстраивались, являлась необходимость прибегать к искусственному возбуждению, к алкоголю.

Мир заволакивался чорной пеленою.

В сгущавшемся мраке зловеще выделялись гримасы безумцев и извергов, дикие жесты помешанных и бледныя маски живых мертвецов.

Жизнь становилась сказкой безумия и ужаса»

Любимая многими викторианская эпоха и фривольные прелести модерна для современника имели привкус кошмара и разложения. Понятное дело, что после грядущего прихода нового экономического строя этого всего, по Фриче, уже не будет. На Землю вновь спустятся боги Возрождения и Рококо, и уж тогда будет демократия.

Понятия триллера и саспенса еще не нашли тогда поддержки у науки, а народные страшные сказки, колыбельные и т.п. остались вне поля зрения, отчасти поэтому вышло так наивно и прямолинейно. Подобные взгляды имели широкое хождение, им отдали дань Лем, Носов и Стругацкие.

Но Брэдбери примерно таких же вот диагностов социального нездоровья в пруду топил. В «Марсианских хрониках».

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх