Виктор Косенков «Моё чёрное сердце»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Киберпанк )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Виртуальная реальность
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Виртуальная реальность — странное место. Там плавают рыбы. Там Белые Братья ищут легендарную систему трёх точек, которая, говорят, контролирует виртуальность. Но путь к ней труден и не каждому дано пройти его...
Входит в:
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «Русская фантастика 2005», 2005 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 14 мая 2021 г.
«Читая текст, помните: этот рассказ не про ТО.» Личто я так и не понял, что автор имел в виду. Есть, правда, предположение, что имелась в виду знаменитая Матрица. Но обрисованный в рассказе мир Виртуальности, честно говоря, мало ее напоминает: автор постоянно акцентирует одну мысль, что это «путешествие внутрь себя». Если это так, то каким образом там оказываются образы других людей, подключающихся к Виртуальности независимо? Мне кажется, автор просто искал красивые слова и позы действующих лиц, а про логику особо не думал. Так что вопросов про саму Виртуальность задавать не стоит — автор ответов на них не знает. Рассказ представляет собой набор клише и патетических изречений, благодаря которым он должен казаться стильным и оригинальным. Должен, но отнюдь не кажется (на мой взгляд). Если вы разберетесь с сюжетом (некая террористическая организация «Белые Братья» готовит атаку на информационный центр «Медицина», чтобы отыскать своего побратима, таинственно пропавшего после одной из прошедших акций), то автор поставит перед вами другую проблему — проблему «трех звезд». О, нет, — речь тут вовсе не про крепость спиртных напитков! Якобы эти три звезды олицетворяют собой Центр Управления Виртуальностью. Как и почему, автор не уточняет — он просто это постулирует. И таких постулатов в рассказе наберется чертова дюжина. Но эта попытка подражания киберпанку Дилэни и Гибсона шита белыми нитками: ощущения реальности нового мира при чтении рассказа не возникает. Причина в том, что автор его практически и не описывает, зацикливаясь на психике своего героя, переживающего за превратившихся в «рыб» друзей (не путать с пучеглазами рыбами из снов феодала Фомы из одноименного романа Громова!). А без красочного описания окружающей действительности сложно представить себе эту самую действительность (тем более, ее законы). Тот же Лукьяненко в своей трилогии о Глубине довольно много места отвел на подробное описание ее деталей, в силу чего у читателя сформировался нужный образ и ощущение сопричастности. В рассказе же Косенкова привлекает внимание одна-единственная вещь: подчинение виртуальной жизни (точнее, ее динамики) строго определенному ритму, который персонажи выражают в стихотворной форме. Через эту ритмику можно воздействовать на некоторые ее объекты (как правило, защитные). Однако, использована такая интересная находка отнюдь не на всю свою мощь — скорее как хоть и эффектный, но всё же вспомогательный метод взлома виртуальности. Про массу напрашивающихся возможностей даже и говорить не буду: смысла «писать вилами по воде» не вижу — это уже отдельный сюжет. Финал рассказа написан в парадоксальном ключе (что в общем-то неплохо), но при этом становится очевидной несоразмерность действия и результата: стоило ли так подробно описывать атаку на информационный центр, если выход окажется столь незначительным?
--------------
РЕЗЮМЕ: не совсем удачное подражание киберпанку Гибсона, повествующее о друзьях-террористах, отдающих свои жизни (точнее, рассудок) за не совсем ясные цели. Даже не знаю, кому подобное разумение будет интересно.
god54, 5 февраля 2016 г.
В целом вполне читаемое произведение, особенно начало, середина, но не концовка. Автор просто сыплет набором терминов, новых понятий, описанием виртуальной реальности, словно сам там был не один раз. И ты постепенно начинаешь верить и сопереживать этому движению, хотя, если вдуматься, то, наверное не стоит ему сопереживать, ибо они проигравшие. Ну, да бог с ними. Главное действие, событие, приключение. И вдруг автор выключает свет, произносит пару невразумительных фраз и замолкает... А ты читатель, как хочешь...
UnrealQW, 27 июня 2015 г.
Негры, индийцы, китайцы заполонили мир, и обычным русским пацанам не остается ничего, кроме как бороться с ними в виртуальном пространстве -- такова фабула повести.
Начав ее читать, я подумал -- вот он -- автор, решивший показать характер белого нациста изнутри. Смелый шаг, учитывая засилье либерализма в литературе. Уж в темном антиутопичном мире, созданном фантазией Косенкова можно будет развернуться борцу за идею, далекого от всепрощения и пацифизма! Нагнетаемая атмосфера показывает всю безысходность существования в тоталитарном государстве будущего. Компьютерные технологии неплохо прописаны и опираются на трансформацию сознания «подключившегося». Богатый на подробности мир повести говорит о том, что автор замахнулся на крупное произведение. Но результат оставляет желать лучшего. То ли идея надоела, то ли герой-нацист показался слишком нетипичным, но повесть быстро сворачивается после первого же «дела» в киберпространстве.
Казалось бы можно было развить идеи, углубить сюжет, начать трансформировать психологию главного персонажа, но нет -- следует скомканный финал, в который не верится.