fantlab ru

Ариадна Громова, Рафаил Нудельман «В Институте Времени идёт расследование»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.66
Оценок:
208
Моя оценка:
-

подробнее

,

В Институте Времени идёт расследование

Другие названия: Кто есть кто?

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 23
Аннотация:

При загадочных обстоятельствах погибает один из сотрудников Института Времени. Следствию никак не удается установить, почему и каким образом это произошло. Дело в том, что разгадка находится вне круга наших обычных представлений.

В этом остросюжетном романе содержится также немало интересных сведений из области физики, криминалистики, психологии.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первая публикация: А. Громова. Кто есть кто?: Фантастический детектив / В соавт. с Рафаилом Нудельманом; Рис. Геннадия Новожилова // Смена, 1969, №8 – с.28-31, №9 – с.27-30, №10 – с.23-27, №11 – с.24-25, 28-30, №12 – с.22-23, 27-29, №13 – с.24-27, №14 – с.22-23, 26-28, №15 – с.26-29, №16 – с.27-31, №17 – с.26-30, №18 – с.24-28

Фантастический детектив А. Громовой и Рафаила Нудельмана «Кто есть кто?» печатался в «Смене» в журнальном варианте.


Входит в:

— журнал «Смена № 10, 1969», 1969 г.

— журнал «Смена № 11, 1969», 1969 г.

— журнал «Смена № 12, 1969», 1969 г.

— журнал «Смена № 13, 1969», 1969 г.

— журнал «Смена № 14, 1969», 1969 г.

— журнал «Смена № 15, 1969», 1969 г.

— журнал «Смена № 16, 1969», 1969 г.

— журнал «Смена № 17, 1969», 1969 г.

— журнал «Смена № 18, 1969», 1969 г.

— журнал «Смена № 8, 1969», 1969 г.

— журнал «Смена № 9, 1969», 1969 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 320

Активный словарный запас: очень низкий (2288 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 64 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 45%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


В Институте Времени идет расследование
1973 г.

Периодика:

Смена № 8, 1969
1969 г.
Смена № 9, 1969
1969 г.
Смена № 10, 1969
1969 г.
Смена № 11, 1969
1969 г.
Смена № 12, 1969
1969 г.
Смена № 13, 1969
1969 г.
Смена № 14, 1969
1969 г.
Смена № 15, 1969
1969 г.
Смена № 16, 1969
1969 г.
Смена № 17, 1969
1969 г.
Смена № 18, 1969
1969 г.

Издания на иностранных языках:

Nyomozás az Időkutató Intézetben
1975 г.
(венгерский)




 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если вы захотите прочитать этот фантастический детектив, то прислушайтесь к моему совету: обеспечьте себе пару полностью свободных дней, изолируйтесь от всех внешних воздействий (отключите телефон, доступ в Интернет, отмените все назначенные встречи), скажите своим домашним, что будете очень заняты, усядьтесь поудобнее, положите рядом с собой бумагу и карандаш… ну и, собственно, приступайте. Только при соблюдении вышеперечисленных условий есть надежда, что вам удастся полностью разобраться в событиях, произошедших в Институте времени с 20 по 23 мая 1974 года.

Карандаш и бумага, спросите вы, – неужели все настолько сложно? Поверьте, да. К фактам и логике событий здесь подходят предельно серьезно, и, возможно, вам для понимания понадобится расписывать все по минутам, как это делал Эркюль Пуаро в «Восточном экспрессе». Только вот Пуаро не надо было учитывать расхождения временны́х линий, а вам придется – напомню, речь идет не просто о детективе, а о фантастическом детективе. Помните, как во второй серии «Назад в будущее» док Браун рисовал для непонятливого Марти схему, объясняя возникновение альтернативного 1985 года? Вот и тут не обойтись без таких схем, только куда сложнее. Правда, вам помогут авторы, которые ближе к концу, когда голова у вас уже совсем пойдет кругом, будут регулярно подкидывать вам готовые схемы собственного изготовления. Но даже они в послесловии честно признаются, что и сами часто путались в своих построениях…

Впрочем, первые главы, скорее всего, не дадут вам повода слишком часто делать заметки. Выглядят они точь-в-точь как классический советский «производственный» детектив: в лаборатории обнаружен труп сотрудника, из прокуратуры приезжает следователь и начинает всех тщательно опрашивать, составляя в уме версии случившегося. Что дело происходит именно в Институте времени, значения вначале как будто не имеет. Более того, авторы словами сотрудников института словно бы убеждают нас, что события никак не могут быть связаны с хронофизикой. Работа, видите ли, пока только на стадии осторожных экспериментов: маленькие брусочки, перемещения на десять минут, – вы же понимаете, поле неоднородное, у японцев вон мыши и те дохнут, а уж человека просто размажет по времени тонким слоем… И только ближе к середине все меняется, детектив вдруг дополняется фантастической составляющей, и временны́е линии начинают ветвиться и множиться в устрашающем темпе. И вот тут-то надо уже буквально вчитываться в каждую страницу, порой возвращаясь к непонятным местам по два-три раза и то и дело хватаясь за свой листок с заметками, – и так до самого конца книги. Это, по-моему, единственный способ ее прочитать – именно прочитать, а не просто пролистать до конца «для галочки».

«В Институте времени…» имеет некоторое сходство с другой повестью Громовой – «Мы одной крови – ты и я!». Там, как и здесь, имеется пара друзей: блестящий молодой ученый, будущее светило науки, и обыкновенный трудяга-парень, ведущий рутинную научную работу и звезд с неба не хватающий. Но «трудяга» вдруг совершает большое открытие, а его блестящему другу остается только завидовать: как же так, он смог, а я – я! – не смог?! Ну и вылезают наружу, как результат желания «догнать и перегнать», некие беспринципность и жестокость. Здесь похожие персонажи попадают в несколько иную ситуацию: «трудяга» делает открытие после друга, но независимо от него. При этом им движет исключительно желание спасти друга, в то время как тот думает только о проверке своего открытия и совершенно игнорирует этическую сторону дела. Из одного этого можно было бы развить целую отдельную сюжетную линию, но здесь все ограничивается несколькими страницами яростной дискуссии о допустимости научных экспериментов на себе самом и на своих двойниках, а потом совершенно сходит на нет. Как я понимаю, потому, что все-таки главная тема повести иная: перемещения во времени в контексте причинно-следственных связей, – и она попросту подавляет собой все остальное. Мне даже кажется, что причиной появления «В Институте времени…» было прежде всего желание ответить другим фантастам, писавшим о путешествиях во времени легко и «ненаучно». Недаром же в тексте не раз упоминаются Азимов, Гансовский, Брэдбери и критикуются их подходы к вопросу. Им-то Громова и Нудельман и противопоставляют собственный метод, основанный на тщательном логическом анализе, а не на прихотях авторского замысла.

Проще говоря, «В Институте времени идет расследование» – это очень-очень «твердая» темпоральная фантастика. Настолько «твердая», что «тверже» я, пожалуй, не встречал. Хорошо это или плохо? Наверное, все-таки хорошо, ведь «хроноопер» написано великое множество, а вот такого точного, строго логического подхода к перемещениям во времени еще надо поискать. Так что если у вас есть желание как следует пошевелить мозгами на досуге – прочитайте, не пожалеете. Помнится, док Браун то и дело пенял Марти: не умеешь, мол, мыслить в четырех измерениях пространственно-временного континуума. Так вот, в случае успешного осмысления событий в Институте времени расширение сознания до четырех измерений вам обеспечено.

...Какие, однако, проделки выкидывает моя читательская судьба! Не далее как два месяца назад мое сознание было сжато до двух измерений книгой А. Дьюдни «Планиверсум», и не успел я восстановить его исходное трехмерное состояние, как нежданно-негаданно перевел его благодаря «В Институте времени…» аж в четырехмерное. Может, тут кто-нибудь знает и какие-нибудь книги о пяти измерениях?..

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

В Институте Времени идет расследование: по не совсем ясным причинам покончил с собой, наглотавшись таблеток снотворного, один из сотрудников лаборатории хронофизики Аркадий Левицкий. Но это только на первый взгляд. И чем больше следователь Линьков вникает в суть институтской специфики, тем больше у него становится подозрение, что смерть ученого была вовсе не случайной...

Может кому-то это покажется немного странным, но впервые я прочел это произведение еще в пятом классе средней школы. Данная книга, которую я случайно приобрел в одном из книжных магазинов Смоленска, стала в моей библиотеке фантастики второй после «Таинственного острова» Жюля Верна. Ее фабула сильно увлекла меня, хотя значительную часть ее я так до конца и не понял тогда. Слишком уж запутанны и витиеваты прыжки ее персонажей во времени, а рассуждения слишком сложны для понимания пятиклассником. Тем не менее, книга Громовой и Нудельмана свое дело сделала — обратила мое пристальное внимание к жанру фантастики и приключений. Сегодня моя библиотека насчитывает около трех тысяч книг, но самая первая из них до сих пор остается в памяти, словно первая любовь. Хотя мое отношение к самому произведению уже далеко не такое восторженное, как у всех молодых романтиков. Я заплатил за нее 69 копеек — целое состояние по мерке ценностей 70-х годов прошлого века! Второго издания у романа не было, поэтому я не знаю, какова ее современная ценность. Знаю только, что подобная «твердая» фантастика сегодня уже не в почете у читателей. Так что же в ней по-настоящему ценного? Постараемся разобраться.

Во-первых, это сочетание двух разнородных жанров — фантастического и детективного. Авторы в послесловии признаются, что написать роман на стыке жанров их натолкнул «великий и ужасный» Айзек Азимов — автор и создатель цикла о разумном роботе Дэниеле Оливо. Действительно, если детектив — это увлекательное и напряженное по интриге повествование о раскрытии тайны какого-то преступления, то почему бы не совместить его с таким же увлекательным сюжетом, который присущ научной фантастике? Азимов показал, что это не только возможно, но и весьма оригинально. Одна тайна накладывается на другую, отчего интрига только удваивается. К тому же, читатель вряд ли догадается о настоящей разгадке — она ведь по своей природе чисто фантастическая (т.е. выдуманная). Так что овчинка явно стоит выделки.

Во-вторых, несмотря на фантастичность задумки, она всё же старается не сильно отдаляться от реальной науки. Да, хронофизика — всего лишь авторская фантазия, но где гарантия, что она не станет обыденностью в 21-м веке? В своих рассуждениях авторы стараются придерживаться строгих научных теорий о физике времени и пространства, не допуская никаких вольностей или недомолвок — на то она и «твердая», эта фантастика. Я заметил лишь одну их ошибку: если Левицкий погиб в 1974 году, то как его «двойник» мог дожить до 1976 года? Ведь они существовали на одной и той же временной линии, еще до начала путешествий во времени! Идея образования «параллельных вселенных» при каждом путешествии «вниз» по линии времени логична хотя бы с точки зрения причинности: если вмешательство в прошлое возможно, то последствия скажутся не на данной вселенной, где всё уже давно стало историей, а в новой, ответвляющейся от оригинала в т.н. «точке бифуркации». Любое вмешательство (даже ненароком раздавленная бабочка) приведет к образованию параллельной реальности, оставив «родительскую» вселенную без изменений. К такой логике почти невозможно придраться в принципе — даже если вы лично не верите в перемещения во времени.

В-третьих, необычно и само изложение этой истории: оно составлено из двух параллельных линий сюжета, за один из которых отвечает следователь Линьков, а за другой — приятель Левицкого, Борис Стружков. Само собой, их развитие происходит в тех самых «параллельных» вселенных, о которых говорилось выше. Получается как бы две разных интерпретации произошедшего — любительская и профессиональная. Хоть одну из них читатель да обязан-то понять!

В-четвертых, интересна и сама идея темпоральных путешествий при помощи сочетания магнитных полей сложной конфигурации и потока тахионов, которых многие физики считают ответственными за вектор перемещения вдоль временной оси. На сей день эта частица является гипотетической, но активные процессы в ядрах квазаров и сейфертовских галактик дают основание предполагать, что нечто похожее мать-природа всё же создала. Вопрос состоит только в том, КАК ИМЕННО нам воспользоваться этим знанием.

Наконец, в-пятых, авторы ставят перед читателем вопрос о будущей морали «покорителей времени» — кого стоит допускать к подобным путешествиям и на каких условиях? Совершенно ясно, что бесконтрольных перемещений (как в романе Силверберга «Вверх по линии») быть не может — даже несмотря на то, что наше измерение полностью защищено от различных изменений прошлого. Логично доверить эту работу таким вот институтам, что описан в романе. Его сотрудники оценят, необходимо ли заявленное клиентом путешествие или нет, а также проведут все необходимые процедуры, обеспечивающие «невидимость» путешественников для современника. Всё по-советски точно и дотошно — запреты в этом деле будут явно полезнее капиталистических свобод.

И последнее. Из-за относительной сложности теории темпоральной физики роман подходит только для подготовленного читателя старше 25 лет. Желательно — окончившего институт по физической специальности. Или хотя бы опытного читателя, не боящегося произведений «твердой» фантастической направленности.

----------

РЕЗЮМЕ: история одного преступления, совершенного с целью понять законы темпоральных перемещений. Впрочем, было ли оно, это преступление? Вопрос, ответ на который должен найти сам читатель.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начало 70х, я сижу в читальном зале и читаю этот роман (на руки его не выдавали).

Книга была из серии «Библиотека приключений и научной фантастики», но вот что странно — называлась она «Кто есть кто», с соответствующей надписью на обложке (странно, потому как я не вижу этого издания в списке выше :)

Читал я ее достаточно долго, не торопясь, тщательно рассматривая и анализируя «временные линии». Именно эта часть книги захватила мое внимание, а вовсе не «детективная» интрига.

Тема путешествий во времени тогда для меня меня была уже не нова — к тому времени я успел прочесть «Янки при дворе короля Артура», «Машину Времени» Уэллса и «Фантастическую сагу» Гарри Гаррисона. Плюс забавную вариацию на эту тему в книге Александра Свирина «Экспедиция к предкам», так что временные парадоксы мне были уже хорошо знакомы.

В «Кто есть кто» (до выхода в прокат одноименного фильма с Бельмондо оставалось еще лет 10 :) все временные парадоксы разрешались наиболее простым способом — просто создавались новые вселенные со своей новой реальностью :)

Очевидное — невероятное: по сравнению с самим фактом путешествия во времени — клонирование вселенной можно было считать милым пустячком :)

(кто его там знает, может быть это действительно пустяк — если мы все живем в виртуальной реальности :)

Прошло уже очень много лет, но я не забыл не только сам роман, но и сам техпроцесс, описанный в нем (я его так и не перечитал — не хватило времени).

Более того, я десятки раз читал различные вариации на тему путешествий во времени, но «Кто есть кто?» до сих пор считаю лучшим (да, и в «Назад в будущее» тоже есть следы именно из этой книги — учитывая количество наших людей, уехавших в штаты (только у меня одного таких знакомых не меньше 70, не считая членов их семей :) — то вариант переноса сюжета из книги в фильм выглядит вполне реальным).

Кстати, по ходу написания рецензии у меня возникла пара вопросов: «в какой книге путешествовать в прошлое было можно, но сами путешественники оставались невидимыми для аборигенов и не могли никак воздействовать на мир в прошлом?» и у кого из писателей была описана система, при которой машина времени по факту могла использоваться в качестве звездолета?»

Первый сюжет изящно разрешал основное противоречие путешествий во времени, а второй — описывал реальные (полужирный курсив) последствия путешествия во времени (так как в прошлом Земля находилась в совершенно иной точке пространства, что упускается из виду всеми остальными фантастами, начиная с самого Уэллса :)

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Превосходная хроноопера.

В центре сюжета — расследование убийства (или неожиданного суицида) ученого, работающего над проблемой перемещения во времени. Повествование ведется от имени коллеги погибшего ученого и от имени следователя прокуратуры. Один не верит в самоубийство друга и коллеги, и пытается во всем разобраться самостоятельно, второй проводит расследование запутанного дела по долгу службы.

Жанр романа — научная фантастика, что подразумевает наличие достаточно большого количества научных терминов, которые авторы стараются преподнести в таком виде, в котором их поймет неискушенный читатель.

Книга написана легким языком, повествование удерживает внимание на всем протяжении истории, темп довольно неспешный, но это книгу не портит. Роман выдался добротным, детективная составляющая на высоте, но главное внимание уделено проблемам путешествий во времени и временным парадоксам, мультивселенным и параллельным мирам, а также попыткам ответить на вопрос: «а что же такое это время вообще?».

Из минусов можно отметить, что в определенные моменты читатель может потеряться в многочисленных параллельных мирах и причинно-следственных связях, но позже писателям удается вернуть понимание происходящего на должный уровень.

Работа авторов заслуживает всяческих похвал, в определенные моменты ловишь себя на мысли, что тебе хочется постараться и разобраться с загадками, имеющимися в книге быстрее и точнее персонажей.

В целом произведение — отличный фантастический детектив.

Думаю, данную книгу можно рекомендовать всем любителям жанра, а также тем, кто хочет подумать и порассуждать вместе с авторами над проблемами, поднятыми в ходе повествования.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, ощущения двойственные. С одной стороны, оптимистическая советская атмосфера и тот странный флёр советской культуры — произведение без явных злодеев, произведение «всех оттенков белого», немыслимое в наши дни, — выражены хорошо. С другой стороны, хронофизические интриги... так ли они запутаны? Тут впечатление неоднозначно.

С одной стороны — опять я о сторонах — при чтении я действительно не раз запутывался во всех этих временных ветвях. С другой стороны — происходило это в значительной мере благодаря запутыванию в них персонажей. То есть порой возникает ощущение, что если бы тот же Стружков не запутывался в своих косноязычных мыслях, нелепо перескакивая с одной концепции на другую, всё было бы гораздо понятней и очевидней. Так же, как становится очевидным в финале. Для прошаренного в хронофантастике современного читателя.

Отдельную ноту сложности — да и то надуманная сложность — вносит потребность хронокамер в возвращении. Им, оказывается, видите ли, необходимо, чтобы их кто-то подтягивал «сверху», чтобы путешественник мог вернуться.

Поначалу мне это казалось нелепым и ставящим крест на любых путешествиях в прошлое с возвратом, потом со скрипом мозга я понял, что в принципе это возможно, да и в романе в принципе суть объясняется.

С хронопетлями в романе таким образом всё правильно, а вот с психологией возникает проблемка.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я так и не понял при дочитывании: откуда такой градус оптимизма в концовке? В той части, которая «на стороне Линькова»? Откуда такая радость в поведении Стружкова, того Стружкова, который оказался на нашей ветви взамен «протагониста»? Ведь он совершенно не добился своей цели, ради выполнения которой направился в прошлое. Или радость — из-за того, что он установил причину самоубийства друга? Но ведь вроде бы эту причину он из записки знал и раньше.

Кроме того, той ветви, где сиганувший в прошлое Стружков нечаянно входит в хронокамеру своего двойника из позднего мира и занимает его место тремя днями позже, должна была предшествовать ещё одна промежуточная ветвь: где той хронокамеры ещё не было, а сиганувший в прошлое Стружков — уже был. Спрашивается, каким образом Стружков-пришелец той ветви смотался с места происшествия? Почему не вышел на связь со своим двойником? В общем, придраться всё-таки есть к чему при всей филигранности.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

В первой трети книги авторы умело накручивают сюжет и создают научно детективную интригу. Начинаешь предвкушать как все это будет развязываться. Увы! Потом начинается такая хронобелиберда, что даже по меркам НФ это перебор. После первых перемещений героев и с каждым последующим становится сложно уследить кто есть кто и зачем. Бесконечные диалоги двойников, тройников, разборки на тему «кто есть кто и откуда» быстро сводят интригу и интерес на нет. Больше никаких новых, неожиданных сдвигов в сюжете нет.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

В детстве не успел дочитать (книжку отобрали). Сделал это в предпенсионном возрасте (никто не отбирал на этот раз). Крайне добротная вещь! Мне одному померещилось, что герои-физики Аркадий Левицкий и Борис Н. Стружков совмещаются в Братьев?

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасное , редкое и оттого вдвойне замечательное сочетание хорошего детектива с научной фантастикой, особенно радующей Кабашу тем, что авторы пытаются логически все сконструировать, обосновать сюжет и тем самым добиться максимального правдоподобия, насколько, конечно, это возможно в рамках фантастического произведения.

Никак не думал, что спустя всего одна книгу после Багряка и его пяти президентов получится найти еще одно произведений советской фантастики, которое также затянет в свои сети и будет заставлять читать себя взахлеб, забывая обо всем другом. Великолепные, давно забытые ощущения! И очень радостно, что они возвращаются к тебе.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочел с огромным удовольствием. Что отличает качественную советскую фантастику, так это логичность и законченость сюжета. Возможно (или даже скорее всего) все дело в грамотной редактуре. Хороший редактор держит автора в ежовых рукавицах логики, не давая разгуляться буйной фантазии неправдоподобия.

Данную книгу я прочитал несколько месяцев назад, но впечатления до сих пор свежи. События развиваются как в хорошем детективе, когда дается несколько вроде бы убедительных, но на самом деле ложных версий; потом ситуация усложняется, все вроде бы запутывается — но авторы умудряются настолько стройно и ненавязчиво истолковать происходящее, что читатель словно сидит рядом с главным героем и собственными глазами наблюдает, как на земле палочкой ему рисуют схему петли времени.

Рекомендую любителям головоломок и поклонникам научной во всех смыслах фантастики.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный увлекательный фантастический детектив. Авторы хорошо разобрались в ветвящемся времени и при помощи схем объясняют это читателям. Является учебником для любителей временных парадоксов. Юным любителям НФ читать обязательно.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вчитывалась медленно. Мне почудилось, что авторы решили бросить вызов НИИЧАВО и описать фантастический НИИ в тоне не сказочном, а реалистическом, даже нарочито обыденном. Зал хронокамер, осциллографы, серии экспериментов... Гоняем брусочек — на 10 минут в будущее и обратно. Машина времени из приключения превращается в рутину. Прием интересный, но я не уверена, что он пошел на пользу книге.

Да еще следователь Линьков добавлял вселенской тоски. Если и говорит, то «вяло», «лениво», «меланхолично». Сорвавшийся отпуск его интересует, а не расследование. Как же бедному читателю заинтересоваться тем, что по большому счету неинтересно героям?

Впрочем, даже на первой трети роман вовсе не казался непривлекательным. Меня «держала» атмосфера позднесоветского города — неплохого такого, уютного города с зелеными двориками, первомайскими пикниками и всеведущими соседками.

К счастью, рутина длится хоть и долго, но не до конца романа. Линьков оставляет свою вялость. Второй главный герой, Борис Стружков, начинает заниматься чем-то поинтереснее брусочков. Ворох версий, сбивающих с толку следствие, налицо. Букет временных парадоксов — тоже. Само путешествие во времени описано даже с избыточной обстоятельностью — трудно в него не поверить. А уж встреча двойников в институтском сквере — вообще одно очарование.

Так что авторы имели право со скромной гордостью написать, что создали нечто «причудливое» и необычное:

«Обычная процедура следствия — и вспышки призрачного пламени в хронокамере; бытовые разговоры о загородных прогулках и магнитофонных записях — и веера мировых линий на чертежах, ветвящиеся всё новыми отростками; Борис Стружков беседует со следователем, с товарищами по работе, с институтской буфетчицей — и тот же Борис общается с недавно умершим другом и со своим двойником»…

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно несправедливо забытое произведение (ах, как некстати г-н Нудельман сбежал за границу:smile:). Даже уже потому, что оно единственное в своем роде: чрезвычайно запутанный и в тоже время безупречно логически построенный фантастический детектив, основанный на неоднократных перемещениях его героев во времени.

Это на удивление добрая вещь. Она, как глоток чистого воздуха, среди современных, полных негатива, насилия и сверхсупергероев, книг. Здесь же простые хорошие люди стараются честно, как можно лучше, делать свою работу. И читать об этом легко и приятно. А уж разгадывать вместе с авторами логические загадки, подброшенные постоянно меняющимся сюжетом, да еще сидя вечером в уютном кресле и неторопливо читая роман — это просто большое удовольствие...

Недостаток у книги, в общем-то, единственный: в угоду Ее Величеству Интриге герои произведения иной раз не идут по самому легкому пути, то есть не стремятся воспользоваться «великим и могучим» и пообщаться с окружающими, предпочитая носить свои вопросы и догадки в себе... Впрочем, это их право и за общей увлекательностью повествования эдакое углубление в себя не очень-то и заметно.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Превосходная книга, особенно если учесть, что написана она была в 1969 году. Добрая и добротная советская фантастика с интересными и понятными героями. Напрягает огромное количество вопросов в самом романе. При прочтении я внимательно следил за персонажами, вдумывался и вчитывался, пытался предсказать развитие событий со все возрастающим интересом...но все же не смог предугадать всех сюжетных поворотов. При всем этом книга действительно полностью логична и достоверна. Огромное спасибо авторам за графики и послесловие!

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошее, но крайне своеобразное произведение, пойдёт далеко не всем. Я бы сравнил его с партией в шахматы — с долгой партией с противником, который любит подкидывать сюрпризы. Совдеповская простота и наивность, а также слегка топорненький (по нынешним временам) юморок даже импонируют, причём всё это тут же соседствует со сложной закруткой. Книга требует предельного внимания и сосредоточенности во время чтения, чтобы хоть как-то разобраться с мировыми линиями и двойниками. Рекомендую к прочтению людям с аналитическим складом ума и вообще всем, кто не прочь потренировать серое вещество. Любителям имперских космических баталий с киборгами и суперменами можно сразу проходить мимо.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

В романе, наверное, впервые в сов. фантастике анализировалась «если- логика» перемещений во времени с помощью Н.-Ф. машины времени: авторы даже разместили на страницах художественного произведения специальные графики с пояснениями и комментариями. Именно с помощью вот такой работы писателей-фантастов и удалось выбраться из тупиков-парадоксов однолинейного времени...

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх