FantLab ru

Николай Носов «Приключения Незнайки»

Приключения Незнайки

Цикл

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 193

 Рейтинг
Средняя оценка:9.08
Голосов:1290
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Детский цикл историй про маленьких человечков — коротышек, жизнь которых полна самых разнообразных приключений: как совсем обычных, житейских, так и связанных с невероятными путешествиями.

Примечание:


В конце 20-начале 21 в.в. цикл «Приключения Незнайки» получил многочисленные независимые продолжения, выполненные как наследниками писателя, так и другими авторами.

Содержание цикла:

8.87 (1633)
-
29 отз.
8.84 (273)
-
8.65 (94)
-
1 отз.
8.72 (95)
-
1 отз.
8.82 (1611)
-
26 отз.
8.28 (176)
-
9.07 (1875)
-
54 отз.
8.56 (494)
-
4 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Награды и премии:


лауреат
Государственная премия РСФСР имени Н.К. Крупской, 1969

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)
/языки:
русский (6)
/тип:
книги (6)

Приключения Незнайки
1963 г.
Приключения Незнайки
1993 г.
Приключения Незнайки
2005 г.
Все о Незнайке и его друзьях
2011 г.
Все о Незнайке и его друзьях
2014 г.
Приключения Незнайки и его друзей. Незнайка в Солнечном городе
2015 г.



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 июня 2013 г.

Для смеха пролистал знаменитую носовскую трилогию о приключениях Незнайки. Помимо того, что это очень хорошие детские книги, они одновременно являются своего рода пособиями по базовому изучению общественно-политических систем и учений, характерных для 60-х годов.

Первая книга, «Незнайка и его друзья» описывает жизнь коротышек в коммуне типа фаланстера. Это небольшое автономное поселение с самодостаточной экономикой и практически семейным укладом жизни (все знают всех). Уровень развития не сильно высокий, так, в коммуне существует лишь один автомобиль. Впрочем, при необходимости, коротышки способны мобилизоваться и выполнить сверхзадачу, например, своими силами построить воздушный шар.

Воздухоплавательная экспедиция приводит к обнаружению еще ряда изолированных коммун — Зеленый город и Змеевку. С незначительными отличиями они дублируют общественное устройство родного города Незнайки.

Вторая книга, без сомнения, повествует о коммунистическом обществе. Об этом говорит даже само название — «Приключения в Солнечном городе» — а «город Солнца» Кампанеллы был одним из первых вымышленных утопических обществ, повлиявших в итоге на появление коммунистической доктрины.

Город, в который приезжают Незнайка, Кнопочка и Пестренький гораздо более развит, нежели малые коммуны коротышек. По улицам шныряет огромное множество машин (в т.ч. и роботизированных), есть авиация и полностью автоматизированное сельское хозяйство. Денежное обращение отмерло, любые товары и услуги доступны в неограниченном количестве. Поначалу на героев это производит потрясающее впечатление, из чего следует, что в их родном городе к такому уровню жизни явно нет привычки. В ручном труде практически нет необходимости и все желающие коротышки могут посвятить себя культуре, к примеру, очень популярна монументальная архитектура.

Но коммунистическое общество оказывается очень уязвимо к внутренним деструктивным факторам. Благодаря художеству Незнайки, на свободу вырываются гопники-беспредельщики, отрицающие коммунистический «общественный договор», и в результате вся система идет вразнос. К зачинщикам беспредела присоединяются многочисленные подражатели (объяснением скачкообразного роста беспредела может являться праздность многих горожан), в результате полностью деградировавшая милиция не в состоянии справиться со шквалом откровенного бандитизма. Город превращается в поле битвы между бандами озверевших анархистов и добропорядочных горожан, и остановить вспышку гражданской войны может только «божественный промысел». В то время, как в провинциальном Цветочном городе оборзевших гопников нейтрализовали бы довольно быстро и без всяких угрызений совести.

Третья, наверное, самая популярная книга «Незнайка на Луне» описывает стереотипное капиталистическое общество. Причем, явно американского разлива, т.к. некоторые аспекты (поголовная вооруженность, отсутствие всякой социальной ответственности, полная свобода предпринимательства) совсем нехарактерны для стремительно «левеющей» уже в то время Европы. Продажная полиция, разгул преступности, всевластие олигархов и убогая жизнь «дна общества», а также элементы фашизма (время от времени проходит чистка бомжей, ссылаемых на таинственный Дурацкий остров). Впрочем, в описании общества есть и противоречия — Носов явно сгущал краски, описывая невыносимую жизнь лунных трудящихся: наличие широкого рынка товаров, услуг и развлечений говорит о существовании большого количества состоятельных коротышек, т.н. «среднего класса». При этом на Луне неплохо работают социальные лифты: стать капиталистом (или перестать им быть) довольно легко, что мы видим на примере Пончика, моментально разбогатевшего и быстро разорившегося.

В детстве из всей трилогии мне больше всего нравилась эта книга. Она описывала настоящую жизнь реальных людей со всеми противоречиями и сложностями, а не рисовала красивые картины жизни в фаланстерах или коммунистических обществах. Собственно, это и есть реальность — из всех экономических формаций капитализм оказался наиболее успешен и жизнеспособен.

Оценка: нет
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 декабря 2009 г.

Трилогия о Незнайке — один из самых лучших циклов детских сказок, написанных отечественными авторами. Очень интересно наблюдать за тем, как от книги к книге растет сам Незнайка и меняются проблемы, которые автор ставит перед читателями. Пожалуй, больше всего мне нравится первая часть — самая простая и самая искренняя. Именно в ней ярче всего описаны характеры героев, каждый из которых получился на удивление яркой запоминающейся личностью. Именно в ней показано взросление самого Незнайки, который постоянно чудит, попадает во всевозможные неприятности, выпутывается из них и набивает себе новые шишки. Почти каждый эпизод первого романа — яркий, запоминающийся и поучительный.

Во второй части автор поставил перед собой нелегкую задачу — показать общество победившего коммунизма, с воеобразную утопию. Не могу сказать, что картина получилась идеальной, но у многих более серьезных авторов результат был менее удачен. К сожалению, герои во второй части гораздо менее удачны, исключение — лишь Пачкуля Пестренький, а их приключения оставаясь назидательными, теряют значительную часть своей легкости и остроумия.

Третья часть оказалась самой сложной и недетской. Капитализм на Луне получился хоть и несколько карикатурным, но весьма реалистичным. Приключения же Незнайки и Пончика перешли из разряда веселой детской литературы во вполне реальную борьбу героев за выживание. Политизированность книги приводит к тому, что ее очарование во многом теряется. Однако, нельзя не признать, что именно в этой книге Носов в наибольшей степени продемонстрировал способности провидца, а многие наши соотечественники в начале 90-х очутились в положении Незнайки на Луне.

Что ж, после написания Незнайки прошла добрая половина века. Много воды утекло и у нас в стране и во всем мире. А Незнайку до сих пор читают и дети и взрослые. Значит, самую главную проверку — временем, эта книга выдержала.

Оценка: 9
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 декабря 2008 г.

В 1960-м году я услышала сказку Носова по радио, прочитала «Незнайку и его друзей» и пошла записываться в детскую районную библиотеку, специально чтобы взять «Незнайку в Солнечном городе». Но строгая библиотекарша спросила, в каком я классе и, узнав, что только в первом, назидательно заявила: «Девочка, эта книга для второго класса». Такие у неё были представления о соответствии уровня доступности, или же она просто любила чувствовать себя на месте перста указующего, потому что на следующую осень, поскольку книгу мне нигде больше не удалось прочесть, а желание сохранилось, и стало ещё более жгучим, я снова попросила мне её выдать, обладая законным правом, поскольку перешла во второй класс. Смерив меня взглядом, блюстительница возрастной стратификации заявила, что книга будет мне понятнее, когда я перейду в третий класс... После чего я отправилась в другую библиотеку, где наконец и прочла это замечательное произведение про путешествие Незнайки, Пачкули Пёстренького и Кнопочки в удивительный город, с домами, поворачивающимися за солнцем, неунывающим инженером Кубиком и массой других незабываемых героев.

Что интересно, многое вполне можно осуществить, было бы желание трудиться вместе, а не вкручиваться в теперешний капитализм.

Носов и Драгунский сумели передать непосредственность и искренность общения, что заставляет к ним тянуться и вспоминать душой.

А «сантики» за всё из Незнайки на Луне и синяки на лице, когда в него кидали мячиками — да много ещё такого, чего не забыть...

И обращение моё любимое к самым близким людям — братцы — оттуда

Если кто-то прошёл в детстве мимо этих книг — возьмите и прочитайте своим детям, и откройте их для себя, а они вам долго будут светить...

Оценка: 10
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 апреля 2016 г.

Разумеется, оценивать «Незнайку» должны те, для кого он был написан. С их точки зрения это одна из лучших тем в нашей детской литературе. Люди четырёх-восьми лет отдают предпочтение первой книге, те, кто немного постарше — третьей. Но написан цикл всё-таки взрослым человеком. Если посмотреть на него глазами взрослого? Тогда здесь можно увидеть три модели развития общества.

Первая книга — вариант устойчивого развития. Небольшие городки, жители которых обеспечивают себя всем необходимым и не замахиваются на излишнее. Нужно собрать хороший урожай. Построить мост через реку. Можно слетать на воздушном шаре, хотя это уже баловство. Добрый мир, уютный, приятный. Но очень уж узкие здесь горизонты. По-настоящему хорошо тут чувствуют себя дети и старики.

Вторая книга — воплощение коммунистической мечты. Если кто-то боится ещё слова «коммунистической», может прочесть «прогрессистской». Мир свободы и равенства, всеобщего благоденствия, стремительного прогресса, высокоразвитой науки и техники, культурных новаций. Фантастически привлекательный мир и фантастически хрупкий. И куда смотрели идеологи? Всего-то три осла развалили город будущего почти до основания, нашли массу подражателей, практически не встретили противодействия, и одолеть их удалось только с помощью волшебной палочки. А сколько ещё ослов ждут своего часа. И дождутся.

Третья книга детально описывает тот мир, который мы построили в реальности. Безусловно, автор считал такую вероятность исчезающе малой. Но мы постарались и свершили невероятное. Такое впечатление, что реформаторы начинали каждый день с изучения очередной главы «Незнайки на Луне», чтобы воплотить её в жизнь. Лунный мир тоже неустойчив по причине беспредельной жадности его хозяев. Но, тем не менее, в финале не ощущается особого оптимизма. Всё-таки жадность и недальновидность — болезнь большинства лунных граждан, а не только Спрутсов и Скуперфильдов. Да и быстрые перемены редко бывают устойчивыми. По крайней мере, перемены к лучшему. Улетят домой Знайка с Незнайкой, иссякнет рано или поздно энергия лунитов, места в новом Большом Бредламе поделят жулики новой формации. Вряд ли они будут лучше.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 декабря 2009 г.

Незнайка – герой книг из детства. Его приключения так полюбились многим детям, а книги не устарели до сих пор. Такие произведения никогда не устаревают, не выходят из моды и не теряют актуальности.

Неутомимый маленький человечек в голубой широкополой шляпе и канареечного цвета штанах, в оранжевой рубашке и с зеленым галстуком – всем своим видом напоминающего стилягу. Он отличается хвастливостью, невежеством, смелостью и сообразительностью. В экстремальных ситуациях Незнайка проявляет себя с лучшей стороны: рискуя собой, спасает друга; его мучает совесть за плохие проступки и шалости; он пытается чему-то научиться, но не доводит до конца. Незнайка бесхитростен и нерасчётлив: он говорит, что думает.

Впервые Незнайка появился в комиксах канадского художника Палмера Кокса, русский текст по этим картинкам был создан Анной Хвольсон («Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков» 1883 г.).

Николай Носов создал мир, в котором живут маленькие человечки – коротышки – взрослые с чертами детей. Они делятся на малышей и малышек. Растения в сказочной стране огромные, а вот звери маленькие. В описании сказочной страны автором наложены табу на понятия рождения и смерти (коротышки никогда не рождаются и никогда не умирают, они существуют всегда как объективная реальность), а также на понятия романтической любви. Вот так устроен этот маленький мир. Довольно много в этом мире технических новинок: коротышки ездят на газированном автомобиле и путешествуют на воздушном шаре; они строят мост, водопровод и фонтаны; в Солнечном городе много разных диковинок: фабрики, типографии, радиолярии, циркулины и планетарки, необычной архитектуры здания, автомобили, машины, играющие в шахматы; коротышки даже строят космический корабль и отправляются на Луну.

Вместе с тем книги о приключениях непоседливого Незнайки и его друзей – безусловно феномен в детской литературе. Красочный, яркий, цветной мир маленьких человечков полюбился не одному поколению детей.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 мая 2012 г.

Милое советское босоногое детство!Нам,живущим в 70-х,не имевших даже понятия о слове « Фэнтэзи», жители Цветочного города были и хоббитами и эльфами , и вообще олицетворяли все Средиземье и Зазеркалье.И если» Приключения Незнайки ,его друзей» , «Солнечный Город «все таки сказочные повести, то» Незнайка на Луне» практически космическая, и даже уже социальная фантастика. Больше того, значение слов «фондовая биржа»,«акции», «концерны», понятие «игра на понижение»- впервые мы узнавали из этой детской книги.Вот так то:«Сегодня ты Незнайка, завтра ты Всезнайка,а послезавтра еще какая нибудь Чертяйка! Гы-гы,остроумно не правда ли?»

И все равно прежде всего это добрая, смешная,умная и интересная в любом возрасте книга!

Спасибо Николаю Носову , за наше счастливое детство!

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 января 2009 г.

Странная, казалось бы, на первый взгляд фраза «серьезная детская литература» находит свое непосредственное выражение в этой милой и трогательной трилогии под названием Приключения Незнайки.

Путешествия на воздушном шаре, знакомства с индустриальным миром образованных коротышек и даже полет на Луну в своем многообразии и единстве воспринимаются как законченная картина придуманного мира. Мира в чем-то сложного и в чем-то детского, волшебного и сказочного.

Вселенная маленьких человечков, по сути — проекция нашей реальности, значение которой для подрастающих человечков (детей) просто огромно. С самого детства все окружающее познается через вспомогательные образы: игрушки, отношения с другими детьми, детские книжки, то есть модели (отражения) действительности. Скажу честно, за всю свою жизнь не встречал более удачного и полноценного образа, чем в творениях Носова.

На мой взгляд, те родители, кто желает воспитать своих детей достойными, ответственными и самостоятельными гражданами — членами общества, в духе уважения к себе и окружающим, должны ставить подобные книжки на первое место. Ведь именно ради этого Николай Николаевич Носов вложил в свои произведения душу, а значит и частицу самого себя.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 декабря 2012 г.

Не сильно ошибусь если скажу,что 99% взрослых любителей фэнтези заинтересовались этим жанром во многом благодаря нашим старым сказкам,добрым сказкам,которые мы любили читать в детстве.Все мы, какими бы взрослыми не были,где-то в глубине души все равно остаемся детьми.В Советские времена нам не были доступны ни «Властелин колец«Толкиена,ни «Хроники Нарнии«Льюиса ни другие зарубежные произведения в жанре фэнтези.До сих пор удивляюсь как это в Советском Союзе разрешили издавать сказки Шарля Перро,братьев Гримм и Г.Х.Андерсона.Сейчас нам доступны любые произведения,сейчас все доступно.Но цикл «Приключения Незнайки«Носова навсегда останется для меня одним из самых любимых произведений детства.Куда там Льюису с его «Хрониками Нарнии».Мои младшие друзья и их родители очень советую прочитать,если не читали этот цикл,я думаю приключения Незнайки,Знайки,Винтика,Шпунтика и других никого не оставят равнодушным и навсегда останутся в вашем сердце.Классика,Вещь,Шедевр на Все Времена!

Рекомендация:высокая!

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 декабря 2008 г.

«Я — поэт, зовусь я...» — ну совсем у меня другое имя, но не помнить этой фразы я не могу. Восхитительная книга, много раз читанная-перечитанная, я смотрел диафильмы про Незнайку (помнит ли кто-нибудь, что это такое?), мне и посейчас нравятся мультфильмы про него. Незнайка, любимый детский герой многих десятилетий, вышел из книги и начал жить самостоятельно — ведь он в числе Веселых человечков (журнал «Веселые картинки») самый известный.

И вовсе не для выросших в 70-е — 80-е годы он культовый персонаж, нет, он популярен в нашей стране с 50-х годов 20-го века как минимум.

Как сейчас помню ужасную картинку — несчастный Незнайка после крушения автомобиля (или сиропомобиля?) лежит на кровати, а доктор Пилюлькин вытаскивает из его спины кошмарно длинные занозы!

А стихи — «У Авоськи под подушкой лежит сладкая ватрушка!» — слюнки текут только лишь стоит прочитать эти слова.

Я очарован этой сказкой, я не вижу в ней недостатков, мне не воспринять критики в отношении этого произведения.

А если вам это не понравится — «Пойду к соседям, пусть они послушают!»

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 января 2008 г.

Одна из первых солидных книг, прочитанных самостоятельно, причем, в рекордно короткие сроки. Наверное, благодаря ей я полюбил литературу вообще и книги стали чем-то особенным в моей жизни. Было так приятно, что с буквами я уже очень неплохо дружу и эта дружба позволяет читать такие замечательные сказки, которые, кстати, могу смело порекомендовать не только детям, но и взрослым. Было дело, разгадывал на досуге кроссворд и нужно было указать имя одного из персонажей из «Приключений Незнайки». Обратился к первоисточнику, ответ нашел почти сразу, но... кроссворд оказался безнадежно заброшенным, а сказка перечитанной. От начала и до конца. И вновь, как и в далеком детстве, я остался впечатлен и приятно удивлен тем, что мне, уже искушенному читателю, сказка по прежнему безумно нравится. Так что со всей ответственностью заявляю: эта сказка — на все времена!

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 апреля 2017 г.

Лично я считаю цикл повестей о Незнайке за авторством Николая Николаевича Носова лучшим творением детской литературы, или как минимум отечественной детской литературы, во всяком случае лично я ничего лучшего не читал. Вот уже прошло более 60 лет со дня публикации первой повести о Незнайке и коротышек Цветочного (и не только) города, но и до сих пор цикл этих книг является любимым у множества читателей по всему миру (а Незнайка переведен на десяток языков мира), как детей, так и взрослых и при этом книги совершенно не теряют своей актуальности, и это при том, что номинально книга носит ярлык «детской книги». Странная вещь – бывает так, что перед нами как бы взрослая история, в которой автор со всей серьезностью пытается говорить о серьезных вещах (а заодно заработать побольше денег). Но проходят годы, берешь эту книгу и читая, начинаешь понимать, насколько же порой детская эта книга, при этом детская не в лучшем понимании этого слова (и далеко за примерами ходить не надо). А бывает, что в детстве читаешь вроде бы детскую историю, но проходят годы, ты становишься взрослее и, вернувшись к книге детства повторно, начинаешь осознавать, до чего же это серьезная история, скрывающаяся за фасадом «детскости» Как раз цикли повестей Незнайки относится ко второй категории и за это мы любим его.

В целом, цикл книг о Незнайке трудно назвать единым произведением и трилогией. Скорее это череда отдельных историй, объединенных лишь общим титульным персонажей (Незнайкой собственной персоной) и миром произведений. В остальном же это весьма разные по характеру истории, при этом рамки отдельной книги не являются рамками отдельной истории. Достаточно вспомнить, что начало первой книги начинается с череды отдельных историй, весьма мало связанных с историей о полете на воздушном шаре. И здесь хотелось бы поговорить не о достоинствах цикла, о чем уже сказано и будет сказано немало будет сказано, но хотелось бы обратить внимание на некоторые недостатки, так сказать.

Отметить можно то, что при все своем таланте, Николай Носов довольно слабо использует потенциал своего мира. На протяжении 3 книг многие линии обрываются, многое начинания так и не находят завершения, а многие персонажи так и исчезают со страниц истории навсегда. И если к первой повести, в этом плане претензий нет, то этого нельзя сказать о последующих 2 историях. Первая книга нам дает сразу 16 героев-путешественников, а кроме того жителей Зеленого города, Змеявки и некоторые коротышки из Цветочного города, что не летели на воздушном шаре. Разные характеры, разные линии героев. Все герои, даже казалось незначительные, подчас сыграли немаловажную роль. История достаточно самодостаточная и законченная по смыслу. Казалось можно бы использовать потенциал на полную, но вот этого увы в следующей истории не происходит.

В книге о Солнечном городе большинство товарищей Незнайки, так полюбившиеся читателю по первой книге, в итоге оказываются за кадром, а многие и вовсе не упоминаются, словно их и не было. Незнайка в странствие берет с собой только двух человек. И если выбор Кнопочки логичен, то с Пестреньким возникают вопросы. Почему с Незнайкой не поехал Гунько, лучший друг Незнайки, если верить словам из первой книги? Тем более, он был общим товарищем и Кнопочке. Почему не Торопыжа (умевший водить авто к слову) или Авоська? Зачем было брать с потолка левого персонажа, что в итоге так же быстро исчез из истории, как и появился? А что же в итоге стало с Незнайкой и Кнопочкой? Да, Незнайка сильно обидел подругу, но каковы их взаимоотношения были в дальнейшем? Не верится, что дальше будет пустота. Что же решил Свистулькин по поводу Незнайки в итоге? Простил? Какие дома построил архитектор Арбузик? И да, что же из себя представляют Каменный и Земляной города? Увы, но куча вопросов в итоге так и остаются без ответа, из-за чего эта часть трилогии наиболее «провисающая». Но зато нам долго разъясняли принцип работы радиоуправляемого комбайна, что в итоге тоже был не задействован.

В третьей книге автор уже более задействует потенциал вселенной. Как и в первой книге перед нами вновь путешествия групп персонажей, при этом автор вернул множество хорошо забытых героев. В финале даже вновь упоминается Синеглазка, что дает надежду, что Незнайка когда-нибудь сможет встретиться с той, кто поддержала его в самую трудную минуту и направила на верный путь, и поблагодарить за это и замкнуть круг странствий и начать новый (эх, неплохая бы была история!) Правда некоторые вопросы и здесь возникают. Незнайка поспособствовал налаживанию контактов между Цветочным и Солнечным городами, однако заслуга его в итоге совершенно была не оценена. Он вообще оказался в тени на протяжении целых двух лет. Почему? В экспедицию на Луну отправились уже знакомые читателю герои из Солнечного города, но не все. Почему так и не появилась Ниточка, что во второй книге смогла Незнайке разъяснить суть жизни коротышек Солнечного города, чего не могли донести Кубик и Клепка? Да, возможно модельер одежды в экспедиции в космос не так и нужен, но тем не менее архитектор Кубик летел. А почему Клепка и Кубик, не обмолвились с Незнайкой и парой слов? Хотя во второй книге внимание Незнайки и Ко по отношению к ним было важно и они готовы были драться. Вопросы, вопросы и еще раз вопросы…

Впрочем, все эти моменты отнюдь не умоляют таланта автора. Да, автор не все смог и успел задействовать, тем не менее, труд его титанический и достоин уважения. Спасибо автору, за яркие страницы детства и прекрасное произведение!

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 мая 2012 г.

Если взглянуть на «Незнайку» как на трилогию, видна определённая прогрессия от сказки к научной фантастике. Всё начинается с типичных сказок про «Незнайка захотел стать музыкантом». Продолжается — жюльверновским полётом на шаре. В конце первой книги уже описания гаджетов. «Солнечный город» — состоит из описания техники, а также утопического города будущего. Да, и гаджеты, и город показаны с юмором (уж конечно, никому не нужны стулья-зонтики и вращающиеся дома), но лишь для большей увлекательности и ухода от штампов. И в третьей книге логическая кульминация — полёт в космос, первый контакт, да ещё и революция на другой планете. Выше уже некуда, разве что «Незнайка в лабиринтах времени».

Одновременно с этим идёт взросление. В первой книге мы в совершенно детском мире, где герой мечтает «кем станет, когда вырастет», не имея ни малейшего представления о профессиях. Вторая книга — это поездка детей во взрослый мир с милицией, машинами, хулиганами, фабриками. Мы смотрим на неё как туристы, из окна машины, прикрытые от опасностей как дружелюбием местных жителей, так и волшебной палочкой. И наконец, третья книга рассказывает о человеке, в этот взрослый мир выброшенном. Он выживает, он пытается заработать на жизнь, сталкивается с несправедливостью и жестокостью, обманом и глупостью. Он живёт жизнью взрослого, а не смотрит на неё из окна. Третья книга — самая взрослая и самая неуютная, потому что говорит — пусть и преувеличенно — о том мире, в котором мы живём сейчас.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 апреля 2010 г.

Желтый четырехтомник Николая Носова — потертый, с выпадающими страницами, знакомый даже, наверно, по запаху.

Сейчас стоит на полке детей. И то — не часто все сразу, хоть один из томов непременно лежит на комоде. А по вечерам...

Это даже не ступенька в Фантастику — это Дверь. До нее — всего лишь сказки, пусть с Кощеями и Горынычами, с волшебством. но... Открывается Дверь и начинается ОНА.

Классика классик :)

И, как верно тут уже заметил кто-то — недостатков нет.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 января 2017 г.

С произведениями писателя Николя Носова я впервые познакомился тогда, когда мой возраст еще соответствовал возрасту героев этих произведений. Да, я тоже боялся, что вот-вот придет милиционер и накажет за какую-то мою тогдашнюю шалость, боялся потеряться в метро и уж ни какие «Пилы», «Звонки» и «Астралы» неспособны были сравниться с легендарным Тук-тук-тук из одноименного рассказа. Удивительно, но факт: среди множества произведений автора история Незнайки и жителей цветочного города, по загадочным обстоятельства, обошла меня стороной. Я смотрел мультфильмы, диафильмы и конечно же был наслышан о мемах, связанных с заключительным романом Носова о приключениях Незнайки на Луне. Лишь недавно я решил восполнить этот досадный пробел и самолично ознакомиться с этой трилогией.

Стоит начать с того, что читать (для себя) детские книжки в возрасте, мягко говоря, далеком о детского (хотя, буквально вчера меня, в очередной раз, попросили показать паспорт в магазине) занятие довольно странное. Но, кроме странного, оно же является на редкость увлекательным. Книга рассчитана для детей, но писал то её не ребёнок, а взрослый, состоявшийся человек, со своим взглядом на порядок вещей. Детскость произведения зачастую обусловлена неким упрощением существующей действительности, где остаются лишь базисные человеческие качества, события и обстоятельства, но именно здесь нет-нет да проскользнет какая-нибудь интересная авторская мысль.

Первый роман цикла получился довольно заурядным. Автор знакомит нас с Цветочным городом, его обитателями и конечно же с Незнайкой – главным героем, и по совместительству главным возмутителем всеобщего спокойствия. Стоит отметить, что Незнайка, как и большинство коротышек образ скорее собирательный. Носов словно старался показать в одном персонаже все детские шалости и пороки. Нежелание учиться, нежелание считаться с любим мнением кроме своего, эгоизм, хвастовство, вспыльчивость, баловство и многое другое. Проводя своего героя по сюжетной линии произведения автор одну за другой показывает пагубность всех этих вредных качеств. Нельзя сказать, что урок проходит для Незнайки даром, но и до полной переоценки своих поступков ему еще ох как далеко.

Второй том трилогии получился у Носова на несколько голов выше стартового романа. Сюжет вращается вокруг удивительной волшебной палочки, которую Незнайка с таким трудом (в его понимании) добыл у внезапно появившегося в истории Волшебника. Что может делать волшебная палочка? Правильно — исполнять желания. А что она может наделать, в руках у безответственного, легковесного лодыря и хвастуна? Тоже верно – ничего хорошего…

Вводя в свою историю волшебную палочку, автор показывает хрестоматийным пример исполнение желаний, без малейших усилий со стороны того, кто хочет их исполнения. Когда ты ребёнок, тебе кажется, что всё что у тебя есть и будет должно падать откуда-то сверху, стоит только произнести волшебное слово «Хочу!». Но жизнь без усилий, порождает жизнь без желаний. Вернее, желания-то конечно будут, но чем дальше, тем нелепее и абсурднее. Помните старый советский фильм-сказку про мальчика, владевшего целыми залежами коробков с волшебными спичками. Стала его жизнь от этого счастливее? «Хочу смеяться пять минут» известный интернет-мем из этого фильма, наглядно иллюстрирующий степень деградации личности при наличии абсолютной власти над всем. Впрочем, первый шаги Незнайки были не такими безумными. Желание научится водить автомобиль, мороженое для себя и своих друзей – он действительно хотел совершать хорошие поступки, но, увы, чем дальше это продолжалось, тем менее эти поступки были таковыми. Эпизод столкновения с книгочеем Листиком станет катализатором дальнейших злоключений, но интересно тут другое. А именно образы трех ослов-коротышек, которым Незнайка так лихо подарил новую жизнь.

Что представляли собой коротышки Солнечного города? Высокоразвитое, как с технической, так и с культурно-социальной точки зрения, общество победившего коммунизма. Все работают на общее благо и пользуются плодами своих трудом. Освоив какую-нибудь технологию, они не стоят на месте из-за опасности сорвать сакральный партийный план (вероятно по причине отсутствия самой партии), а идут дальше улучшая, модернизирую и изобретая все новые и новые способы сделать жизнь лучше. Это то общество, в строительство которого верили многие энтузиасты нашей страны, но которое так и осталось несбывшейся мечтой из полузабытого сна. Но вернемся к вышеупомянутым коротышкам-ослам: Брыкуну, Пегасику и Калигуле. Немыслимо, но высоконравственное и технически развитое общество оказалось на грани краха всего лишь из-за трех новых коротышек. Организм этого общества, несмотря на все его внешние преимущества, оказался абсолютно неспособен защищаться о «бацилл» морального разрушения. Сначала случай с шлангом, потом нелепая мода трех ослов-хулиганов и всё — механизм распада уже был запущен. Удивительно и то, даже поняв первопричину явления «ветрогонов» жители города так и не смогли с ним справится и непременно погибли бы (как общество) если бы не… но об этом вы сами узнаете.

Носова называли пророком и отчасти справедливо, поскольку именно это его пророчество кажется наиболее страшным из претворенных в реальность. Мы ведь тоже прошли по этой дороге. Страна, в которой «не было секса» в одночасье превратилось в страну, где казалось только секс и есть. Кто не помнит киоски из 90-х? Из десяти газет минимум с 6-ти на вас смотрел чей-нибудь пышный бюст. Стоит ли говорить о телевидении того времени? Да и сейчас-то мало что изменилось: туалетный юмор стал нормой, а шутки с матом – обыденностью. Как же это произошло? Кто же у нас был ветрогоном первого порядка? Трудные вопросы с неочевидными ответами…

«Незнайка на луне» бесспорно культовая книга, не нуждающаяся в особом представлении. О ней ходят целые легенды, включая и ту, где первый президент РФ, положа именно на неё руку, принимал свою первую присягу. Увы, должен заметить, что произведение все же несколько переоцененное и не настолько пророческое, как можно подумать. Да, свалившийся на нас 90-х «Лунный мир», со всевозможными Клопсами, Фиглями, Спуртсами и «Обществом Гигантский Растений» конечно ошарашил тогдашнее население нашей страны. Но то что лавиной хлынуло к нам в 90-е для жителей западных стран было уже хорошо знакомо. Носов просто взял существующую модель западного капиталистического общества и на примере противопоставления его (общества) худших качеств и принципов социальной справедливости построит мир лунных коротышек. Знал ли он, что нам суждено будет пройти через такую «мясорубку» в будущем? Может – да, а может и нет. Но одно он знал точно. Из-за своей простоты и наивности мы окажемся неспособными хоть что-нибудь противопоставить этому миру. Здесь и кроется главная проблема заключительного тома истории. Коротышки из Цветочного и Солнечного города побеждают жадных, прожженых, озлобленных барыг из Давилона и Сан-Комарика? Не верю, от слова – СОВЕРШЕННО. Давайте отбросим нравственность и представим себя на месте Спрутса сотоварищами.

1. С Большой Земли прилетел коротышка.

2. У коротышки есть семена гигантских растений.

3. Гигантские растения способны погубить нашу систему власти.

4. За коротышкой могут прилететь его друзья.

Наши действия:

1. Поймать Незнайку и Пончика, допросить, пытать, узнать все о жителях городов Большой Земли.

2. Подготовится к возможному визиту друзей Незнайки, встретить визитеров, обмануть, пытать, выведать всё о науке и технологиях.

3. Подготовится к захвату Большой Земли, вторгнуться, колонизировать, обитателей обратить в рабство.

Вот ровно ТАК господа-товарищи, без слёз и сантиментов. Естественно Носов ни при каких обстоятельствах не мог закончить свою историю таким образом, несмотря на то, что именно так она бы и закончилась. Но все таки в концовке есть одна очень понравившаяся авторская мысль — тоска Незнайки, выраженная в форме смертельной болезни. Слезы Незнайки – это слезы очищения, слезы осознания своих поступков и их последствий. Пусть в следующей сцене к Незнайке возвращается привычная удаль, прежним он не будет уже никогда.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 января 2017 г.

Каждая следующая часть трилогии обьемнее предыдущей.

Каждая следующая часть ярче, лучше и интереснее написана, чем предыдущие.

Каждая следующая часть переворачивала однажды моё мироощущение на порядок сильнее, чем предыдущие.

Каждая следующая часть показывает иную, более развернутую и цельную, картину мира, в котором живут коротышки.

Первая книга это милая назидательная сказка для дошколят, где Незнайка пытается хоть и коряво, но учиться, где развитие прогресса пока ещё созвучно современному Носову миру, без особых устройств и приспособлений. Пока это всего лишь воздушный шар, незащищённый от ветров и перегрузок.

Вторая книга это мощнейшая технологическая утопия, где все основное действие подчинено одному важному делу — показать чудеса Солнечного города, где все для блага и во имя человека, а население занимается тем, что ему по душе. Творит, пишет стихи, занимается архитектурой. Это идеал общества, коммунизм в чистом виде. Там нет преступников, тюрем, воровства. Все это может попасть туда только извне, так как менталитет и образ мышления и отношения к другим жителей Солнечного города уже и з м е н е н в единственно правильном направлении.

Третья книга в наше время становится актуальной даже больше, чем во время первого издания. Мир паразитирующих на рабочих и ничего не производящих капиталистов, мир абсурда, лжи и тотального контроля над СМИ и телевидением, где любая новость может оказаться фейком, а все газеты и каналы вещают то, что им говорит владелец или спонсор. Мы уже тоже одним коготком там, увязли чуть-чуть.. Кажется, я это где-то недавно слышал, причём не раз..хотя многие свято уверены в неполживости и абсолютной честности и неангажированности некоторых средств массовой (дез)информации.

Несмотря на упорное впихивание огромного человеческого организма в тесную коробочку глобальной корпорации, я уверен, что этого не будет. Не может существовать и развиваться всемирное общество, помешанное на постоянном увеличении потребления, потемкинских деревнях наших и иностранных городов, где ради дешевого пафоса перед соседями и друзьями покупаются ненужные и некачественные товары, у которых достоинство только одно — они новее, чем предыдущие. Истеричные фанаты, занимающие очереди за новым айфоном за несколько дней до начала продаж и трясущиеся после покупки от радости — все, что надо знать о современном мире.

Носов предвосхитил тупых обывателей, доверчиво и радостно жрущих с экранов льющиеся им в уши и глаза помои, а через сутки забывающих о недавних кумирах.

Мир загнанного в стойло скота, настроенного только на определенные жизненные вещи -дом- работа-выходные — без права выйти из загона, не может существовать долго, как бы кому-нибудь не хотелось. И я уверен, что результат будет таким же, как в гениальном романе Носова. Детские это книги? Да я вас умоляю.

Вся эта дрянь рухнет однажды к чертовой бабушке. Иначе никогда не видать нам звёзд.

Оценка: 9


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу