Канаэ Минато «Признания»
Четырехлетняя Манами, дочь учительницы Юко Моригути, погибла. Ее тело нашли в школьном бассейне. Трагедию признали несчастным случаем — мать не уследила за своим ребенком.
Наступает последний день семестра — и последний день Юко на работе. Она собирает свой класс и рассказывает детям правду о том, что случилось. Смерть ее дочери — не случайность. Девочка была убита двумя учениками из этого класса. Юко знает об этом — и сегодня преподаст им последний урок. Урок поистине дьявольской мести. В этот день каждый будет вынужден сделать свое признание — и никто не останется безнаказанным.
Это мастерски написанный, мощный, пронзительный роман о последствиях самых губительных болезней человека — страха, ненависти и одиночества.
Награды и премии:
лауреат |
Премия "Алекс" / Alex Awards, 2015 // (перевод с японского) |
Номинации на премии:
номинант |
Премия имени Ширли Джексон / Shirley Jackson Award, 2014 // Роман (перевод с японского) | |
номинант |
Премия критиков «Стрэнд» / Strand Critics Award, 2014 // Дебютный роман (перевод с японского Stephen Snyder) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Селеста, 2 ноября 2023 г.
Умеют японцы создавать жестокую, противную, липкую атмосферу.
Начало далось тяжело: мне не особо понравился пространный монолог учительницы в первой части книги. Я решила, что в том же тоне будет выдержано всё произведение, и непонятно, что тут рассусоливать, раз к убийству дочери этой учительницы так быстро подобрались. Но потом глава учительницы закончилась, и до меня дошло, что в книге будут представлены точки зрения<i> разных</i> персонажей. Я люблю этот приём в детективах и триллерах. К тому же, небольшой объём книги позволил автору не растекаться мыслью по дереву, а сконцентрироваться на точных и ёмких описаниях, хорошо раскрывающих каждого героя и дополняющих каждую линию.
Книга, однозначно, о мести — этот вывод напрашивается сам собой. Но также она и о самосуде — о том, как далеко он может завести. О жестокости детей. О жесткости родителей, которые своими завышенными ожиданиями или, напротив, своим безразличием, сами растят монстров. О шаткости психики. Да даже о возвышенном всепрощении, от которого лично мне стало тошно — я говорю об отце погибшего ребёнка. Самый, наверное, неприятный для меня персонаж, несмотря на то, что в произведении отвратительны буквально все. Он бросил беременную женщину из якобы заботы — он ведь болен ВИЧ, он же не может жить с ними рядом. Хотя любой адекватный человек знает, что ВИЧ заразиться не так-то просто, и что при соблюдении осторожности он мог спокойно создать семью. Он не интересовался жизнью и здоровьем дочери, хотя ничто не мешало ему быть на связи с несостоявшейся женой и хотя бы спрашивать, всё ли хорошо. Он даже деньгами не помогал — а это меньшее, что он обязан был сделать. Ну а когда его дочь погибла, великодушно решил простить убийц и понадеялся на их перевоспитание. Но оно и понятно: откуда у мужчины, который не рожал этого ребёнка и даже ни разу его на руках не держал, взяться любви и, тем более, боли от потери?
Самосуд ужасен, и то, что в финале сделала учительница, тоже ужасно. Но мне кажется, многие женщины и, тем более, матери, могут это... не одобрить, конечно, но — понять. И книга прекрасна тем, что каждый увидит в ней какую-то тревожную тему, каждый зацепится за что-то своё: за буллинг, порывом подхватывающий невиновных, за месть, за нелюбимых детей, за требовательных родителей, за непонятость, за расстройства личности — грандиозный нарциссизм и параноидальную шизотипичность как минимум. Столько эмоций на четырёхстах страницах (у меня электронная версия Литреса) — это точно стоит прочесть, если готовы к сложным и болезненным темам.
Девять, а не десять баллов только за пробившуюся в последней главе нереалистичность событий. Не люблю, когда в повествование вклиниваются невероятные совпадения и так сильно влияют на сюжет.
ihtiosyncrasie, 27 февраля 2024 г.
Какой же лютый бред от начала и до конца. Сначала просмотрел экранизацию (режиссер, Накасима, известен безумно крутым визуальным рядом и довольно запутанно излагаемыми сюжетами) и она оставила крайне смешанное впечатление ближе к негативному, тогда только взялся за книгу. Фильм абсолютно нереалистичен, книга тоже. Ни один (!!!) из персонажей не вызывает сочувствия, даже погибший ребенок. Напоминает какую-то банку с пауками, плюс, школьники чересчур интеллектуальные. Главный злодей вообще абсолютно анимешный персонаж, вундеркинд -психопат.Просто в шоке, что в этом опусе и фильме по нему находят смысл, это дешевый бульварный сенсационный роман без какого-либо морального урока, характерного для действительно хорошего детектива.