FantLab ru

Алексей В. Андреев «Паутина»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.70
Голосов:
124
Моя оценка:
-

подробнее

Паутина

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Футурологический «шпионский» роман в стиле «русский киберпанк». Книга интеллектуальная, полная авторской иронии и юмора. Виртуальные галлюциногены и холодильник, несущий пиво по свистку; электричка с инопланетянином и святназовцами в ряс-палатках; литература, доведенная копирайтами и маркетингом до термина «худло» — будущее, вырастающее из привычного нам окружения. Мир паутины подменяющих реальность иллюзий; мир, который вот-вот уничтожит (но вдруг все-таки нет?) давно уже ставшая привычной информационная война. Кстати, со времени написания книги многие авторские прогнозы уже сбылись.

Примечание:

Сбывшиеся прогнозы (по материалам статьи КАК СТАТЬ ФУТУРОЛОГОМ), роман написан в 1999 г.:

1) кибер-поэма Вознесенского (2000 г.);

2) женщина-губернатор Питера (2003 г.);

3) суд над библиотекой Мошкова (2004 г.);

4) православные патрули в поездах (2005 г.);

5) музыкальный инструмент из компьютерных дисков (2002 г.);

6) сообщество взломщиков рекламы (2004 г.).

В сетевой версии романа главы заканчиваются картинками из авторского диплома по клеточным автоматам.


В произведение входит:

7.39 (118)
-
4 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 291

Активный словарный запас: высокий (3059 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 72 знака, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 27%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Паутина
2002 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 декабря 2013 г.

Иронически-пародийный киберпанк плотно замешанный на советской литературной школе 80-х и российских реалиях 90-х. С надеждой первой на неизбежное лучшее и одновременной ностальгией (предчувствием, что лучшее уходит). И с ерническим ожиданием конца света (нам уже нечего терять и нечего бояться))) вторых. Это – на момент написания.

Сегодня – не более, чем ностальгическая вещица для тех, кто получил еще советское классическое образование, и чья молодость пришлась на 90-е. С уже подзабытыми анекдотами и остротами, с литературными аллюзиями и прямыми цитатами, с типичными для того времени филологическими примочками. Ныне все это многим уже не понятно, а кем-то – уже забыто.

Родившиеся даже в середине 80-х «Паутину» в подавляющем большинстве уже не оценят совсем. Лет, скажем, через десять, ее вообще будет невозможно читать в виду ряда причин, среди которых течение времени и иное развитие it-технологий далеко не самые главные.

Безусловно хороша книга даже сейчас, разве что, размышлениями о свободе. Такими, м-мм… наднациональными и надгосударственными. То есть, вечными. Кстати, как раз на рубеже тысячелетий и стало ясно, что та свобода, о которой мечтали в начале 90-х так и не появилась…

Временами весьма прилична и ироническая составляющая, мастерством автора иногда граничащая с предапокалиптичным пессимизмом (жанр требует))). Целлофановый мор, вирусы, уничтожающие кофеварки, доведенные до абсурда компьютерные фобии, тактические военные конфликты, вроде Восьмичасовой войны США с Китаем, или Первой и Второй черноморских войн, вызванные «непонятками» со спутниками…

В целом, для тех, кто любит неспешно понастальгировать, отдаваясь сладостным воспоминаниям из серии «как молоды мы были…».

Оценка: 6
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 августа 2009 г.

У книги есть свои плюсы и свои минусы. Главным плюсом для меня стал огромный поток разнородной информации, вываленный автором романа. Колоссальный объем мыслей, заметок, замечаний по жизни, размышлений, юмора и маленьких открытий. История развития сети, ряд научно-фантастических новинок, достойных если не Лема, то уж Гибсона точно, ссылки на биологические, физические, термодинамические, кибернетические теории, и еще больше ссылок на литературных предшественников: где-то иронично, где-то случайно, в бытовом разговоре, — Лукьяненко с его «Лабиринтами», Азимова с «Основанием», Гибсона с «Муравейником», Шелли с «Франкенштейном», Гессе с его «Игрой...» и многих, многих других. В размышления оказались втянуты даже вскользь упомянутые ТРИЗовцы, а уж наших бытовых реалий — СМИ, реклама, пиар, политика, коррупция, хакеры — не сосчитать.

Итог — хороший фантастический постмодерн, где постмодерн — оказывается ключевым словом: само полотно романа сплетается из ниток в подобие паучьей сети — реальность, киберпространство, иллюзии, сны, прошлое, будущее. В отличие от новоявленных «киберпанковцев» (Лукьяненко, Вачовски) использующих сеть и реал только для решения уже сто раз решенных, «обезьяньих» проблем — злой искусственный интеллект, герой и его темное alter ego, — Шелли исследует феномен Сети, которую уже нельзя считать чистой фантастикой, Интернет и гипертекст стали нашей реальностью, которая не укладывается в привычное мифомышление, все еще проповедуемое из трубных динамиков фэнтези-опупей, космоопер, паропанков и пр. Мир изменился, в мир пришла Сеть, как артефакт, как феномен и мир никогда уже не станет простым, т.е. без приставки «гипер-«. Роман Шелли — один из немногих,прочитанных мною, считающихся с этой реальностью. Более того, «Паутина» — это настоящее исследование феномена Сети, за что уже роман достоин пристального внимания. «Паутина» — это попытка осознать «дивный новый мир», мир, где Сеть — данность.

Есть в романе и минусы: во-первых, стиль сложен, по причине специфического интернет-сленга, над которым автор в равной мере иронизирует и выжимает все возможности, во-вторых, структура романа — гипертекст, перескоки с одного на другое — с заголовка статьи к содержанию новостной колонки, к тексту электронного письма, к воспоминаниям, к событиям одной-другой-третьей реальности или нереальности. В-третьих, и это уже касается не авторского стиля, а скорее его несовершенства: в этой постмодерн феерии смещены-смазаны акценты, малозначительным вещам уделены большие абзацы, а ключевые даны штрихами, недораскрыты или разбавлены. Я вчитался только со второй части. И это может служить знаком, что именно тут начинается роман, а прежде была смысловая и литературная игра, ирония, стеб и, может быть, необходимое введение. Роман выиграл бы от правки и переработки, но даже в теперешнем своем виде — являет собой образец не чтива, а литературы, причем, литературы фантастической, в лучших значениях этого слова.

Для меня идеи и идейки «Паутины» дали много пищи уму, начать хотя бы с того, что я взялся отмечать страницы и цитаты, чего уже давно не делал, а кроме того, после прочтения да и в процессе не раз откладывал книгу чтобы переварить, подумать...

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 января 2014 г.

В целом соглашусь с george1109. Это один из немногих романов, которые я называю «книга со сроком годности». Прочитай ее я лет 10 назад (в годы ее издания), оценка была бы повыше, 7 или даже 8. Но сейчас меня этот кибербанковский мир-антиутопия не впечатил — на фоне уровня развития современных технологий все описанное в романе не воспринимается. Все сленговские (причем сленга десятилетней давности) высказывания героев не дополняют атмосферу, а, наоборот, привносят какой-то сумбур и абсурдность.

Тем не менее нельзя не отметить, что у автора огромный потенциал. Роман получился целостным, со смыслом. В нем много всяких философских (я бы этот так назвал) размышлений. По стилистике очень напомиманет романы Пелевина — через главу на читателя выливается поток завуалированных видений мира, длинных умодробительных диалогов о вечном и тд.

На мою оценку так же повлияло и некоторая скучность романа. В первой главе все начианется как шпионский роман в киберпанковском антураже. Но все это и заканчивается в этой же первой главе. Далее идет скучное и затянутое повествование без каких-либо значимых событий, разбавленное различными философскими нравоучениями.

По итогу книгу советовал бы почитать только тем людям, кто хочет понастольгировать о тех временах, когда все только начиналось в мире СЕТИ (для меня это 90-ые), и тем(здесь обязательно!), кто знает разницу между словами «байт», «личка», «узел», «коннект» и тд. Людям, далеким от компьютерных терминов(в романе их очень много) и вообще понимая сути всего с этим связанного, настоятельно рекомендую проходить мимо и не тратить свое время и нервы — я не представляю себе, как бы этот роман читали, например, мои родители (пусть они и большие любители фантастики), для которых весь IT-мир прячется под одним словом «компьютер». Одним ловом — это роман «не для всех».

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 октября 2008 г.

Андреев — едва ли не единственный представитель «русского киберпанка» (это не я сказал, это аннотация), достойный звания киберпанка вообще.

Паутина — совершенно замечательный набор мелочей, из мелочей и деталей и строится мир романа, однако целиком картина оказывается смазанной, возможно, из-за несколько «отсутствующего» сюжета, что умело маскируется рефлексией главного героя, хоть и не столь кондовой, как у действительных представителей «русского киберпанка».

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 февраля 2013 г.

Первая мысль после прочтения (сам не знаю почему XD): «Что я только что дочитал?» =)

Мне понравилось. Для меня это первая книга, прочитанная в жанре антиутопии киберпанка. Честно говоря, антиутопии я плохо перевариваю, не понимаю я их и все, хоть убейся. Книга показалась необычной. Я думаю, мало найдется подобных этой книг. Единственный минус — проскакивает местами пошлость, но это для меня не такой уж и огромный минус.

9\10

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх