Джон Диксон Карр «А потом убийство»
Юная дочь священника из английского захолустья написала любовный роман, ставший бестселлером. Полное отсутствие практического опыта в амурных делах девушка скомпенсировала богатой фантазией. Как раз последнее и было высоко оценено продюсером солидной частной кинокомпании, который пригласил нашу героиню потрудиться над сценарием детективного фильма. В самый же первый день пребывания на новом месте работы на жизнь юной девицы было совершено покушение…
Входит в:
— цикл «Сэр Генри Мерривейл»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
igor14, 15 февраля 2024 г.
Восхитительный и явно недооценённый поклонниками ДДК детективно-комедийный триллер. Входит в цикл о расследованиях, произведённых сэром Генри Мерривейлом, и является четырнадцатым* по счёту романом данной серии.
Завязка сюжета: юная дочь священника из английского захолустья написала любовный роман, ставший бестселлером. Полное отсутствие практического опыта в амурных делах девушка скомпенсировала богатой фантазией. Как раз последнее и было высоко оценено продюсером солидной частной кинокомпании, который пригласил нашу героиню потрудиться над сценарием детективного фильма. В самый же первый день пребывания на новом месте работы на жизнь юной девицы было совершено покушение…
Перво-наперво особый акцент следует сделать на времени происходящих в романе событий – август/сентябрь 1939 г. – т.е. преддверие и самое начало Второй мировой войны. Поэтому для читателя вряд ли окажется удивительным то обстоятельство, что главный серийный герой появляется на страницах ближе к середине произведения, ибо занимая пост руководителя военной разведки Великобритании, он совершенно точно не страдал от безделья (хе-хе!).
По мере развития событий – а попытки лишить жизни молодую сценаристку не прекращаются, мало того, есть все основания подозревать происки вражеских шпионов на киностудии – Г.М. практически до самого финала не занимает главенствующего положения в романе, приглядывая за действом, так сказать, из-за кулис. Однако, в момент главной кульминации он, подобно чёртику из табакерки, выпрыгивает на передний план, разоблачает злодея и объясняет все многочисленные загадки.
(к вящей субъективной радости, почти всё из происходящего имело совсем иную подоплёку, нежели чем казалось на первый (а также и на второй, и на третий (ха-ха-ха!)) взгляд. Плюс – довольно силён комедийный эффект, который так и не перерос в настоящую трагикомедию)
Среди не столь уж и многочисленных действующих лиц нашлось место и старым знакомым по предыдущим романам цикла – полицейскому инспектору Мастерсу** и капитану Блейку***, но роль обоих снижена до самого минимума (а последний ещё и утратил статус рассказчика, от лица которого ведётся повествование).
Образно выражаясь, активную движущую силу в расследовании представляет любитель-сыщик поневоле Уильям Картрайт, основная профессия которого – автор детективов. Хотя ещё одним «сквозным» персонажем сериала о Г.М. он <вроде!> не становится, но вряд ли случайным совпадением является некоторое созвучие фамилий этого героя и самого Карра…
Кроме того, давая волю собственной фантазии, склонен подозревать, что изначально сей роман писался автором безо всякого участия сэра Генри Мерривейла и его «свиты» в виде Мастерса и Блейка. Не особо углубляясь в малоинтересные для большинства людей подробности, считаю вполне вероятным следующее: «А потом – убийство» являет собой переработанную версию так и не изданного (и считающегося утерянным!) карровского романа «Мисс Смерть / Miss Death» (1930).
---------------------------------------------------------------------------------------------------
* согласно внутренней хронологии, ибо в парочке-тройке позднее опубликованных романов события описываются более ранние;
** практически постоянное действующее лицо произведений «мерривейловской» серии;
*** «сквозной» персонаж цикла, который периодически то появляется, то исчезает, то возникает снова спустя какое-то время.