FantLab ru

Жюль Верн «Париж в ХХ веке»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.77
Голосов:
94
Моя оценка:
-

подробнее

Париж в ХХ веке

Paris au XXe siècle

Другие названия: La Ville du futur; Париж 100 лет спустя; Город будущего

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 10
Аннотация:

«Париж в ХХ веке» содержит в себе характерные признаки «классического» Жюля Верна — то, что называют научной фантастикой, но что у него скорее было научным предвидением (в романе уже есть и метро, и автомобили с двигателем внутреннего сгорания, работающем на водороде, и факсы, и вычислительные машины, и электрические машины и многое другое). Но знакомое нам по другим произведениям писателя восхищение научно-техническим гением здесь соединяется с предупреждением человечеству: цивилизация, где поклоняются двум богам — машине и деньгам, несёт в себе угрозу духовной деградации. И наконец, еще один оттенок новизны: вместо путешествий и приключений в основе сюжета — любовная история.

Примечание:

В этом романе о будущем (описан Париж 1960-го года) автор описал много технических новинок, часть из которых появилась в действительности – например, автомобильный двигатель внутреннего сгорания (применен в автомобиле Даймлера в 1889), небоскребы из стекла и стали, производительные счетные машины (прообразы калькуляторов и компьютеров), всемирная телеграфная коммуникационная сеть (в наше время ее роль выполняет Интернет), бесшумный скоростной рельсовый транспорт (развивается в наши дни) или электрическое уличное освещение (в Париже с 1885 года); а часть оказалась слишком смелой (морской канал до Парижа). Он предвидит также многие черты самого общества – огосударствление и бюрократизацию всего и вся, жесткий контроль не только за поведением но и за мыслями граждан, появление самого типа государств полицейской диктатуры. Это придает роману особую ценность – французский классик не описывал своих взглядов на социальное будущее общества в других произведениях.

Интересно, что Жюль Верн описал архитектурное сооружение строгих геометрических форм перед парижским Лувром. В 1989 году на площадке перед этим музеем действительно была сооружена пирамида из стекла и стали. Также он предугадал появление Эйфелевой башни (она была построена в 1887 году, через 24 года после создания романа – почти на месте, указанном писателем).

Роман состоит из 17 глав. Точная дата создания неясна, наиболее вероятно что работа над ним была начата после успеха романа «Пять недель на воздушном шаре», в 1863 году. Издатель Верна Пьер Жюль Этцель отклонил рукопись, посчитав ее откровенно неудачной, и вернул ее автору с замечаниями в конце 1863 – начале 1864 года. Этцель высказал мнение, что такое пессимистичное и невероятное произведение может повредить карьере начинающего писателя и посоветовал подождать с публикацией лет двадцать. В дальнейшем Жюль Верн к этой рукописи никогда не возвращался.

При жизни автора роман напечатан не был, долгое время о его существовании не было известно. Впервые критики и читатели узнали о его существовании из письма сына писателя Мишеля журналисту Эмилю Берру от 30 апреля 1905 года – к письму был приложен список неизданных произведений отца, перепечатанный «Фигаро», «Тан» и многими другими газетами и журналами. Сразу роман о будущем напечатан не был (в первую очередь выходили более интересные наработки Жюля Верна), а потом рукопись затерялась.

Она была обнаружена в 1989 году праправнуком Жюля Верна, в запертом сейфе. Он считался пустым и ключ от него был потерян. Потомок писателя решил в этом убедиться – и сейф был вскрыт с помощью взрывчатки. Внутри обнаружили множество бумаг, в том числе и рукопись романа. Необходимо, однако, заметить что некоторые источники считают историю с взрывом «пустого» сейфа чисто рекламной и выдуманной специально для привлечения внимания покупателей.

Впервые роман (под редакцией Пьеро Гондолла делла Ривы, вице-президента Общества Жюля Верна) напечатан в 1994 году парижским издательством Ашетт (Hachette, ISBN 2-01.235118.2). Две иллюстрации и обложку к 217-страничной книге сделал Франсуа Шутен (François Schuiten). Во Франции книга стала бестселлером, этому способствовала и широкая рекламная кампания издательства. В 1997 роман издается на английском (издательство Random House).

Критикой неизвестный роман Верна был принят вполне положительно, авторство его не оспаривалось. Некоторые из них (как и Этцель 120-ю годами ранее) упомянули о излишнем пессимизме автора при описании будущего.

© Евгений Борисов

Похожие произведения:

 

 


Париж 100 лет спустя
1995 г.
Город Будущего. Путешествие в Англию и Шотландию задом наперед. Невидимая невеста
2000 г.

Издания на иностранных языках:

Париж двадцятого століття
2018 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 февраля 2012 г.

Люблю, с детства, всю классическую приключенческую романистику Жюля Верна.

Книга же «Париж в XX веке», заметно отличается от остального творчества писателя, и она мне как-то по особенному нравиться.

Роман-антиутопия о будущем человечества: описывается полное доминирование научно-технического прогресса и прагматического образа мышления, которые вытесняют гуманитарные науки и любое отвлеченно-творческое мировоззрение.

Одно из немногих произведений Жюля Верна со скептической оценкой индустриального развития общества и повышенным вниманием к нравственно-этическим аспектам человеческой личности.

На первое место ставиться вопрос, может не явно, но это прослеживается в романе — не как жить, а зачем жить. Что по настоящему делает человека счастливым в этом мире. Ради чего вообще весь этот Технический Прогресс-то мы творим из столетия в столетие? Это делает человека лучше?

В подробностях описывается инфраструктура Парижа будущего, и социальная и технологическая. Различные изобретения, в чем-то, как часто бывает у Верна, весьма провидчески совпадают с современной реальностью. Социальное устройство — тотальная бюрократизация, усиление полицейских институтов и т.п тоже в чем-то похоже на реалии нашего времени.

Главный герой, романтик Мишель, поэт, пытается найти себя в этом техническом мире. По ходу повествования влюбляется, развивается мелодраматическая линия — что также непривычно для большинства романов Жюля Верна.

Финал романа в целом печален. Показана потерянность доброй и творческой личности в бездуховном мире, невозможность бороться с тотальным давлением прагматического социума, вытесняющего любого не вписывающегося в общепринятые правила индивидуума.

В литературном плане «Париж в XX веке» наверное пониже других работ Верна, но вполне на достойном уровне. И в общем весьма замечательный роман.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 апреля 2008 г.

Книга интересна по нескольким причинам — это первый роман Верна, несмотря на дату издания, во-вторых это антиутопия, жанр мало встречаемый в творчестве Верна, а ткаже сюжетная линия. Много предсказаний, основанных на новейших научных данных (для того времени), но много и всяких забавных курьезов, которые на фоне нынешних знаний. Так например, сохранившееся перья, для записей или морское кораблестроение. И совсем, по понятным причинам, не охвачен основной жанр развлечения нынешнего времени — кинематограф. Но все-таки предсказанное не может не поражать впечатление.

Необычен и жанр антиутопии, но здесь сильных претензий к автору нет, а наоборот, понимание того, что автор видел далеко. У нас в Париже восстания студентов, Годар снимает свои первые фильмы — у автора прогрессивное человечество, отказавщееся от войн, но результат один власть капитала над интеллегенцией. Кому она нужна, если не приносит прибыли, только так «паразит на теле трудящихся». И в истории это встречалось впоследствии не раз и проницательный писатель это предвидел и жаль, что эта книга не увидела, пусть даже в измененном виде, свет. Возможно, что-нибудь бы изменилось...

Однако, и это самое главное, роман написан достаточно скучным, а подчас и неким языком, «простых перечислений». И прав был в свое время издатель Этцель, который завернул рукопись молодого автора. Также, Этцель, который был знаком с другими произведениями автора, правильно оценил потенциал Верна, а то могли бы мы получить некоего французского Достоевского (с такой-то концовкой романа).

Кроме того, следует сказать, что отмечено в аннотации, это роман, где автор поставил романтическую линию в одну из главных в интриге романа, и вынужден признать, что получилась она довольно слабой. Персонажи весьма ходульны и чувтсвуется, что Верна в большей степени интересует описание технических новинок, нежели своих персонажей. Отчего впоследствии он так и не смог до конца избавиться.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 августа 2010 г.

Эта книга понравилась мне наполовину. То что она была несколько мрачноватой — ее ничуть не портило, только возможно просто не подошла под настроение. Но написана она хорошо. У Верна возможно уже вошло в привычку писать именно про те машины и технику, что теперь существуют в нашем времени...

Ну а сама книга по себе — восемь баллов.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 декабря 2008 г.

Жюль Верн — что Нострадамус. Он необъяснимо точно описал что будет в будущем, какая техника, какие средства передвижения. Это поражает. А сам Верн не опубликовал книгу. Нашли книгу после его смерти. Неизвестно, зачем было прятать это творение! Но книга хорошая, хотя и мрачноватая. Семь баллов.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 сентября 2009 г.

Книга безусловна интересна, сбывшихся предсказаний научных открытий в книге тоже тьма.

Но это не Жюль Верн в привычном понимании — в серию «удивительные приключения» ее ни за какие уши не притащишь — нет ни четкого сюжета ни даже логичного окончания.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх