FantLab ru

Джеймс Блиш «Засеянные звёзды»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.66
Голосов:
121
Моя оценка:
-

подробнее

Засеянные звёзды

The Seedling Stars

Другие названия: Сеятели для звёзд

Сборник, год; цикл «Пантропия»

Аннотация:

С помощью методов адаптации человека, называемых пантропией, можно изменить человеческий род. Созданы Приспособленные люди, могущие жить и процветать в иных окружающих средах, найденных в космосе. Автор описывает смелый план колонизации вселенной.

© ozor

В произведение входит:

7.30 (119)
-
5 отз.
7.61 (113)
-
5 отз.
7.96 (293)
-
13 отз.
7.12 (99)
-
4 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— цикл «Пантропия»

— антологию «Засеянные звёзды», 1992 г.


FantLab рекомендует:

Джеймс Блиш «Засеянные звезды» / «The Seedling Stars»



Издания: ВСЕ (3)

Засеянные звезды
1992 г.
Дело совести
2002 г.

Издания на иностранных языках:

The Seedling Stars
1957 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Весьма самонадеянно было назвать этот смешной сборник твердой НФ. Акела промахнулся. Впрочем, книжка доставила немало радости, но боюсь, я ржала не над тем, чем надо.

Нет, фантастическая идея сама по себе неплоха — о том, как для освоение непригодных для обычных людей планет вместо терраформирования и строительства куполов люди решают меня сами себя, генетически, — путем создания различных видов «адаптантов». На базе такой идеи можно написать и совершенно шикарную, умную глубокую вещь.

Но увы, Блиш дальше идеи не пошел. Варианты ее воплощения, представленные в четырех маленьких повестях, варьируются от просто невнятного до смешно-стебного.

«Программа «Семя» и «Водораздел» — это довольно бестолковые начало и конец соответственно. Они же и самые скучные. Длинные занудные разговоры, смысл которых становится понятен только ближе к концу повести, перемежаются неожиданными финтами типа «так прошло полгода». Герои-адаптанты, которые теоретически выросли в пробирке и не имели возможности социализироваться ни разу в жизни, ведут себя, думают и чувствуют аккурат как остальные нормальные люди. Техническая сторона характеризуется невнятным и отрывочным описанием технологий, быта и тд. Цельной картины мира никак не складывается. Даже цельной картины мест, где находятся герой, и той не складывается — сплошь белые пятна. Антураж очень блеклый, персонажи не прописаны от слова вообще. Тоска-тоска.

«Люди «Чердака» — наиболее адекватная часть. По принципу «на безрыбе и рак — рыба». Наши герои — обезъяноподобные адаптанты, обитающие во влажных тропических лесах, в меху и с хвостами, натурально. Уровень культуры у их общества тоже недалеко ушел от обезъяньего — разве что они хранят некие старые легенды о мифических «Гигантах», зародивших их цивилизацию. Причем когда группа героев наконец встречает этих «гигантов» (технически обычных людей), у них не возникакт ни малейших проблем в общении. Оказывается, яйцеклетки способны на генетическом уровне усваивать язык, да еще и воспроизводить его. Оказывается, язык за много поколений не меняется. Очень интересно. В общем, автор сплошь и рядом грубо лажает по матчасти, простите мой падоначий. Добил меня момент, когда в ходе очередных злоключений объезьяноподобных героев автор вспоминает про категорический императив Канта! :haha: нет, я не шучу :leb: Причем из контекста складывается смутное впечатление, что автор не совсем правильно понимает, что это за штука. Как Кант соотносится с обезъяноподобными человеками — на авторской совести. Видимо, нам хотят сказать, что Кант — такая непреходящая ценность, что ее можно пронести через поколения эволюции.

Повесть «Поверхностное натяжение» — это вообще бесконечное ололо! :haha: В ней тоже адаптанты на другой планете, и какие! Наши человеки плавают в первичном бульоне и общаются с его обитателями — инфузориями-туфельками, жгутиконосцами, ложноножками и тд. В общем, автор скурил учебник биологии за пятый класс. Для пущего антуражу автор использует словечки типа «вакуоли», «реснички», «спора» и какая там еще лексика относится к этому разделу биологии. Впрочем, блеснуть интеллектом автору удается ровно через раз, потому что у простейших неожиданно оказываются в ходу также понятия «крепостная стена», «осветительная ракета» и «звезды» :haha: Сами можете оценить степень высоконаучности. В апофигее повести проточеловеки, натурально, выходят из воды на сушу — и тут же оказывается, что у существ, которые обитают только и исключительно в воде и *никогда* не поднимаются на поверхность есть в активном словарном запасе прилагательное «сухой». Прелесть обитателей «бульона» подчеркивается тем, что при своем микроскопическом размере и дружбе с инфузориями адаптанты все равно думают и действуют совершенно как обычные люди. За счет этого постоянно возникает жуткий диссонанс — с одной стороны, тут тебе культурные посевы водорослей и «крепостные стены», а с другой — инфузории. У меня есть смутное ощущение, что автор кагбэ не в курсе связи между образом жизни, развитие мозга и уровнем мышления.

В целом про этот сборник можно сказать, что это пример авторской беспомощности — когда искренне хочется создать какой-то сложный мир, показать измененного человека — а в результате автор все равно использует те же слова, образы и понятия, что и мы с вами сейчас, и ни в какие другие миры и адаптацию не верится ни на грош. Вот, например, «Многорукий бог далайна» Логинова — пример того, как автору *удалась* задача моделирования *другого* мира. Сборник Блиша с его категорическими императивами и крепостными стенами — пример того, как ее можно совершенно феерически завалить. Смех и грех.

Оценка: 3
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный концептуальный сборник. Каждое произведение здесь хорошо само по себе, в каждом функциональность искусно сочетается со смыслом, но рассматривая их вместе, мы получаем нечто большее. Перед нами открывается история мира будущего, история научной идеи, ставшей основой для истории множества новых цивилизаций... Каждое произведение здесь — это веха в развитии, поднимающая все новые и новые проблемы. Всего четыре составляющие в этой истории, но насколько они емки и точны! Изложить все основное и при этом оставить у читателя ощущение полноты и подробности описываемого мира — вот что, несомненно, удалось Блишу. Впрочем, удалось — слишком сухое слово. Такие творения, как «Поверхностное натяжение» или даже «Книга законов» заслуживают куда большего тепла. Яркие, они порождают яркие эмоции, которые сложно выразить словами.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Авторитет хорошего «фантлабовского» отзыва столь высок, что наткнувшись пару дней назад на отзыв Kalkin`a я, тут же отложив другие произведения, за один день прочитал «Засеянные звёзды», благо книга давно уже ждала своего часа на полке. И разочарован я не остался. В наше время, когда престиж науки значительно упал, словосочетание «английские учёные», например, не вызывает ничего кроме глупых ухмылок, а будущее человечества видится исключительно сквозь мрачные образы антиутопий; полезно открыть эту книгу Джеймса Блиша, одного из лучших мастеров «Золотого века научной фантастики», книгу наполненную непреклонной верой в силу человеческого разума и торжество научной мысли. Я тоже верю, что будущее человечества там — в Космосе. И какие бы невероятные трудности не стояли на пути новых человеческих цивилизаций — они преодолимы. Четыре новеллы, входящие в сборник, связаны между собой общей идеей «пантропии» — адаптации человеческого организма к совершенно иным, чем на Земле, условиям жизни. Высказанные автором мысли до сих пор поражают своей смелостью и масштабом, и в то же время книга сохраняет неповторимый дух романтики и особое очарование присущее произведениям писателей «Золотого века».

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мой отзыв будет не о самой книге (пусть все скажет оценка), а попыткой «защитить» ее от kerigma). Хотел бы отметить время написания: это 1957 год. Конечно, можно много говорить, что во все временанаписанные произведения должны быть точны, выверенны, без всякой отсебятины и с вниманием к научным фактам. Но это же середина XX века, «золотое время фантастики». Гаррисон, Гамильтон, Брэдбери, Азимов... Неужели из-за того, что они в своих фантастических (!) произведениях отступили от научных истин, придумали что-то такое, что не вкладывается в физическую (химическую и т. д.) картину мира, мы будем попрекать этих писателей? Неужели их рассказы и романы настолько плохи, что нужно скурпулезно выискивать в текстах неточности и антинаучность?. Мне кажется, что это несправедливо. То же относится и к Джеймсу Блишу. Зачем насмехаться над его неточностями, вольностями и допущениями, при этом опуская неплохие в целом повести?

Несправедливо как-то.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В основу сборника из 4 повестей положена оригинальная идея о том, что лучше колонизировать новые планеты не как обычно принято у фантастов, выстраивая куполы или терраформированием, а изменяя генетику человека, приспосабливая самого человека к жизни в новой среде, на новой планете. Эту науку Блиш назвал пантропологией. Собственно первая повесть и посвящена тому, как генетически измененные люди, смогли колонизировать планету, непригодную для жизни обычных людей. (без кислорода, с низкими температурами, итд.) И таким образом, подстраивая себя под условия новых планет люди, по мнению Блиша смогут колонизировать всю галактику. Это и есть проект Семя.

Вторая повесть показывает уже колонизированную планету, на которой люди трансформировались в обезьяноподобных существ, и живут над землей, на деревьях. Но как бы не выглядели люди, среди них будут отступники, которые, как Галилей, поставят под сомнение общепринятое, и будут двигать человечество вперед.

В третьей повести планета, почти полностью покрытая водой, засеяна микроскопическими людьми, живущими под водой. Они питаются бактериями, сражаются за ареал обитания с такими же микроскопическими существами, но все равно остаются людьми с жаждой познания. Их цель увидеть что же есть за их небом — для нас всего навсего поверхностью лужи, но из-за размеров им надо преодолеть поверхностное натяжение воды... Это самая эмоционально интересная, но самая не научная часть книги. Нестыковок с законами физики, биологии и прочих наук огромное количество, но повесть не про это, а про жажду знаний.

А в 4 повести, расовая ненависть экстраполируется на пантропологию. Изначальные люди, даже в далеком будущем не переступят через расизм, и будут считать адаптантов неполноценными, вторичными.... Ну любимая американцами, и не любимая мной тема. Худший рассказ книги.

В целом получился неплохой сборник, который стоит почитать для расширения кругозора, и знакомства с автором ретрофантастики. Ведь книга написана в 1957 году. Джеймс Блиш, наряду с М. Муркоком и С. Дилэни был включен в «Зал славы научной фантастики и фэнтези».

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Увидев на заглавной странице Фантлаба рекомендацию и внимательно изучив отзывы, решил взяться за чтение. И разочарован отнюдь не был — книга полностью оправдала ожидания. Читается на одном дыхании, несмотря на, скажем так, нарочито буквалистичный перевод. Все части сборника неплохо дополняют друг друга, рисуя яркую и завораживающую своей необычностью картину космического будущего цивилизации. Весьма достойный образец старой доброй «твердой» НФ, вполне может быть отнесен к классике жанра :glasses:

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Причитал весь сборник с удовольствием. Довольно оригинальная для научной фантастики идея — не покорение человеком вселенной, а адаптация к условиям жизни в разных мирах — делает эти произведения как минимум запоминающимися.

Мало кто из нас видит будущее людей в микроскопических человечках, плавающих в мелкой луже, либо в обезьяноподобных существах, обитающих на деревьях... Автор же старается показать, что главное — это не внешних вид, не наличие легких или жабр, не среда обитания, а человеческое сознание, человеческие ценности, разум.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошо сочетающиеся, взаимодополняющие работы, — что и есть качественный, полноценный цикл. Он мог бы быть гораздо большим, учитывая основную сюжетную идею. Бесконечное многообразие планет, которые могут быть заселены модифицированными представителями человечества, дает бесконечные возможности для писателя...

Этими четырьмя работами автор словно замыкает некий круг: теоретическое обоснование — люди на деревьях — люди под водой — возвращение на изменившуюся Землю. Количество модификаций превысило исходный образец. И этот исходный образец, то есть «нормальные» люди уже не нужны своей собственной родной планете...

Оценка: 7
–  [  -4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошее произведение, но...

Я прочел цикл «Возвышение» Дэвида Брина первее и мне «Засеянные звезды» понравились меньше.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх