FantLab ru

Сергей Неграш «Магическая механика»

Магическая механика

Антология, год

 Рейтинг
Средняя оценка:5.91
Голосов:22
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


В удивительно краю, где реальность и фантазии перемешиваются, отважный Ланселот сражается с драконами, Тутанхамон воскресает из мертвых, несчастные поэты страдают в Преисподней, призрак Горлума требует объяснений у Дж. Р. Р. Толкина (Профессора), а подлые пришельцы пытаются захватить наш любимый мирок…

Добро пожаловать в Царство Фантастической Поэзии!

Примечание:


Авторы:

Борис Стругацкий, Дмитрий Быков, Евгений Лукин, Лев Куклин, Олег Ладыженский, Дмитрий Громов, Мария Галина, Вячеслав Рыбаков, Андрей Балабуха, Александр Етоев, Юлий Буркин, Александр Житинский, Фёдор Чешко, Александр Щёголев, Владимир Гончар, Фёдор Березин, Александр Мазин, Андрей Столяров, Сергей Синякин, Роман Арбитман, Даниэль Клугер, Леонид Кудрявцев, Михаил Назаренко, Тэм Гринхилл, Алексей Корепанов, Александр Лидин, Юлия Зонис, Ирина Андронати, Владимир Васильев («Василид 2»), Геннадий Прашкевич, Сергей Слюсаренко, Николай Романецкий, Андрей Дашков, Аркадий Рух, Антон Соловьев, Константин Бояндин, Антон Карелин, Михаил Кагарлицкий, Павел Молитвин, Владимир Ларионов, Олег Овчинников, Далия Трускиновская, Алексей Гравицкий, Кайл Иторр, Анатолий Киселёв, Наталья Маркелова, Сергей Неграш, Юлия Андреева, Яна Дубинянская, Артем Белоглазов, Игорь Минаков, Сергей Удалин, Алексей Круглов, Николай Калиниченко, Екатерина Медведева, Сергей Шоргин, Галина Котвицкая, Дэн Шорин, Сергей Бережной, Андрей Парошин, Иван Зотов, Наталия Солянова, Алекс Бамбино, Юлия Заруднева, Марина Айзятова

В произведение входит:

  • От составителя // Автор: Сергей Неграш
  • Волшебное прошлое // Автор: Сергей Неграш
  • Дети Тумана  [= Кабестан; «Ты слышишь печальный напев кабестана…»] (1959), написано в 1956 // Автор: Борис Стругацкий  
8.10 (118)
-
1 отз.
6.59 (17)
-
  • Снег (1981) // Автор: Владимир Германович Васильев  
7.27 (15)
-
7.20 (5)
-
  • Финист (2008) // Автор: Галина Котвицкая  
6.33 (15)
-
5.89 (18)
-
1 отз.
4.00 (4)
-
7.19 (16)
-
5.62 (13)
-
7.06 (18)
-
5.94 (17)
-
5.38 (13)
-
6.69 (13)
-
  • Воин (2006) // Автор: Сергей Неграш  
2.50 (2)
-
  • Морячка (2008) // Автор: Далия Трускиновская  
7.00 (19)
-
5.85 (13)
-
6.83 (18)
-
6.15 (13)
-
6.92 (12)
-
6.33 (12)
-
5.25 (4)
-
  • Маг (2006) // Автор: Сергей Неграш  
3.00 (3)
-
5.54 (13)
-
7.00 (14)
-
4.50 (4)
-
6.69 (13)
-
7.15 (26)
-
  • Русалка (2008) // Автор: Яна Дубинянская  
6.50 (12)
-
  • Сказка (2000) // Автор: Александр Житинский  
6.25 (4)
-
7.87 (46)
-
5.58 (12)
-
  • Давняя (1997) // Автор: Евгений Лукин  
7.92 (40)
-
  • Слезы (2008) // Автор: Сергей Неграш  
3.67 (3)
-
7.29 (17)
-
5.62 (13)
-
1 отз.
6.25 (4)
-
5.15 (13)
-
1 отз.
7.75 (16)
-
6.96 (26)
-
3.67 (3)
-
7.10 (20)
-
6.25 (4)
-
8.17 (23)
-
6.93 (15)
-
7.25 (24)
-
6.50 (18)
-
  • Чёрный Генрих  [= Легенда о Чёрном Генрихе] (2008) // Автор: Даниэль Клугер  
8.45 (20)
-
7.53 (19)
-
1 отз.
8.10 (20)
-
8.65 (51)
-
1 отз.
6.89 (9)
-
7.86 (21)
-
  • Урулокки (2008) // Автор: Николай Калиниченко  
5.20 (10)
-
6.40 (10)
-
5.56 (9)
-
5.44 (9)
-
1 отз.
7.18 (11)
-
7.08 (12)
-
5.90 (10)
-
5.25 (16)
-
1 отз.
  • Чудесное настоящее // Автор: Сергей Неграш
8.28 (36)
-
7.10 (10)
-
5.50 (10)
-
6.60 (5)
-
7.00 (10)
-
7.40 (15)
-
6.25 (12)
-
7.87 (39)
-
6.50 (4)
-
8.42 (55)
-
7.42 (19)
-
6.56 (9)
-
  • Умник (2008) // Автор: Сергей Шоргин  
6.40 (10)
-
1 отз.
5.78 (9)
-
5.00 (14)
-
5.33 (3)
-
  • Ангел (2008) // Автор: Анатолий Киселёв  
5.75 (8)
-
5.89 (9)
-
6.92 (13)
-
5.22 (9)
-
6.20 (5)
-
1 отз.
5.10 (10)
-
6.81 (16)
-
7.33 (30)
-
1 отз.
6.75 (4)
-
8.00 (15)
-
3.50 (2)
-
  • Тени (2008) // Автор: Николай Калиниченко  
6.60 (10)
-
5.33 (9)
-
1 отз.
5.10 (10)
-
5.31 (13)
-
7.40 (15)
-
7.25 (4)
-
6.90 (10)
-
  • Баллада (1991) // Автор: Александр Лидин  
6.00 (11)
-
4.44 (9)
-
  • deadjournal.ru (2008) // Автор: Алексей Круглов  
4.67 (9)
-
3.22 (9)
-
7.75 (4)
-
4.78 (9)
-
6.75 (4)
-
5.11 (9)
-
7.00 (4)
-
7.00 (9)
-
4.27 (11)
-
7.25 (4)
-
  • Ошибка (2007) // Авторы: Сергей Неграш, Марина Айзятова  
2.00 (3)
-
5.67 (9)
-
7.44 (9)
-
5.09 (11)
-
  • Птица (1981) // Автор: Вячеслав Рыбаков  
7.59 (17)
-
1 отз.
7.75 (4)
-
5.17 (12)
-
4.36 (11)
-
5.78 (9)
-
6.00 (8)
-
5.89 (9)
-
3.56 (9)
-
1 отз.
5.33 (9)
-
5.22 (9)
-
  • Фантастическое будущее // Автор: Сергей Неграш
7.33 (15)
-
7.80 (10)
-
  • Звёзды (2008) // Автор: Михаил Назаренко  
5.75 (8)
-
7.75 (4)
-
7.11 (9)
-
5.64 (11)
-
6.96 (26)
-
1 отз.
  • Масштаб (2008) // Автор: Геннадий Прашкевич  
7.50 (4)
-
7.73 (22)
-
5.75 (8)
-
4.00 (14)
-
1 отз.
6.89 (19)
-
  • СТАРТ (1990) // Авторы: Владимир Гончар, Александр Щёголев  
5.33 (9)
-
6.30 (10)
-
5.56 (9)
-
5.90 (10)
-
5.78 (9)
-
6.90 (10)
-
5.22 (9)
-
5.88 (8)
-
5.11 (9)
-
2.67 (3)
-
  • Орион (2000) // Автор: Александр Житинский  
5.25 (4)
-
5.30 (10)
-
5.38 (8)
-
6.60 (10)
-
6.40 (10)
-
6.60 (10)
-
5.30 (10)
-
1 отз.
7.20 (5)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Магическая механика
2008 г.



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 мая 2008 г.

Фантастика в России почему то сейчас носит характер сурового прозаического жанра. Разве что Олди немного разбавляют стихами свои книги, да в одном из сборников Андрея Валентинова были напечатаны его поэзия. А в остальном как то все очень грустно. За державу становится обидно, тем более что заграницей поэзия не столь заброшена. В каждом сборнике «Лучшее за год в фэнтези, мистике и магическом реализме» есть пара стихотворений, такие авторы, как Нил Гейман или Патрик О'Лири, не боятся публиковать в авторских сборниках стихи. Попытка изменить ситуацию была предпринята издательством «Снежный ком», выпустившего поэтический сборник «Магическая механика» (составитель и редактор Сергей Неграш). Это первый подобный проект после выхода в 1989 году «Кибернетического пегаса» (составитель Л.Куклин).

К сожалению для книги, сразу после выхода разгорелся грандиозный скандал, связанный с очень неравнозначным литературным уровнем произведений, вошедших в сборник. Скандал сыграл плохую шутку, и вместо того, чтобы оценивать книгу, критики и литераторы с оттягом пинали составителя, вставившего свои, скажем мягко, не совсем однозначные стихи в собственную книгу. Поступок не очень правильный, но заострять внимание только на этом как то странно.

Как корабль назовешь, так он и поплывет, название рижского издательства тянет за собой шлейф разных аллюзий, и на поверхности лежит известная русская пословица. Знакомство с сборником хорошо подтверждает слова капитана Врунгеля, и если все-таки проект «М2» получит продолжение, то хочется надеяться, что будут учтены многие из замечаний, которые возникли в ходе бурных интернет обсуждений. Ну начнем с того, что все таки это сборник фантастической поэзии, а сборник поэзии фантастов. Слишком многие из стихотворений реалистичны (Вячеслав Рыбаков «Осенний триптих», Евгений Лукин «Баллада о снайпере», многие из стихотворений Александра Житинского и Геннадия Прашкевича). Второе, что вызывает недоумение, довольно произвольное разделение стихотворений на три раздела. «Фантастическое будущее», «Чудесное настоящее» и «Волшебное прошлое», выглядели замечательно в планах, но на практике я не понимаю, неужели «Фантастическое допущение» Олега Ладыженского или «Конные рыцари, эльфы и тролли» Николая Романецкого являются фантастикой в большей степени, чем фэнтези. Возникает нехорошее ощущение, что в «Фантастическое будущее» они вошли только потому что, иначе и так имеющийся сдвиг в сторону фэнтезийных стихов, был бы еще более выраженным ;-). Третье, мне показалось, что описание проекта, как единого полотна, несколько не соответствует действительности. Слишком часто, мне не удавалось найти связь между стихотворениями. Ну и четвертое, все таки слишком разный уровень стихов у разных авторов, очень убого выглядят на фоне Дмитрия Быкова стихотворные потуги Федора Березина, Андрея Дашкова, Олега Овчинникова. Но тут то все как раз понятно, и винить составителя не очень правильно, где же взять столько хороших стихов, а публиковать только Евгения Лукина, Далию Трускиновскую, Дмитрия Быкова, Геннадия Прашкевича и Александра Житинского, не очень показательно. Вставление стихотворений признанных мастеров наряду с молодыми авторами — нормальная практика практически любого отечественного сборника в последнее время. Хотя в итоге это и сыграло против составителя, без признанных поэтов, сборник бы расценивали как любительский и проблем с критикой было бы гораздо меньше.

Но несмотря на все мои замечания, нет у меня ощущения зря прочитанного сборника, я почти не читал стихов Евгения Лукина, Геннадия Прашкевича, Далии Трускиновской, а тут с удовольствием познакомился. Еще одним забавным моментом стала попытка предугадать, как тот или вроде бы хорошо знакомый автор напишет стихотворения. Например, шутливые стихи Олега Овчинникова ничем не напоминали его сентиментальные рассказы, зато стихи Андрея Столярова «Судьба любви. Дремота красных снов» и «Бил барабан в ночи, в тумане» полностью соответствуют его прозе.

В целом, «Магическая механика» — это хорошая возможность взглянуть на поэзию современных русскоязычных фантастов. Если будет следующий сборник, ознакомлюсь с удовольствием. 7/10, хотя средний балл за стихотворения у меня заметно ниже.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 июля 2008 г.

Ругать проще чем хвалить, поэтому начну с простого. Во многом присоединюсь к мнению предыдущего рецензента.

Огромным минусом является неравнозначность материала сборника. И составителя ругали по делу. Закаленная цензурой и грамотными редакторами «старая гвардия» фантастов с легкостью оставляет за собой всю молодую поросль. И это симптоматично не только для поэзии, но и для всей фантастики в целом. Стихотворения многих «стариков» отличает и оригинальный сюжет, и оригинальная рифма и знакомство с различными историческими вариантами стихосложения. У многих молодых авторов часто встречается рифма на уровне «любовь-морковь», а если присутствует оригинальная задумка и неплохи рифмы, то задора оригинальности хватает на пару-тройку абзацев и потом всё скатывается к общему стандарту. Даже если, как уже отмечалось, стихи достаточно трудно отнести к фантастичным — всё равно сказывается опыт прожитого. И не надо говорить о гениальных молодых поэтах прошлого — они прошли могучую школу воспитания, которой лишены современные авторы. Поэтому, в первую очередь, для молодых авторов это работа над собой, своим стилем и изучение основ стихосложения, а не простого рифмования. Кроме того, как и прошлому рецензенту мне остался не понятен принцип разделения сборника на части и включения стихов.

Но стоит отметить, что это минусы преодолимые. Это и более строгий отбор и более продуманная работа составителя и надеемся, что соавторство с именитыми авторами позволит перерасти эти недочеты и следующие выпуски «Магической механики» будут более осмысленными.

Теперь о плюсах. Самый главный и важный — это вообще появление данного сборника. Фантастическая поэзия жанр забитый в самый потаенные углы фантастической литературы. Встретить его можно либо в авторских произведениях, как дополнение к основному действию, либо брошюрами, чей тираж очень невысок. Однако, в последнее время интерес к этому жанру возрождается и данная книга не единичный случай (это и сборники Лукина, Прашкевича, Житинского). Исключением является то, что книга полностью посвящена только стихам. И книга наглядно показывает, что издавать стихи можно, и самое главное, нужно.

Вторым существенным плюсом является обширность представленного материала как в авторском, так и тематическом плане. Здесь и авторы пишущие фантастику и фэнтези, так и ушедшие в большую литературу. Жанровость также разнообразна от стандартных фэнтези до мистики и условного «реализма».

Наконец, что немаловажно, хорошее оформление плюс хорошая бумага — книгу приятно держать в руках.

Соглашусь в целом с Ильей это интересная книга. И в целом достойна высокой оценки, хоть и весьма неровная по содержанию.

P.S. На мой взгляд автору сборника лучше остановиться на составлении сборников и не пытаться усидеть на двух стульях.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 июля 2008 г.

Очень неровный сборник.

Чтобы никого не обижать, скажу лишь одно: плохо, когда автор не осознает поверхностности своих виршей...

А если наряду с отсутствием рифмы напрочь отсутствует идея и смысл стиха...:weep:

(речь, конечно, далеко не обо всех авторах сборника, но тем не менее)

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 апреля 2010 г.

Увы, в последнее время я не так уж часто беру в руки сборник стихов. Но раз уж благодаря удачному стечению обстоятельств мне попалась антология «Магическая механика», я не смог удержаться от ее прочтения, о чем, в общем-то не пожалел. В первую очередь хочу отметить удачную работу составителя антологии. Идея разделить книгу на три части согласно тематике стихов показалась мне удачной. Картины прошлого, настоящего и будущего поэты-фантасты создали интересные и необычные. Все же в итоге первая часть «Волшебное прошлое» оказалась заметно сильнее двух других. Отмечу и тщательно выстроенный порядок стихотворений в «Магической механике», когда произведения разных авторов перекликаются и дополняют друг друга.

Отдельное спасибо составителю за то, что сборник открывают любимые мной еще с незапамятных времен «Дети Тумана» Бориса Стругацкого. Еще одна благодарность — за балладу Дмитрия Быкова. С удовольствием прочел стихотворения Лукина — мудрые и ироничные. Запомнились «Одиссей» Юлии Зонис, «Он был гончар» Александра Мазина. Сильное впечатление произвело «Искушение Хуана да Диоса» Сергея Бережного. Хороши стихотворения Даниэля Клюгера на еврейскую тематику. Несколькими удачными стихотворениями представлены в сборнике Далия Трускиновская и Александр Житинский. Открыл я для себя и совершенно неизвестных мне ранее Галину Котвицкую и Сергея Шоргина.

Вместе с тем, не все стихотворения хороши, что и не удивительно. У некоторых авторов интересные сюжеты сочетаются с не самыми удачными рифмами и несоблюдением размера. Попадаются и стихотворения ни о чем. Далеко не все известные фантасты смогли проявить себя в поэзии столь же успешно, как и в прозе. Перестарался, пожалуй, составитель и с включением собственных стихотворений в антологию.

Общее впечатление от «Магической механики» неплохое, хотя рекомендовать ее всем, пожалуй, не возьмусь. Конечно, до лучших образцов поэзии творчество фантастов как правило не дотягивает. Но любителю фантастики будет, я думаю, интересно ознакомиться и с этой стороной творчества известных авторов.

Оценка: 7


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу