fantlab ru

Все отзывы на произведения Майгулль Аксельссон (Majgull Axelsson)

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Майгулль Аксельссон «Апрельская ведьма»

Eni, 7 мая 20:54

Книжка трудная, как, полагаю, весь магический реализм в принципе. Не сразу получилось на неё настроиться, зато потом меня как втянуло, так я и читала весь день, не могла остановиться.

Здесь история четырёх абсолютно разных женщин, их общая история, да.

Для меня она о смысле и бессмысленности. И о вечном споре по их поводу. В чьей жизни больше смысла: успешного врача, средней руки учёного-физика, опустившейся на самое дно алкоголички или с младенчества прикованной к кровати женщины с кучей безнадёжных диагнозов? Кто из них заслужил свою жизнь и какую уплатил виру за неё?

Она о семье и одиночестве, о вычеркнутых из памяти старых тайнах и о бережно сохранённых, упакованных и убранных в отдельный ящик осколках прошлого.

Она о безысходности и мраке, о неблагодарности и жестокости.

А ещё она, конечно, о человечности и надежде.

Написана книга отлично. Тонко, образно, глубоко и метафорично. Я некоторые абзацы несколько раз перечитывала, до того они прекрасные. Но ещё она написана очень реалистично. В ней много жуткой обыденной правды, о которой не хочется думать, много физиологии, в том числе неприятной, некомфортной, от которой хочется отвернуться, много в ней и внутренних человеческих мерзостей и гадства, от которых мне физически больно. Мистически-магическая часть слабая, можно было бы рассказать эту историю без неё, но именно апрельское это колдовство красиво всё подсвечивает и собирает в единое полотно. Есть здесь и романтическая линия, но такая типа «жили они недолго и несчастливо, зато умерли в один день». В целом же — это два ведра битого стекла. И не того прозрачного и пронзительного, драгоценно искрящегося на солнце, а грязного, мутного, местами закопчённого, которым очень страшно порезаться.

Мне очень понравилось, да. Я видела в отзывах претензию по поводу финала, что всё просто обрывается и настоящей концовки нет, но по мне как раз всё логично закончилось.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Майгулль Аксельссон «Апрельская ведьма»

Moloh-Vasilisk, 5 апреля 18:05

05.04.2024. Апрельская ведьма. Майгулль Аксельссон. 1997 год.

Есть четыре женщины. Одна из них заперта в парализованном теле, другая уважаемый врач, третья ученая-физик, четвертая опустившаяся наркоманка-алкоголичка. Что может связывать этих людей с абсолютно разной жизнью?

Не сказать, что поклонник магического реализма. Поэтому, когда я заглянул в жанровую принадлежность книги, градус энтузиазма плавно пополз вниз. После начала чтения падение продолжилось. Причиной этому стали скачки между персонажами, опознавание которых давалось еще с трудом, обильная натуралистичность с большим количеством нелицеприятных подробностей из жизни отделения для инвалидов, либо детальным описанием быта маргинальных личностей, непонятность добавления некой фантастичности, а также общее ощущения невнятности происходящего.

Но стоило продраться через эти препятствия и вчитаться глубже, роман стал затягивать. История персонажей, связь которых изначально не очень понятная, разворачивалась словно воронка, захватывая все больше и больше пространства, раскрывая мысли, переживания, взаимоотношения и предыстории. Занимательно и удивительно, что происходит в головах разных героев, когда описываются одни и те же события от лица разных персон. От книги уже становится трудно оторваться и хочется увидеть, чем все закончится. И несмотря на гнетущую атмосферу обреченности и некой мрачности, в романе есть место и странноватой любовной линии, и проблемам семьи и общества, а кроме того, книга поражает сильными моментами и не оставляет после себя ощущение мерзости.

Так что, если перебороть чувство отторжения, которые может вызвать произведение на начальных этапах чтения, можно погрузится в простую, но прописанную и реалистичную историю и познакомиться с не всегда приятными, но живыми героями с объемными характерами.

7 из 10

Оценка: 7
– [  1  ] +

Майгулль Аксельссон «Апрельская ведьма»

Antosya, 17 мая 2023 г. 22:55

Я боялась, что мне совсем не понравится и читать надо будет через силу. Но буквально с первых страниц меня так затянуло, что вдруг я обнаружила, что прочитала достаточно и что мне нравится.

Я не знаю почему, но хотелось узнать скорее каждую историю, поэтому читала как только могла выделить время.

Про саму историю могу сказать, что очень жестко и правдиво. Можно узнать, что чувствуют и дети, которые родились с увечьями и не имеют родителей, потому что от них отказались, и что чувствует ребенок, который не знал мать и отца, потому что его нашли в прачечной, и как можно вырваться и стать тем, о ком мечтал, несмотря на все издевательства и сомнения матери и как можно любить мать, хотя она не сильно нуждается в тебе.

Из каждой истории я вынесла что-то для себя:

Дезире: жизнь — великий дар. Как бы не было плохо сейчас, как бы ты не хотел иметь другое тело или внешность и как бы не критиковал свою жизнь, на секунду надо остановиться и сказать спасибо просто за то, что ходишь, разговариваешь и смотришь.

Маргарета: очень сложно доказать себе, что ты нужен, когда даже родители от тебя отказались. И сколько событий произошло только из-за того, что Маргарета искала эту любовь в других. Всегда надо выбирать себя и начинать любовь путь с мира и любви к себе.

Кристина: стойкость и сила характера. Всегда надо стремиться к мечте, в какой бы ты среде или окружении сейчас не находился. Все преодолимо и достигаемо, если действительно хочешь.

Биргитта: для кого-то покажется странным такая любовь к матери, который она и не была нужна, но лично для меня это не странно. Какой бы Биргитта не была снаружи, дерзкой, вульгарной, опустившейся, она могла по настоящему любить, но только одного человека — маму. Очень жаль, что ее детство не научило ее и со своим ребенком история не только повторилась, но и усугубилась.

Непростая книга, очень показательна в том, как события детства влияют и определяют большинство дальнейших жизней.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Майгулль Аксельссон «Я, которой не было»

Ctixia, 23 августа 2017 г. 17:15

Что это было?

Перед сном я закончила читать эту книгу. Рецензию писать было не к спеху и я решила с этими мыслями переспать, чтобы приступить излагать свои мысли с утра, на свежую голову. Но утром оказалось, что для книги, которая написана теми же словами, которыми изъясняемся мы с вами — слов описания не подобрать, они все кажутся слишком блеклыми и пустыми рядом со Смыслом. Однако, я постараюсь.

Послевкусие от этой книги отпечатывается на подкорке мозга, но не находит своего словесного воплощения. Оно существует в виде смутных ощущений, блуждающих мыслей, что никак не ухватить за хвост и не выпустить в мир в виде слов-воробьев. Это именно тот вариант, когда после чтения никак не начнешь новую книгу, потому что надо подумать над этой; «Я, которой не было» приоткрывает потаенные дверцы в душе читателя, и заставляет туда заглянуть, задуматься о том, что увидел.

Повествование нелинейно, и порой запутываешься, о какой именно героине идет речь. О Мэри или Мари? О той, что проводила с друзьями ночи на Мидсоммар или той, что плавала в озере Хестерумше? О той, что осталась с мужем-инвалидом или той, что только что выпустили из тюрьмы за его убийство? Но нет. Речь о МэриМари, и она едина во всех своих испостасях.

Я категорически против мнения некоторых рецензентов о том, что у МэриМари раздвоение личности. Нет, ничего общего с симптоматикой диссоциативного расстройства личности нет. Они наблюдают со стороны за жизнью друг дружки, они прекрасно все помнят и знают, что делала другая в то или иное время, они даже общаются. Они выбрали разные жизненные пути, но это не мешает быть им единой личностью, которая принимает ключевые решения, делает свой выбор, несмотря на то, что в разных измерениях он разный. Скорее, это некий неявный магический реализм, параллельные миры, сослагательное наклонение истории. Они обе существуют с самого детства главной героини, но жизненные пути их расходятся в ключевой точке — точке, вокруг которой крутится ход романа, с которой все начинается и там же заканчивается.

> «Но если есть я, значит, Мари нет. Она — только мысль. Причем мысль довольно дурацкая, ведь захоти я и в самом деле выдумать себе альтернативную жизнь, уж я бы приправила ее разными утешительными штуками. Любовью. Доверием и искренностью, сыновьями и дочерьми, чудесными лекарствами и сенсационными научными открытиями. Но беда в том, что я сама в это не смогу поверить. Так, как верю в Мари. Я — это она, а она — это я, и только миг отделяет нас друг от друга».

К роману очень хорошо подходит определение блуждающего. Повествование блуждает во временных и пространственных слоях, нигде не задерживаясь надолго, порождая мысли в гулкой от пустоты черепной коробке. Оно выводит под яркий луч света блуждающие воспоминания в темных закоулках души, которые не хочется доставать и отряхивать от пыли. Книга нереальна, жизнь нереальна, все эти дни страданий и минуты радости — ради чего?

В книге поднимается довольно много личностных проблем, которые есть у каждого из нас в той или иной степени. Прощение. Стыд. Свобода. Вина. Счастье. Любовь. Верность. Честность. Доверие. Дилемма выбора. Отношения между детьми и родителями, между мужем и женой, между подругами, друзьями и любовниками. Несбывшееся и предопределенное. Волей неволей задумываешься, что все эти понятия значат для тебя самого.

Интересный факт — за два года до написания романа Майгулль Аксельссон дебютировала в качестве драматурга с пьесой «LisaLouise» («ЛизаЛуиса»), основанной на документальном материале и посвященной насилию в семье. Я ни на что не намекаю.

З.Ы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не очень люблю открытые финалы, но тут книгу это ничуть не портит. Писатель сама позволяет додумать читающему, что дальше сделают Мэри и Мари. За ночь я успела придумать по меньшей мере 3-4 варианта концовки. Но, думается, их жизни вновь сошлись в этой завершающей роман точке, впервые с тех пор, как разошлись в больничной палате. Она наконец-то обрела душевный покой, свободу и умиротворение в душе.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Майгулль Аксельссон «Я, которой не было»

jansson, 13 августа 2015 г. 14:01

Чуть больше года назад я взялась читать эту книгу по пути домой. Прочитала-пролистала первые несколько страниц, ничегошеньки не поняла, подумала «вот бред», закрыла файл и забыла о ней. Пока однажды она не стала меня преследовать.

Она снилась мне несколько раз: я держала ее в руках, но никак не могла разглядеть рисунок на обложке. Она всякий раз попадалась мне на глаза в библиотеке. Выскакивала в рекомендациях от самых разных ресурсов.

О чем эта книга – все есть в аннотации и рецензиях. Мне повезло – кроме пары строк описания, я не знала о книге ничего. Нелинейная, но цельная, она не дает ответов на самые животрепещущие вопросы. И в ней нет ни одного лишнего слова.

Слова «раздвоение личности» могли оттолкнуть, ибо возникают две ассоциации: фантастика и психоз. Какой случай тут имеет место – абсолютно неважно. Я не искала объяснения, где правда, где нет, или обе они – лишь вариации на тему.

Осторожно, двери закрываются. С правом выбора, и с правом этот выбор не делать вовсе.

Только прочитав книгу, я как следует пригляделась к линиям и очертаниям на обложке. То, что раньше казалось расплывчатыми пятнами, обрело свою форму. У МэриМари все хорошо. А я нашла свою новую любимую книгу.

And although my eyes were open wide

They might have just as well been closed.

2012

Оценка: 8
– [  3  ] +

Майгулль Аксельссон «Лёд и вода, вода и лёд»

osservato, 24 марта 2015 г. 12:01

Начало мне напомнило «Смиллу...» Хёга: детектив, женщина, судно, лед, Гренландия. И даже кусочек скотча (Смилла наклеивает кусочек скотча на дверь квартиры, чтоб знать, не заходит ли кто; Сюзанна — на обложку дневника, чтоб видеть, что его открывали). На этом, к счастью, все: далее ничего общего.

Добротный мрачняк. Всю дорогу ощущение напряженности, почти на протяжении всей книги ждешь, кто же там выскочит из-за угла. Практически все персонажи жалкие, потерянные, с несложившейся жизнью (или я такая сердобольная?). Жальче всех имхо юношу-вокалиста, пропавшего почти_ сироту. Имхо он как-то неубедительно выведен из сюжета: раз — и нету. Подозрительно количество сумасшедших на квадратный метр, хотя роман не про дурдом. В общем, довольно тяжелое ощущение осталось от книги. Но язык, как всегда, на высоте. Интересно, чья это заслуга — автора или переводчика, или всех вместе?

Оценка: 8
– [  2  ] +

Майгулль Аксельссон «Лёд и вода, вода и лёд»

ksu12, 18 декабря 2013 г. 18:01

Печальная , депрессивная, страшная жизнь. Такая концентрация вины, унижения, ненужности, вторичности, комплексов, страха, горя, одиночества!

Льды, исследовательское судно « Один» ( по имени скандинавского бога). Главная героиня , чья жизнь проходит у нас перед глазами. Каюта, в которую забрался кто — то посторонний и оставил там следы- угрожающие , унижающие следы. А почему? Приходится вспомнить всю жизнь. Много злобы. Постоянный поиск себя в этом мире. Потребность быть нужным и любимым , любящим. Льды расходятся, и многое в жизни главной героини всплывает наружу. Все страшно. Люди живут и мучаются. Потому что не могут быть искренними, честными с самими собой. Потому что все время играют роль, разные роли. Потому что любовь подменяют обладанием. Потому что способны услышать только самих себя, да и то- себя, врущего самому себе. Мрачная, психологическая семейная драма .

Оценка: 9
– [  3  ] +

Майгулль Аксельссон «Я, которой не было»

ivan2543, 8 июля 2012 г. 20:18

Вот как-то думаю – если бы знал, мог бы с полным правом отказаться от этой книги на флэшмобе LiveLib. Поскольку, это хоть и не любовный роман, но тоже своего рода дамское чтиво – для более интеллигентной аудитории.

Что интересно и эффектно в этой книге – начало и концовка. Психоделично, и даже как-то кинематографично. Но средняя часть – на редкость скучна. Прошлое главной героини – обыкновенная история неудачного замужества, сомнений, скуки, мучительных попыток как-то переломить ситуацию. Все это отягощено бездетностью и учащающимися изменами мужа, а впоследствии – его инвалидностью.

А тут, казалось бы, самое интересное – сюжет раздваивается – ведь у МэриМари раздвоение личности и она живет две жизни.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Впрочем, убила она мужа или не убила – обе дороги ведут в никуда, в одиночество, в туман над холодными водами реки.

Вот что не дает поставить негативную оценку – очень удачная, хорошая концовка. Вот так размыть краски и все смешать по-новому, замкнув сюжет в кольцо. Что было правдой, а что галлюцинацией – не все ли равно? Все одинаково возможно, но все это – лишь фантазия автора книги… Жаль только, что героиня так и нашла даже малейшей возможности для выхода из своей ситуации – неужели все было настолько безнадежно?

Достоинства произведения:

интересная композиция;

проработанный психологизм;

эффектные завязка и концовка.

Недостатки:

скучный, без «изюминки» сюжет;

непонятен смысл этой книги вообще.

Итог: и все же, это такая элитарная разновидность женских романов – без хэппи-энда. Роман о Большой Нелюбви. Хотя автор и утверждает в конце концов обратное – ну не верю я в любовь такую. Она либо есть, либо нет. А когда начинается всякая муть, измены, ревность, мелкое сведение счетов, погубленные перспективы, ущемленные амбиции – это не любовь, а самое время разбежаться по-хорошему, пока кого-нибудь не выкинули из окна. Ну что поделать, читательницы любят, когда все сложно. Я хоть и сентиментальный человек, но эти бесцельные страдания даже для меня – слишком. Категорически не мое. 6 из 10, 4+2 только за то, КАК это написано.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Майгулль Аксельссон «Лёд и вода, вода и лёд»

Elessar, 21 апреля 2012 г. 00:23

После таких книг трудно остаться равнодушным. Написано жёстко, эмоционально, ножом по сердцу. И вместе с тем до крайности субъективно и неоднозначно. По-моему, по исполнению роман просто великолепен. Но вот что до содержания, то тут у меня возникает целый ряд вопросов и претензий к автору. Но обо всём по порядку.

Итак, главная героиня — автор детективов лет шестидесяти, отправляется вместе с исследовательской экспедицией к северному полюсу. Номинально — в поисках новых впечатлений для писательства, на деле же поездка лишь способ сбежать от себя, одиночества и скверных воспоминаний, мёртвым грузом лежащих на душе. Но похоже, что попытка бегства от прошлого обречена на провал: где-то среди членов экспедиции затесался старый враг, который преследует героиню, изводя мучительными напоминаниями о случившемся много лет назад.

Такова завязка романа. А дальше нас ждёт самая натуральная семейная драма, объясняющая мотивы и героини, и её таинственного недруга. Насколько я понял замысел писательницы, эта часть как раз и должна играть. Живые выпуклые персонажи, глубокая проработка эмоций и психологии, непростые жизненные ситуации и выборы — всё это мы как бы должны увидеть, прочувствовать и восхититься. Финальным же аккордом должно стать разоблачение и победа над врагом, знаменующая личностный рост героини и преодоление себя. Но, если честно, у меня развитие характеров персонажей вызвало скорее недоумение, и чем дальше, тем больше.

Да, спорить с тем, что любовь порой принимает странные и порой даже жуткие формы, трудно. Очень часто люди ранят близких, порой даже не отдавая отчёта в собственных чувствах. Особенно если объект их привязанности полностью безразличен и отстранён. В книге подобная проблема характерна почти для всех персонажей. Но вместо того, чтобы попытаться справиться с противоречиями внутри себя, герои раз за разом стараются самоутвердиться за счёт кого-то ещё, ранить другого, сделать так, чтобы кому-то было ещё хуже. Другими словами, вместо того, чтобы принять себя такими как есть, герои (все-все: и Бьёрн, и Сюсанна, и Инес) мучают кого-то, внушая себе чувство ложной значимости и уверенности. Учитывая, что отношения их странным образом запутались в замкнутую систему, происходящее напоминает возню пауков в банке. Энтропия растёт, ненависть и презрение множатся, подступают к горлу и душат, не имея возможности вырваться. Герои сами себя заперли в клетки агонии, сами придумали себе ярлыки-приговоры: «плохая мать», «серая мышь», «ничтожество». И боятся мира вокруг, и бегут в себя, в уютные свои клетки. Не понимают, что главный враг как раз там. У запертого в одном вольере со львом шансы на спасение не велики. Напряжение нарастает, тонкий лёд души даёт перввые трещины. И вот он сломан, и первая жертва уходит под воду. Молча, без крика. А дальше — эффект домино, трещины ползут и множатся, и не выдерживает кто-то ещё, и потом ещё один.

Это всё, спору нет, красиво написано и действительно берёт за живое, временами даже комок к горлу подступает. Но это же так предсказуемо. У героев есть самое главное, что нужно для спасения — понимание собственной проблемы. Но ни один не может выйти за её рамки и спокойно всё обдумать, поискать возможные решения. Помните сказку про лягушку, которая попала в кувшин с молоком? Вот это как раз о том же. Мне правда жалко героев, согласитесь, это до боли трогательно — до мозга костей эгоисты, не умеющие жалеть себя. С достойным лучшего применения упорством Бьёрн и Инес раз за разом втаптывают в грязь тех, для кого они были целым миром. А когда дело доходит до того, чтобы отрезать, оторвать от себя, вышвырнуть вон тех, кто ранит их самих, герои складывают лапки и сдаются судьбе. Неужели так трудно понять, что нужно бороться до конца, а если не сложилось — принять поражение и просто жить дальше. Единственно светлое пятно — Элси, которая, хоть и выдумала себе искупление за несовершённые грехи, умудрилась всё же избавиться и от ненависти, и от любви. Можно возразить, что финал символизирует победу Сюзанны и её освобождение от прошлого. Господь, какая ещё победа? Да она же тридцать чёртовых лет не жила, а смирно существовала, всегда держа в уме осознание собственной никчёмности. Пугалась каждого звука. Лучшие годы потратить на самоедство, не уметь убить в себе ненужную и мучащую любовь — где тут победа? В свои шестьдесят-с-чем-то Сюсанна по описанию автора производит впечатление тридцатилетней женщины. Но время-то уже ушло, водой утекло сквозь пальцы, замёрзло и стало льдом. Как «Один» ломает лёд, так героиня всё же вырывается из собственной клетки. Но вместе со временем потерян и целый мир безвозвратно упущенных возможностей — осталась лишь одна дорога. Для корабля — к полюсу, для Сюсанны — ну, вы и сами всё понимаете. Better late than never but better never late, если вкратце.

Итого — блестяще, мастерски написанная в пустоту вещь. Даже обидно, что столь тщательно выписанные герои оказались такими странными и нелепыми людьми. И ещё более обидно, что кто-то может счесть вот этот вот финал — счастливым.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Майгулль Аксельссон «Апрельская ведьма»

Liz, 2 апреля 2011 г. 17:45

Поначалу мешает читать неоправданно частое «перескакивание» во времени — детские годы сменяются сегодняшним днем, и тут внезапно мы в подростковом периоде жизни девочек, а потом снова в детстве и т.д. Но к этому можно притерпеться, это просто, надо полагать, модный литературный прием.

Что же касается самого повествования, на мой взгляд тут накручено многовато драматических эмоций вокруг происходящих событий. Во всем какой-то чрезмерный надрыв, какая-то маломотивированная жалость к героиням (причем, отнюдь не к увечной Дезире, а к ее сестрам), какая-то истеричность, одним словом, всего здесь «too much». Понятно, что автор хотела сказать, будто ребенок, лишенный родительского внимания, вырастает во взрослого с болезненной потребностью в постороннем одобрении и с нездоровыми эмоциональными (и не только) зависимостями. Бывает и так, хотя и необязательно. Но попытки выжимания слезы из читателя на пустом месте у меня лично вызвали только скуку, хотя я и дочитала произведение из уважения к автору.

Возможно, я восприняла историю слишком «лично», но по прочтении могу только сказать, что мне, как человеку, прошедшему в детстве и домашнее насилие, и родительское невнимание, и прелести советской социалки, гораздо более отзывается роман «Условно пригодные» Питера Хёга. Там ИМХО всё на своем месте.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Майгулль Аксельссон «Я, которой не было»

aldanare, 10 июня 2010 г. 17:20

Роман — Я-повествование, рассказчица — женщина, и вот что с ней не так.

Во-первых, в детстве, лишенная любви родителей (ее мать — бывшая узница Освенцима с вытекающими из этого факта психическими проблемами), она придумала себе двойника, живущего в параллельном мире. Ее звали Мари, а двойника — Мэри. Или наоборот, сие неважно.

Во-вторых, у нее не было друзей — до тех пор, пока ее сочинение на актуальную общественную тему не победило в национальном конкурсе. Победителей-старшеклассников пригласили в столицу на обед с министром. Стоит ли говорить, как эти одаренные детишки друг за друга уцепились. Так, что впоследствии даже переженились. А еще они придумали называть героиню МэриМари. Чтоб уж точно не перепутать.

В-третьих, она влюбилась было в одного из своих новых друзей — будущего поэта, но замуж вышла за другого: последний взял наглостью. Вместо семьи у них получилось черт-те что, и пока Сверкер ходил налево, МэриМари делала журналистскую карьеру.

В-четвертых, ее «стерпится-слюбится»-муж выпал из окна при загадочных обстоятельствах (его вытолкнула то ли малолетняя проститутка, которую он снял, то ли ее сутенер) и остался парализованным.

В-пятых — и это формообразующее — Мэри убила мужа, отключив ему жизнеобеспечение в больнице. Мари же этого делать не стала.

Мэри отправили в тюрьму, Мари стала министром.

Отсюда начинается роман.

Пытаться понять, какая из двух параллельных реальностей настоящая, невозможно. Они обе настоящие. И обе — не те, которые должны были быть. «...Захоти я и в самом деле придумать себе альтернативную жизнь, уж я бы приправила ее разными утешительными штуками. Любовью. Доверием и искренностью, сыновьями и дочерьми, чудесными лекарствами и сенсационными научными открытиями...» В обеих жизнях — страх, неизбывное чувство вины и недобитая старая любовь. Несвобода.

В финале героиня становится свободной. Это не спойлер, я ведь фактически ничего не сказала этой фразой.

Роман-сон, строчки которого висят в гулкой пустоте. «Наверное, мое дыхание замерзнет, подумала я, наверное, оно повиснет в воздухе, будто клочок сахарной ваты». Это усиливает ощущение нереальности происходящего — в обеих жизнях. Обе настоящие, и обе придуманные. Что хочешь, то и делай с этим парадоксом. Такие штуки вытворяет, скажем, Кристофер Прист («Я, которой не было» фабулой похожи на его «Лотерею») — но он выписывает сюжетные кренделя лихо, рисуясь, а Аксельссон замирает на месте и уходит в себя (точнее, в героиню-как-себя), ныряет глубоко-глубоко под темную воду. Читать это — как отбиваться от чудовищ во сне, когда руки-ноги становятся ватными, а каждое движение дается с преодолением перегрузок до шести «же». Но эта же сомнамбулическая вязкость запросто может и затянуть — со мной случилось именно это.

Оценка: 9
– [  21  ] +

Майгулль Аксельссон «Апрельская ведьма»

Sfumato, 31 мая 2010 г. 20:49

Прежде всего, не следует считать этот роман мистическим в обычном понимании слова. Это социальный магический реализм, причем социальный в квадрате, по меньшей мере.

Среди четверых главных героев книги вряд ли кого можно считать главной фигурой, но формально это Дезире – горем и психологическими терзаниями искаженный образ из волшебной сказки Рэя Брэдбери. Волшебство осталось, а сказка превратилась в пронзительную драму.

Завязка романа такова. Дезире (что значит Желанная) – брошенный ребенок-инвалид, которая всю жизнь провела в больницах и приютах. Теперь она приближается к 50-ти летнему рубежу своей жизни, переосмысливает прошлое, изучает настоящее. У Дезире с рождения тяжелейшая форма энцефалопатии, эпилептические припадки и конвульсии. Она не может говорить, но использует для этой цели компьютер, который преобразует в слова ее дыхание при помощи специального мундштука. Она практически не может управлять своим телом, чтоб было понятно – большую часть времени ее руки-ноги подергиваются как водоросли. Тем не менее, Дезире является сильной личностью с острым умом. Понятное дело, всю жизнь проведя в таком ужасном состоянии ее душа порядком изъедена тоской, но остается место и для безнадежной любви… Однако, болезнь Дезире прогрессирует, постепенно она теряет все оставшиеся функции своего тела, времени у нее остается довольно немного. И настоящим даром свыше явились ее особые способности. Пускай и ненадолго, Дезире может выходить из своего тела и путешествовать над ночным городом на дне глаза чайки или ощутить себя в сознании другого человека. Ну а что касается основной композиции романа, то перед нами история трудного пути самой Дезире и ее трех сестер. Кристина – врач, которая прячется от невеселых мыслей в своем доме, где властвует исключительно ожившая старина. Маргарета – тоже по-своему несчастливая ученый-физик. И, наконец, страшная и одновременно необычайно трогательная история жизни Биргитты – наркоманки и алкоголички. Да, практически все плохо и не до веселья. Холодная скандинавская психологическая сага, эту книгу не назовешь легким чтением.

Читая, можно будет узнать, каким образом пересекаются четыре сюжетных линии, Аксельссон с изяществом переходит от одной сумрачной повести к другой. Объединяющими вкраплениями на протяжении романа идут главы о Дезире – романтика и грусть по нарастающей. «Одна из моих сестер украла жизнь, которая предназначалась мне. Я хочу знать, которая из них», — так думает поначалу Дезире, но реальность оказывается намного сложнее, и еще неизвестно кто действительно потерял свою жизнь. Попутно мы подробно узнаем о многих социальных проблемах недавней и современной Швеции, где за каждым неблагополучным гражданином по пятам следуют внимательные соцработники. Вот так, оказывается, под лозунгом «Дом для народа» живут множество подавленных депрессией людей, в безуспешных поисках лучшей жизни. Но не спешите с выводами, в этом романе много и сострадания, и доброты. Нереализованная нежность и любовь пронизывают текст от начала и до конца. Вообще, в отзыве на такое произведение побольше бы поэтических настроений и чувства, я лишь делюсь в меру своих способностей. Скажу так – поначалу думал поставить меньшую оценку, но вот прошло время, а я все еще переживаю в мыслях этот роман, вновь и вновь возвращаюсь к печальному образу Дезире, до сих пор не могу забыть красивую мелодию этой души… К тому же, не оставил равнодушным и восхитительный лирический финал.

Думаю, главным недостатком романа является четко выявленная гендерная принадлежность автора. Другими словами, сразу видно, что писала женщина. Довольно мало структурных и выразительных мужских образов. Ну что ж, видимо Аксельссон пишет о том, что чувствует лучше всего и в какой-то мере ее можно понять. Однако, это обстоятельство и остановило меня от проставления крепкой десятки.

Спешу предостеречь, тут нет лихо закрученного сюжета или особо оригинальных НФ идей. Глубокое проникновение в психику, социальный драматизм – вот что является действительно крепким стержнем данного романа.

Оценка: 9
⇑ Наверх