Все отзывы на произведения Анна Каньтох (Anna Kańtoch)
Отзывы
Рейтинг отзыва
Нифонт, 14 сентября 19:04
Что ж, вот я и дочитал трилогию «Предлунных» — ещё раз низкий поклон коллеге kvadratic за помощь в добыче оригинальных текстов. Остался доволен, теперь попробую поделиться впечатлениями.
На фоне большей части того, что я видел в рамках серии «Иная фантастика» (хотя я читал не всё, что там выходило), это вещь на удивление, как бы сказать... традиционная, особенно на первых порах. Тут вас не будут оглушать ни изощрённой фиолетовой прозой — язык пани Каньтох весьма прост, хотя ни в коей мере не примитивен, читается легко и гладко, — ни экспериментальным построением фабулы и сюжета. Да, есть капелька пролепсисов, есть интерлюдии, на первый взгляд никак не связанные с сюжетом, просто раскрывающие сеттинг, но в целом повествование выстроено более или менее конвенционально.
А вот мир... мир занимателен и вызывает неожиданные ассоциации. В аннотации сравнивают с «новыми странными», и отчасти эдакая мьевильность целому действительно присуща, но у меня по ходу чтения возникали иные связи, особенно странно выглядящие в комбинации: Перечислю: Лавкрафт (и номинально Бишоп), «Курган». Хаксли, «О дивный новый мир». И Азимов, «Конец Вечности» — последний более пунктиром, но всё-таки не на пустом месте, отнюдь не на пустом.
Неопределённо далёкое будущее. Колыбель человечества оставлена позади и приведена в безжизненное состояние (хотя готовится проект по возрождению), а совокупная ойкумена называется «Новыми Землями». Корабль, приписанный к одной из них, Керберосу, находит планету со странными руинами — не то Чужих (останки одной или нескольких древних ксеноцивилизаций тут уже находили), не то потерянную земную колонию. Прежде, чем вызывать археологов, ребята решают осмотреться, и неосмотрительно высаживаются в аномальную зону. Что с ними стало — вы узнаете на первых же страницах, почему всё сложилось именно так — поймёте несколько позже, а со временем вместе с Даниэлем Панталекисом разберётесь, как связаны эти руины и основное место действия, Лунаполис.
Лунаполис. Древний, очень древний город, где давно уже сосредоточена вся цивилизация, остаток планеты брошен, а сельское хозяйство на периферии обслуживает автоматика. Город, где эстетика всегда имеет примат над прагматикой, наука пребывает в упадке, зато все области жизни так или иначе стали искусством. Драгметаллы — обыденный декоративный материал. Пищи и самых насущных ресурсов хватает всем, деньги нужны в основном на предметы роскоши или генетические модификации — тут это дело обыденное и во многом необходимое. Дети, зачатые конвенциональным путём при участии обоих родителей — огромная редкость, обычно их заказывают одной из одиннадцати корпораций душеинженеров, с тем или иным набором желаемых свойств. Можно, кстати, заказать в качестве дочери идеальную любовницу — косо никто не посмотрит. Половая жизнь тут вообще очень вольная, хотя для многих процесс флирта и ухаживаний (тоже, естественно, возведённый в ранг искусства) куда интереснее собственно соития. За алкоголем и наркотиками тоже не нужно далеко ходить (хотя эти тоже не бесплатны). Словом, во многом перед нами воплощение декаданса с большой буквы Д... однако это не совсем декаданс, и совсем не рандомный, потому что за всем этим надзирают титульные Предлунные.
Читая аннотацию, я воображал эдаких элиантов, каких-нибудь пресыщенных сидов, которые требуют от прочих такого же всестороннего совершенства и пинком изгоняют всех, кто им эстетически небогоугоден. Оказалось — фиг там. На деле Предлунные — вполне себе ктулхи, которых никто не видел; они спят на дне Колодца, считая годы до Пробуждения, общаются через надписи в небе и голос ундины в аквариуме, с которой коммуницируют телепатически, контролируют научно-технический прогресс и время от времени устраивают Скачок... но тут не стану спойлерить, с особенностями Скачков веселее разобраться самостоятельно по ходу прочтения. Ну и в ходе Скачков проводят селекцию местных, ага — на очень непрозрачных основаниях. Да, Предлунные призывают к совершенству — но вот их понимание совершенства людям не всегда очевидно. Всесторонне развитые ренессансные гении тут давно не в почёте (по этой причине закончилась корпорация Перфектум). Зато есть, к примеру, арт-преступники. Есть деформированные уродцы, чья красота была принесена в жертву необычайным талантам. Или кретины, которые взамен лишнего ума получили дар телепатии. Да довольно много всякого, разной степени гротескности. Родители выбирают, каким хотят видеть дитя; а то, повзрослев и скопив деньжат, может переделать себя во что-нибудь иное. Или оставить всё, как есть. В конце концов, кому дано знать, какой набор генов доведёт вас до Пробуждения?
Это очень краткий, отчасти даже карикатурный абрис сеттинга. В сущности, вся первая книга — это одно большое введение, экспозиция и расстановка фигур. Там будет много вопросов и не очень много ответов (и не все правильные). Вообще, я тут вслед за издателями говорю «трилогия», но на самом деле «Предлунные» — это единый роман, разделённый на книги сугубо для удобства, и читать его нужно именно так. Первый том едва-едва выходит к завязке, причём та даёт несколько обманчивое впечатление о том, что будет дальше. (Если верны слухи, что второго и третьего томов на русском в ближайшее время не предвидится, у наших читателей составится весьма искажённое представление о произведении Каньтох.) Второй том уже набирает обороты, становится несколько запутаннее, кровавее и грязнее, отвечает на вопросы, которые вы хотели, но боялись задать, и ставит другие, более занимательные. Становится больше сюжетных линий — получают гораздо больше места персонажи, в первом томе лишь мелькнувшие (например, пожилая следовательница Теллис) и появляются новые, подчас очень своеобразные (Идрис Марелли, без комментариев). Третий же, самый краткий из всех, и вовсе крайне неохотно покидает руки — несмотря на то, что детективная составляющая во многом предсказуема, сюжет всё равно держит в напряжении и подчас подкидывает настоящие сюрпризы. Кроме того, во второй и особенно третьей книгах мир и его фантастические допущения действительно начинают играть всеми красками, и некоторые интересные сюжетные повороты основываются на том, что вначале казалось всего лишь забавной антуражной деталью.
Что лично меня несколько отталкивает во всём этом — пожалуй, некоторый авторский фатализм; в мире книги силён детерминизм в разных формах, очевиднее всего генетический, но он не одинок. Ну и концовка... Если без спойлеров, она, пожалуй, спорная (пусть даже в ретроспективе многое объясняет), но, как ни крути, красивая, а это достоинство.
О персонажах тоже сложно говорить без спойлеров, но многие из них удались. Местами «второстепенные» даже побольше «главных» — пожалуй, Теллис и Махамени в чём-то даже симпатичнее условных протагонистов, Финнена и Каиры. Каира — вообще барышня своеобразная, думаю, у многих вызовет отторжение. Финнен, возможно, тоже... но лично мне пришёлся довольно по нраву, с ним мне легко солидаризироваться. Ну да, он довольно типичный рефлексирующий интеллигент — ну так я тоже, I can relate X) Пускай я куда менее богемный, но это специфика среды, в Лунаполисе полгорода — богема.
Хорошая история, но, ещё раз подчеркну, судить её лучше всего именно по троекнижию целиком.
Reynar9, 21 марта 2023 г. 00:46
Глядя на то, что происходит в мире, невольно задумаешся о том, что кто-то шалит с перемещениями во времени изменяя реальность. Слишком много нелогичного происходит. Целые страны сходят с ума. И оглядываясь на историю человечества кажется, что нечто подобное происходить с пугающей регулярностью.
Krislizerin, 10 апреля 2021 г. 12:53
Ощущение безысходности не отпускает от первой до последней страницы рассказа. Мне было мало подробностей, как Краков превратился в промышленный город с несчастными и больными людьми, что за режим в стране, что пытался исправить сам Костшевский? Но в целом, смысл понятен, он на поверхности: человек, сотворивший глупость, пытается эту самую глупость исправить, раз за разом, и уже не может остановить цикл исправлений. После прочтения невольно задумываешься о будущем нашего мира, все может измениться в любой момент, нет никаких гарантий у благополучия.
Анна Каньтох «Портрет семьи в зеркале»
URRRiy, 2 января 2021 г. 15:14
Написано неплохо с литературной точки зрения — фэнтези как оно есть, и дамское чтение как оно есть. То есть, с одной стороны, демоны, замок, убийства и некий демонолог, а с другой — розово-плюшевые убийцы, демоны и демонологи на фоне такого же условного мирка. Насчёт финального финта — он не особо оригинален и не логичен (или логичен по женски). В общем идея у повести имеется, но к ней вполне применима поговорка про сивую кобылу в лунную ночь.
Кроме того, у повести нет внятного финала и раскрытия детективной линии.
PS. Демон — по своей сути — существо, нацеленное на причинение вреда, иначе это другое существо, неправильно обозванное.
Анна Каньтох «Tajemnica diabelskiego kręgu»
Vladimir Puziy, 18 октября 2018 г. 17:04
Увлекательная, необычная книга -- для возраста 12+ местами может показаться чуть более жёсткой и острой, чем как бы принято. Но, на мой взгляд, это истории скорее на пользу.
Здесь в одном флаконе и детектив в закрытом пространстве, и мистический триллер, и толика мистического романа, и социальная фантастика. Дети получились вполне живыми, не приглаженными и не идеализированными, -- ближе к Кингу, чем к Булычёву (при, конечно, всей условности этого противопоставления). Причём проблемы, с которыми они сталкиваются, -- отнюдь не детские. Интересно, что Каньтох, в общем-то, играет с некоторым набором вроде бы узнаваемых жанровых элементов (ангелы, избранные подростки, маленький городок с мрачной атмосферой), но собирает из них самобытную и самодостаточную картинку.
Развязка показалась чуть натянутой -- но не критично. История вполне законченная, хотя и ниточки на продолжение оставлены более чем очевидные. Продолжение уже и вышло, а впереди как минимум ещё пара томов.
Книга уже вышла на украинском, и первые отзывы очень воодушевляют: видно, что целевая аудитория и вот эту сложность, и «жёсткость» воспринимает вполне адекватно.
Анна Каньтох «Портрет семьи в зеркале»
Vladimir Puziy, 25 декабря 2017 г. 20:34
Возвращение в мир Доменика Жордана после долгого перерыва -- рискованное, поскольку за прошедшие годы Каньтох попробовала себя в других поджанрах, -- и тем больше удовольствия приносит итог: отличный рассказ получился. Всё на месте: таинственная атмосфера. работа с характерами, человеческие истории, вписанные в не-совсем-наш мир; наконец, магия, которая нужна для того, чтобы оттенить и подчеркнуть то важное, что не связано с фантастикой как таковой. И да -- финальный твист, одна из изюминок в рассказах этого цикла.
В этом году на Полконе Анна официально объявила, что работает над третьей книгой историй о Жордане, и для меня это одна из самых ожидаемых новинок следующего (?) года.
Анна Каньтох «Człowiek nieciągły»
Vladimir Puziy, 25 декабря 2017 г. 20:29
Рассказ, который
ИМХО, рассказ интересен скорее тем, что «а вот Каньтох умеет и может ещё и так»; ну и любопытно теперь взглянуть на рассказы, которые в 2014-м номинировались на Зайделя, авторский состав там сильный, интересно, насколько слабее те рассказы лауреата (и слабее ли?..)
Vladimir Puziy, 3 ноября 2017 г. 20:37
Каньтох -- из поколения тех молодых польских фантастов, которым очень быстро стало тесно и в рамках того или иного поджанра, и на территории «гетто» вообще. На данный момент (конец 2017) она стабильно работает в трёх направлениях сразу: реалистичные детективы для взрослых, мистическое ретро-урбан-фэнтези для подростков и вполне конвенционная (для Польши) фантастика, причём от фэнтези до НФ.
«Неполная» -- очередной выход за пределы ожиданий, поскольку ничего подобного Анна до сих пор не писала. Это большая повесть/небольшой роман, написанная предельно ясным, прозрачным языком, но крайне запутанная по своей структуре и по тому, какая «версия реальности» в итоге оказывается ключевой. Читатель должен быть крайне внимательным -- не для того, чтобы угадать правильный ответ, а для того, чтобы в конце -- получив все ключи, восстановить его по разбросанным в тексте подсказкам.
Работа филигранная, причём читающаяся влёт, структура усложнена, но сюжет и, повторюсь, язык работаю скорее в помощь читателю, не усложняют восприятия.
И да, это не фантастика ни разу, что скорее увеличивает шансы увидеть книгу в переводе: имхо, мейнстримовский читатель такой текст примет и поймёт с большей вероятностью, чем читатель жанровый.
Vladimir Puziy, 17 октября 2017 г. 02:09
В первом сборнике о Доменике Жордане, пожалуй, наиболее успешная вещь (при том, что и остальные-то мне понравились). Ярко, лаконично, внятно, в меру поэтично. И жёстко -- это, пожалуй, ещё одна характерная черта прозы Каньтох. История о цене благополучия, о лицемерии и о неизбежной расплате.
Это ранние тексты Каньтох, но они не выглядят ученическими или вторичными, а то, что в качестве антуража она выбрала не традиционное средневековье, скорее в плюс (впрочем, большинство самобытных польских авторов не идут вслед за Толкином и даже вслед за Сапковским).
Интересно, каким будет третий том Жордана -- спустя более чем десять лет удастся ли войти в ту же реку?..
IPSE2007, 11 июля 2015 г. 17:02
Научная это фантастика или ненаучная? С одной стороны проходы в другой мир, скафандры, станция, летательные аппараты и прочий антураж работает за. С другой стороны — жизнь после смерти, большое количество загробных миров, причем именно «наших», человеческих, богоискательство и даже отчасти богоборчество. Возможно, катастрофа, разразившаяся на земле — это своеобразные кары Земные, поскольку человечество зашло за ту дверь, на которой крупными буквами написано HOMO FUGE? К стати, почему человечество решило, что её спасение «там», а не «здесь»? Может быть кто-то чешуйчатый нашептал? Больше говорить можно и нужно, но это будет уже не отзыв, а спойлер и, возможно, начало полемики. Ну, а в целом можно сказать, что это очень философская, вдумчивая повесть. Жемчужина откровенно средненького номера «Если». Очень благодарен редакции за то, что дали возможность познакомиться с творчеством Кантьох. Учитывая современное состояние книгоиздательства другого шанса может не представиться.
Анна Каньтох «Diabeł na wieży»
alex1970, 6 октября 2014 г. 09:00
Хороший детектив в фэнтези антураже с налетом мистики и философии. «Людям не нужен Дьявол, чтобы создать ад на земле»
Читать было интересно. Автор создала неплохую беспокоящую атмосферу — непонятные намеки, тени, призраки, игрушки с вырванными глазами и т.д.
Интересен образ главного героя.
Вместе с тем, один из ранних рассказов писательницы, и немного видна вторичность, хотя бы по отношению к Шерлоку Холмсу.
Kobold-wizard, 26 октября 2011 г. 16:37
Везет мне на космическо-христианский антураж. Сначала «Инквизитор и нимфа», потом повесть Каньтох. Впрочем в случае польской писательницы я этому не удивлен, в моем мозге уже сложился стереотип о Польше как последнем оплоте реального католичества. Стереотип может быть неверен, но подобные произведения только поддерживают его.
Это атмосферная и вдумчивая повесть. Персонажи получились живые, тем страшнее чувствуется обреченность в договоре с дьяволом. Ценой спасения человечества оказывается душевное здоровье одного из членов команды, а ошибка обнажает истину, что для правильного решения иногда нужно не торопиться и посмотреть на мир под другим углом.
Итого: Крепкий текст, религиозная полнота которого не вызывает и тени усмешки. Жаль, Каньтох у нас не переводят.