fantlab ru

Все отзывы на произведения Сергея Чехина

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Сергей Чехин «Не сегодня»

Miromarh, 8 июня 2020 г. 18:17

Сергей порадовал. Его «Гордей» в ХПЖ был хорош, а тут прям совсем замечательно.

Ёж очень напомнил манасыповского Хаунда: крутой, харизматичный, черно-юморной и очень опасный. Да и напарники ему под стать, в принципе. Люблю я подобных героев, особенно когда автор их хорошо прорабатывает, диалоги прописывает. А тут как раз такой случай.

Сюжет, на мой взгляд, подзатянут: предысторию и поход к усадьбе можно было расписать покороче, рассказ бы от этого только выиграл. Зато понравилась идея с флешфорвардом, ибо с самого начала у тебя появляется большой интерес к происходящему. Ну и финал, конечно, хорош: с нотками пафоса, но без увлечения.

Короче, годнота. Особенно на фоне некоторых других рассказов. Не скажу, что прямо топ из топов, но мне понравилось. Сергей, спасибо за удовольствие от прочтения. Опять же, как и в случае с Гребенщиковым, возьму на заметочку «Спящего стража» и «Свору».

Оценка: 8
– [  2  ] +

Сергей Чехин «Гордей»

Miromarh, 10 января 2020 г. 14:05

Единственный рассказ сборника, который я читал в два захода. И дело тут не в том, что он плохой, нет, просто вчера вечером спать хотелось, вот и пришлось отложить до утра.

В рассказе вроде бы нет ничего особенного. Обычная история без каких-либо неожиданностей и сюжетных поворотов. Но он цепляет. Это история мальчика, превратившегося под чётким руководством наставника в совершенную машину для убийств, знающую лишь фразу «Так точно!», но потерявшего чего-то очень важное:

«Гордей простоял над холмиком до заката, силясь всколыхнуть вязкий ил и освободить из плена позабытое чувство, что заставляло его раз за разом менять маршрут и собирать по квартирам больше хлама, чем просили.<...> Но чувство не возвращалось, как ни ворошил грязь на дне. Только блёклые воспоминания об их коротких встречах<...> Может, хотя бы совесть проснётся? Но и она притаилась где-то там внизу, за громадной дверью с поворотным колесом, ключ от которой был у другого человека.»

И рассказ просто давит на тебя. Даже после прочтения на душе тяжело. Здесь нет какой-то особенной жести, лютой бесчеловечности, рек крови... Есть только тлен. После прочтения чувствуешь себя опустошённым, хотя никаких эмоций не испытываешь: ни жалости к Гордею, ни ненависти к его наставнику или Крейдерам, ничего.

Сказать, что «Гордей» мне понравился, я не могу. Но тяжесть и тлен, испытанные при прочтении и даже после, я запомню. Это просто история, между строк которой скрывается что-то большее. В общем, неплохой рассказ, оставляющий послевкусие. Было бы интересно прочитать продолжение истории Гордея — судя по всему, им является роман Сергея «Свора».

Оценка: 7
– [  0  ] +

Сергей Чехин «Метро 2033: Свора»

Dobkachleo, 22 июля 2019 г. 20:05

«Вожак»

Рецензия на «Метро 2033: Свора» Сергея Чехина

Сергей Чехин присоединился год назад к «Вселенной Метро 2033», создав новый мини-цикл, состоящий из рассказа «Не сегодня» и романа «Спящий Страж». Оба произведения описывали знакомую по «Безымянке» постъядерную Самару, которую автор воспринимает как аналог своего родного города, если бы в нём было метро.

Роман «Свора», как и ранее вышедший рассказ «Гордей», переносится на сотни километров к западу и представляет во «Вселенной» Белгород — тот самый родной город Сергея Чехина. Легко проглядываются параллели между двумя мини-дилогиями в плане их выстраивания. Сначала выходит рассказ, затем его продолжает роман. Однако на сей раз главный герой другой, а вклад рассказа в основном географический.

Что ж, несмотря на присутствие намёков и отсылок на предыдущие работы Сергея, «Свору» правильнее всего рассматривать как отдельное произведение, где автор имеет полный карт-бланш и, как следствие, спокойно управляется с персонажами и локациями, зная, что не нарушит установленных ранее канонов и не перечеркнёт кому-то ещё его задумку.

По большому счёту, в «Своре» можно выделить две сюжетные линии: малолетнего отморозка Германа, не лишённого чести, и принципиального доктора Марка Фельде. Мысли последнего автор успешно скрывает, маскируя за текущими действиями. На самом деле та роль, которая ему отведена, мне кажется несколько спорной, если не вдаваться в подробности, но зато позволяет удивиться, что можно отнести к достоинствам сюжета.

Сам автор предусмотрительно обращает внимание читателей на то, что идея частично заимствована из цикла «Ведьмак» Анджея Сапковского. Сходства действительно видны невооружённым глазом, однако хватает и различий. Отличается выбор «ведьмака», мотивы, трансформация человека, а все монстры сводятся к адским псам и, куда ж без этого, людям.

Тон романа разительно отличается от подачи предыдущего. Если «Спящий Страж» с непосредственностью рассказывал любопытную историю, связанную с белым куполом за павшим Рубежом, и там действовали ранее установленные правила, а сам город некоторым читателям показался недостаточно хорошо представленным, то здесь и темп, и восприятие немного иные.

Мелькают и шуточки с подколами, и лёгкие забавные моменты, но их окружает совсем не такой легкомысленный контекст. Есть серьёзная угроза, дан способ её решения, и он, как это всегда бывает со способами, не лишён недостатков (не путать с недостатками сюжета!), что требуют обязательного устранения. Заключаются они в поведении и состоянии главного исполнителя, потенциального спасителя города от Своры. От него требуется перерасти из огрызающегося волчонка в матёрого волчару за предельно короткий срок, чтобы не стало слишком поздно, не погибнув при этом.

Отдельного внимания заслуживает сам город. С одной стороны, его не так уж много: есть несколько опорных локаций, одна из которых — просто Лес. (Или всё же не просто?) С другой стороны, уделяется внимание и городским легендам, и воспоминаниям прошлого, и собственно описаниям самого города. Для слежения за сюжетом без потери в «пространстве» данных описаний, на мой домоседский взгляд, хватает. Получилась интересная, хоть и не особо гостеприимная локация в рамках «Вселенной Метро 2033», а её главная аномалия с застывшими навеки, словно в воске, телами людей, животных и даже растений — это чудесная находка ещё со времён рассказа.

«Свора» открывает на карте мира «Метро» Белгород, населяет его непростыми, но живыми персонажами и порой удивляет не слишком ожидаемыми поворотами (впрочем, по-настоящему неожиданным я бы назвал только финальный, хоть частично и знал, что там будет). Как мне кажется, Сергей справился с новым для себя вызовом и успешно ввёл в серию свой родной город. Автор раскрыл себя с новой стороны, не закостенел сразу в одном амплуа, а значит, идёт верной дорогой.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Сергей Чехин «Гордей»

Dobkachleo, 22 декабря 2018 г. 19:50

«Яков»

Мини-рецензия на «Гордея» Сергея Чехина

Почему Сергей Чехин, уроженец Белгорода, сразу не написал о родном городе, было известно давно, из интервью с ним. Он успел представить в феврале этого года дебютный рассказ «Не сегодня» о Самаре, спустя считанные три месяца сформировал мини-цикл из «Не сегодня» и романа «Спящий страж». И вот теперь на дворе стоит декабрь, а Сергей вновь вернулся с очередным произведением. На этот раз — о том самом Белгороде.

Шесть лет назад на полки книжных поступила книга «Слепящая пустота» Андрея Чернецова и Валентина Леженды. Несмотря на то, что он целиком и полностью посвящена Харькову, из неё мы узнаём, кому, вернее, чему этот город обязан жизнью. Белгородский ракетный щит спас украинский город, и вопросом времени стало выяснение судьбы самого Белгорода. Что ж, немало воды утекло.

Довольно любопытно, что Сергей не читал почти книг «Вселенной», но при этом имеет грамотное представление о некоторых из них. В этом ему помогает Метропедия — энциклопедия по нашей любимой вселенной. Правда, не могу сказать, заметил ли он тот любопытный факт про ракетный щит, но так совпало, что он защитил не только чужой город, но и тот, в честь которого был назван. Белгород уцелел. Правда, описания указывают на то, что уцелел он необычно — он превратился в музей восковых фигур. И выжившие — словно посетители в этом гигантском музее под открытым небом.

Главный герой проходит обучение в бывшем Технологическом университете, ныне общине шуховцев, по-прежнему возглавляемой ректором (и, бьюсь об заклад, Сергей не преминул добавить собственное камео на эту должность!). Правда, теперь здесь учатся не студенты, а бойцы. Замечание, что здесь собрались те, кто может отличить спусковую скобу от спускового крючка, порадовало внутренней шуткой над собственным ляпом. Однако в целом «Гордей» значительно серьёзнее и печальнее цикла «Спящий страж».

Мозаичная структура не самое удачное композиционное решение, но Сергей постарался использовать его с максимальной пользой, вворачивая флэшбеки туда, где напрашиваются объяснения и пояснения. В результате мы получаем этакий срез знаний не только о главном герое и его месте в постъядерном Белгороде, но также о самом городе. И почти везде важную роль в жизни юноши играет Яков, наставник. Автору удалось передать их связь «учитель — ученик», сделав последние страницы достаточно трогательными. Вышло весьма неплохо, и самое время задуматься о полноформатном романе!

Оценка: 9
– [  1  ] +

Сергей Чехин «Метро 2033: Спящий страж»

Dobkachleo, 12 июня 2018 г. 22:43

«Злой волк»

Рецензия на «Метро 2033: Спящий страж» Сергея Чехина

Много лет назад вышла «Безымянка» Сергея Палия, и многих интересовала дальнейшая судьба героев. Автор даже обещал продолжение, где были бы Тольятти и местная ГЭС, но потом что-то пошло не так, и Сергей оставил профессию писателя. Долгие годы Самара так и оставалась городом, про которую особо не писали. Был один рассказ, что мог происходить и в любом другом метро, да упоминания в романах Дмитрия Манасыпова, Евгения Шкиля и Дениса Шабалова.

И вот, наконец, выходит роман, мало того что происходящий после событий «Безымянки», так ещё и в том же городе. По крайней мере, в первой части произведения. Незадолго до этого вышла антология «О чём молчат выжившие» с рассказом «Не сегодня» Сергея Чехина, и «Спящий страж» продолжает именно его. В центре повествования, впрочем, не совсем тот же главный герой, хотя именно он… или кто-то, занявший его место в представлении художника… красуется на обложке. Рассказ мне в своё время понравился, там все новички хорошо себя зарекомендовали, и я надеялся, что роман выйдет под стать.

Мои надежды оправдались. Сразу оговорюсь, что я не ждал от «Спящего стража» головокружительного сюжета и мощных откровений, ведь фишка автора, как мне кажется, совершенно в другом. Он берёт лёгкой иронией, яркими образами и уверенными поступками героев. В частности, одного конкретного, да. Однако так ли прост роман, каким он подаётся? Рабочее название романа — «Зона комфорта», и сюжет не забывает об этом напоминать. Главная героиня, Арина Бронина, — тепличная девушка, мечтающая стать сталкером. А как известно, мечты — это зачастую стремление к реальности за розовыми очками. И весь роман посвящён тому, как всё вокруг старается сбить розовые очки. Не только и не столько потому, что «всё вокруг» такое вредное до поросячьего визга, сколько потому, что без этого так и останешься в глупо счастливом неведении.

Вообще, Арина из тех персонажей, за которыми читатель вынужден следить, пока рядом действуют лица поинтереснее, покруче. Своей непосредственностью и упрямо расшибающей стены принципиальностью девчонка немного бесила. Судя по реакциям окружающих её людей, не только меня одного. Ещё и извиняется за постоянные косяки и спесь так, что впору согласиться с Амандой, что слова Арины ничего не стоят. Но став человеком, с кого сбили, наконец, розовые очки, сталкерша-любительница находит в сохранившемся мире извечные ценности: дружбу, верность, справедливость. Последнее найти удаётся с трудом, ведь это больше миф, чем явление.

Произведение считается хорошим, если главный герой претерпевает какие-либо изменения. Был домоседом в уютной норе — стал искателем приключений, готовым ко всему. Была наивной мечтательницей — научилась придавать вес действительно важным вещам. И пусть рядом всегда будет мудрый наставник, вся «грязная работа» выпадает на долю протагониста. Но оно того стоит: ведь вместе с шишками он получает почёт, славу и любовь читателей. Если повезёт, конечно. Не могу предсказать, запомнится ли Арина так же, как, например, Лера Степанова или Крыся с Бибирево, но в её вымышленной жизни нашлось место главному — она поступила по совести, несмотря ни на что.

Под конец моя любимая часть — отсылки и ассоциации. «Спящий страж» не слишком связан с «Безымянкой», хотя продолжает её хронологически, зато бережно учитывает особенности её сеттинга. Деление на части в романе Сергея Чехина напоминает «Мраморный рай» Сергея Кузнецова, а они вместе — структуру, присущую мифам (а вы думали, я просто так справедливость с ними сравнил?). И мифологический подход во многом определяет рост Арины как личности. Конкретно третья часть, что поначалу казалась похожей на «Обитель снов» Андрея Гребенщикова, в результате напомнила мне три серии «Доктора Кто» с лучшим, на мой вкус, Девятым Доктором («Долгая игра», «Злой волк», «Пути расходятся»). И заморочки со Спящим Стражем, и выбор Арины между трусостью и убийством, и общий гнетущий настрой. Всё вместе это уносит мысли куда-то далеко в космос и вновь заставляет задуматься о вечном.

Ну а пока мы все не уснули вечным сном, подведу итог: роман получился, может, и не шикарным, но вполне достойным того, чтобы занять место рядом с товарищами по строительству единого мира «Вселенной Метро».

Оценка: 9
– [  2  ] +

Сергей Чехин «Не сегодня»

Dobkachleo, 1 марта 2018 г. 20:16

«Однажды»

Мини-рецензия на «Не сегодня» Сергея Чехина

Больше всего до сих пор удивляет, что автор основывался не на романе «Безымянка» Сергея Палия, а на разборе оного в Метропедии. Даже не знаю, хорошо это или плохо, но, как показывает моя не слишком идеальная память, очередному дебютанту сборника удалось не переврать, а более чем аккуратно дополнить существующую картину мира.

Единственное, что смущает во всём рассказе, — его время действия. Насколько я помню, то самое перемирие наступило, но совсем ненадолго. Предположу, ссылаясь на всю ту же не слишком идеальную память, что действие рассказа умещается как раз незадолго до торжественного открытия нормального сообщения между Московскими, что определило судьбу всего метро.

Так или иначе, всё крутится вокруг войны Города и Безымянки, и мне сильно понравилось то, как автор всё обставил. Тема раскрывается нетопорно, без примеси мистики (ну, разве что совсем чуть-чуть, да и то к делу не относится) и замечательно стройно укладывается в повествование. Да, решение вышло хлёстко-жестоким, но в перспективе всё вылилось бы в гораздо более мрачные события, чем описаны в первом романе о Самаре. Тёзка Палия отлично раскрывает заданную тему и напоминает о цене мира, а это дорогого стоит.

Оценка: 10
⇑ Наверх