Портрет читателя без интерьера. (списан, в основном, с самой себя)
Кому это может быть интересно? Разумеется, прежде всего тем, кто вообще имеет вредную привычку покупать книги. А потом (кошмар!!) ещё и читать их.
НО! Из этого общего множества читателей необходимо выделить более узкое подмножество. Потому что при достаточно больших доходах книгопокупка — это рутина, а не искусство. Искусство начинается с ограничений.
Пункт первый.
Допустим, дорогой читатель, ты имеешь работу, в которой тебя устраивает всё (суть, график рабочего времени, коллеги и т.д.), кроме зарплаты. Которая хорошая, но... но небольшая, скажем так. Возможности для подработок есть, но они тоже не слишком велики.
Короче: советы «сменить работу», «зарабатывать больше» ты, дорогой читатель, спокойно посылаешь, м-м-м, в афедрон. (Сейчас это очень модный и весьма литературный адрес). Причины, по которым ты это делаешь, уважительны и обсуждению не подлежат.
Пункт второй.
Тебя не устраивает чтение в электронке. Да, это рационально, разумно, недорого (потому что денег стоит только ридер, а тексты качаем с Либрусека бесплатно, и не «паримся» по поводу прав, законов и т.д.).
По диким, иррациональным и необъяснимым причинам ты любишь именно бумажные издания. Желательно — с иллюстрациями.
Пункт третий.
Твой литературный вкус чаще всего не совпадает с «мнением большинства». Пойти на книжный рынок и спокойно затарится кучей томов Круза, Зыкова, Перумова или Сальваторе для тебя нереально даже не по финансовым причинам, а просто потому, что ты не читаешь этих авторов.
Но, невзирая на скромные средства (не более 1000руб в месяц на книги), ты хочешь собрать изысканную и элегантную соответствующую твоему вкусу библиотеку.
это была преамбула. А теперь будет амбула(с)(АБС)
Выбор книги и последующая её покупка
Стратегия. (Капитан Очевидность правит бал)
Выбор текстов.
Само собой разумеется, что некий читательский фундамент уже есть. Школьная (иногда и вузовская) программа, книги, собранные родителями и дедами-прадедами, какая-то выборка из классики, и т.д. Ты примерно знаешь, что тебе нравится, а что — нет.
Поэтому с текстами известных тебе авторов больших проблем нет. Хотя, если автор ещё жив и пишет, от него можно ждать сюрпризов, причём не обязательно приятных — для тебя.
Например, если ты в восторге от «Чапаев и Пустота», не факт, что тебе понравятся «Омон Ра» или «Священная книга оборотня». (Или наоборот). А дуэт Дяченок довольно стабильно радует тебя своими сочинениями.
Но: ты хотя бы знаешь автора, и отслеживаешь, что он там пишет.
С незнакомыми авторами надо соблюдать бОльшую осторожность.
О новых книгах можно узнать а) в сети б) прямо в книжном магазине.
Пункт а) обычно предпочтительнее, в сети обычно более подробная инфа о книгах. Тем более, есть не только книжные рецезии и обзоры, но и возможности интерактива: литфорумы, ЖЖ, и, разумеется, великий и могучий Фантлаб. Последний и является для меня основным (хотя не единственным, конечно!) источником сведений о книгах.
Главное на Фантлабе — определится, где и как твой вкус пересекается со вкусами знатоков-экспертов-критиков и прочих простых смертных, Потому что знаток Б. может аргументированно похвалить несколько книг, но тебе понравится не более половины из его списка, если не меньше.
Или критик В. может так раскритиковать книгу, что ты сразу понимаешь: книга «твоя«!
Рекомендации Фантлаба действенны далеко не всегда, но следить за ними надо.
Пункт б): покупка книги незнакомого автора прямо в книжном. Это годится 1) для книг по очень низким ценам, 2) для книг малых издательств (Лимбах, Деан и т.п.), у этих книг обычно вменяемые аннотации. Лучше, если 1) и 2) выполняются одновременно.
Несколько раз срабатывало на «пять с плюсом».
Незнакомых авторов ФиФ лучше не брать, вероятность «выброса денег зря» слишком велика.
Самый трудоёмкий, но проверенный способ — предварительно прочесть книгу с экрана. На Либрусеке появится всё — рано или поздно.
Ну и самое главное: для покупки недорогих книг надо иметь соответствующие предпочтения. Лучше всего — достаточно широкие. Не ФиФ единой жив читатель, но также классикой и мэйнстримом.
Кульминация. Обоснованная цена книги
Почётное звание мракобеса и маргинала надо не только заслужить, но в дальнейшем всячески оправдывать и старательно поддерживать. Чем я и займусь вот прямо щас.
Пункт 1.
Самая гнусная и неприятная ложь: «ХОРОШАЯ КНИГА СТОИТ ДОРОГО».
Это ложь гнусна тем, что содержит небольшую часть правды. Да, НЕКОТОРЫЕ хорошие стоят дорого, увы. Но ключевое слово — некоторые.
Большую часть действительно хороших книг можно купить за вполне бюджетную сумму. Надо только
1. знать места 2. терпеть и ждать. Но об этом ниже.
Пункт 2.
В теме «Книготорговля» было немало сломано копий, дров и прочих стройматериалов на тему, сколько должны стоит книги. ИМХО — совершенно зря. Да, вероятно, отпускная цена, логистика, аренда и прочие вещи, недоступные умам простых смертных, как-то влияют на цену книги. Но всё это имеет значение исключительно для тех, кто книги продаёт!
А что имеет значение для покупателя? Свой кошелёк и своя «жаба» !! И ничего больше!!!
Т.е.: если тебе не жалко заплатить за книгу какую-то сумму денег, значит, эта цена для тебя, как для покупателя, экономически обоснована. Если же твоя «жаба» против покупки — значит, цена ДЛЯ ТЕБЯ необоснованна, покупать книгу не надо. О чём и зачем тут спорить???
Разумеется, тут многое зависит от текста и качества издания. За какую-то книгу тебе будет жалко и 150руб, за другую — не жалко 500руб. Но в любом случае, только покупатель решает вопрос, сколько платить за книгу. Потому что деньги — его.
Если покупатель соглавен платить за книги 400руб, 500руб и более — значит, так эти книги и стоят.
Лирическое отступление.
Господа дикофилы, вы покупаете тома СС Дика по 500-600руб? Значит, вы согласны с этой ценой. Если вы хотите что-то изменить, у вас только один выход : НЕ покупать эти тома по такой цене. И всё.
А рассказывать, какие жадные издатели и книготорговцы — не надо. У них своя задача: получить прибыль, и проблемы покупателей им до фени, пока они получают эту прибыль. Вот если товар не продаётся месяцами и годами — тут могут быть подвижки. Книги могут уценить, или их уценит инфляция.
Конечно, есть сумрачный вариант «так не доставайся же ты никому!», т.е. тираж пускают под нож. Но тут покупатель должен решить, нужна ли ему эта конкретная книга за 500-600 и более рублей, или он может спокойно без неё прожить. Если можете НЕ купить — не покупайте.
Исходя из принципа ценового минимума, надо оценивать книжные магазины, инет-магазины, продавцов Алиба и т.д.
Расположение магазина, его интерьер, количество персонала большого значения не имеют. Хороший магазин тот, где книги дешевле, или есть книги, которые давно изданы и ценники у них старенькие, или есть акции «всё по 5-10-20» (это цены в гривнях, в рублях — умножайте на 4).
Хороший продавец на Алибе — тот, у кого можно купить максимальное количество хороших книг по минимальной цене. Остальное не имеет значения.
Об очевидном, т.е. о стратегии поговорили, переходим к тактике. КАК купить хорошие книги и недорого?
1. «Места знать надо»
Москвичам хорошо, у них есть «поле чудес» — Макет, есть Олимпийский, плюс в московских книжных сетях не так уж редко бывают уценки. Ещё есть уценки в инет-магазинах, плюс букинисты, в общем — «книжный рай».
Питер — почти то же самое, что Москва, но минус Макет, «Крупа» заменяет Олимпийский. Тоже неплохо.
В Киеве ещё сохранились «пятнашки», уценки. Жить можно.
В Донецке есть «Маяк» и самовывоз Сетбука. Ну и донецким виднее, где у них ещё «заповедные места».
В Харькове ситуация немного хреновее, но и не совсем безнадега.
«Пятнашки» прикрылись. Но появился «книгооборот» в сети «Таргет», книги по 8, 16 и 24грн. Надо следить, есть хорошие книги.
На «балке» есть пара палаток с относительно низкими ценами и неплохим выбором. Там же есть магазинчик «Букетик», где можно купить и новые книги по вменяемым ценам.
В «Университетской книге» и «Книжном парке» тоже есть уценка, и там можно обнаружить немало интересного. Например, Хишберга, Де Линта и многое другое. В «Гауди» тоже есть старые книги по старым ценам. А вот в «Books» раньше были, теперь почти нет.
В «Empik» можно смотреть только раздел «акция 5-10-15-20».
Даже в «Литера Нова» можно найти что-то хорошее, и не обязательно дорогое. При этом — редкое и малотиражное.
Самая безнадёга — это «Книжный Супермаркет» на месте бывшей «Лексики». Цены для новорусских с Рублёвки, уценки нет, давно стоящих книг тоже нет. Можно только погреться в мороз и посмотреть новинки, больше ничего.
Тем не менее, там иногда бродят люди, и что-то покупают. Хотя покупать там книги — себя не уважать.
«Книгово» — было да сплыло, увы и ах.
Чуть не забыла: есть магазины ККСД (3 экз). Иногда и они бывают полезны. Но редко. Но бывают...
Кроме того, в Харькове есть не менее 4-х букинистик (не считая «балки»), и там тоже есть чем «поживиться».
Что делать жителям маленьких райцентров, где нет книжных вообще? Не знаю. Я бы купила ридер и «забила» на бумагу. Разве что россиянам на ОЗОНе или ещё где в инете можно уценку заказывать, тут я не в курсе. Украинцам и это не светит, наши инет-магазины гораздо хуже, а заказывать из России... мы же про экономную книгопокупку говорим, да?
2. Терпение, терпение и ещё раз терпение. А также — спокойствие
Основное правило экономной книгопокупки — не гнаться за новинками, и не фанатировать сериями (для ФиФ).
В стоках рано или или поздно появится почти всё. Даже Донна Тартт и Сюзанна Кларк. Не говоря уже о разных азбучных антологиях, книг серии ФРАМ, романах Сапмана Рушди и т.д. Один раз даже гримуарчик видела относительно недорого.
Наименее вероятный шанс попасть в сток — у новых литпамятников с их крохотными тиражами. Поэтому за любимый литпамятник придётся платить (если получится придушить «жабу»).
Плюсы и минусы предпочтенй
Книги, которые нравятся всем (почти всем), выходят большими тиражами и есть во всех магазинах. НО: за них обычно «ломят» нехилую цену. Не купишь ты — купят другие.
Тем не менее, рынок иногда насыщается, и «бестселлеры» иногда попадают в стоки или букинистики. Надо следить, и может быть, удача улыбнётся.
Книги, которые нравятся очень немногим, издают малыми тиражами и есть они далеко не везде. За них тоже «ломят», хотя бы поначалу. Но: если не купишь ты, велика вероятность, что в данном регионе эту книгу не купит вообще никто. Так что тут вопрос терпения, «кто кого». Может получиться по разному. Но вероятность, что цену сбросят, отнюдь не нулевая. Проверено, и неоднократно.
Примеры из жизни
Пример № 1. Мне давно хотелось купить дилогию Джина Вулфа «Рыцарь»-«Чародей». Книги в магазинах были, но цена (примерно 500-550руб за оба тома) меня решительно не устраивала. И я ждала. Ждала, и следила. Постановила себе предел: не более 200руб за ОБА тома (100руб за том). Один том мне достал Kiplas (и даже лично привёз в Харьков), второй нашла на распродаже, по наводке Avalach. Причём именно в тех пределах, которые себе установила.
Может, кто-то где-то смог дилогию купить ещё дешевле. Но для меня и 200руб — вполне обоснованная цена на Вулфа. Обоснована моим кошельком и интересом к автору. Других обоснований для меня нет.
Пример № 2. Мне давно хотелось купить монографию И.С.Дмитриева «Увещание Галилея» . Книжечка на любителя, тираж — 500экз. В Харьков привезли 2 штуки, поставили цену 480руб. Больше года НИ один человек в полуторамиллионном городе их не брал. А я иногда подходила, смотрела, и говорила, что за полцены купила бы, а так — нет.
Пару недель назад книги уценили. Как раз вполовину. И я купила свой экземпляр. А второй — ждёт своего покупателя, наверно, его «жаба» ещё жёстче моей.
Примеров можно приводить много, поэтому коротко перечислю некоторые удачи (т.е. покупки в стоках, уценке и т.д.): «Чаттертон» Акройда, «Тролли в городе» Хаецкой, «Ворон» Столярова, антологии «Волшебники», «Фэнтези 2007», «Абарат» Баркера, три тома Ффорде, «Медный король» Дяченок, «Дафна» Пикарди, сборник Маккамона, «Чумные псы» Адамса, 7 книг Брэдбери, «Зимняя сказка» Хелприна... И два незабвенных визита в Макет — о-о-о!! (Вертер, моя благодарность не остыла!!)
Тут надо вспомнить ещё один вариант приобретения хороших книг:
3. Книгообмен с фантлабовцами
Если этим заниматься — «это пестня!»
Перечислять всех лаборантов, с которыми у меня был книгообмен или купля-продажа — это очень долго. Скажу просто: коллеги , я всё помню, всем благодарна, всех люблю. Вы мне очень помогли, я постаралась не быть неблагодарной.
Думаю, многие лаборанты имеют опыт книгообмена, и (скорее всего) удовлетворены результатом.
ПОДВОДЯ ИТОГИ.
Возможно, будут «голоса из зала»: «А как же «поддержка рублём» любимых серий?!»
Ответ: а никак, дамы, господа и просто товарищи. Фигня всё это. Проблемы книгоиздателей и книготорговцев — это именно их проблемы, а не проблемы читателей. Не надо ничего «поддерживать»: жизнеспособное само выживет, нежизнеспособное всё равно сдохнет, а деньги будут потрачены зря.
(Например, я до сих пор жалею, что купила «Странники и Островитяне» Кокейна не в стоке. Продолжения всё равно не будет, полиграфия омерзительная, а сейчас книга валяется по стокам).
Надо беречь свой карман и места на своих книжных полках. Пусть «поддержит рублём» кто-то другой, не я.
Могут сказать: «Если все будут такими умными, в книжных будет одно УГ» . Отвечаю цитатой из старого анекдота: «все такими умными не будут». У кого-то зарплата хорошая, кто-то — фанат каких-то серий.
«Таких умных» много не будет.
На этом прекращаю писать буквы, их и так много.