Ты хуже дьявола, минорит, – сказал тогда Хорхе. – Ты шут.
Писал сегодня нечто вроде рецензии для родной газеты про «Игру теней» — и понял, почему все-таки Холмс в исполнении Роберта Дауни-мл. мне ближе, чем другие.
Да вот поэтому. И потому что мы понимаем, кто был прототипом Вильгельма Баскервильского. И потому что профессор Мориарти у Гая Ричи умеет фальшиво смеяться, но скорее умрет, чем станет вести себя как клоун — то есть как Шерлок. Он слишком серьезен, это почти Хорхе. Ну и еще потому, что уши Честертона в частности и викторианской эксцентричности вообще торчат из фильмов Ричи весьма заметно.
Параллель с Эко сейчас кажется мне даже слишком очевидной. Собственно, первый «Шерлок Холмс» Ричи вращался вокруг того же псевдомистического детектива. Опять же — излюбленный прием Честертона, а не Конан Дойля, но.
Итого: этот конкретный Шерлок — отзеркаленный обратно в викторианство Вильгельм, эксцентричнее любого викторианского эксцентрика (мы уже и забыли, каково это, когда эпоха поощряет нонконформизм, правда?) и вместе с тем не забывающий про азы — те самые, которые отстаивал Честертон, когда защищал «дешевое чтиво»: честь, благородство, различение добра и зла.
Я бы провел еще более широкие аналогии — «но что общего между Афинами и Иерусалимом, между Академиею и Церковью, между еретиками и христианами?» — однако, боюсь, речи мои становятся утомительны.