Конни Уиллис Blackout All


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Petro Gulak» > Конни Уиллис. Blackout / All Clear (Затемнение / Отбой тревоги)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Конни Уиллис. Blackout / All Clear (Затемнение / Отбой тревоги)

Статья написана 22 марта 2012 г. 03:25

Я уже не раз писал – и здесь, и в ЖЖ – об «Оксфордском цикле» американки Конни Уиллис. В него входят прекрасная повесть «Пожарная охрана», очень неровный роман «Книга Страшного суда», еще не читанная мною комедия положений «Не считая собаки» и двухтомник, о котором я и хочу рассказать.

Присутствуют некоторые спойлеры.

Правила игры простые: историков посылают из Оксфорда 2050-60-х годов в прошлое, изменить которое они в принципе не могут: континуум при необходимости обеспечивает «сдвиг» в пространстве-времени, чтобы пришельцы не оказались в узловых точках. Оксфорд – нарочито условный, как вечная эдвардианская Англия у Вудхауза (в «Затемнении» автор наконец-то вскользь объяснила – натянуто, как всегда бывает с retcon’ами, — почему в 2060-м году нет мобильников). Прошлое – выписано детально и зримо.

Однажды во френдленте мне попалась правильная фраза: «Есть такой жанр – хорошее британское кино». То есть — не шедевры, но умное, увлекательное, профессионально снятое. Культурное.

1200-страничный двухтомник Уиллис (буду условно называть его «Отбой», как он и именовался до разделения) – это хороший британский сериал, хоть и созданный в Америке. Даже скажу, какой именно сериал: «Война Фойла», где довольно слабая детективная интрига каждой серии отступала на второй план по сравнению с замечательно ярким воспроизведением быта и нравов южной Англии в 1939-45 годах. Уиллис, с ее ясным и чистым стилем, делает то же самое. Да, конечно, двухтомник стоило бы сократить по крайней мере на треть: Уиллис – не Нил Стивенсон, которого сколько ни читай, всё мало. Но, к сожалению, писатели, умеющие говорить кратко, и безжалостные, но доброжелательные редакторы, кажется, перевелись. Однако, при всех очевидных, даже вопиющих недостатках, «Отбой» – книга осмысленная и нужная.

Трое историков отправляются в 1940 год. Эйлин – служанка в аристократическом доме, куда поселили эвакуированных детей из Лондона; Полли – продавщица в универмаге на Оксфорд-стрит в Лондоне; Майк изображает американского репортера, которого послали в Дувр наблюдать эвакуацию из Дюнкерка. Все трое обнаруживают, что не могут выбраться: ни одна из точек переброски в будущее не работает, просто не открывается. Значит ли это, что с Оксфордом-2060 случилось что-то ужасное? Или они случайно изменили историю (хотя это даже теоретически невозможно) – и теперь войну выиграет Гитлер? Всё против них, все мелкие случайности – от ветрянки, которой заболели дети, до давки в метро. Будущее неясно и надежды нет.

А параллельно рассказываются истории еще трех историков: Мэри, которая в 1944 году работает водителем «скорой», Дуглас, которая 7 мая 1945 года видит в толпе на Трафальгарской площади Эйлин, и Эрнеста, который в 1944 году участвует в плане по дезинформации немцев касательно времени и места высадки союзников («операция Фортитьюд»). Понятно, что эти персонажи как-то связаны с тремя главными... а может, это они и есть? но (с точки зрения путешественников во времени) до или после Блица? (А последняя глава первого тома вообще предшествует всем прочим событиям.)

Как обычно у Уиллис, протагонистов нельзя назвать особо яркими, но компенсируется это чрезвычайно плотно выписанным фоном и второстепенными персонажами, от малолетних хулиганов Альфа и Бинни Ходбинов до знаменитого актера сэра Годфри Кингсмена, который презирает всякое «низкое искусство» (т.е. всё, что не Шекспир). Как люди ведут себя на войне — в Дюнкерке и лондонской подземке, при дефиците колготок и под ударами Фау-1, в полупристойном театральном ревю и в соборе святого Павла, рядом с надувными танками и в Бенчли-парке? Роман об этом, о повседневном героизме (читатель, конечно, не сразу понимает, что противная аристократка 1940 года и деловой майор во главе отделения «скорой» 1944-го – это одна и та же женщина, только потерявшая за эти годы мужа и сына).

Второй том «Отбоя» открывается замечательным посвящением:

«ВСЕМ водителям скорой помощи, рядовым пожарной охраны, зенитчикам, медсестрам, работникам столовых, наблюдателям за самолетами, спасателям, математикам, викариям, причетникам, продавщицам, хористкам, библиотекарям, молодым аристократкам, старым девам, рыбакам, отставным морякам, слугам, эвакуированным, шекспировским актерам и авторам детективов, КОТОРЫЕ ВЫИГРАЛИ ВОЙНУ».

Собственно, главная фантастическая посылка романа в том, что войну выиграла одна Великобритания.

«Авторы детективов» помянуты не случайно. «Миссис Маллоуэн», сиречь Агата Кристи, появляется всего в двух мелких, но важных эпизодах (на страницах романа мелькают и другие известные лица – генерал Паттон, Алан Тьюринг на велосипеде...), но «Отбой» как целое, по словам Конни Уиллис, есть не что иное как «детектив Агаты Кристи». Детали собираются в единую картину, и в конце концов, конечно же, выясняется, что герои совершенно неверно судили о причинах событий.

Собственно говоря, Эйлин, Полли, Майк – вовсе не герои. Они, в общем-то, думают только о том, как бы выбраться, не нарушив при этом ход истории. Но каждый раз оказывается, что их присутствие было необходимо: выживает девочка, больная пневмонией; выживают раненые, к которым вовремя успела «скорая»; не едет на гастроли актер – и не попадает под бомбежку.

«Пожарная охрана» была трагедией: ничего изменить нельзя, но делай что должно. «Книга Страшного суда» – теодицея: в романе о чуме 1348 года неизбежен вопрос, где же был Бог.

«Отбой тревоги»...

«Это была комедия или трагедия?» – спрашивает у Полли сэр Годфри. «Комедия, милорд», – отвечает она сквозь слезы.

Комедия в дантовском смысле: то, что начинается плохо и заканчивается хорошо. (Не говоря уж о том, что смешных эпизодов в романе тоже хватает: критик Майкл Дирда в рецензии недаром вспомнил Джерома.)

«Отбой тревоги» – это епифания. Мы действительно живем в лучшем из возможных миров, потому что за мировой историей стоит некая благая сила, направляющая ее по наименее чудовищному пути. Война будет выиграна – но только потому, что трое молодых историков и их наставник, мистер Дануорти, оказались там, где нужно, и тогда, когда нужно. Даже в хаотической системе любовь, самоотверженность и искусство чего-то да стоят.

Уиллис говорит об этой силе в самых общих терминах, как о законе природы, что дало возможность Джону Клюту отождествить ее – силу, а не Уиллис – с самой Геей. Но есть и имя – вернее, образ. Снова и снова герои романа смотрят на картину Уильяма Холмана Ханта, висящую в соборе Святого Павла (вернее, не на саму картину, надежно спрятанную, а на ее копию), и каждый раз видят в ней что-то новое. Запертую дверь в бомбоубежище. Отчаяние и решимость. Самопожертвование. Счастье.

И когда в финале сияние открывающейся «сети», готовой перенести историков в будущее, заливает собор, звучат (и тут я не мог не вспомнить финал «Человека, который был Четвергом») негромкие слова «Се, стою у двери и стучу». Это не религиозная пропаганда – это взгляд религиозного человека. «Властелин Колец», а не «Хроники Нарнии».

Мир обрел смысл. Всё ясно: all clear. Война выиграна.

Не берусь судить, был ли «Отбой тревоги» – лауреат «Хьюго», «Небьюлы» и «Локуса» – лучшим фантастическим романом 2010 года (вот прочитаю по крайней мере Кея и Макдональда, тогда и скажу). И тем более не утверждаю, что «Отбой» сильнее «Пожарной охраны».

Но какими же мелкими, какими... игрушечными выглядят в сравнении все эти ваши постсингулярности и прочие Роршахи в космосе.





2085
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 марта 2012 г. 03:54
Вот, сразу прочитать захотелось.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 марта 2012 г. 04:13
«Книгу Судного дня» обещали в «Снах разума». Может, и до этого двухтомника дело дойдёт?
 


Ссылка на сообщение22 марта 2012 г. 04:27
Ладно, посмотрим, глаза разбегаются от того, что хочется на английском прочесть. )
 


Ссылка на сообщение22 марта 2012 г. 05:03
Ваша правда, кумэ, ваша правда! :)))
 


Ссылка на сообщение26 марта 2012 г. 13:21
Надеемся, верим. Да.
 


Ссылка на сообщение22 марта 2012 г. 10:47
Приведу свой коммент из ЖЖ:
«Две оговорки:
1. Читать лучше именно цикл и именно в порядке написания.
2. Когда герои романа сотни страниц мечутся с воплями: «А-а, мы изменили историю!» — это начинает раздражать. :)»


Ссылка на сообщение22 марта 2012 г. 15:33

цитата Petro Gulak

Но какими же мелкими, какими... игрушечными выглядят в сравнении все эти ваши постсингулярности и прочие Роршахи в космосе.

Был бы тут кармомет, влепил бы вам за это минус, хотя рецензия хороша. Вы бы еще Лема пнули для полноты картины. Благо, повод есть, в Фиаско авторская позиция относительно христианской церкви и доктрины веры по меньшей мере двусмысленная.

цитата Petro Gulak

Не берусь судить, был ли «Отбой тревоги» – лауреат «Хьюго», «Небьюлы» и «Локуса» – лучшим фантастическим романом 2010 года (вот прочитаю по крайней мере Кея и Макдональда, тогда и скажу).

Уиллис с удивительным постоянством умудряется отнимать награды у достойных, но недооцененных авторов. Хорошо хоть, двадцать лет назад кому-то пришло в голову создать прецедент и поделить премию между ней и Винджем.

Загляните на Амазонку, там очень интересное распределение по оценкам для этой дилогии.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 марта 2012 г. 01:17
Да, я, собственно, и собирался: «Фиаско» — плохой роман, и вовсе не из-за авторской позиции. Плохо написан, за вычетом первой и последней глав.
На «Амазон» заглядывал, конечно.
 


Ссылка на сообщение24 марта 2012 г. 02:46

цитата Petro Gulak

«Фиаско» — плохой роман, и вовсе не из-за авторской позиции. Плохо написан, за вычетом первой и последней глав.

*с удовлетворением* Приятно видеть подтверждение своей интуиции.

Как выразился бы Farit, кто это сказал? Судя по пафосу, некто весьма заслуженный...

Однако я в ваших заслугах не сомневаюсь, вы же коллега Лема по роду занятий — просто лишний раз убедился: не зря у нас с вами корреляция не превышает 0.24.

цитата Petro Gulak

На «Амазон» заглядывал, конечно.

Даже если сделать поправку — большинство поставивших 1 и 2 балла просто не поняли, что Blackout лишь первая часть цельного романа, все равно гистограмма интересненькая.
 


Ссылка на сообщение24 марта 2012 г. 03:15

цитата FixedGrin

Приятно видеть подтверждение своей интуиции.

Да и я не сомневался. ;-)


Ссылка на сообщение22 марта 2012 г. 16:08
Рецензия классная (как всегда), но последний абзац кажется лишним. ИМХО, разные жанры, задачи -- сравнение в итоге не срабатывает.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 марта 2012 г. 01:18
Дело не в задачах («Глас Господа», или «Расследование», или «Абсолютная пустота» — никак не игрушки), но в средствах и результатах.


Ссылка на сообщение23 марта 2012 г. 09:45
Согласен с Пузием во всем. Вообще половина того, что под изображением, кажется лишним.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 марта 2012 г. 01:19
Не лишнее — учитывая, с каких позиций нередко критикуют Уиллис (еще со времен «Дешевой правды»).


Ссылка на сообщение25 марта 2012 г. 09:38
Подытожу впечатления от рецензии: неоправданно затянутый роман о жизни в Англии времен Второй мировой.
Фантастики ровно на два хароновских обола, доплыть до Эллизиума прошлого. Будущее общество один в один прошлое и т.п. Основная идея ясна из посвящения. Система образов, мягко говоря, не оригинальна.
Предполагаемая аудитория: те, для кого описание детей, больных ветрянкой, интереснее всего прочего. Неточно цитируя Гибсона:«Здесь гоми главный ресурс».
В целом, напоминает «Меж двух времен» Финнея.
Так?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 марта 2012 г. 13:43
Так. И при этом — удача.


Ссылка на сообщение27 марта 2012 г. 00:13
Давно люблю эту писательницу. Спасибо за рецензию, теперь буду надеятся на перевод.

цитата Petro Gulak

Но какими же мелкими, какими... игрушечными выглядят в сравнении все эти ваши постсингулярности и прочие Роршахи в космосе.
ППКС и плюс пара миллионов (чтоб не мелочится;-)).

цитата FixedGrin

Уиллис с удивительным постоянством умудряется отнимать награды у достойных, но недооцененных авторов.
Значит, эти авторы менее достойны.

цитата Petro Gulak

«Глас Господа», или «Расследование», или «Абсолютная пустота» — никак не игрушки
Кстати, «Глас Господа» мне понравился.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 марта 2012 г. 01:31

цитата Veronika

Значит, эти авторы менее достойны.

Премии все-таки — не показатель. Или не вполне показатель. К большинству лауреатских вещей Уиллис я совершенно равнодушен.

цитата Veronika

буду надеятся на перевод

Надеюсь, «Книга Страшного суда» выйдет в обозримом будущем.

цитата Veronika

Кстати, «Глас Господа» мне понравился.

Там, помимо прочего, очень правильно соблюдено соотношение пропорций — от микро- до макрокосма.
 


Ссылка на сообщение27 марта 2012 г. 22:42

цитата Veronika

Значит, эти авторы менее достойны.

Вы догадываетесь, какую статью на Луркоморье мне бы хотелось вам порекомендовать к прочтению? :-[
 


Ссылка на сообщение27 марта 2012 г. 23:17

цитата FixedGrin

Вы догадываетесь, какую статью на Луркоморье мне бы хотелось вам порекомендовать к прочтению?
Нет. Меня не интересуют ни ваши «рекомендации», ни Луркоморье.
 


Ссылка на сообщение27 марта 2012 г. 23:39
Если что, спрашивайте, не колеблясь.


Ссылка на сообщение17 сентября 2015 г. 11:28
Спасибо за интересную рецензию. Уже прошла три года, с тех пор я прочитала первую и третью книгу цикла, эту не могу найти. буду благодарна за помощь. Если есть линк на скачивание то желательно в личку.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 сентября 2015 г. 23:22
Ну, Флибуста же.
 


Ссылка на сообщение17 сентября 2015 г. 23:56
Так нет там, честно честно.


⇑ Наверх