Лучшие книжные новинки


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Наш выбор!» > Лучшие книжные новинки. Выпуск #38
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Лучшие книжные новинки. Выпуск #38

Статья написана 31 мая 2016 г. 17:08
Размещена:

  


Здравствуйте!
Представляю Вам 38 выпуск рубрики «Лучшие книжные новинки». Напоминаю, что в этой рубрике мы рекомендуем книги, выбранные администрацией Фантлаба из числа лучших новинок, вышедших за последний год.
---

Лучшие зарубежные новинки

  1. Паоло Бачигалупи «Водяной нож»  


Лучшие зарубежные новинки

Паоло Бачигалупи «Водяной нож»,  2015


Аннотация: К середине XXI века юго-западные штаты Америки испытывают дефицит воды. Водные ресурсы стали ходовым товаром, государственные чиновники и игроки на биржах вынуждены осваивать новые статьи: параметры потока в кубических футах в секунду, количество снега и отклонения от нормы таяния, глубина и заполненность дамб и резервуаров. Угроза превращения некогда плодородных земель в пыльную каменистую пустыню вполне реальна. Калифорния перехватывает инициативу у других штатов, играет против правил, пытаясь монополизировать живительный поток реки Колорадо, подкупая продажных политиков и отрезая от водных артерий поселки и малые города. А в это время отчаявшиеся внимают проповедникам секты «Веселых Перри», верящим, что бог пошлет им дождь. Чиновники продолжают плодить тонны бесполезных бумаг. Бедняки безропотно умирают… А юная журналистка, описывающая гибель города Финикса, осмеливается заглянуть за кулисы системы распределения воды. Что же принесет ее опасное расследование?

Жанр: Фантастика. Постапокалиптика. Антиутопия.



Номинации на премии:
        Гудрид с / The Goodreads Choice Awards, 2015 // Научная фантастика. (11 574 голоса)
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association — The Reading List, 2016 // Научная фантастика
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第47回 (2016) // Переводной роман
Локус / Locus Award, 2016 // Роман НФ


Мнения:

primorec:
Нам почему-то кажется, что Конец мира должен обязательно наступить внезапно. Как стихийное бедствие, когда от тебя лично ничего не зависит. Упал метеорит. Солнце взорвалось. Прилетели злобные ребята с небес и приготовили из нас барбекю для своего пикника на обочине. Матушка-природа, наконец, нашла способ избавиться от Чумы-человечества, выведя ничем не убиваемый вирус. Простите, вы оказались не в то время и не в том месте. Так получилось, и никто ни в чем не виноват.
К сожалению, скорее всего, все будет совсем не так. Не прилетят пришельцы, не упадет метеорит. Просто в один несчастный день человек увидит, что дерево во дворе засохло из-за жары, исчезло озеро, в котором купался в детстве, а протекавшая рядом с домом река оказалась закована в стальные трубы очередной жадной до денег и власти корпорации.
Но тогда будет уже поздно говорить себе, что, да, мы слышали предупреждения ученых, что неразумное использование ресурсов ведет к катастрофе. Даже читали, по большей части, как страшные сказки, о тающих льдах, засухах и пыльных бурях. Но это было всегда где-то там, на другой планете, а здесь были милые домашние хлопоты и несравненно более важные, чем вырубленные где-то там леса, личные дела.
И, конечно, всегда найдутся виноватые. Жадные корпорации, расхищавшие ресурсы в погоне за богатством. Ученые, которые предупреждали не слишком настойчиво и очень уж непонятно. Власти, которых более заботили рейтинги на грядущих очередных выборах.
Но вместо поиска виноватых и стенаний об ошибках, не стоит ли честно признать: приметы грядущего Апокалипсиса уже давно и явно читаются в рекордных сводках погоды, высохшей траве и раскаленном асфальте? И причина его — каждый из более 7 миллиардов представителей рода человеческого.
Вот о таком виде Апокалипсиса рассказывает этот роман. Страшная засуха, вызванная климатическими изменениями и неразумной тратой водных ресурсов, приводит к постепенному упадку на некогда процветающих землях юго-запада США. Больше нет сверкающих городов и городков, нет самодовольных фермеров с их бесчисленными стадами и бескрайними полями кукурузы. Есть только несчастные, всеми презираемые и озлобленные беглецы, которых гонят перед собой песчаные смерчи и наступающая пустыня. Есть озверелые банды —  падальщики Апокалипсиса. И есть только одна ценность, и это не жизнь, а самая обыкновенная вода.
Сюжет крутится вокруг кровавой, с большим количеством жестоких сцен, полной предательства и лжи истории о старых юридических правах на воду реки Колорадо, которые позволят одним обогатиться и остаться в живых, тогда как другие будут обречены на мучительную смерть. И это не рассказ для подростков, а жесткая история для взрослых, которая без прикрас показывает, что делают обстоятельства с обычными, нормальными и когда-то добрыми и законопослушными людьми.
В этом романе нет каких-то героев-суперменов, спасающих мир от всеобщей глупости и недальновидности. Это, в общем-то, обычные люди, озабоченные личным проблемами, которые сводятся к выживанию в жестоком мире. Если для этого необходимо убивать, лгать, воровать, предавать, то они делают это без мук совести или сожаления. Все по закону джунглей — каждый сам за себя. В общем, это именно те самые люди, из-за которых и наступил Апокалипсис.
Как всегда у Бачигалупи: динамичный сюжет, мрачная атмосфера неминуемой катастрофы, контраст пыльных пейзажей и запустения умирающих городов и наполненной жизнью прохлады экологических башен-убежищ, понятные герои и мотивации их поступков.
Но есть одно, но важное замечание. В идеале, после прочтения подобного, тесно связанного с нашими настоящими проблемами, романа должно остаться некое чувство беспокойства и неудовлетворенности, заставляющее задуматься о происходящем. И уж совсем хорошо, если после этого читатель сам, по собственной воле и в силу родившихся после прочтения собственных принципов, отправится убирать русло малой речки или заберет с собой мусор после пикника на берегу озера. Но если на протяжении романа раз сорок сказать что-то заезженное, подобное «Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, — только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть» или «Нам надо работать вместе, чтобы добиться лучшей жизни», то эти правильные, умные и справедливые слова превратятся в итоге в пустоту. И ничего не получится. Опять. Часы продолжат тикать, отсчитывая дни, недели, годы до наступления Апокалипсиса.
Оценка: 8

Goodkat:
Мало кто пишет так хорошо, как Бачигалупи. И прочитать роман стоит хотя бы уже поэтому. Его книги полны мрачной колкой чувственности, болезненной и даже извращенной эстетики. Автор в лучших традициях фантастики рисует угрожающие картины будущего, которое может наступить, если не изменится отношение человечества к окружающему его миру.
Что есть вода? Важнейший природный ресурс, необходимый любому живому существу. Без воды человек не проживет и недели при интенсивной деятельности или повышенной температуре воздуха. Население постоянно растет, а климат меняется. Что произойдет, если на человечество обрушится дефицит воды? Свою версию развития событий нам и поведает автор.
Было трудно представить будущее, в котором вода становится единственным основополагающим ресурсом общества. В моей глубинке два последних лета идут сплошные дожди, какое мне дело до засушливых проблем Техаса? Однако персонажи книги не удостоили бы и плевка подобную эгоистичную реплику – тут даже моча идет в переработку. А задумывались ли вы, как много мог бы рассказать о человеке его пот?
– О, я знаю, к чему все идет.
– Тогда почему не уехала?
– Здесь больше жизни. (с)
Мир медленно катится в тартарары. Люди превращаются в зверей – гиен, падальщиков, пытаясь урвать свой кусок безбедной жизни. Богатые отрываются в шикарных, многоэтажных и защищенных особняках, но выгляни в окно и увидишь кучку оборванцев, которые мочатся в специальный пакет и тут же пьют из него. Люди снимают маски, оголяют натуры, ударяются в авантюры, чувствуя адреналин, толчками гоняющий кровь по организму в преддверии нависшей опасности. Люди бросаются в разнополярные крайности, одни открывают в себе сочувствие, другие – жажду крови и похоти, но и те и другие живут, как в последний день. Выжить в таких условиях способны только сильные духом, телом, умом.
Таковы главные действующие лица романа – юная девушка Мария, взрослеющая на глазах и, как губка, впитывающая правила нового кошмарного мира, фанатичная идеалистка-журналист Люси и бывший зек Анхель, сменивший робу арестанта на бронежилет наемника. Три личности с богатой на события историей жизни, преследующие собственные цели. Их мотивы понятны, им сочувствуешь и сопереживаешь.
Сюжет романа крутится вокруг ценного документа, древней бумаги, содержащей права на обладание объемной доли воды, из-за которой люди мрут очередями. Погони и перестрелки с бандитами, мародерами, бизнесменами, продажными копами и патриотами, в меру развлекают и держат в напряжении. Книга говорит с читателем на языке крови, секса и насилия – языке низменных образов, доступных любому примитивному существу, но с присущей автору яркой экспрессией и оригинальностью.
На мой взгляд, «Водяной нож» – это элегантный компромисс между исключительно развлекательным чтивом и интеллектуальной литературой. Качественный современный (не в хорошем или плохом смысле, а как факт) продукт, подслащенный фирменным стилем автора. И отсюда вырастает моя главная претензия к роману – недостаток глубины. Антигерои в нем (не злодеи, а именно антигерои) – обычные люди, оказавшиеся умнее или сильнее прочих. Автор обвиняет неопределенную серую массу обывателей в эгоизме, цинизме, равнодушии и безразличии, тем самым покушаясь на саму человеческую природу. Мысль не новая и давно устоявшаяся, она требует свежих идей и развития, но не получает их.
Зачем бежать? Если весь мир горит, то почему бы не встретить судьбу с пивом в руке – и без страха? (с)
Оправданно ли будет умереть за принципы, стать очередной жертвой порно коллапса, новым кадром в бесконечной череде снимков множества кровавых газетенок? Или бежать и надеяться, что есть на свете более благоприятное для жизни место? Немного обескураживает схематичность обрисованных проблем и вариантов их решения. Автор, словно вестник рока и глашатай апокалипсиса, глаголет ужасную правду, которой, увы, сто лет в обед, и едва не превращается в того журналиста кровавой газетенки, который роется в трупах и смакует громкие трагедии, стервятника, высматривающего свеженькую мертвечину.
В иных случаях рассказчика спасает стиль изложения, оригинальная подача материала или другой акцентированный компонент произведения. Но здесь описаниям не хватает той изощренной шокирующей экзотики и эмоционального напряжения, что были в «Девочке-флейте», сюжету – развития главной темы, подведения итога и четкого обозначения проблемы. Автор сам избаловал читателя прежними работами, приучив к ожиданию чего-то совершенно неординарного, а здесь наблюдается более ровный стиль, умеренный.
Лучше всего, пожалуй, Паоло Бачигалупи удаются художественные образы, словно импрессионист, он рисует впечатляющие картины и сцены, которые заводят, возбуждают или отвращают, или даже все это – одновременно. Возможно, воображение питает множество путешествий, выпавших на долю писателя. Антураж, мрачный и густой, описывается с жуткой реалистичностью. Мир, сотворенный в романе, истощающий сам себя, ужасен и правдоподобен, мир, в котором порция воды может стоить человеческой жизни...
При всех его преимуществах, «Водяной нож» – просто хороший по всем параметрам роман, динамичный, умный, стильный, и выделяющийся на фоне многих. Однако слишком ровный, умеренный.
Ну, так как, стакан или стопка?
Каждая капля – деньги. (с)
Оценка: 8

arhitecter:
Тех, кто с большим вниманием следит за творчеством Бачигалупи ещё с публикации «Девочки-флейты», и рассказов, примыкающих к написанному позже роману «Заводная», этот новый роман может вполне справедливо разочаровать. Он коммерческий. Даже последний изданный на русском языке роман Бачигалупи, «Разрушитель кораблей» несмотря на подростковую аудиторию, содержал ту неистовую экзотику и необычайную эстетику, которой автор мгновенно завоевал сердца читателей. Он был шагом навстречу рынку, поскольку категория young-adult имеет огромный спрос. «Водяной нож» уже шагнул прямо в эпицентр современного фантастического мейнстрима, — «голливудских» триллеров, обыгрывающих какую-нибудь одну фантастическую идею и описывающих США ближайшего будущего. Эта литература очень хорошо продается, и в 2010х её начали писать почти все. От звёзд вроде Уильяма Гибсона и Нила Стивенсона, до дебютантов вроде Мэттью Мэзера и Рамеза Наама. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже. Но в целом, эта дань читательским аппетитам делает новинки несколько однообразными. Американцы любят читать про США сломленные Китаем, про перестрелки и погони, а также про героев, оказавшихся среди сотен трупов и непрекращающегося насилия не по своей воле. И в этой книге всё это есть.
Тем не менее, книга порадует тех, кто любит хорошо написанную, но простую, остросюжетную литературу. Читается удивительно легко, — я прочитал её за один день. И в ней всё же есть кое-что от Бачигалупи, — его взгляд на мир. Для автора она вышла очень хорошей шлифовкой своих навыков в крупной форме, поскольку в предыдущих чувствовался недостаток опыта. «Заводная» была слишком эклектичной, а «Разрушитель кораблей» был повестью-переростком. Здесь же в этом плане всё отлично. Касаемо жанра, скажу, что это не постапокалиптика и не роман-катастрофа, здесь нет очевидной угрозы гибели человечества. Это роман о будущем, которое меняет облик человеческого мира. О времени перемен, когда в глазах одних людей ещё картина того мира, что умер, но они надеются на его возвращение, а у других уже появляются образы нового и понимание, что ничего не вернуть. Бачигалупи показывает неприглядность того, что уже сейчас происходит в его стране. Он лишь добавляет немного гротеска, проецируя тенденции в будущее, и получается очень реалистично. Это — роман-предупреждение. Но кто им внемлет?
Оценка: 7





5435
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх