Урсула Ле Гуин заслужила


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Еркфтвгшд» > "Урсула Ле Гуин заслужила редкую честь. Просто не называйте её автором научной фантастики."
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Урсула Ле Гуин заслужила редкую честь. Просто не называйте её автором научной фантастики.»

Статья написана 7 января 2019 г. 17:51

Если вы видный писатель, то надеетесь на пару аспектов, чтобы укрепить своё наследие. Выяснить как-нибудь погожим октябрьским утром, что ваши книги востребованы в Швеции, было бы идеально. Как и укомплектовать своим творчеством Национальную Библиотеку Америки, бессмертие меж твердых обложек. Обычно НБА ограничивается выдающимися мертвецами: Твеном, Готорном, Мелвиллом. Но есть и список авторов, еще живых — Бэллоу, Рот, Уэлти.

Так вот — Урсула Ле Гуин в коротком списке. Первоначально идея НБА была в том, чтобы классифицировать её как фантаста. Но Урсула лоббировала продвижение своих менее известных широким массам произведений:

"Есть здесь и доля врожденного высокомерия: я хочу сделать это по-своему" — заявила она в интервью прямо у себя дома — "Я не желаю, чтобы меня свели к писателю-фантасту. Люди всегда пытаются меня и оттолкнуть от литературной сцены, и столкнуть меня с неё, черт побери".

Она ухмыляется: "Черта-с-два меня спихнешь".

Так что 6 сентября НБА публикует том № 281, который включает в себя полный сборник цикла "Орсиния": малоизвестный роман "Малафрена" и 13 связанных с ним рассказов. Материал, охватывающий первую половину творчества госпожи Ле Гуин (с 1961 по 1990 годы) рассказывает о воображаемой "европейской" стране и её исторических перипетиях. Это не научная фантастика, но и не волшебная сказка. Это реалистичная работа о революционере начала 19 века в стране, в которой революции не были возможны. Урсула Ле Гуин призналась, что сама удивлена этим.

"Кто-то решительно "проглотил" эту книгу, а по итогу сказал "Какого черта?", но это их проблема"

Госпожа Урсула много чертыхается.

"Я слишком стара, чтобы летать самолетами или даже интересоваться событиями в Портлэнде дальше моих редких вылазок в книжный магазин"

Так что мир сам приходит к ней — на холм, мимо знака "тупик", по мосту через овраг, слишком глубокий даже для троллей. Её дом 1899 года постройки огражден розовыми, желтыми и красными розами. В гостиной дома, в котором Урсула Ле Гуин живёт совместно со своим мужем Чарльзом (историком на пенсии), на столе полно головоломок, а на прикроватном столике полно книг. Но здесь нет подсказок, что в доме живёт писатель, а тем более писатель такой величины.

Интернет полон поклонников творчества Урсулы Ле Гуин, считающих, что их любимой писательнице не воздали того должного уважения, что она на самом деле достигла и заслуживает.

"Слово для "леса" и "мира" одно" (1976) — о жестоких людях, вторгшихся на планету мирных лесных обитателей, предвосхитил "Аватар" Джеймса Кэмерона (2009).

"Планета изгнания" (1966)- с 15-летними планетными цикла "зима — лето", со злобными существами, называемыми "снежными звездами" — может показаться знакомой любому фанату "Песни Льда и Пламени" и "Игры Престолов".

А еще Урсула Ле Гуин разработала все аспекты магической школы еще в те годы, когда Джоан Роулинг отродясь три года было.

"Волшебник Земноморья" (1968) теперь считается одной из величайших фентези-работ эпохи, был опубликован небольшим тиражом в Беркли.

"Левая рука тьмы" (1969) был выпущен как книга для массового читателя (массмаркета) в мягкой обложке по цене 69 центов.

"Я публиковалась как жанровый писатель, когда этот жанр не считался литературой" — говорит она — "Я заплатила свою цену, так сказать. Дон Деллило был несомненно рад, получив награду вместо меня (в 1985 году), еще бы — я писала "в жанре", а он — нет, к тому же, я — женщина, а он — мужчина".

С возрастом смирение явно не посетило госпожу Урсулу. В 2014 году, получая награду национального масштаба за достижения в литературе, она выпалила шестиминутную речь, которую писала полгода:

"Кто я такая, чтобы харкнуть в "чашу с пуншем" для издателей на корпоративной вечеринке?" — пишет она в сборнике научных эссе "Слова — моя суть" — "Ну, я та, что это и сделала, потому что смогла".

Она использовала время под благодарственную речь, чтобы устроить публичную порку "товарным спекулянтам, продающим писателей, словно дезодорант", "диктующим писателям что писать, что публиковать", досталось и "навязчивым технологиям", распространяющим "страх и жадность".

Речь и возмущение, которым она была наполнена, стали вирусными.

"Писателю середины 80-х просто нечего терять" — признается она — "Автор на середине своей карьеры, бросающий вызов гегемонии амазон и гугл и назвавший их практику публикаций безнравственной и подлой (что и есть на самом деле), немедленно берет на себя риск мести и ненависти со стороны тех писателей, которым с этими корпорациями уютно. Я принимаю ту же опасность, но какого черта? Мой труд виден, он реализован".

Многие молодые авторы (Дэвид Митчелл, Нил Гейман) цитируют Урсулу Ле Гуин и указывают её, как источник вдохновения. Юнот Диас соотносит притчу магического реализма "Те, кто покидают Омелас" (в котором благополучие целого города зависит от страданий маленького ребенка, запертого в подвале; многие жители, когда узнают эту чудовищную правду остаются и живут, как ни в чем не бывало, но есть и те, кто уходит из города, потому что не согласны так жить) и поведение самой Урсулы:

"Эта история одновременно и вызов и руководство к действию для Ле Гуин. Она десятилетиями намечала путь, по которому удастся покинуть Омелас, также известному как кошмар нашей цивилизации".

Макс Рудин, куратор изданий НБА о публикации "Орсинии" сказал следующее: "Наша задача — добиться баланса. Орсиния — менее известная часть Урсулы Ле Гуин. С одной стороны мы публикуем книги, как часть литературного канона Америки, с другой — издаем книги, которые простирают воображение, что и есть великое сочинение".

Во вступлении Урсула Ле Гуин цитирует записи из дневников 1975 года, когда большинство её тезисов было связано с одним центральным понятием:

"ИСТИННОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ"

Герой "Малафрены" должен покинуть свою провинциальную ферму только для того, чтобы вновь к ней вернуться.

«Есть разница между кругом и спиралью», — говорит госпожа Ле Гуин.

«Мы говорим, что Земля обладает круговой орбитой вокруг Солнца, но, конечно же, нет. Вы никогда не возвращаетесь в одно и то же место, вы просто возвращаетесь к той же точке спирали. Этот образ очень глубок в моем мышлении».

У "Орсинии" есть и другая точка спирали: Орсиния стала "каноном", так как Урсула Ле Гуин в значительной степени перестала писать.

"Художественная литература больше не идёт.

Вам не зачерпнуть воды из пересохшего колодца".

Она всё еще создаёт стихи и это утешает.

Есть еще одна возможность укрепить литературное наследие Урсулы Ле Гуин. В прошлом году (2015) Урсула Ле Гуин была представлена на соискание в номинацию Нобелевской премии (коэффициент был 1 к 25)

"Получается, всё, что мне предстоит совершить в последующие 25 лет, должны достигнуть еще 24 писателя" — подытожила Урсула Ле Гуин.

перевод — Rinsant

https://www.nytimes.com/2016/08/29/books/...





199
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх