Л Савицкая ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «slovar06» > Л. Савицкая. ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ЛИК ХАРЬКОВСКОГО АВАНГАРДА. 1920-е ГОДЫ
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Л. Савицкая. ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ЛИК ХАРЬКОВСКОГО АВАНГАРДА. 1920-е ГОДЫ

Статья написана 24 декабря 2021 г. 18:42

Хорошо известно, что активный период авангардного движения в искусстве

Харькова приходится на 1920-е годы – время стремительно нарастающей поли-

тизации художественной жизни страны.

Усилиями идеологов новой власти

пролетарская культура из теоретической конструкции превращалась в феномен

реальности, грозный и грозящий. В прессе настойчиво проводили мысль о не-

обходимости введения диктатуры пролетариата в культуру. В 1921 году, когда

харьковский сектор Главполитобразования открыл выставку, состоящую из ра-

бот дореволюционного времени, и предложил перенести ее в рабочие кварталы

города, Василий Эллан-Блакитный и его сподвижники расценили это намере-

ние как происки реакции, свидетельство отсутствия контроля за «буржуазными

специалистами и мелкобуржуазной стихией», способной «захватить процесс

строительства искусства» [2]. Общее собрание работников художественной ку-

льтуры тут же приняло жесткую резолюцию. В ее тексте декларировалась не-

обходимость установления твердой диктатуры в сферах искусства, очерчивался

путь советской политики в сфере духовной жизни. Суть политики сводилась к

«приобщению широких масс пролетариата к процессу творчества, использованию

полезных для пролетариата специалистов искусства прошлого через суровый кон-

троль государственных и пролетарских политико-просветительских органов» [2].

Противостояние художников отжившей буржуазной формации и мастеров фор-

мирующейся пролетарской культуры (насаждающееся большей частью искусствен-

но) создавало в повседневности особую фронтовую среду. Конфликт, столкновение,

война, а значит наличие фронтов (изофронт, кинофронт и, конечно, литературный

фронт) активно озвучивались прессой, приучая общественность к состоянию веч-

ного боя с вечным противником. Кровавый цвет войны повсеместно и агрес-

сивно звучал в названиях разных производственные структур и коллективов:

«Красный архив», «Красное студенчество», «Красная рубаха», «Красная оса»,

«Красный спорт» и т. д. Быть «красным» значило иметь своеобразный знак ка-

чества, демонстрировать преданность новой власти.

Идея антагонизма, ставшая инструментом организации социума, могла

проступать и в построении экспозиции выставок. На «Первой выставке проле-

тарского искусства» в Харькове (1918) произведения профессиональных ху-

дожников экспонировались в отделе «Буржуазное искусство», в то время как

самодеятельных художников-пролетариев представили в разделе «Искусство

будущего». Классовый критерий оценки не способствовал успеху произведений

самоучек, однако содействовал последовательной и настойчивой работе по

привлечению пролетариев к художественному творчеству. «Все основные зада-

чи советской художественной политики развязываются только путем развития

самодеятельного творчества масс, – писал политрук от искусства Иван Врона. –

Освободить и вызвать к жизни эту самодеятельность, помочь ей, содействовать

развитию, значит правильно решить очередную задачу. Это альфа и омега на-

________________________________________

Page 3

Питання культурології, історії та теорії культури _________Савицкая Л. Л.

102

шей художественной политики» [3]. Необходимость воспитания творца с мен-

тальностью пролетария осознается и всячески муссируется в прессе как условие

укрепления идеологии большевизма.

Создание пролетарской культуры мыслилось частью производственного

процесса, отсюда – создание в Харькове театральной студии-мастерской «У

станка», «Цеха поэтов» и «Художественного цеха» (1918–1919) – своеобразной

творческой коммуны, объединившей литераторов, музыкантов, актеров и ху-

дожников. Деятели изобразительного искусства составляли производственную

иерархию мастеров и подмастерий. «У нас завод, производство, – говорил поэт

киевского литературного очага «Подвал» Мизинов, – надеюсь, что через год-два

литературная промышленность не только в Киеве, но и на всем юге будет процве-

тать» [7]. В культурном обиходе появляются новые словосочетания: работник ис-

кусства, инженер искусства; к ним предъявляют требование «вдохновиться

энтузиазмом индустриальных темпов»» [14]. В графическом оформлении журна-

лов исчезают привычные сельские пейзажи. Концовки Охрима Судоморы (ху-

дожника, оставшегося верным тематике сельской идиллии) в журнале «Новая

громада» воспринимаются анахронизмом на фоне обложек с изображением за-

водских труб, энергично изрыгающих дым.

Лозунг времени «Ближе к массам!» вынуждал деятелей авангарда пе-

ресматривать творческие позиции или активно доказывать актуальность своего

искусства для новой культуры. Контуры будущего искусства пытались

выстроить, перебирая возможные варианты среди художественных направле-

ний прошлых лет. Пассивные методы реализма, как «непригодные для вопло-

щения пафоса героического, отбрасывались» [17], «подходящую форму для

пролетарского искусства» находили в импрессионизме» [11]. «Импрессионизм

не отделяется и не отстает от жизни, – рассуждал поэт и несостоявшийся

художник Иван Кулик, – не занимается, как реализм, многолетним созданием

своих произведений, так как на это теперь нет времени. В импрессионизме нет

лишней рассудочности и сентиментальной нудной пропаганды, так как не имеет он

времени на пропаганду... Он занят ударной, боевой, революционно-художественной

агитацией» [11]. Наряду с импрессионизмом, позитивно оценивали экспрессионизм;

исключая «идеологическую и живописную растрепанность» течения, приветство-

вали страстность его «речи» как качество, необходимое пролетарскому искусству.

С футуризмом у критики отношения складывались сложные. Для эконо-

мической фазы революционного процесса творческие методы футуризма, по

мнению идеологов пролеткульта, были уже не пригодны. О заслугах футуризма в

разрушении старого мира вспоминают редко (в лучшем случае футуризм характе-

ризуют как искусство переходного времени), чаще упоминают дореволюционные

корни течения, не внушающие доверия большевистской власти. «Футуризм, как

порождение капитализма, был верен своему классу и периоду его господства», –

писал все тот же И. Кулик, ставя в вину футуризму индивидуализм и боязнь по-

пасть под влияние коллектива [12]. Теоретики превращали футуризм в «дина-

мизм», новый романтизм аэропланов и машин. Термин «динамизм» отдалял

старый «драчливый» футуризм от нового, «очистившегося в огне революции» [10].

________________________________________

Page 4

Мистецтвознавчі записки____________________________________Випуск 29

103

Динамизм был искусством самодостаточным и слиться с пролетарским искусст-

вом не мог, поскольку имел «буржуазную богемскую природу» [9]. И все же

именно футуризм имел наиболее выразительный имидж новаторского течения.

Одна из особенностей творческой жизни футуризма в Харькове – его ус-

коренная трансформация, переход к решению задач, связанных с участием в

новой экономической политике, формированием на ее основе производственного

искусства. В 1923 году в Харькове, по примеру москвичей, создают «Левый фронт

искусства»; в его задачу входило «внедрение в изобразительное искусство произ-

водственного принципа и обслуживание политпросветительских организаций,

театров, клубов, заводов» [19]. Большинство харьковских лефовцев – художники,

входившие ранее в футуристическую группу «Союз семи»: Г. Цапок, Н. Мищенко,

Б. Косарев, В. Ермилов, а также А. Хвостов, В. Бондаренко, Н. Соболь и другие.

Появляющиеся на выставках работы В. Ермилова, выполненные инструментами

мастерового, харьковская пресса отмечает как важное свидетельство перехода ху-

дожника от мольберта к станку. Время наибольшего общественного признания

мастера приходится именно на период социально-культурного движения за

«материализацию искусства». Развернувшиеся в стране индустриализация, про-

летаризация и урбанизация были его главными катализаторами.

Успех художника настойчиво связывали с «сознательным участием в

процессе пролетарской революции, сознательным подходом к творчеству» [11].

Сознательность, а рядом с ней надежность, точность, продуктивность приобре-

тают статус преимущественных качеств пролетариата, его связь с техникой

абсолютизируется. Пролетариат и машина, как взаимодополняющие и усили-

вающие друг друга силы, в сфере искусства претендуют на первенство в

воплощении. Героизм, социальная активность, авторитетность активно

привязываются в искусстве к образу машины («…Піду! Піду на паротяг! Вив-

чусь. Збудую собі так. Зроблю самокат. Плазуни. Вітрокрил. Самоліт. Маши-

ну… машину… машину…» – строки из поэмы Сандро Касьянюка «Машинячi

душі») [13]. Идею эпохи модерна – жизнетворчество силами искусства – насту-

пающий техницизм преобразует: искусство может изменить жизнь только в

союзе с машиной. Техника, машина – новое оружие пролетариата – откровенно

сакрализуется, как это происходит в поэзии М. Хвилевого:

«І молився я:

Отче наш – електричної системи

віку!

На твоїх крицевих віях

Запеклася майбуття сльоза.

Твоя напруженість воліє

На патлах буйних днів

Провести лабіринти смаку.

Да святиться –

Твоє ім’я.

Да буде твоя непохитна воля

Там –

________________________________________

Page 5

Питання культурології, історії та теорії культури _________Савицкая Л. Л.

104

На землі,

Як тут – в заводі» [18]

1921

Заводские трубы, опоясывающие земной шар, машины, станки, органи-

зующие окружающее пространство и превращающие его в огромный цех – рас-

пространенная картина мира в произведениях искусства и отечественной

поэзии того времени. Его хронотоп настойчиво и, как казалось тогда, необра-

тимо был обращен в будущее. Знаком, символом (синей птицей) будущего выс-

тупал образ города. Урбанизм виртуальный, получив шанс на воплощение в

реальности, приобрел новые черты с созданием Михаилом Семенко в 1923 году

Ассоциации коммункультовцев. Программный пункт деятельности новой орга-

низации – установка культуры, творчества на рельсы наукотехники [8].

В поэзии и графике индустриальный пейзаж обретает статус новой, индуст-

риальной идиллии. В 1925 году Иван Иванов, художник, близкий к группе «Семи»,

пишет акварель «Индустрия». Пространство графического листа до предела за-

полнено приметами промышленного века: в небе – дирижабль и самолеты, в

море – пароходы, на земле – паровозы, эстакады и лес заводских труб. Такие

индустриальные пейзажи мастерски создавали В. Ермилов, Н. Мищенко и дру-

гие члены «Семи».

«Дымите трубы торжественно. Ваш смрадный труд не потерян. Дымите» –

это строки из поэмы Алексея Гастева «Манифестация», опубликованной в харьков-

ском «Сборнике Нового искусства» в 1919 году [4]. В тот год Гастев возглавил Все-

украинский Совет Искусства, его поэзию публиковали местные издания «Колосья»,

«Пути творчества». Художественно-производственное мировоззрение А. Гастева

(определение Б. Арватова, теоретика Лефа) [6] близко футуризму. Поэт энергично

воспевал индустриализацию, используя новую образность; в его поэтическом языке

появились словосочетания: мозгомашины, киноглаза, электронервы, артерионасосы

и трудо-атаки [6]. Поэтический пафос «Овидия горняков, шахтеров, слесарей», как

назвал Гастева Николай Асеев [1], можно сравнить лишь с энергетикой урбанизма

Михайла Семенко, написавшего только в 1918 году пять стихотворений с названи-

ем «Місто». Но если поэзию Семенко после десятилетий забытья оценили по досто-

инству, то деятельность Гастева в Харькове, как и работа русскоязычных изданий,

популяризировавших футуризм и пролеткульт, остается вне поля внимания в

Украине. А ведь судьба у Гастева и Семенко – одна: оба были репрессированы

и расстреляны (Семенко в 1937, Гастев в 1939 г.).

Характерно, что в обстоятельной книге Олега Ильницкого «Украинский

футуризм» (пер. с англ. Раи Тхорук; Львов: Летопись, 2003) нет даже упомина-

ний о харьковских журналах «Пути творчества» (1919–1921), «Творчество»

(1919), «Колосья» (1918), «Сборнике Нового искусства» (1919), чьи публикации

прямо манифестировали харьковскую футуристическую группу «Семи» и футу-

ризм в целом, как революцию в литературе. О. Ильницким был взят языковый

принцип отбора материала. Но без введения в футуристическое пространство

культуры Украины местных русскоязычных текстов анализ процесса авангард-

ного «оснащения» искусства Харькова останется не полным.

________________________________________

Page 6

Мистецтвознавчі записки____________________________________Випуск 29

105

Две выразительные личности: Валентин Сергеевич Рожицин (1888–1942) –

выпускник Харьковского университета, публицист, художественный критик, и

Алексей Капитонович Гастев (1882–1939) – поэт, будущий создатель НОТ,

прибывший в Харьков в 1919 году, – приложили немало сил к популяризации

футуризма и пролеткульта в Украине.

Рожицин свою деятельность начал с издания журналов «Сириус» (1916) и

публикаций социал-демократических брошюр в издательстве « Друг народа».

По своим политическим взглядам был близок меньшевикам, часто выступал в

Общественной библиотеке Харькова (ныне библиотека имени В. Короленко),

где собирались недовольные советской властью. Рожицина прозвали «златоус-

том» харьковских меньшевиков. Его политические взгляды нашли отражение в

идейной установке журнала «Колосья», оставившего в Харькове заметный след.

Журнал издавался Рожициным в 1918 году совместно с Феликсом Коном

(1864–1941), работавшим (в 1917–1918 гг.) на посту комиссара Харьковской гу-

бернии по польским делам. В «Колосьях» впервые были опубликованы «Воспо-

минания» Ф. Кона о революционной деятельности в Польше и России. Большая

же часть материала посвящена современной литературе и искусству (Э. Вер-

харн, Р. М. Рильке, А. Белый), футуристической поэзии и футуризму как куль-

турному явлению. «Колосья» репродуцировали произведения художников

«Союза семи» (работы В. В. Бобрицкого /1898–1986/, Б. Ф. Цибиса /1895–1957/)

и привлекали членов «Семи» к оформлению журнала. Издание последовательно

и настойчиво выражало социал-демократические идеи. Признавая ведущей си-

лой пролетариат, идеология журнала оставалась в пределах завоеваний либера-

лизма 1910-х годов. Отстаивание права на свободу самовыражения, борьба

против абсолютизации какой-либо идеи – заметная черта выступлений и пере-

водных статей «Колосьев». Заявляя о своей беспартийности, издание проявляло

постоянный интерес к понятиям «интернациональное» и «национальное» в

искусстве, к вопросам о пролетарской культуре и ее будущем. В журнале печа-

тались харьковские поэты Г. А. Шенгели (1894–1956), П. С. Шлейман (1893–

1968), А. Б. Гатов (1899–1972). Но основной автор статей – В. С. Рожицин, пи-

тавший особый интерес к футуризму. Критик выделял три его этапа: западно-

европейский, выразивший, по его мнению, эстетическое миросозерцание

буржуазного империализма; русский, рожденный анархо-большевистским те-

чением и советский, ставший официальным искусством «красного империализ-

ма». Последнему Рожицин пророчил великое будущее. В 1919 году критик

выступил в «Сборнике нового искусства» (1919) со статьей «Искусство и па-

дающий мир», в которой заявил о возникновении интернациональной культуры,

международного пролетарского футуризма [15]. В этом же году Рожицин поки-

нул Харьков – его назначили председателем комитета по литературе и он (как и

Кон) уезжает в Киев, но не надолго. 2 августа 1921 года Рожицин участвует в

Харькове в популярном тогда литературном «шоу» – «суде» над имажинистами – в

качестве обвинителя

1

.

Будучи специалистом в области средневековой культуры, Рожицин в то же

время интересовался современной литературой. Его имя постоянно встречается в

________________________________________

Page 7

Питання культурології, історії та теорії культури _________Савицкая Л. Л.

106

публикациях поэтических сборников, для которых критик писал содержательные

предисловия. Немного позднее Рожицин, будучи, как мы бы сегодня его назвали,

религиоведом, – работает в архиве Центрального антирелигиозного музея (Моск-

ва). Результат работы – публикация нескольких книг. Наиболее известная вышла

уже после смерти Рожицина в 1955 г. – «Джордано Бруно и инквизиция»

2

.

Алексей Капитонович Гастев, создатель и руководитель Центрального

Института Труда, футуристом не был, но явно симпатизировал течению, назвав

его эстетической дерзостью. Пролетарско-футуристический пафос Гастева на-

шел свое визуальное воплощение в обложке его книги «Поэзия рабочего удара»,

изданной вторым изданием в Харькове в 1918 г., – земной шар, опоясанный

металлической конструкцией. Книга оформлена членом группы «Семи»

Н. Л. Калмыковым (1896–1957).

Заметим, что классический итальянский футуризм к этому времени завер-

шил активную, новаторскую фазу развития. В Харькове рожденный социальным и

индустриальным воодушевлением эпохи футуризм только входил в пору расцве-

та. Энергия «машинных душ», воспетая Маринетти в 1909 году, свежо и дерзостно

зазвучала в строках отечественных изданий. Никогда потом образ городской ци-

вилизации не получал такого романтического пафоса в отечественной культуре.

Правда, следует отметить, что 1917 год изменил футуризм. Как писал современ-

ник и участник этого процесса Владимир Силлов, «Октябрь деформировал футу-

ризм, выведя его, прежде всего, за рамки только литературного течения и за

пределы искусства вообще. Обобщенные гуманитарные построения футуризма

сменились четкой социально-оконкретизированной целеустремленностью (комфуты,

«искусство коммун», Леф и др.) [16]. Тексты Гастева – наглядное свидетельство

такой трансформации: «Когда гудят гудки на рабочих окраинах, это вовсе не

призыв к неволе. Это песня будущего. Мы когда-то работали в убогих мастерских

и начинали работать по утрам в разное время. А теперь утром, в восемь часов,

кричат гудки для целого миллиона. Теперь минута в минуту мы начинаем вместе.

Целый миллион берет молот в одно и то же мгновение. Первые наши удары гре-

мят вместе. О чем же поют гудки! – Это утренний гимн единства» [3]. Таковы

строки из книги А. Гастева «Поэзия рабочего удара»; ее издавали множество раз, в

последний – в 1971 году. Работы Гастева «Индустриальный мир» (Харьков, 1919),

«Восстание культур», «Снаряжение современной культуры» (также вышедшие в

Харькове, 1923), выразили главную установку пролеткульта – уход от самоцен-

ности станкового искусства к его реальному участию в жизни. Отсюда сложе-

ние нового социально-активного языка поэзии и художественного творчества.

Харьков, как крупный индустриальный и интеллектуальный центр, активно

участвовал в его формировании.

Стоит заметить, что трансформация всех сфер жизни в стране сегодня в

очередной раз обостряет проблему взаимоотношений искусства и реальности,

поиск его возможных форм. Вот почему опыт художественной культуры 1920-х

годов остается актуальным. А потому историк обязан отдать должное всем уча-

стникам «духоподъемного» эксперимента, сделавшего Харьков центром аван-

гардного искусства Украины.

________________________________________

Page 8

Мистецтвознавчі записки____________________________________Випуск 29

107

Примечания

1

«Суды» над имажинистами прошли в 1920 году в Москве (4 ноября в Большом зале

Консерватории, 16 ноября в Политехническом музее).

2

Здесь впервые переведены на русский язык и прокомментированы протоколы вене-

цианской инквизиции. Издание ценится в науке по сей день.

Литература

1. Асеев Н. Гастев. / Н. Асеев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.

rupoem. ru /aseev /all aspx

2. Блакитний Є. Пролеткультура і художня вистава у Харькові / Є. Блакитний // Шля-

хи мистецтва. – 1921.– № 1. – С. 62.

3 Врона І. Завдання радянської художньої політики / I. Врона // Шляхи мистецтва .–

1921.– № 2.– С. 90.

4. Гастев А. Гудки / А. Гастев // Поэзия рабочего удара. – Рига, 1921 [Электронный

ресурс]. – Режим доступа:http:// www.gastew.ru| 2015|02| poesia-rabochego udara-123. html

5. Гастев А. Манифестация / А. Гастев // Сборник Нового искусства. – Харьков,–1919. – С. 13.

6. Гастев А. Пачка ордеров. / А. Гастев. – Рига, 1921 [Электронный ресурс]. – Режим

доступа: http://www/az.Lib/ru|9|gastew_a_k|text_0005/shtml

7. Геко. Затишье (Письмо из Киева) / Геко // На посту. – 1923. – № 2–3. – С. 241.

8. Гонг коммункульта. – 1924. – Май.– № 1. – С. 3.

9. Довженко Ол. До проблеми образотворчого мистецтва / Ол. Довженко // ВАПЛИТе.

Зошит перший. – Харків, 1926. – С. 25.

10. Коряк В. Футуризм. Український і польський / В.Коряк // Жовтень : Збірник. –

1921. – С. 112.

11. Кулик І. Реалізм, футуризм, імпресіонізм / І. Кулик // Шляхи мистецтва. – 1921. –

№ 1. – С. 36-38.

12. Кулик І. На шляхах до пролетарського мистецтва / І. Кулик // Шляхи мистецтва. –

1922. – № 2. – С.33.

13. Касьянюк Сандро. Машинячі душі / С. Касьянюк // Шляхи мистецтва. – 1922. –

№ 2. – С. 31.

14. Чайка. 13-й Жовтень (Чайка) // Мистецька трибуна. – 1930. – № 7. – С. 2.

15. Рожицин В. Искусство и падающий мир / В. Рожицин / Сборник Нового искусства. –

Харьков, 1919. – С. 20– 21.

16.Силлов В. Шапочный разбор леса / В. Силлов // Новый леф. – 1928. – № 11. – С. 37.

17. Федоров-Давыдов А. Вопрос о новом реализме в связи с западно-европейскими течения-

ми в искусстве / А. Федоров-Давыдов // Искусство трудящимся. – 1925. – № 17. – С. 3–4.

18. Хвилевий М. В електричний вік / М. Хвилевий // Жовтень: Збірник. – Харків, 1921. – С. 3.

19. Хроніка образотворчого мистецтва // Червоний шлях. – 1923. – № 2. – С. 18.

References

1. Aceev, N. (1922). Gastev. Retrieved from http:// www. rupoem. ru /aseev /all aspx [in Russian].

2. Blakitny, E. (1921). Proletculture and artist performance in Kharkiv. Shlyahami

mistetstva, 1, 62 [in Ukrainian].

3. Vrona, I. (1921). Tasks of Soviet artist policy. Shlyahami mistetstva, 2,90 [ in Ukrainian].

4. Gastev, А. (1921). Calls / Poetry working udara. Riga. Retrieved from http:

www.gastew.ru | 2015 | 02 | poesia-rabochego udara-123.html [in Russian].

5. Gastev, A. (1919). Demonstration, Zbornik New arts, 13 [in Ukrainian].

6. Gastev, A. (1921). Tutu orders. Riga. Retrieved from http: www/az. Lib/ru|9

|gastew_a_k|text_0005/shtml [in Russian]

Питання культурології, історії та теорії культури. 2016





118
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх