430 Иллюстрированный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 430. Иллюстрированный Михалков. Дядя Стёпа (Худ. А.Каневский, И.Кеш-Проскуряков).
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

430. Иллюстрированный Михалков. Дядя Стёпа (Худ. А.Каневский, И.Кеш-Проскуряков).

Статья написана 14 августа 2022 г. 16:17

Восхищаюсь краткостью Л.Кудрявцевой, которая дала запоминающуюся галерею образов Дяди Стёпы от Иванушки-дурачка до гламурного супермена (см.). Она настоящий учёный, отсекающий все избыточные аргументы в подтверждение намеченной концепции. Но мне всё равно было интересно сравнить первые знаковые сюиты иллюстраций к «Дяде Стёпе».

Худ. А.Каневский vs И.Кеш-Проскуряков (1936 vs 1949)

Иванушка-дурачок — это самый первый образ Дяди Стёпы в иллюстрациях А.Каневского в книжке 1936 года (вероятно, таково было первоначальное видение и Михалкова). Сугубо положительный плакатный образ — это иллюстрации И.Кеш-Проскурякова в книге 1949 года. Сравним все рисунки последовательно.

Дядя Стёпа до- и после-военный

Вот эти книжки:

Каневский (1936)
Каневский (1936)
Кеш-Проскуряков (1949)
Кеш-Проскуряков (1949)

Издание 1936 года с иллюстрациями Каневского отсюда: https://kid-book-museum.livejournal.com/5....

Издание 1949 года с иллюстрациями Кеш-Проскурякова отсюда: https://shaltay0boltay.livejournal.com/54....

Пара слов про текст. Было четыре редакции. Первоначальный вариант (который опубликован в книжке 1936 года с иллюстрациями Каневского) был очень быстро переработан Михалковым: пара сокращений и добавление двух важных эпизодов обнаруживаются уже к 1940 году. Во время или сразу после войны текст дополнился эпизодом боевых действий и заменой краткой характеристики всей службы Дяди Стёпы (этот вариант даётся в книге 1949 года с иллюстрациями Кеш-Проскурякова). А потом (после 1949 года) эпизод боевых действий был вырезан автором — получилась каноническая редакция, которую печатают до сих пор. Так что в сегодняшнем обзоре первая и третья редакции текста. Количество эпизодов разное.

1) Жили-были

Прекрасные зачины молодого Михалкова: без раскачки, с ритмом, заставляющим бросить все дела и переключиться на стихи.

цитата

В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин,

По прозванью Каланча,

Каневский (1936)
Каневский (1936)
Кеш-Проскуряков (1949)
Кеш-Проскуряков (1949)

Интересно, что первый иллюстратор Каневский (который сам читал стихи в первый раз) покорно следует за текстом: показывает улицу, дом, дверь в квартиру, но не самого Степана. А Кеш-Проскуряков, знающий стихи наизусть (для 1949 года это уже презумпция) сразу даёт портрет главного героя — для него интриги не существует.

2) Ботинки и штаны

Трудности с обувью и одеждой для негабаритной фигуры.

Каневский (1936)
Каневский (1936)
Кеш-Проскуряков (1949)
Кеш-Проскуряков (1949)

Каневский считает, что это уморительно. Кеш-Проскуряков рисует скучную примерку обуви — вокруг Степана крутятся дети, сочувствуют ему; читатели, видимо, тоже соболезнуют, может даже вздыхают об отдельных недостатках советской торговли.

3) Примерка одежды

цитата

Купит с горем пополам,

Повернется к зеркалам —

Вся портновская работа

Разъезжается по швам!

Каневский (1936)
Каневский (1936)
Кеш-Проскуряков (1949)
Кеш-Проскуряков (1949)

Иллюстрация Каневского к этому эпизоду показывает, что он воспринимал стихотворение как шутку, да ещё и усилил это восприятие своей карикатурной манерой. А у Кеш-Проскурякова в этом эпизоде лёгкая грусть: чуть-чуть разошлись швы; смеха это вызывать не должно.

4) Собаки-Еда-Сон-Книги

У Михалкова залпом следуют характеристики великана.

а)

цитата

Он через любой забор

С мостовой глядел во двор.

Лай собаки поднимали:

Думали, что лезет вор.

Каневский (1936)
Каневский (1936)

б)

цитата

Брал в столовой дядя Степа

Для себя двойной обед.

Каневский (1936)
Каневский (1936)

в)

цитата

Спать ложился дядя Степа —

Ноги клал на табурет.

Каневский (1936)
Каневский (1936)

г)

цитата

Сидя книги брал со шкапа.

Каневский (1936)
Каневский (1936)

Для Каневского это все — комичные эпизоды, из которых он не упускает ни одного. А вот у Кеш-Проскурякова этих эпизодов нет: зачем смеяться над Степаном, не надо этого.

5) Кино

цитата

И не раз ему в кино

Говорили: — Сядьте на пол,

Вам, товарищ, все равно!

Каневский (1936)
Каневский (1936)
Кеш-Проскуряков (1949)
Кеш-Проскуряков (1949)

Этот эпизод оба художника подают одинаково (с поправкой на разные манеры рисования).

6) Стадион

цитата

Но зато на стадион

Проходил бесплатно он:

Пропускали дядю Степу —

Думали, что чемпион.

Каневский (1936)
Каневский (1936)
Кеш-Проскуряков (1949)
Кеш-Проскуряков (1949)

Каневский рисует просто стадион: он разбавляет рисунки с главным героем рисунками с отвлеченными сценами. Кеш-Проскуряков не такой: у него нет ни одного рисунка без Дяди Стёпы.

6) Змеи и парады

Залп положительных характеристик Дяди Стёпы: он снимает воздушных змеев с проводов, поднимает детей на парадах, по утрам принимает душ и чистит зубы.

Каневский (1936)
Каневский (1936)
Кеш-Проскуряков (1949)
Кеш-Проскуряков (1949)

Интересно, что Каневскому эти эпизоды неинтересны (правда, эпизод со змеем на проводах у него вынесен на обложку). Наверное, Каневский решил, что такие характеристики не являются обязательными в логике шуточного стихотворения. Показательно, что Каневский отказался даже от иллюстрирования политически грамотной строфы:

цитата

И того, кто ростом мал,

На параде поднимал,

Потому что все должны

Видеть армию страны.

А ведь ни один иллюстратор, кроме Каневского, не рискнул проигнорировать эту строку. Кеш-Проскуряков, понятно, не проигнорировал.

4) Работа на заводе

Оказывается, в первой редакции Дядя Стёпа был пролетарием: работал на заводе, он был «слесарь и монтёр», как позднее указал Михалков («Дядя Стёпа в Красной Армии», 1940). Каневский вновь чередует портреты главного героя с отвлечёнными картинками: вот путь на завод глазами Дяди Стёпы.

Каневский (1936)
Каневский (1936)

Во второй редакции (ещё довоенной) указание на работу на заводе исчезает. С тех пор мы ничего на знаем про занятия Степана до призыва на флот. Жизнь у него со второй редакции стала сплошным праздником.

6) На осле и верблюде

Михалков бывал очень небрежен в отделке своих стихов. Сделав прекрасную первую редакцию «Дяди Стёпы», во второй редакции он слабо согласовал некоторые изменения.

а) Вот в первой редакции у него была строфа про то, как

цитата

Всех томит июльский зной.

Нет ни тучки над Москвой.

Дядя Стёпа в летнем парке

День проводит выходной.

И в этом парке он катается на осле и верблюде. Это (зной в летнем парке и катания там же) рисует Каневский. А во второй редакции вводная строфа про выходной в парке исчезла. И получился такой текст: Дядя Стёпа чистит зубы, но на завод не идёт и выходного не ждёт. Он сразу едет на осле по центру Москвы — «по бульвару». Такая у него теперь работа. Кеш-Проскуряков вынужден рисовать именно такую последовательность.

Каневский (1936)
Каневский (1936)
Кеш-Проскуряков (1949)
Кеш-Проскуряков (1949)

б) Прыжок с парашютной вышки — довоенный аттракцион во всех ЦПКИО. В первой редакции на этом развлечения в парке заканчивались. Но во второй редакции военно-прикладной аттракцион был дополнен ещё и стрельбой в тире (это пришлось иллюстрировать Кеш-Проскурякову).

Каневский (1936)
Каневский (1936)
Кеш-Проскуряков (1949)
Кеш-Проскуряков (1949)

в) Во второй редакции всё никак не может Дядя Стёпа прекратить праздник: ещё и маскарад в парке поздно вечером (исторически-то это корректно, конечно: до войны маскарады на свежем воздухе были в порядке вещей). Сцены из второй редакции иллюстрирует только Кеш-Проскуряков.

Кеш-Проскуряков (1949)
Кеш-Проскуряков (1949)

7) Спасение утопающего

Настоящий подвиг: Дядя Стёпа спасает жизнь тонущему младшекласснику. Но рисует это только Кеш-Проскуряков, потому что в первом варианте этого эпизода не было.

Кеш-Проскуряков (1949)
Кеш-Проскуряков (1949)

Чем плохи продолжения удачных произведений — автору приходится действовать в уже заданной парадигме и оправдывать ожидания читателей. Получаются повторы ситуаций. Когда Михалков выпустил официально вторую часть Степаниады «Дядя Стёпа — милиционер», герою пришлось спасать бабку на льдине. Но там Михалков хотя бы резко изменил антураж: зима, а спасение происходит путём подхвата через перила моста.

8) Дядя Стёпа — семафор

В первом варианте были (и сохранились во всех последующих вариантах) общественно-полезные поступки (не подвиги). Это больше соответствовало первоначальной концепции добродушного Иванушки-дурачка. Вот предупреждение о повреждённом ж/д пути. Это тоже может быть подвигом, но только для пионеров (специальной медали как за спасение утопающих или за отвагу на пожаре за это не предусмотрено). Это только помощь машинисту, который и так обязан был заметить размытые пути.

Каневский (1936)
Каневский (1936)
Кеш-Проскуряков (1949)
Кеш-Проскуряков (1949)

Второй неофициальной частью Степаниады (о которой все постарались забыть) была постыдная халтура Михалкова «Дядя Стёпа в Красной Армии» (1940). Там эпизод с Дядей Стёпой-семафором тоже повторялся (остановка польского воинского эшелона).

9) Дядя Стёпа на пожаре

И участие в пожаротушении может быть подвигом, но Дядя Стёпа спасает не людей, а голубей. Это было хорошо нащупано Михалковым: уровень именно детской литературы без излишнего пафоса.

Каневский (1936)
Каневский (1936)
Каневский (1936)
Каневский (1936)
Кеш-Проскуряков (1949)
Кеш-Проскуряков (1949)

Понятно, что к таким шутовским подвигам в первом варианте надо было добавить душещипательное Спасение тонущего ребёнка, раз Михалков решил превратить Дядю Стёпу из весёлого нескладного простака в монумент «Рабочий и колхозница» для детей.

10) Медкомиссия

Сцена, появившаяся только начиная со второго варианта (поэтому Каневский её не иллюстрирует). Михалков наращивал общественно-политическую составляющую. Подробно перечислены роды войск, а Кеш-Проскуряков всё это подробно рисует.

Кеш-Проскуряков (1949)
Кеш-Проскуряков (1949)

Кеш-Проскуряков (1949)
Кеш-Проскуряков (1949)

В издании 1949 года Дядю Стёпу призывают в армию во время войны, причём, судя по наличию погон у комиссии — не ранее 1943 года (простительное упрощение).

11) Дядя Стёпа на войне

Эпизод из третьего варианта. Дядя Стёпа достаёт из воды фашистский флаг потопленной подлодки.

Кеш-Проскуряков (1949)
Кеш-Проскуряков (1949)

Мало кто из художников успел проиллюстрировать этот фрагмент (третий вариант просуществовал совсем недолго). Так что картинка Кеш-Проскурякова — редкость.

12) Дядя Стёпа вернулся

Понятно, что у возвращения Дяди Стёпы со срочной службы была совершенно разная атмосфера в довоенном и послевоенном варианте.

В 1936 году Дядя Стёпа так описывает свою службу:

цитата

Заходите! Сто историй

Расскажу вам про акул.

И про то, как в Чёрном море

Я двенадцать раз тонул.

В 1949 году (и до сегодняшнего дня) рассказ другой:

цитата

Про войну и про бомбежку,

Про большой линкор «Марат»,

Как я ранен был немножко,

Защищая Ленинград.

а) Дяде Стёпе дети, конечно, рады (так у Михалкова и написано). Но у Каневского они рады как дети — не отвлекаясь от своих дел. А у Кеш-Проскурякова дети побросали все свои дела.

Каневский (1936)
Каневский (1936)
Кеш-Проскуряков (1949)
Кеш-Проскуряков (1949)

б) Ходоки у Дяди Стёпы. 1949 год.

Кеш-Проскуряков (1949)
Кеш-Проскуряков (1949)

Быстро же Дядя Стёпа стал восприниматься как ум, честь и совесть дошколят.

Художник А.Каневский сорок лет спустя

В 1976 году Каневский сделал новые иллюстрации к «Дяде Стёпе» вот в этом сборнике»:

Каневский (1976)
Каневский (1976)

Картинок стало поменьше:

Каневский (1976)
Каневский (1976)

Каневский (1976)
Каневский (1976)

Каневский (1976)
Каневский (1976)

Каневский (1976)
Каневский (1976)

Манера художника изменилась, стала мягче. Карикатурности стало поменьше. Картинки сделались подобрее. Впрочем, в 1976 году разухабистый и смешной Дядя Стёпа всё равно не был бы востребован. В каноническом позднем варианте «Дядя Стёпа» — вещица довольно безвкусная. Вообще непонятно, почему плакатный Степан Степанов считается культовым персонажем. Только потому, что читают в младшей группе детского сада?




Наверное, первый вариант текста «Дяди Стёпы», менее идеологизированный и менее назидательный, был бы предпочтительнее для современных детей (раз уж всё равно издают). Понятно, что с отказом от канонического варианта не получится, но хотя бы картинки для современных детей могли бы быть в манере раннего Каневского. Художники ведь способны своей интерпретацией освежить даже сталинский плакатный образ.





843
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх