Человек vs Машина Илья


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Крафт» > Человек vs Машина (Илья Бояшов «Танкист, или "Белый Тигр»)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Человек vs Машина (Илья Бояшов «Танкист, или «Белый Тигр»)

Статья написана 9 июля 2010 г. 02:30


Отнюдь не простая и очень неоднозначная история Великой отечественной войны по-прежнему популярна у русскоязычных писателей и, очевидно, долго ещё будет оставаться таковой. В том числе – в среде писателей-фантастов. К сожалению, чаще всего этой темы недрогнувшей рукой рискуют касаться лишь адепты альтернативной истории.

Как правило, весьма объёмные, нередко – многотомные «труды» многочисленных альтернативщиков давно уже набили изрядную оскомину натужными и не всегда логичными рассуждениями на темы «…если бы тогда, тогда бы мы им – ух!», «ах, если б с немцами в едином строю…» и приключениями разнообразных «попаданцев», с лёгкостью фокусника перекраивающих историю по воле, мягко говоря, слабо знакомого с предметом автора. Подобные поделки часто выглядят не очень убедительно, нередко – просто смешно, и почти всегда откровенно раздражают пронизывающим их духом квасного ура-патриотизма и шапкозакидательским отношением к любым противникам (хотя и случаются иногда отдельные удачи, как, например, «Вариант «Бис» Сергея Анисимова).

Но то – альтернативщики. Гораздо реже авторы рискуют вплетать сюжет своего повествования в ткань реальной истории той великой и страшной войны. И Илья Бояшов как раз из таких – из рисковых. А рисковал он по крупному, потому как его небольшой роман «Танкист или «Белый Тигр» по всем признакам может быть отнесён к жанру, казалось бы, совершенно немыслимому в военной прозе – мистика.

А как ещё это назвать?

На фоне гигантского пожара войны, охватившего половину Европы, от Прохоровки до Праги разворачивается история почти двухлетнего противостояния двух основных персонажей романа.

Первый – немецкий танк «Белый Тигр». Беспощадному и неуязвимому королю всего бронетанкового «зверинца» Третьего Рейха с немыслимыми ТТХ и фантастическими возможностями; истинному духу, квинтэссенции технической мысли сумрачного тевтонского гения, противостоит не машина, а всего лишь человек.

Один единственный человек оказывается способен сразиться с чудовищем, и лишь он один страстно желает этого. Танкист, обуреваемый жаждой мести и ею лишь живущий. Без роду и без племени, безымянный, беспамятный, полубезумный, почти бесплотный, безликий и страшный одновременно. Механик и водитель от бога. Становится ясен и понятен истинный смысл названия: Танкист или «Белый Тигр», Человек или Машина, два символа той войны – безвестный русский солдат и идеальная немецкая машина убийства – кто кого?

Символизм романа зашкаливает, доходя до клише. Чего стоят только верные спутники Танкиста – «экипаж машины боевой» (с). Лучший танковый экипаж Красной армии. Снайпер-наводчик, сержант-гвардеец, вгоняющий снаряд в снаряд на двух километрах – абсолютнейший подонок, насильник и мародёр Башнёр-заряжающий, старшина-якут, одной рукой с лёгкостью вертящий пудовые орудийные снаряды – беспробудный пьяница, законченный алкоголик. В общем, «Метут, всё, что плохо лежит» и «Пьют всё, что горит, е… всё, что шевелится». Но при этом «В цель – с первого снаряда» и «Все снаряды – в цель».

А вот другие многочисленные персонажи романа практически и не прописаны. Солдаты, горящие лишь желанием выжить любой ценой, и молодые лейтенанты, тысячами гибнувшие в первом же бою, опытные майоры-разведчики и въедливые майоры-особисты, тыловые крысы и отважные фронтовики, легендарные советские маршалы и генеральные конструкторы, даже Сам великий друг всех пионеров и физкультурников – все они появляются в повествовании на короткий миг и тут же исчезают. Все они – всего лишь декорации, яркое обрамление для истории противостояния Танкиста и «Белого Тигра», ведущих в безжалостную мясорубку противостоящие друг другу армады бронированных машин.

Кроме прочего, это создаёт ощущение некой кинематографичности романа. Стремительная смена кадров, планов, ракурсов. И хотя при этом ни о каком глубоком раскрытии образов не может быть и речи, недостатком книги это не кажется. Сознание сразу подбрасывает устойчивые архетипы. Перед мысленным взором немедленно возникают образы, знакомые нам по многочисленным фильмам о войне. В этом несомненный плюс и одновременно минус романа, потому что какие это окажутся фильмы – зависит от личного вкуса читателя-зрителя. Для кого-то это будут герои экранизации «На войне, как на войне» Курочкина, а кто-то удовлетворится польским «Три танкиста и собака», а то – и вообще, каким-нибудь американским «Враг у ворот».

Сложно сказать, какие смыслы старался вложить в текст сам автор, остаётся опираться лишь на эпиграф, выбранный Бояшовым: «Не будешь ли так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?» (с) М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Очевидно, этим подразумевается, что Танкист олицетворяет добро. Но лично я побаиваюсь такого сравнения, потому что для этого образ «Белого «Тигра» должить быть поистине демоническим. А мне он таким не показался. Может быть мой покойный дед, командир танкового взвода, окончивший войну ещё подо Ржевом, получив под сердце осколок собственной брони, отколовшейся после удара в борт немецкой болванки, – может быть он мог бы по достоинству оценить этот образ, ощутить весь ужас, исходящий от такого персонажа? Мы, современные по-настоящему прочувствовать это не сможем.

А может оно и к лучшему?

Не могу не отметить прекрасную подготовку Бояшова к работе над романом на такую, достаточно специфическую тему. Текст снабжён обширными примечаниями, поясняющими некоторые тонкости технических нюансов и исторических деталей, которые нисколько не снижают стремительный темп повествования, но окажутся весьма полезными читателю, слабо знакомому с вопросом.

В целом, отличная книга, прочитанная мною взахлёб, за одну ночь. Очень рекомендую всем, интересующимся литературой о Великой Отечественной войне.

Оценка: 9





810
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 июля 2010 г. 03:02
Любопытная книжка этот «Белый тигр». Сочетающая в себе размах действий и в то же время камерность. Это и двум другим присуще вещам, кои довелось читать у него, вот этот сборничек — http://fantlab.ru/work213918 Он мне, кстати, больше понравился, чем «Танкист». Абсолютно разные две повести/романы, с тем же поиском русского в смутном, в советском, что и рецензируемом произведении. Кстати, сейчас за копейки можно купить, на Озоне 25 руб, например.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 июля 2010 г. 04:19
VuDu, Бояшов «Танкистом» очень заинтересовал. Поэтому спасибо за наводку, буду иметь в виду:beer:
 


Ссылка на сообщение11 июля 2010 г. 04:45
Да, право, не за что :beer:
Я его всего планирую прочитать. Очень уж своеобычный писатель с чем-то непостижимо привлекательным в своём творчестве. Да и книжки небольшие, что тоже плюс :)
 


Ссылка на сообщение11 июля 2010 г. 04:59
Сейчас прочитал его биографию: либо мы с ним встречались, либо разминулись буквально на год, потому что кафедру истории в нашем училище я знал очень хорошо, а его почему-то не помню :(
Всё равно, буду теперь считать типа коллегой и внимательно следить за его творчеством.


Ссылка на сообщение9 июля 2010 г. 06:27
Отличная книга, тоже прочел в этом году.
Концовка несколько разочаровала.
Не могу придумать адекватного финала, но такой — меня не устраивает.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 июля 2010 г. 04:17
Buhrun :beer:
Совпадаем с Вами практически по всем пунктам. Вот только на счёт «не устраивает»... Поначалу так и думал, но по зрелому размышлению следует признать, что ничего другого кроме открытого финала здесь быть и не может.
Есть примеры, где в сходной ситуации, попытавшись развязать все узелки, автор не наговорил банальностей, не свалился в сентиментальность, или безжалостно не перебил всех героев?
Лично я вижу замысел писателя в том, что Танкисту чудом удастся победить «Белого Тигра», а в ходе боя уйти из этого мира. Меня не так пугает перспектива сражения с супертанком на допотопном PzKpfw 35 с единственным 37-мм снарядом, сколько возможность того, что в ходе того боя Танкист выживт. Что такому делать в мирной жизни?


Ссылка на сообщение9 июля 2010 г. 13:49
А я предвзято отношусь к книгам современников на тематику Великой Отечественной. Почему-то большинство из них стараются вскарабкаться на гребень волны популярности за счет большого и очень грязного скандала. То Гитлер у них супергерой, то евреи действительно мировое зло.
В «Танкисте» вроде как тоже трогают своими авторскими лапками святое — доблесть и военных дух наших многострадальных солдат. Здесь только мне привиделась крамола, или она там действительно цветет и пахнет?
Я-то не обольщаюсь на счет святости красноармейцев, и догадываюсь, что наши солдаты тоже были не ангелочками. Но одно дело догадываться, а другое дело пускать свои досужие размышления в тираж.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 июля 2010 г. 05:17

цитата Melamori

А я предвзято отношусь к книгам современников на тематику Великой Отечественной.
:beer:

цитата Melamori

Почему-то большинство из них стараются вскарабкаться на гребень волны популярности за счет большого и очень грязного скандала. То Гитлер у них супергерой, то евреи действительно мировое зло.
Ох, не знаю. Гораздо чаще я, сталкиваясь с альтернативными вариантами истории, возмущаюсь «пронизывающим их духом квасного ура-патриотизма и шапкозакидательским отношением к любым противникам» (см. далее по тексту)
Тема-то интереснейшая, ручонки у многих тянутся попытаться на этом материале сделать текст. Но и сложностей хоть отбавляй. И получается, что либо умному человеку хочется смеяться, либо приличного человека будет тошнить.
Из последнего, что я прочитал, что не оставило меня равнодушным, но и не вызвало негативных чувств — только «Вариант «Бис» Анисимова и «Танкист, или «Белый Тигр» Бояшова. Хотя последний и выбрал, мягко говоря, очень неоднозначные образы спутников ГГ у меня не возникло ощущения профанации и крамолы — именно тем, что он довёл их образы до клише — это фрики. Да и воздалось там всё всем в полном соответствии с заповедями Христовыми.

Я не увидел в книге крамолы. Все служившие знают, что 90% процентов связанного с военной службой — сюр, достойный пера Салтыкова-Щедрина. Независимо от того — происходит дело в мирной жизни или на войне.

Очень рекомендую прочитать, а заодно хочу в очередной раз сравнить наши ощущения
http://fictionbook.ru/author/boya...


Ссылка на сообщение3 августа 2010 г. 23:56
Прочитала.Крамолы не увидела. Всплыли в голове рассказы о танкистах-асах.Дуэль Милюкова.

цитата Крафт

Все служившие знают, что 90% процентов связанного с военной службой — сюр, достойный пера Салтыкова-Щедрина.
А вот на эти слова...Ну что я могу сказать...:beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 августа 2010 г. 23:58
Мона Сэниа :beer:

цитата Мона Сэниа

Прочитала.Крамолы не увидела.

А понравилось? Зацепило?
 


Ссылка на сообщение4 августа 2010 г. 00:01

цитата Крафт

Зацепило?
Да,хочу еще почитать.Язык понравился.


Ссылка на сообщение2 мая 2012 г. 07:21

цитата Крафт

Символизм романа зашкаливает, доходя до клише
— не читал книжку, поэтому интересно — Белый Тигр это аллюзия на Белого Кита из «Моби Дик»?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 мая 2012 г. 16:18
Многие это отмечают. Плюс к этому: белый тигр — один из символов стихий в китайской философии.
 


Ссылка на сообщение2 мая 2012 г. 20:50
Варвара Бабицкая. Рецензия на роман Ильи Бояшова «Танкист, или «Белый тигр»» на сайте openspace.ru.

цитата

«Танкист, или «Белый тигр»» — это фэнтези. Никогда бы не подумала, что употреблю это слово как комплимент. Но Бояшов взял у фэнтези лучшее — то, за что мы, собственно, и любим этот жанр: детально и с любовью воссозданную иную реальность.

Лев Данилкин. Рецензия на роман Ильи Бояшова «Танкист, или «Белый тигр»» на сайте журнала «Афиша».

цитата

Лауреат прошлогоднего «Нацбеста» Илья-«Путь Мури»-Бояшов не производил впечатление крупной литературной фигуры — скорее везучий дилетант, отчетливо локального — петербургского — колорита, может быть, даже эпигон Крусанова.
Может быть — но никак не после «Танкиста», его нового романа, который переводит все ранее им написанное в статус ученического «первого тома».

Интервью Владимира Бондаренко с Ильёй Бояшовым: «Пишу роман о войне»

цитата

Пишу роман о войне. О Великой Отечественной войне, чтобы о ней люди не забывали. Это будет роман о танкисте, который от ожогов потерял своё лицо. Это была великая битва на Курской дуге, где лоб в лоб сражались танковые армии Советского Союза и Германии. И мой герой потом всю жизнь сражается с белым тигром, который его покалечил. Их поединок и философский, и фантастический, и фантасмагорический.
Естественно, я отталкивался от немецкого танка «Тигр», но дальше уже перешёл в другие миры, в том числе в мир древней китайской мифологии, где белый тигр — один из священных властителей Китая, наравне с драконом, черепахой и птицей Феникс. С другой стороны, это диалог человека и машины, которая тоже имеет душу.
 


Ссылка на сообщение3 мая 2012 г. 12:28
Спасибо. Обстоятельный такой ликбез получился.
 


Ссылка на сообщение3 мая 2012 г. 12:46
Всегда пожалуйста.
Если заинтересовались, вот Вам ещё:
Кирилл Гликман. Троица Ильи Бояшова, или Чего хотят воины

цитата

Что же так заинтересовало и восхитило экспертов премий и книжных критиков в «Армаде» и «Танкисте», чего не хватает «Конунгу», чтобы стать новой премиальной удачей Бояшова, и является ли «Конунг» творческой удачей автора независимо от оценок критики?


Ссылка на сообщение21 июля 2020 г. 01:15
Доброго времени суток! Спасибо за отличный отзыв на этот роман в Вашей АК:beer:
Уточните пжл, я ведь верно понимаю: этот роман лёг в основу фильма Карена Шахназарова, но в чём-то он в сценарии отступил от романа, да?.. Не могу пока объективно сравнивать кино / роман — ибо последний не читала. Но в фильме никакой крамолы честно говоря, не увидела.

И вопрос безотносительно ко всей ветке: А причём здесь «Моби Дик» от АБС?..:-) По всяким техническим наворотам и тезам «у машины своя жизнь» больше на «Автокатастрофу» Балларда похоже8:-0 Здесь все имхо безусловно.

цитата Крафт

Плюс к этому: белый тигр — один из символов стихий в китайской философии.

Всё верно, — и по глубокому концепту сценария это в том числе определённая ветка буддизма. -Не столь белая как титул романа.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 июля 2020 г. 11:49
Здравствуйте, спасибо.

цитата neo smile

А причём здесь «Моби Дик» от АБС?.. По всяким техническим наворотам и тезам «у машины своя жизнь» больше на «Автокатастрофу» Балларда похоже


Во-первых, я в свою очередь не понял, при чем здесь АБС?

Во-вторых, не в фильме, а в романе сам «Белый Тигр» представлен совсем не ожившей технической системой, рационально сконструированной человеком, а неким демоном, самым современным для того периода материальным воплощением такого этернального понятия, как «беспощадная и бездушная машина уничтожения на войне», что прямо и явно прописано в литературном первоисточнике. К сожалению, в фильме Шахназаров именно этот смысл практически полностью утрачен. Причем ИМХО, этот отход явно намеренный. Режиссер тоже обращается к духам войны, но делает акцент совсем на других их воплощениях, гораздо более антроморфных — значительная часть фильма посвящена верхушке Третьего Рейха в часы его падения, чего совсем нет в романе, где человеческим личностям почти совсем не уделено внимания, за исключением экипажа.

цитата

другие многочисленные персонажи романа практически и не прописаны. Солдаты, горящие лишь желанием выжить любой ценой, и молодые лейтенанты, тысячами гибнувшие в первом же бою, опытные майоры-разведчики и въедливые майоры-особисты, тыловые крысы и отважные фронтовики, легендарные советские маршалы и генеральные конструкторы, даже Сам великий друг всех пионеров и физкультурников – все они появляются в повествовании на короткий миг и тут же исчезают. Все они – всего лишь декорации, яркое обрамление для истории противостояния Танкиста и «Белого Тигра», ведущих в безжалостную мясорубку противостоящие друг другу армады бронированных машин.


Что же до Моби Дика, то в своем романе Мэлвилл вывел его, как некое материальное воплощение всего Зла и Ужаса мира. Именно поэтому многим комментаторам его сущность кажется очень похожей на «Белого Тигра»

Ну, а кроме того само название романа Бояшова какбэ намекает, сравните:
«Моби Дик, или Бе́лый кит» — Танкист, или «Белый Тигр»
 


Ссылка на сообщение22 июля 2020 г. 13:38
Доброго времени суток:-)

цитата Крафт

Во-первых, я в свою очередь не понял, при чем здесь АБС?

Моя трактовка. Перечитала комменты вверху: это я не допоняла. Прошу прощение8:-0

цитата Крафт

Во-вторых, не в фильме, а в романе сам «Белый Тигр» представлен совсем не ожившей технической системой, рационально сконструированной человеком, а неким демоном, самым современным для того периода материальным воплощением такого этернального понятия, как «беспощадная и бездушная машина уничтожения на войне», что прямо и явно прописано в литературном первоисточнике. К сожалению, в фильме Шахназаров именно этот смысл практически полностью утрачен. Причем ИМХО, этот отход явно намеренный. Режиссер тоже обращается к духам войны, но делает акцент совсем на других их воплощениях, гораздо более антроморфных — значительная часть фильма посвящена верхушке Третьего Рейха в часы его падения, чего совсем нет в романе, где человеческим личностям почти совсем не уделено внимания, за исключением экипажа.

Спасибо за развернутый ответ. Да, Вы правы8-)
Читала интервью Шахназарова. В нем упоминается, что линия Третьего Рейха прописана в сценарии фильма вне источника романа. Из Вашего коммента могу предположить, что Вам не хватило какой-то глубокой атмосферности именно в экранизации, да? Насчёт рациональной конструкции ожившей машины — мне показалось, в фильме не совсем это имели ввиду. Ну когда допрашивали пленного немца, он с уверенностью сказал, что у них никогда не было на балансе такой машины. И в интервью по ссылке Шахназаров сказал, что его как человека вдумчивого больше волнует тема нацизма (от какой бы нации эта угроза не исходила), чем тема Третьего Рейха. И мне очень понравилось (не знаю, было ли это в романе) как сделаны маневры танка: он периодически оказывается сзади — это Метафорическое понятие вот этого самого нацизма, который может проснуться вне всякой бдительности. И финал Шахназарова ведь вполне линейный: словами Найденова он наверное озвучил свои мысли: Если этот танк не сжечь, он проявит себя через 50...100 лет. Это очень тяжёлая и глубокая тема. Экранизацию оценила на 10/10. И в планах есть такое желание — прочитать первоисточник.

цитата Крафт

Ну, а кроме того само название романа Бояшова какбэ намекает, сравните:
«Моби Дик, или Бе́лый кит» — Танкист, или «Белый Тигр»

Да, очень похоже. По стилистике и особой окраске тоже похоже. Ещё раз спасибо за подробные пояснения. Искренне благодарю:beer:
 


Ссылка на сообщение24 июля 2020 г. 10:27

цитата neo smile

Из Вашего коммента могу предположить, что Вам не хватило какой-то глубокой атмосферности именно в экранизации, да?

Нет, там батальная сцена получилась совсем слабой, а хотелось чего-то, похожего на более поздний «Т-34» с Петровым.

цитата

когда допрашивали пленного немца, он с уверенностью сказал, что у них никогда не было на балансе такой машины.
Это практически единственное, что осталось от демонической сущности «Белого Тигра» в фильме.

цитата

Ещё раз спасибо за подробные пояснения. Искренне благодарю

:beer:


⇑ Наверх