Стимпанк


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Стимпанк»

Стимпанк

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 13 ноября 2015 г. 22:58  

цитата AndT

И еще, забывается один немаловажный момент: стимпанк — отражение скрытого конфликта человека и машин эпохи НТР.
расшифруйте, если можно — где, в каких книгах, в чем характеризуется этот конфликт. А то звучит как-то архаично.


авторитет

Ссылка на сообщение 16 ноября 2015 г. 10:08  

цитата ааа иии

расшифруйте, если можно — где, в каких книгах, в чем характеризуется этот конфликт. А то звучит как-то архаично.


От перенасыщенности жизни и быта машинерией и "побеге" к природе от "благ цивилизации" у А.Робида до механизированных трупах у В.Ропшинова, — вечный страх человека что deux ex machina на самом деле окажется его антагонистом (как алхимическая машинерия у Далквиста). Не только порыв к крушению отнявших работу станков, но и переломный момент, когда традиционный уклад вытесняется новым общественным строем, в котором машины — лишь верхушка айсберга. Мысль о том, что цивилизация несет не только блага, но и таит в себе новые угрозы, наследие киберпанка, из которого вырос стимпанк. Человек и машина, живое и неживое, благо новых технологий и боязнь превращения/изменения человечества в нечто невообразимое в связи с их влиянием.


авторитет

Ссылка на сообщение 16 ноября 2015 г. 10:15  

цитата ullaeg

Вот категорически я с вами не согласен. Лично я ставлю не на конфликт, а на смятение чувств и преодоление препятствий (практически на любовь, только к машинам ).


Чувств к машинам нет. Они — как фон, как элемент пейзажа, декорации, маркер эпохи. Символ, но не фетиш.:-)


миротворец

Ссылка на сообщение 16 ноября 2015 г. 10:20  

цитата AndT

Чувств к машинам нет.

А по моему для написания Стимпанка желательно техническое образование. Что бы механизмы чувствовать.
–––


авторитет

Ссылка на сообщение 16 ноября 2015 г. 10:24  

цитата тессилуч

А по моему для написания Стимпанка желательно техническое образование. Что бы механизмы чувствовать.


Согласен, что чувствовать, но не обожествлять шестеренки и клапаны. С момента их "фетишизации", на мой взгляд, начинается деградация литературного явления (к модингу флэшек etc. это не относится).


авторитет

Ссылка на сообщение 16 ноября 2015 г. 15:51  

цитата AndT

Чувств к машинам нет. Они — как фон, как элемент пейзажа, декорации, маркер эпохи. Символ, но не фетиш.
Это жаль. Чувства необходимы для ясного описания мотивации тех или иных персонажей, без них (чувств) мотивация поддается описанию с большим трудом, часто побуждая пишущего к заимствованиям, как ему кажется, "верных" и "правильных" чувств персонажей у других, как ему кажется, "успешных" коллег. Вот тут-то и случается крах. Машины в этом смысле не исключение...

цитата ааа иии

Просматриваться-то просматривается — дирижабли, поезда, паровые роботы на фоне простых чувств и старомодных нравов, некие знаменитости прошлого... все признаки налицо и из всего прочитанного стимпанка именно этот зомби-вестерн ближе всего к "Машине различий". Жаль, что дальнейших переводов цикла не ожидается.
Ой ли? Всё описание суперпаровоза "Дредноут" ушло в свисток буквально: ни о чём, кроме свистка размером с бочку (авторская такая деталь), мы о нём так и не узнали. ;-)


авторитет

Ссылка на сообщение 16 ноября 2015 г. 16:21  

цитата ullaeg

Это жаль. Чувства необходимы для ясного описания мотивации тех или иных персонажей, без них (чувств) мотивация поддается описанию с большим трудом, часто побуждая пишущего к заимствованиям, как ему кажется, "верных" и "правильных" чувств персонажей у других, как ему кажется, "успешных" коллег. Вот тут-то и случается крах. Машины в этом смысле не исключение...


Если говорить о соответствующей эпохе, то чувства к машинам не могут быть "нежными" или "восторженными".
В этом плане "Шерли" Щарлотты Бронте про луддитов (участники стихийных протестов, проходивших в конце 18-го и начале 19-го века против внедрения машин в ходе промышленной революции в Англии, которые считали, что их рабочим местам угрожает опасность. Часто протест выражался в погромах и разрушении машин и оборудования) тоже можно опосредовано причислить к предтечам стимпанка.

Тот же "Князь механический" Ропшинова ясно дает читателю понять: машины — от лукавого!


авторитет

Ссылка на сообщение 16 ноября 2015 г. 16:49  

цитата ullaeg

Ой ли? Всё описание суперпаровоза "Дредноут" ушло в свисток буквально: ни о чём, кроме свистка размером с бочку (авторская такая деталь), мы о нём так и не узнали.


Верно, автор не фетиширует паровозы и паророботов — они часть окружающей героев действительности. Так герои "Войны и мира" на поле боя тоже не уделяют внимания деталям пушек и пистолетов, а непосредственно сражению и своим ощущениям во время него.


авторитет

Ссылка на сообщение 16 ноября 2015 г. 17:58  

цитата AndT

Если говорить о соответствующей эпохе, то чувства к машинам не могут быть "нежными" или "восторженными".
А этого и не нужно. Они просто должны быть. Вопрос чисто технический: без правильного подбора чувств автор бессилен построить сколь-нибудь достоверную мотивацию мыслей и поступков персонажа, а, следовательно, бессилен и в прочем. И если в других отраслях и жанрах литературы есть свои наработанные шаблоны "чувств", которые дают автору шанс (при определенном усердии) не потерять лицо, то для стимпанка таковых пока нет. И на это скажу я, что это хорошо. 8-)

цитата AndT

Верно, автор не фетиширует паровозы и паророботов — они часть окружающей героев действительности. Так герои "Войны и мира" на поле боя тоже не уделяют внимания деталям пушек и пистолетов, а непосредственно сражению и своим ощущениям во время него.
Герои "Войны и мира" не уклоняются от реальности (книги), как делает это героиня "Дредноута", они в ней живут, они её видят, они о ней думают. А в "Дредноуте" мало того что капитан дирижабля закрыт шторкой от героини, так она ещё и демонстративно не смотрит в ту сторону. При таком количестве "игнора" к действительности книги любой жанр накрениться и потонет... в том числе и стимпанк.


философ

Ссылка на сообщение 16 ноября 2015 г. 20:58  

цитата AndT

"побеге" к природе от "благ цивилизации" у А.Робида до механизированных трупах у В.Ропшинова, — вечный страх человека что deux ex machina
"Конфликт человека и машины" и "бегство к природе" — абсолютно разные вещи.
К природе бегут не от машин, а от людей — отшельничество, анахоретство и т.п. крайне распространены в немашинных культурах. Страх перед ожившими мертвецами? Каменный век.

цитата AndT

Мысль о том, что цивилизация несет не только блага, но и таит в себе новые угрозы, наследие киберпанка, из которого вырос стимпанк
Ну ёлы-палы. Да киберпанка и в помине не было, когда в 1909 году остановилась Машина Форстера. Война в воздухе, Республика Южного Креста, Железная пята, Шар и крест, Машина времени .. Это общее место даже в западной культуре, не говоря про даосов.
Стимпанк наоборот, — разновидность тоски по "золотому веку", под которым подразумевается Европа до Первой мировой. Люди вежливы, культурны. машины понятны 9ах, эти паровозы!), великие свершения и много прислуги.
Именно над таким восприятием хохочут Гаррисон в "Трансатлантический тоннель, ура!", Баллантайн в "Министерстве особых происшествий" — если сравнить, то "Машина различий" Гибсона и Стерлинга будет роднее Келлерману, чем им.


философ

Ссылка на сообщение 16 ноября 2015 г. 21:03  

цитата ullaeg

Ой ли? Всё описание суперпаровоза "Дредноут" ушло в свисток
Напрасно Вы так написали. Там такой снегоочиститель — закачаешься! А описание межвагонных переходов? тоже в свисток?

цитата AndT

Так герои "Войны и мира" на поле боя тоже не уделяют внимания деталям пушек и пистолетов
Толстовские описания псовой охоты и пирушек против этой точки зрения.


авторитет

Ссылка на сообщение 17 ноября 2015 г. 09:36  

цитата ааа иии

"Конфликт человека и машины" и "бегство к природе" — абсолютно разные вещи.
К природе бегут не от машин, а от людей — отшельничество, анахоретство и т.п. крайне распространены в немашинных культурах. Страх перед ожившими мертвецами? Каменный век.


Бегут к природе в бретонский заповедник, чтобы отдохнуть (это было сказано к книге А.Робида "20 век Электрическая жизнь", устав от этой самой "электрической жизни". Страх не перед ожившими мертвецами с механическими моторами-сердцами у Ропшинова, а о том, что породняясь с машинами, люди теряют свою человечность (фактически, душу).

цитата ааа иии

Ну ёлы-палы. Да киберпанка и в помине не было, когда в 1909 году


Именно. Есть прото-стимпанк и стимпанк (и пост-стимпанк, теперь). При этом капитан Немо спокойно подключается к телеграфной линии колонистов в "Таинственном острове", осуществив таким образом, хакерское вторжение, да еще и транслировал им свое послание.
Поэтому и стоит, наверное, разделить, как Берлинской стеной, ту литературу, что была до "Машины различий" и после. То, что было до — по сути своей, футуризм или научная фантастика (сейчас воспринимаемая как ретрофутуризм), то что после — киберпанк и его производные, постмодернистская фантастика с поправкой на историческую ретроспективу (это о стимпанке).


авторитет

Ссылка на сообщение 17 ноября 2015 г. 09:45  

цитата ааа иии

Толстовские описания псовой охоты и пирушек против этой точки зрения.


Каждый писатель по-своему видит окружающий мир: кто-то силен в батальных сценах, кто-то в описании бытовых мелочей (то есть в том, кому что ближе). Книги Прист интересны в первую очередь людьми и ретро-атмосферой, при этом "пересчет заклепок" на паровозах от нее был бы, мягко говоря, странен. Да, автор — женщина, и в основном описывает эмоциональные реакции героев в окружающем их мире. Но к чему подробно описывать кабины дирижаблей и паровозов, если смысл происходящего не в них?


авторитет

Ссылка на сообщение 17 ноября 2015 г. 09:49  

цитата ааа иии

Ой ли? Всё описание суперпаровоза "Дредноут" ушло в свисток


Для сравнения, околостимпанк "Рельсы" Чайны Тома Мьевиля: несмотря на то, что автор увлечен поездами, внятного описания самих транспортных средств в книге практически нет.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 17 ноября 2015 г. 10:25  
Попался в последнее время хороший сборник рассказов "Шпаги и шестеренки", много аффторов, есть из чего выбрать. Мне там понравился рассказ Майка Гелприна.


авторитет

Ссылка на сообщение 17 ноября 2015 г. 11:09  
Mishel5014

Это второй сборник из серии отечественного паропанка. Недавно вышел новый, 3й "Бомбы и бумеранги" (и там есть Гелприн:) ):



https://fantlab.ru/edition159599


философ

Ссылка на сообщение 17 ноября 2015 г. 12:30  
AndT А первый какой?


миротворец

Ссылка на сообщение 17 ноября 2015 г. 12:33  
–––
42


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 17 ноября 2015 г. 17:19  
Интересно. Спасибо, поищем! )) Из отечественного еще помнится "Бессердечный" Корнева — очень добротный и необычный паропанк с мистикой.


философ

Ссылка на сообщение 17 ноября 2015 г. 21:02  

цитата AndT

породняясь с машинами, люди теряют свою человечность
Да. Потеря души, подмена органов на камни... Каменный век. Или романтики — Андерсен, Гауф....

цитата AndT

то что после — киберпанк и его производные, постмодернистская фантастика
Киберпанк оказался значительно более слабым ростком постмодерна, чем паропанк, надо заметить.

цитата AndT

Каждый писатель по-своему видит окружающий мир: кто-то силен в батальных сценах, кто-то в описании бытовых мелочей
Не совсем так. Батальные сцены могут быть переданы через мелочи, а могут через общую картину. Это не зависит от сильных или слабых сторон писателя, так как может определяться модой или выбранным стилем.
А вот что пишущего об аристократии проверять надо не по ТТХ пушек — это да.
Страницы: 123...6061626364...9899100    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Стимпанк»

 
  Новое сообщение по теме «Стимпанк»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх