fantlab ru

Все отзывы посетителя ilia-ken

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  15  ] +

Альфред Бестер «Тигр! Тигр!»

ilia-ken, 27 октября 2017 г. 15:10

Роман «Тигр! Тигр!» без сомнения увлекательное произведение, напичканное множеством идей, подробная проработка каждой из которых вполне может привести к появлению самостоятельных фантатических произведений. Роман читается легко, он динамичен, непредказуем; его антураж совершенно не устарел с момента написания — а ведь прошло 60 лет! В то же время роман не лишен недостатков, причем в отзывах почему-то упоминается «рваное, обрывочное повествование», которое затрудняет восприятие. Не знаю, у меня с восприятием проблем не возникло — тут, как говорится, на вкус и цвет...

С моей точки зрения, наибольшим минусом романа является подмена реальных путей решения человеческих проблем книжными «ходами». Например, главный герой Гулли Фойл проповедует: «Простого человека слишком долго бичевали и вели такие одержимые, как мы… необузданные, неукротимые люди… люди-тигры. Они все время подхлестывали мир. Мы все тигры, все трое. Но кто мы такие? Какое право мы имеем решать за всех? Пусть мир сам выбирает между жизнью и смертью. Почему мы навьючены такой ответственностью?»

Думаю, очевидно, что предоставление доступа к атомной бомбе любому человеку на планете Земля неизбежно приведет к тому, что кто-нибудь обязательно ее применит. А если дать возможность уничтожить весь мир, то найдется фанатик, больной человек, концептуалист и пр., который захочет уничтожить мир/вселенную. Таким образом, несмотря на отказ от мести, действия Гулли Фойла становятся еще менее адекватными окружающей действительности — под удар он ставит уже все человечество. Его выходка с пирЕ больше напоминает реакцию на внешние раздражители, чем хорошо продуманный план действий; а устремление передать сверхспособности людям (сняв с себя ответственность за последствия) приведет к катастрофе. Мы помним, что обычное джантирование чуть не погубило человечество — и только усилия тигров-людей (по терминологии ГГ) выровнили баланс; что же произойдет, когда человечество научится

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
джантировать во вселенной и во времени (да еще с пирЕ в кармане)?

Альфред Бестер косвенным образом пытается ответить на этот на вопрос: в книге ГГ на пару минут оказывается в будущем, в котором вроде бы все нормально, т.е. цивилизация сохранилась, несмотря на... Однако очевидно: последствия действий Гулли Фойла (пирЕ!) будут устраняться спецслужбами (об этом Альфред Бестер сознательно не упоминает), а 30 лет — не слишком большой промежуток времени, чтобы быть в чем-то уверенным. Особую пикантность действиям Гулли Файла придает его разговор с роботом — существом без чувств и морали, который единственный поддержал ГГ в его устремлениях. Среди людей таковых не нашлось. Таким образом книжное «пусть мир сам выбирает между жизнью и смертью» — разбивается о неумолимость того факта, что без тигров, отвечающих за сохранность человечества и подчищающих за остальными «тиграми», все полетит в тартары. Следовательно, откровения ГГ, пусть просветленного, к реальности отношения не имеют. А если и имеют, то только к реальности книжной.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Пикник на обочине»

ilia-ken, 22 февраля 2017 г. 15:39

Понимание основной идеи «Пикника» заключается в финальном монологе сталкера, в котором он просит «счастья для всех… даром». Данный монолог не выглядит фальшиво или легковесно из уст циника и барыги, поскольку Стругацкие последовательно «награждали» главного героя опытом потерь и страданий. Зона же в повести является инструментом такого награждения. Эта «фишка» Стругацких прослеживается во многих произведениях. Зона, Град обреченный, Странный лес, из которого нет выхода и т.д. – суть одно и тоже. Если же инструмент лишить назначения, то он превращается в бутафорию – игровую, сериальную, книжную. К сожалению, повесть чаще всего воспринимается именно на бутафорском уровне, при этом внутреннее преображение героя остается за скобками. А ведь именно это является главным авторским посылом читателю.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Шон Уильямс, Шейн Дикс «Наследники Земли»

ilia-ken, 22 октября 2016 г. 00:37

После прочтения первых двух книг трилогии долго не хотел начинать третью — «Наследники Земли» — ибо с полным основанием ожидал все тех же необязательных диалогов, бесконечной рефлексии героев, а также отсутствия хотя бы намека на динамичность сюжета. По-хорошему, авторам следовало бы объединить первые две книги в одну, опустив второстепенное и сконцентрировавшись на сценах разгрома солнечной системы и битвы при Бейде как осевых для объединяемого материала. В этом случае книге с полным основанием можно было поставить высокий балл. К сожалению, не случилось.

Тем больше было удивления, когда взятая для прочтения третья часть «рванула» в сюжетном развитии с места в карьер; а перевалив за середину, начала буквально фонтанировать «космооперными» сценами. Такое ощущение, что изначально планировались четыре книги вместо трех. ))

Что касается фабулы, то ее нет, точнее, фабул слишком много, чтобы детально рассматривать каждую из них: тут и слабость человечества относительно огромной вселенной; и необходимость изменения своей природы — для выживания все в той же вселенной; и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вопросы научного порядка: теория «обратного времени», появление цивилизаций из иных вселенных; и намеки на неизбежный симбиоз землян с другими цивилизациями, который рано или поздно состоится, если, конечно, люди выживут. А также нравственные вопросы, выражаемые главным образом через противостояние циничного индивидуалиста Эксфорда и Кэрил Хацис, возложившей на себя бремя такой ответственности, который сама не выдерживает.
Кто из них в итоге станет истинными наследником Земли, покажет время. Пока же ответ совсем не очевиден.

Вывод: тем, кому хватило терпения на прочтение первых двух книг, безусловно, стоит прочитать и роман «Наследники Земли», который в каком-то смысле компенсирует недостатки предыдущих частей трилогии.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Роберт Силверберг «Человек в лабиринте»

ilia-ken, 28 июля 2016 г. 10:37

Хорошее название у романа — «Человек в лабиринте». Каждый из нас заперт в собственном (внутреннем) лабиринте, который не прощает ошибок, ибо наказание следует неотвратимо — в виде сомнений, осознания собственной слабости, борьбы с самим собой, бессонных ночей, раскаяния и пр. Находясь в лабиринте своего «я», герой никак не может простить человечеству вынужденного одиночества — это разъедает его изнутри. Он пытается найти выход, но от себя не уйти — в отличие от лабиринта физического. В итоге он, уже измененный, возвращается на Лемнос — «из любви к человечеству». То есть уже не из той любви, которая наполовину смешана с эгоизмом и самовозвеличиванием; а другой, в которой эгоизм отсутствует, как отсутствуют и страсти, иссушающие душу. Подобно духовным подвижникам прошлого, совершавшим чудо для людей, а потом возвращавшимся в горы, пустыни или леса (туда, где невозможно напитаться людскими страстями, мешающими ВИДЕТЬ себя), герой возвращается в свою лемносовскую «келию», чтобы, возможно, снова выйти оттуда, когда людям понадобиться помощь.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ханну Райаниеми «Квантовый вор»

ilia-ken, 19 июля 2016 г. 13:00

Впервые в жизни мне совершенно нечего сказать по поводу прочитанного. И дело не в том, плох роман или хорош. Дело в концепции, которая сводится к тому, что сущность человека (и даже Бога!) определяется технологией. Сегодня человек рассуждал так-то и делал то-то, завтра с ним проделали манипуляции (например, превратили в Спокойного) и прежний человек исчезает — вместо него возникает некто с новыми способностями и целями. В таком мире довольно странно (если не сказать, искусственно) звучат слова о том, что череда трансформаций не затрагивает основу человека — личность, которая с годами становится все менее подверженной изменениям. То есть в мире, где нет ничего неизменного, где даже история общества, место обитания и образы людей подделаны, личность — самое реальное, что может быть? Звучит красиво, но парадоксально, и возможно, этот парадокс сознательно введен автором. Не скрою, мне по душе иная концепция, согласно которой технология — это инструмент развития личности, а не ее кристаллизации либо преобразования в чужеродную сущность. Именно поэтому главный герой с его стремлением найти потерянную часть своего «я» в «стране чудес» / «зазеркалье» (по Кэроллу) — вызывает некоторое живое участие. Но это, пожалуй, все что можно сказать о восприятии героев после прочтения, ибо они не герои вовсе, а смесь технических наворотов с воспоминаниями и реакцией на внешние раздражители. Что касается научно-фантастической составляющей книги, то она на высоте, причем такой недосягаемой для рядового читателя, что многое пропускается без каких-либо попыток осмысления сути и деталей. Если Ханну Райаниеми хотел добиться именно этого эффекта, то ему удалось на все 100%.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Роберт Силверберг «Ночные крылья»

ilia-ken, 19 июля 2016 г. 10:55

Читая роман, необходимо делать скидку на год его издания (1969). Многие из изобретений, упоминаемых в книге, воспринимались тогда как нечто далекое от реальности, что придавало произведению Силверберга фантастический антураж. Плюс пришельцы, образы которых, впрочем, почти не запоминаются (в художественном и антропоморфном смысле). Сегодня же фантастическая часть выглядит очевидно слабой. По большому счету, роман превратился в притчу. Возникают и исчезают персонажи, подверженные собственным страстям; неспешно меняются локации — города Рам, Парриш, Иорсалем — тени знакомых городов; даются исторические описания взлета и падения людской цивилизации; однако главным героем был и остается внутренний мир Наблюдателя. Именно он заставляет героя идти паломником в Иорсалем; именно он претерпевает обновление/очищение от скопившейся за годы странствий скверны. И именно он в итоге сохраняет жизнь самому произведению Силверберга. Плоть же героя как нечто второстепенное меняется лишь потому, что это нужно Провидению.

Несмотря на имеющиеся недостатки, роман Силверберга может оказаться глотком воздуха для утопающих в безжизненном пространстве современной фантастики, лишенной человечности в угоду построения холодных, рассудочных, почти научных прогнозов о том, к чему ведет технический прогресс и/или контакт с иным разумом. Именно ЯВЛЕНИЯ (прогресс и контакт) являются сегодня главными персонажами, воплощёнными в новых (сверх)способностях условного индивида, чей внутренний мир, как правило, почему-то ущербен и полон отчужденности. Выражаясь чеховским языком, современная фантастика «человека забыла», а потому возвращение к истокам необходимо, как необходимо очищение для внутреннего мира Наблюдателя.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Сергей Снегов «Экспедиция в иномир»

ilia-ken, 11 июня 2016 г. 16:56

Нашел!!!! Фантастика моего детства! Нашел!! Спасибо создателям сайта!

Оценка: 8
– [  7  ] +

Питер Уоттс «Ложная слепота»

ilia-ken, 12 ноября 2015 г. 13:06

Это роман об отчужденности людей друг от друга. Есть ГГ и есть все остальные — с таким же бессмысленными наборами генов, сформировавшимися случайным образом. Наука убила Бога, т.е. убила объединяющее — перед таинством неизбежного конца — начало. Конца тоже нет — есть медленное угасание сознания в виртуальном мире. Все бессмысленно. Все буднично. Любой нравственный закон можно переиначить, поскольку природе плевать на нравственность.

Нет смысла. Есть только отчужденность людей друг от друга, которая пропитывает все повествование книги. Отчуждённость интеллектуальная, эмоциональная, физическая и т.д. Фактически книга представляет собой энциклопедию всех возможных видов отчужденности, какие только могут быть у людей между собой, у людей с другими видами, и даже у людей с инопланетными созданиями. И вот на фоне этого поется гимн бессознательному — ибо разум отчуждает, а подсознание — объединяет. Нелепо, смешно, но у автора не нашлось других ответов на вопрос о том, как жить в подобном мире. Космос ответил: только бессознательное, а вы, люди, обречены.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Альфред Бестер «Тигр! Тигр!»

ilia-ken, 18 октября 2015 г. 12:04

Альфред Бестер — гениальный фантаст, надолго опередивший свое время. К сожалению, написал он очень мало, поэтому менее известен, чем Азимов, Хайнлайн и прочие классики фантастической литературы. Роман «Тигр! Тигр!» — это роман о мстителе, который преодолевает себя, обретая настоящую цель, и это делает его Человеком.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Джон Скальци «Обречённые на победу»

ilia-ken, 7 августа 2015 г. 21:35

100%-но подростковый фантастический роман. Это не плохо, и не хорошо — это дань возрасту читателя, а заодно и писателя, ибо Джон Скальци в свои 35 (на момент издания романа) внутренне так и остался подростком. «Уши» автора-подростка лезут из всех щелей. Тут и прямолинейное динамичное повествование, и не обремененные философской нагрузкой диалоги, и безмерное прощение героем самого себя, и эротика в отдельных главах — где по поводу, а где и без повода; и схематично-забавные зарисовки инопланетных существ и т.д. Перечислять можно бесконечно.

Конечно, никакого сравнения роман Скальци со «Звездным Десантом» Роберта Хайнлайна не выдерживает. «Звездный Десант» — это военная беллетристика в фантастическом антураже, крупное художественное произведение о взрослении главного героя — в условиях войны с иной цивилизацией. Написан «Звездный десант» уже зрелым Хайлайном (ему было 51), при этом автор не понаслышке знал, что такое армия. А роман Скальцы...

Если Вы перечитали все фантастические книги 20-21 века; если вы подросток; если вам надоело напрягать могзги и есть свободное время; если в конце концов Вы вновь хотите вновь ощутить себя подростком, роман Скальцы — это то, что вам нужно. В остальных случаях можно поберечь глаза и время.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Брюс Стерлинг «Распад»

ilia-ken, 30 июля 2015 г. 00:34

Во время прочтения книги ловил себя на мысли, что роман имеет не столько развлекательную, столько познавательную ценность.

В книге нет безудержного экшена, стрелялок, странных существ из глубин космоса и прочих неизменных для занимательной фантастики атрибутов. Вместо этого приводится скрупулезный художественный анализ политической кухни государства — в данном случае, США образца 2044 года — в условиях РАСПАДА всех государственных институтов. По-сути, распад нужен автору лишь постольку, поскольку он позволяет глубже, детальнее вникнуть во взаимосвязь между различными общественными процессами, а заодно показать влияние принимаемых политиками решений на эти процессы. Учитывая год издания романа (1998), логично сделать вывод, что вдохновение автор черпал из истории распада СССР и восточного блока. Это, впрочем, не удивляет, ибо роман фантастическим является лишь отчасти. Удивляет другой факт: в основе распада автор разглядел только технологическую составляющую, оставив за скобками несовершенство самого человека, неспособного разумно распоряжаться возможностями, предоставленными наукой. Причем роман пестрит примерами такой неразумности, однако автор упрямо ищет выход из кризиса не в нравственном преобразовании общества, а в техническом апгрейде человека (двойном мышлении); а на уровне общества в целом — в старых и малоприятных читателю политических трюках и в наказании откровенных негодяев. Очевидно, что данные рецепты, мягко говоря, ничего не решают, ибо система ценностей человечества, теряющего человечность, может привести лишь к новому распаду.

В целом твердая 7.

Оценка: 7
⇑ Наверх