fantlab ru

Все отзывы посетителя leola

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  15  ] +

Деннис Тейлор «Мы — Легион. Мы — Боб»

leola, 20 октября 2018 г. 20:55

Итак, вполне себе гениальный гик из наших дней Боб Йоханссон крайне удачно зарабатывает деньжат на продаже софта, тут же заключает договор с крионической компанией, которая в случае его смерти сохранит его мозг до лучших времен, и готовится наслаждаться жизнью без забот. Вот только вскоре попадает под машину и приходит в себя уже в 2133 году. Без тела. Без прав. Загруженным в компьютер сознанием, из которого хотят сделать ИИ космического зонда для поиска нового дома для землян.

Такая себе перспективка. Особенно учитывая, что кандидатов (таких же бестелесных мозгов) пять штук, и четверых неудачников просто сотрут. Боб еще не решил, кто или что он есть, но уже не хочет кануть в небытие, а потому весьма активно борется за место под солнцем. Даже если это означает, что ему придется десятилетиями в одиночку бороздить просторы вселенной и стать мишенью для зондов других стран, жаждущих выиграть в очередной гонке.

Ну и как понятно из названия, один Боб все же не остался. Через десяток лет, достигнув оговоренной звездной системы с потенциально обитаемыми планетами, он настрогал еще зондов, рассовал по ним резервные копии себя, и заверте...

«Боб был не просто куском мяса, а человеком. Человеком со своей историей, желаниями, мыслями, целями и убеждениями. Всем, что копилось тридцать один год. Мясо мертво, но то, что отличало Боба от бурундука, живет. Во мне. Я Боб. Ну или по крайней мере важная его часть».

Боб (Бобы) — уникальный персонаж. Он саркастичен и реалистичен. А еще донельзя человечен, хотя даже изначальный ИИ Боб, отправленный в космос, лишь копия с копии мозга погибшего Роберта Йоханссона, а уж его клоны и вовсе совершенно самостоятельные создания, каждый из которых перенял только определенные качества, что позволяет легко отличать одного от другого в тексте. Бобы шутят, общаются, осваивают космос, не унывают, ну и спасают человечество, куда без этого. Они много размышляют на тему личности и сознания и так же много стебут собственные недостатки. Боб сразу признается, что жутко незрелый, несмотря на тридцать один прожитый в теле год, а еще он фанат фантастики... так что можно представить, на что похоже путешествие по космосу подобного размноженного персонажа. Скажем так: в стремлении создать настоящих вулканцев Боб не побрезгует назвать новую планету для земных колонистов Вулканом))

Отдельно повеселила геополитическая ситуация в мире будущего. После третьей мировой России уже нет, ага. Часть ее захапана Бразильской Империей, часть — Китаем. Впрочем, Штатов тоже нет, и вообще все сложно. С другой стороны, читаешь, как бедного Боба атакуют китайцы и бразильцы, да радуешься, что в кои-то веки не русские с американцами носами меряются.

Еще автор и сам прогер и ярый фанат НФ, так что здесь все тоже очень красиво и грамотно, и для желающих апгрейдить эту сторону языка книжка — самое оно.

Из минусов: как таковые приключения только начинаются (и плевать, что за первую книгу проходит 55 лет), и по сути эта трилогия — один громадный роман, условно разбитый на три части. Я предпочитаю боле обоснованное деление и сейчас немного ворчу, потому что сразу надо браться за продолжение...

Но это мелочи жизни. В остальном — чудесный образчик жанра, и я удивлена, что прежде даже не слышала об авторе и наткнулась на него случайно, хотя на GR серия весьма популярна.

Что вас ждет: ботанский юмор, много философии, много космоса и много... Бобов. Можно выбрать любимчика.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Хэйди Хэйлиг «For a Muse of Fire»

leola, 18 октября 2018 г. 22:58

Весь мир – театр, говорят в народе.

Но эта сцена в рисовых полях

Для всей Вселенной может стать приютом.

Ведь на простой бамбуковой платформе

Владычица теней рисует сказку,

Сама сокрыта шёлком, а за нею

Взлетают искры в бархатное небо.

Вспотевший лоб, в глазах восторга пламя.

И пляшет тьма для огнеликой музы.

По бледному холсту струятся тени,

Сплетаясь, будто чары, в нить историй:

И в них драконы рвут волков когтями,

Крестьянин вдруг на царский трон восходит,

А сами боги – жизни, смерти, знаний –

Гуляют среди смертных, что им служат.

Толпа зевак за шёлковой завесой,

Попав в сей мир, о прочем забывает:

О том, как процветают чужестранцы,

А им таких богатств не получить.

Как в тёмных джунглях прячутся повстанцы.

И как солдаты скоры на расправу.

Уж лучше от тревог укрыться в сказке.

Для многих только это и доступно.

И потому весь час ликует зритель,

В сто голосов рыдает и смеётся.

Аплодисменты как муссонный ливень

Питают влагой жаждущую землю.

Все чествуют её, теней хозяйку,

Что вырвалась из сгубленного края,

Как феникс ввысь из скорлупы и пепла

Или душа из сломленного тела.

Так начинается эта история. Нет, не так. Сначала, как и положено в театре, нам представляют персонажей, да представляют так, что уже не получится просто закрыть книгу и не заглянуть хотя бы на следующую страницу, а вот там уже такой своеобразный пролог.

Я не буду долго говорить о сюжете, ибо в чем-то он весьма банален, автор открыто пользуется шаблонами жанра, просто оборачивает их в необыкновенно яркую и атмосферную упаковку. За основу взята французская экспансия Юго-Восточной Азии века эдак девятнадцатого. В роли Франции выступает Аквитан, в роли захваченной страны – Чакрана. Конечно, это лишь фантазия на заданную тему, а не альтернативная история, потому в Аквитане и Чакране намешано много всякого, что их отнюдь не портит. Зато при чтении можно нехило прокачать французский язык, ибо французских словечек автор навтыкала предостаточно, и притом они каким-то чудом не задавили восточный колорит.

Итак, аквитанцы захватывают очередную колонию для своего императора, чакранские повстанцы бегают по джунглям и рисовым полям, отстреливаются и устраивают взрывы. И на фоне этого типичного для янг адалата бунта разворачивается история главной героини – Джетты.

Джетта и ее родители (а когда-то и брат) – актеры театра теней. Их труппа лучшая в стране, а то и в империи. Вот только главный секрет их успеха может стоит Джетте жизни – она в одиночку управляет марионетками, так как своей кровью привязывает к ним души умерших. Это запрещенное некромантское искусство, за которое неминуема казнь.

Своими выступлениями семья Джетты надеется заполучить приглашение в Аквитан, где театр теней нынче в большой моде. Рвутся они туда не просто так, а в поисках лекарства от недуга героини (как и автор она страдает биполярным расстройством). Но, угодив в разборки мятежников и армии, они теряют шанс, и, как говорится, заверте... Джетта знакомится с Лео – молодым владельцем театра-кабаре (он же контрабандист), и все глубже увязает в мировых разборках, попутно меняя свое мнение и о повстанцах, и о захватчиках.

В общем-то, все остальное делают персонажи и подача материала.

Перед нами настоящий спектакль: роман разбит не только на главы, но на акты и сцены. Повествование от лица Джетты (в настоящем времени) перемежается с кусками пьесы, телеграммами, афишами, картами, даже нотами. Все вместе это складывается в невероятную картину мира, атмосферную, словно нарисованную тенями на шелковом полотне.

В каждом, даже самом второстепенном персонаже, автор раскрывает какую-то болезненную тему. Те же девушки из театра Лео, эдакие секс-работницы определенной эпохи, представлены в довольно неожиданном ключе (и блин, какие ж они получились классные).

Генералы, солдаты, безумный мальчик-король, актеры, тени и некромантия...

Это было очень красиво, увлекательно и необычно. И я даже рада простому сюжету, ибо окажись он посложнее, такая подача не сыграла бы, лишь запутав и отвратив читателя.

Жду продолжения серии (планируется трилогия).

Оценка: 10
– [  20  ] +

Ребекка Куанг «Опиумная война»

leola, 18 октября 2018 г. 22:54

Если честно, очень сложно собраться с мыслями, чтобы написать хоть сколько-нибудь внятный отзыв на эту историю, потому что меня распирает от эмоций. Я нарочно не читала чужие впечатления и готовилась к эдакой магической академке в азиатском антураже. А получила мощнейшее эпическое фэнтези о войне без романтизации, с кровавыми подробностями, становлением героини, шаманизмом и морем невероятных событий и персонажей.

Эта история сироты Рин, которую воспитывают в одной из отсталых никанских провинций торговцы опиумом. Они используют ее в качестве счетовода и посыльного, а затем и вовсе собираются выдать замуж за старика, который в силах превратить их дельце в процветающую монополию. Единственный шанс Рин избежать незавидной участи — сдать экзамены на обучение в одной из академий. Точнее, ей нужно сдать экзамены лучше всех, ибо бесплатное обучение лишь в военной школе Сайнгард, а туда отбирают самых лучших. В успех Рин не верят. От нее ничего не ждут. Но Рин, заручившись поддержкой местного учителя и включив на всю мощь свое самоубийственное упрямство, все же добивается своего. Даже не подозревая, что эти экзамены — ерунда по сравнению с тем, что ждет ее дальше.

Сайнгард готовит не солдат, а полководцев. Генералов и министров. Стратегов. И учатся там дети этих самых генералов и министров, которые начали подготовку, едва встав на ноги. Рин им не ровня. Она женщина. Она сильно отстает по всем фронтам, особенно в боевых искусствах. И она даже внешне отличается от изящных светлокожих снобов — коренастая, темная, грубая крестьянка. И все же именно ей предстоит сыграть решающую роль в грядущей войне.

Первая часть романа, посвященная обучению, достаточно безобидна, но безумно увлекательна. Рин учится на грани человеческих возможностей, заводит друзей и врагов, а мы в это время познаем мир и героев. А еще в первой части совсем нет магии — есть лишь легенды о богах и древних героях, в которых уже никто не верит. Есть байки о шаманах, вершивших немыслимое. И надежда Рин на то, что она сможет стать таким шаманом.

А во второй части начинается война, и автор перестает щадить читателя. Мы сталкиваемся со всеми ее ужасами и лишениями, с героизмом и трусостью. И превращением Рин из упрямой целеустремленной ученицы в настоящую... железную стерву, жаждущую божественной силы, но не для самоудовлетворения, а для победы. Ее предупреждают, что боги не даруют мощь просто так, что за подобный союз шаману придется расплачиваться, но Рин все равно выбирает самого жестокого из богов — Феникса — и таки получает его огонь.

Дальнейший ее путь не будет простым. Но это не одна из девочек из слащавых сказок, что пришли стать воинами, потом встретили брутального мужика и, сложив лапки, побежали рожать детей. Рин изначально знает, куда и зачем пришла. И она готова повести за собой народ.

Читая, не могла не вспоминать «Эону» Гудман, ибо настроение во многом похоже, и здесь мы от души хлебнем шовинизма, нацизма и многого другого. Но все же мир «Маковой войны» более продвинут. Персонажи мыслят куда современнее, и «молчать, женщина!» здесь не то чтобы норма — все же правит императрица. Ну и в героине куда меньше рефлексии и больше внутренней силы — хотя и эгоизма тоже.

Повествование достаточно мрачное — особенно вторая половина книги, но у автора чудесное чувство юмора, которое разбавляет напряжение. Тот же наставник Рин — Цзян — эдакий местный трикстер, который весьма умело достает некоторых узколобых коллег, да и к обучению героини подходит с фантазией.

Или Алтан — лучший ученик, легенда, которой так задолбали всех новичков, что по классам уже поползли шутки, вроде как о том самом «сыне маминой подруги». «Ты можешь помочиться через городскую стену? А вот Алтан может».

В целом, для меня здесь сошлось все — идеальное сочетания дарка, юмора, реализма, фэнтези, эпика, экшна и прочего. И пусть героиня не совсем мой типаж, не впечатлиться ее историей сложно, а потому, какие бы чувства они ни вызывала по ходу действия, на вершине всегда уважение. Автор — специалист по военной стратегии, и это видно в каждой строчке. Как и ее несомненный психологический талант. Объемен каждый персонаж — даже мелькнувший всего пару раз, а уж те, что в фокусе — и подавно.

Судя по комментам, вторая книга уже проходит редактуру, а над третьей автор работает. Я не ожидала трилогии, отметок об этом на GR нет, но рада, что будет продолжение. И в то же время боюсь, ибо размах уже нешуточный, что же будет дальше?

Безумно хочется, чтобы наши издатели не пропустили эту историю. Она достойна всяческих похвал и, уверена, придется по душе ценителям добротного эпического фэнтези.

Оценка: 10
⇑ Наверх