fantlab ru

Все отзывы посетителя vitecs

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Игорь Вереснев «Здравствуй, МИR!»

vitecs, 18 января 2017 г. 16:11

Хорошо написанная антиутопия эры победившего развитого либерализма. Безнаказанность порождает не только цинизм. Чего-чего, а цинизма показано в рассказе хоть отбавляй. Безнаказанность делает неокрепшую молодежь слепой и жестокой, а личный интерес — мерилом всех вещей. И даже видимые блага, как личные вертолеты, например, не оправдывают жестокости, с какой главные герои — дети — относятся к самим себе и к окружающему миру. А кроме того во всем воцаряется формализм, жизнь полностью обесценивается, а на алтарь условной «объективности» приносятся настоящие человеческие жизни.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Вадим Панов «Лайк»

vitecs, 18 января 2017 г. 14:49

Хотя рассказ очень короткий, но успешно раскрывает свою тему — упрощение языка в социальных сетях. Кроме собственно раскрытия сюжета присутствуют любопытные как-бы рекламные вставки, добавляющие еще больше красок раскрывающейся картине погружения человека в виртуальное общение. Вполне уместно смотрится связь упрощения языка с оглупением самого человека, неспособностью мыслить. Как тень, где-то на периферии сквозит необходимость гонений на «думающих» со стороны власти. Да и название в тему!

Оценка: 8
– [  1  ] +

Эльнур Серебряков «Последний контракт»

vitecs, 18 января 2017 г. 09:58

Довольно слабый пример сложения нескольких широкоизвестных сюжетов. Тут и кони библейского Апокалипсиса, и фаустовский договор с нечистым. Намешано-то много всего, но смесь вышла невкусной, какой-то пресной и неправдоподобной. Да и не тянет этот рассказ на заявленное описание далекого будущего, скорее рассказ о дне сегоднешнем наполовину притчей, наполовину сказкой.

Оценка: 3
– [  11  ] +

Олег Кожин «...где живёт Кракен»

vitecs, 9 декабря 2016 г. 13:08

Это хороший рассказ, и хорош он в первую очередь своей жизненностью. Это значит, что не только нет ощущения, что автор навалил тебе кастрюлю лапши на уши, но и реалистичностью и даже хорошим назидательным действием главного события в рассказе. Интересно, но

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кракен сожрал всех героев рассказа, кроме Димки и Риты — главных. Въедливый и занудный критик скажет, что трое из шестерых убежали, что съели только одного бывшего вожака стаи Генку.
Ну-ну. Значит, вы прочитали рассказ сюжетно, но не по смыслу. А в чтении только сюжета проку столько же, сколько в плевании в потолок темными вечерами. Главный герой рассказа — Поступок с большой буквы. Способен ли ты на Поступок? Как ты себя поведешь в час икс? И в этом рассказе главный ужас и кошмар — Кракен — олицетворяет неотвратимую и не всегда ожидаемую, но всегда и в каждой жизни существующую необходимость совершить Поступок или быть сожранным с потрохами мерзостью своего бессилия перед злом.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сил на Поступок хватило только у Димки, а его дружбаны показали свою низость в ее разных воплощениях. Кракен просто не добрался до них сразу.
При чем не важно в каком обличии появляется Кракен —
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в виде черного спрута из цистерны с гнилыми и наполненными злой потусторонней какбыжизнью головами на щупальцах
или в виде неожиданного гостя на пороге... А бывает вот так проснешься с утра, и понимаешь, что сегодня тебя ждет встреча с Ним. И свой Поступок надо будет совершить или...

Интересные персонажи, никакой лишней описаловщины, немного психологического накала для предания портретам детишек большей выпуклости. Одним словом рассказ удался — и по задумке, и по ее воплощению. СпасиБо, автор!

Оценка: 8
– [  7  ] +

Вадим Крабов «Рус. Точка отсчёта»

vitecs, 13 января 2014 г. 15:56

Повествование начинается с того, что обыкновенный попаданец Вовчик с классическим набором навыков оказывается в довольно интересном и хорошо продуманном магическом мире. Злобная магичка высших степеней посвящения обижается на Вовчика за мысленное оскорбление и заковывает его мощнейшим магическим рабством (раб может только есть, дышать, спать и мечтать о Господине). Главный герой попадает в отряд разведчиков и готовиться отправиться в сложную экспедицию на особо опасную территорию, живущую по другим магическим законам. Ха, наивный читатель думает, что Вовчик будет медленно идти по пути освобождения от рабства? Заведет семью с возлюбленной им рабыней Грацией (выкупленной, отбитой, выкраденной — не важно)? Пройдет множество интересных испытаний и трудностей, которые падают на плечи героев в подобных книжках на их пути наверх?

Ни за что, у автора другое мнение. Ему не интересно вести ГГ натоптанной другими писателями дорогой медленного становления персонажа. Проще сразу включить ему режим бога. В этом режиме ГГ прошел действительно не мало любопытных испытаний. Но согласитесь, стрелять из лука по мишеням в режиме автонаведения, снимать с себя магическую рабскую печать одним усилием воли, включать по желанию режим замедленного боя, выдерживать прямую атаку целого бога, обуздать кодлу подселенных духов и заставить их работать на себя... Наконец, управлять тысячами живых существ на целой территории одним усилием воли. И при этом ни капельки не устать... Все-таки это перебор. Ладно, если бы герой обладал какими-то выдающимися героическими качествами, скажем, хотел спасти свою возлюбленную или победить страшного злодея. Желания Вовчика оказались совсем негероическими: отомстить, пограбить, сбагрить влюбившуюся в него девченку... Мелочный и злобненький Марти Сью.

Итого: неплохая речь, интересный мир, множество любопытных персонажей и разочаровывающий главный герой в режиме бога. Могло быть много лучше.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Георгий Лопатин «Попаданец обыкновенный»

vitecs, 6 января 2014 г. 01:35

Найдутся читатели которые оценят эту книгу по достоинству, и в то же время она понравится далеко не каждому. В пользу книги говорят отменное (на мой взгляд) чувство юмора автора, постоянная самоирония главного героя, интересно описанные и обыгранные сценки из жизни «обыкновенного попаданца». Против – рояль в виде чудоспособностей ГГ, вокруг которых происходит вся свистопляска (про другие рояли скромно умолчу), и изъезженный как магистраль сюжет. Особой изюминкой и пикантностью книги является жанр книги, что ли. Я бы определил его как «секс-туризм в фэнтезийном мире»: действие романа разворачивается вокруг любовной парочки… потом треугольника… затем четырехугольника... Судя по продолжению на Самиздате, четырехугольник – далеко не конец.

В общем, по вкусу придется не всякому читателю, но кто оценит, получит удовольствие от книги.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Алексей Переяславцев «Негатор. Вживание неправильного попаданца»

vitecs, 28 декабря 2013 г. 14:00

Продолжение оказалось интереснее, целостнее и продуманнее оригинала.

С точки зрения стиля – гораздо лучше первой части. Автор употребляет меньше просторечных словечек, хотя грешок сохраняется. С проблемой рубленных предложений без глаголов Переяславцев справился. Наконец-то, из книги ушли намеки на детектив. Окружающие аборигены больше не гадают, кто есть Профес, благодаря чему повествование стало заметно живее.

Из первоначального суперменства ГГ осталось одно негаторство, сиречь способность обнулять магические воздействия и предметы на некотором расстоянии вокруг себя. Излечение от всех болезней, сверхреакция в боевых условиях и суперпамять даже не упоминаются. Спасибо за это автору – навел порядок в оркестровой яме в кустах.

Что интересного перекочевало в книгу из первой части? Есть описанная с любовью работа с кристаллами. Под впечатлением от прочитанного сам неоднократно лазал гуглить, как выглядят очередные спессартин или рутил. В чем, в чем, а в камнях автор знает толк! Есть интенсивное изобретательство ГГ, которое в книге идет по трем новым направлениям. По каким, пусть читатель узнает сам. Впрочем, к чести автора служит, что ГГ действительно выдумывает новое, соединяя свои земные технические знания с новой магической реальностью. К сожалению, негаторские способности главного героя становятся тормозов в его развитии и руководстве командой. Об этом Переяславцев честно сознался в Эпилоге. Не мне одному показалось. Посмотрим, как автор разрешит эту проблему в третьей части.

Впрочем, развитие команды продолжается вширь и вглубь. Старые герои стали менее картонными, однако книга излишним психологизмом по-прежнему не отличается. Немного сохраняется ощущение, что автору не досуг заниматься персонажами, раскрывая внутренний мир каждого. Проще отмахнуться и нагрузить их работой, снабдив все подробными техническими инструкциями.

В целом хорошее произведение, чувствуется что автор нащупал свою волну. Куплю и прочитаю продолжение.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Алексей Переяславцев «Негатор»

vitecs, 22 декабря 2013 г. 11:36

Эй, автор поскромничал, указав, что его парень «оказывается в мире магии, не имея навыков бойца спецназа, без оружия, а равно без знаний местных реалий и языка». Что так скромно? В нашем мире это был бы пулинепробиваемый супермен (ГГ разрушает любую магию в хорошем радиусе вокруг себя) да еще с желанием наладить собственное несложное производство каких-нибудь моментальных телепортаторов (полировка кристаллов). Короче, автор снабдил ГГ парой отличных козырей, не говоря уже про феноменальную память за всю предыдущую жизнь и исцеление от всех болезней.

В книге есть оригинальный мир. К сожалению, автору не хватило то ли мастерства, то ли желания раскрыть красоту выдуманной им планеты. Создается впечатление, что действие происходит на сцене низкобюджетного фильма. Декораций мало, да и те сделаны за бесценок. Не встречается описаний дорог, флоры и фауны, городов, деревень. Где подробности простого быта аборигенов? Видимо главному герою (повествование от первого лица) это неинтересно. А вот читателю интересно.

Кстати о стиле. Много просторечных слов! То умнО, как на лекции университета, то какое-нибудь коленцо типа «дружного хрюка». Второе, повествование от первого лица — тот еще подводный камень. Сколько читателей бросит книгу, не продравшись через обилие размышлизмов главного героя и частокол рубленных предложений, которыми богаты первые 100 страниц? «Надо думать, и очень хорошо думать». Цитата из Негатора-2. Вот ГГ и думает. 4 страницы думает под дружные кивки сотоварищей, потом еще 2 страницы описывается, что все исполнилось по плану и эта схема начинается сначала. Сюжет линеен, неожиданных поворотов судьбы — нуль.

Собственно, последнее замечание и другие факты наводят на мысль, что книга по жанру близка к ЛитРПГ, популярному в узких кругах почитывающих игроманов. Этакий ГГ гном-инженер обзаводиться кланом, завоевывает клан-холл, организует гешефт по полировке ништяка, зарабатывает звонкую монету и авторитет в гильдии купцов. Ну еще по дороге наносит поражения недооценившим его лидерам не самых могучих соседних кланов. Отмечу, что команда любит своего вожака, как собаки хозяина, даже хвостом виляют. Никакого разномыслия нет.

В принципе книга вполне читаема. После невразумительного старта, автор вошел во вкус, раскачался. Надеюсь на то, что продолжение будет не хуже концовки первой книги.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Алекс Орлов «Меч, дорога и удача»

vitecs, 12 декабря 2013 г. 23:21

Это первый роман цикла о Каспаре Фрае. Неуязвимый герой в стиле Брюса Уиллиса (фильм «Рэд» к примеру) разит врагов налево и направо, желая заиметь побольше денег со своего нанимателя — герцога Ангулемского. В свою очередь герцог преследует не менее прозаическую цель — заиметь достаточно юридических аргументов в виде древнего манускрипта, чтобы идти войной на своих соседей. Команда человека, человека, гнома, эльфа и орка демонстрирует отличное групповое взаимодействие и лихо расправляется с трудностями нелегкой геройской жизни.

Примитивный сюжет — да. Стандартный набор героев — да. Читается на одном дыхании — да. Покупается продолжение — да.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Луи Тирион «Потерпевшие кораблекрушение на «Алкиносе»

vitecs, 7 мая 2012 г. 01:39

Роман представляет собой вторую часть космоэпопеи «Жорж Маоган» (Jord Maogan) французского писателя Луиса Тириона (Louis THIRION). Первая часть называется «Les Stols» (1968) и, видимо, посвящена неким Штольцам, упоминаемым вскользь в книге. В дальнейшем в цикле вышло еще две книги в 1969 и 1970 гг.

Можно говорить про шаблонных, примитивных персонажей, наивный сюжет уровня средненького боевичка и отсутствие художественной ценности. Все это правда, хотя для своего времени роман на добротном ремесленном уровне. Но, на мой взгляд, как научнофантастическое произведение, это явно недооцененная книга.

Итак, с чего начинается роман? На далекой планете устроены космические шахты. Солнце той системы решило превратиться в сверхновую. Автор неплохо описывает красоты грохочущего космоса. Основное действие разворачивается вокруг спасения из огненной стихии грузового корабля «Алкиноос» с космическими шахтерами на борту. Показаны непростые отношения в рабочем коллективе, который состоит в основном из опасных преступников, приговоренных к космической каторге. В первой части в основном были приключения с космическими декорациями.

Во второй части мы знакомимся с империей Антефаэс, в пределы которой забросило наших героев. Мне кажется, за прообраз Империи был взят адаптированный к космофантастике Рим с его могуществом, развлечениями в Колизее, томной жизнью аристократии, божественностью императора. А под картинами уничтожения Империи, когда Повелитель Фреас с восторгом за этим наблюдает, скрывается аналогия с разрушением Рима при Нероне ради развлечения императора. «Смотрите-ка, этот праздник смерти превосходит все мои ожидания». «Бедный землянин, пройдет тысячелетие... и вы узнаете, что такое скука. Вы поймете, какое удовольствие я испытываю сейчас».

Во второй части Тирион поднимает действительно серьезные проблемы. Кратко их перечислю: работа искусственного интеллекта (Мозг); тоталитарное общество, основанное на всеобщем контроле сознания (в стиле антиутопии — империя Антефаэс); виртуальное рабство человека (гипносны, созданные ИИ) и вызываемая им привычка к подчинению. Внушительно.

Гуманистические настроения Тириона выражаются в том, что ИИ стремится непременно действовать в интересах человека. Хотя в книге есть эпизод, когда для самосохранения, он уничтожает космопорт вместе с людьми и кораблями. Кроме того, люди понимают ущербность полного подчинения своего сознания машинам, создающим грезы. И даже решаются на борьбу с ним. «Какими бы ни были размеры разрушений, все равно кто-нибудь выживает. Оставшиеся понемногу снова научатся жить. И это будет жизнь людей, а не роботов», говорит автор устами аборигенки Ноозики.

Для общего развития эту книгу прочитать можно. А для своего времени и по масштабу поднятых проблем она смотрится очень достойно.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Дэвид Хагберг «Мертвецы с «Доброй Надежды»

vitecs, 5 мая 2012 г. 20:37

Несмотря на то, что книга «Мертвецы с «Доброй Надежды» издана аж в 1980 году, она вполне читаема. У автора очевидно была хорошая сюжетная задумка. И с художественной точки зрения роман неплох. Язык автора легок, продумано деление на главы, в книге много действия и умеренное количество диалогов. Главные герои — милые люди. И вроде бы, все хорошо...

Однако, есть существенная проблема: роман является прологом к циклу «Флеш Гордон», чье издание в России не было продолжено. Что тут говорить, если автор неизвестен в России ни под своим именем (David Hagberg), ни под одним из псевдонимов (David Bannerman, Sean Flannery, David James, Robert Pell, Eric Ramsey). Другие книги в нашей стране также не издавались — мне про это неизвестно.

Итак повествование только начато, фигуры расставлены на поле. Спортсмены замерли в ожидании свиска судьи на старт, а оказалось, что уже финиш и занавес. Поэтому, на мой взгляд, как самостоятельное произведение книга интереса не представляет.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Колин Мак-Апп «Забыть о Земле»

vitecs, 4 мая 2012 г. 22:46

Честно сказать, в 70-х покорение космоса шло полным ходом и в условиях жесткой конкуренции. Космос перестал быть фантастикой сам по себе, материала для творчества было достаточно. Каноны жанра также сформировались. Следовать им не составляло для рядового автора большого труда. По сути, что нужно для хорошей космооперы: макет приключенческого романа, несколько империй галактического масштаба в непростых взаимоотношениях, главный герой-землянин не мелкого пошиба, с полдюжины рас разумных существ и много-много звездолетов – чем больше, тем лучше. Плюс таинственные сокровища древних цивилизаций. В романе «Забыть Землю» все это присутствует в необходимом количестве. Однако, этого совершенно недостаточно для зачисления в классики, эталоны жанры и многократого перечитывания.

Книга вышла весьма посредственной. Сюжет романа оказался слишком прямолинеен, местами скучен. Все цивилизации и расы получились одинаковыми, похожими друг на друга. Часто Кэппс застревает на длительных диалогах между действующими лицами, которые в подробностях обсуждают по пятому разу как, что, где, кто и кого – пустая трата бумаги. Интрига сюжета – мечта возрождения практически полностью уничтоженного человечества – как-то бесславно похоронена в непонятном и нелогичном финале. На роль спасителя человечества назначен наркоман (дань популярности хиппи в конце 60-х?).

Особого духа космического не хватает что ли. А еще продуманности и основательности. Поэтому слабо.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Джек Уильямсон «Край света»

vitecs, 3 мая 2012 г. 12:24

И с чего это Уильямсон вернулся к своему циклу «Космический легион» спустя 40 лет? Дело в том, что роман явно слабоват. Действие происходит в камерной обстановке — это странный выбор для космической фантастики. Практически все персонажи не встречались ранее, их образы не раскрыты. Сюжет, скажем так, не дотягивает до уровня романа. Из рассказа он вырос на чуть-чуть и был раздут за счет всяких несущественных подробностей.

Так зачем было нужно это очевидно не выдающееся возвращение? Я думаю Уильямсон хотел отдать должное Жилю Хабибуле. Это единственный персонаж, на удивление второстепенный, который бессменно участвовал во всех книгах цикла. За это время он сильно поистрепался и постарел, но не утерял своего авантюризма и сверхестественных способностей. В последней книге он молодеет, а возможно, даже преобретает бессмертие. Ну что ж, долг любимцу отдан, и с ним цикл уходит на заслуженный покой. Но может, все-таки стоило ограничиться рассказом?

Оценка: 5
– [  10  ] +

Мария Галина «Медведки»

vitecs, 2 мая 2012 г. 20:36

Начну с того, что роман в целом понравился. Как не похвалить? Книга читается легко: повествование ведется без натуги, нет ощущения вымученности. Речь — от первого лица, и здесь автор использовал весь доступный арсенал художественных средств. Описание событий щедро пересыпаны собственными соображениями главного героя. Такое добротное и захватывающее чтение.

Однако, безусловные литературные достоинства и приятный язык романа не могут скрыть горечи невразумительного финала. Осталось ощущение того, что книгу обрубили. При чем, примерно на половине. Сама логика повествования требует развития и продолжения как бы заброшенных автором сюжетных линий: мемуаров папы, профессиональных занятий главного героя, результатов его чудесного «благословения свыше»... В конце концов, темы вмешательства полумифических потусторонних сил, активно действовавших на протяжении двух третей повествования, и затем исчезнувших со сцены. Может быть, автор растерялся при виде открывавшихся перспектив и, кое-как связав расходящиеся сюжетные нити в подобие финала, закончил на полуслове?

То, что книгу писала женщина, также видно невооруженным взглядом. Женоподобный рефлексирующий главный герой Семен часто ведет себя скорее как одинокая дама средних лет. Не отсюда ли желание выскочить замуж, ой простите, жениться на первой встречной, несмотря на все ее (первой встречной) недостатки? А любовь ко всякому «ценному» хламу, щедро закупаемому им на блохе? И потом отношения Семена с его отцом больше напоминают отношения дочери со своей пожилой мамой: много заботы, много рефлексии, много терпения и никакой новизны. Даже воспитание… «Сколько я помню себя … я отчаянно завидовал другим пацанам, которых папы таскали на футбол и в байдарочные походы. Почему мы никогда не сплавлялись на байдарках?», вспоминает Семен. Это же воспитание мамой своей дочери – никак иначе.

Кстати, семья и, что с ней связано, в романе как-то предельно идеализированы. И в то же время, примеров счастья, благодушного единства в семейной жизни нет. «В каком-то смысле искусственные родственники лучше настоящих. Надежнее. Они никогда тебя не бросят. Никогда не обзовут ничтожеством. Не выкинут никаких фортелей». Получается робкая и местами помпезная романтика.

Что в итоге? Это такая атмосферная немного мистическая развлекательная проза. Написана очень хорошим слогом. Оставляет хорошее послевкусие. Эх, если бы не провисший под тяжестью недосказанного финал…

Оценка: 7
– [  7  ] +

Джек Уильямсон «Один против Легиона»

vitecs, 1 мая 2012 г. 01:20

Эта книга оставила неожиданно приятное впечатление. В отношении сюжета отмечается существенный прогресс. Теперь повествование ведется в детективном ключе — вокруг поисков загадочного Василиска, вора, убийцы и похитителя людей. Интрига не ослабевает до конца книги. Приключения вроде бы есть, но они не выглядят столь навязчиво и прямолинейно, как в предыдущих частях цикла. Множество диалогов и псевдо-научных выкладок напоминают, что это действительно научная фантастика, а не приключенческое фэнтези.

Как это свойственно Уильямсону, он с некоторым максимализмом делает главного злодея практически неуязвимым. Хотя коллективный разум суммы действующих персонажей оказывается сильнее: в цикле категорически отсутствует главный герой, а в каждом романе действуют не менее пяти ключевых персонажей.

Жаль мне старого Хабибулу. Симпатии автора безусловно на стороне пройдохи Жиля, но он совсем развалился, полысел и спился. За всю книгу ему удалось вскрыть всего пару дверей и рассказать несколько секретов из своего бурного прошлого. Хотя и его ждал один очень приятный сюрприз. А в целом, читать можно.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Джек Уильямсон «Кометчики»

vitecs, 29 апреля 2012 г. 22:50

«Кометчики» продолжают рассказ о приключениях членов семьи Стар-Уилмар и их непотопляемых товарищей. Боб Стар — сын Джона Стара, знаменитого в Солнечной системе супергероя, в честь которого воодушевленные почитатели называют своих детей. В начале книги Боб — желторотый юнец, которого так жестоко обидели в Академии легиона, что он потерял память. К концу повествования он возмужал, вспомнил все и снискал лавры победителя очередных фантастических захватчиков.

К слову, композиция и сюжетные ходы романа в большОй степени сходны с предыдущей частью цикла. На горизонте Системы, охраняемой непобедимым Легионом, маячит угроза инопланетного вторжения. Пришельцы чрезвычайно сильны, умны и развиты, в данном случае они невидимы и бестелесны. В результате Легион полностью разбит (а автор по-прежнему старательно избегает описаний космических военных столкновений). Горстка отважных героев, очертя голову, бросается в самое логово врага, где последнему и приходит конец.

Примитивный сюжет компенсируется залихватской для своего времени научной фантастикой. От нереальной непобедимости пришельцев захватывает дух. Внутреннее строение кометы ... никогда бы не додумался! Заселение всей Солнечной системы людьми — ну зачем, там же холодно? Да, сегодня фантастическая составляющая романа в основном безнадежно устарела (кое-что Уильямсон все-таки точно подметил из своих 30-х). Но я поблагодарю автора не за сценарий, сюжет или главного героя, а за второстепенного персонажа Жиля Хабибулу. Видно, с какой любовью Уильямсон вырисовывает его образ. В новой книге он стал больше взламывать и меньше ныть. И по-прежнему делать за спиной героических Старов всю грязную работу. За что ему честь и хвала!

Оценка: 5
– [  3  ] +

Джек Уильямсон «Космический легион»

vitecs, 27 апреля 2012 г. 13:43

О Боже, моя сладкая жизнь! Неужели бедному читателю, преданному любителю фантастики придется читать эту смертельную книгу! Лучше хорошую кухню и погреб доброго вина.

Кто читал перевод Осипова поймет. Сегодня в жанре космической боевой фантастики роман выглядит древней архаикой. Ретроспектива на любителя.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Эдгар Райс Берроуз «Великий Воин Марса»

vitecs, 19 апреля 2012 г. 09:55

На мой взгляд, одно из лучших произведений цикла. Отличная романтическая история, закрученный, интригующий сюжет — образец прекрасного приключенческого фэнтези. Да, сегодня, эта книга может казаться наивной и старомодной. Но может именно таких искринних, бесхитростных героев и незамысловатых сюжетов нам сегодня не хватает?

Оценка: 9
– [  4  ] +

Эдгар Райс Берроуз «Великий ум Марса»

vitecs, 18 апреля 2012 г. 11:09

Почти 6 лет в Марсианском цикле Берроуза не появлялось новых книг. «Марсианские шахматы» (1920) и «Тувия, дева Марса» (1922) хоть и страдали отсутствием новизны, но были цельными произведениями и достойными образцами приключенческого жанра. Книга «Великий ум Марса» (1928) снова открывает читателю планету Барсум.

Возможно, этот роман задумывалось автором как самостоятельное произведение. Об этом свидетельствует подчеркнуто неприключенческий характер повествования, особенно в первой половине книги. Возможно также, что события романа могли происходить даже не на Марсе. Появление Джона Картера, который скрепляет отдельные «марсианские» книги Берроуза в единый цикл, произошло только в самом конце и было не обязательным. Зато есть научнофантастическая изюминка — пересадка человеческого разума и смелые эксперименты над мозгом под руководством эгоистичного взбалмошного ученого. Появились в книге философские размышления о войне, природе добра и зла, чего не встречалось в ранних произведениях Марсианского цикла.

Как жаль, что Берроуз остановился на полдороги. По справедливому замечанию в одном из отзывов, сам автор испугался смелости своего поступка. События книги, начиная с появления героев в Тулоне, повторяют художественные приемы, отработанные в предыдущих книгах цикла. Воздушные и наземные погони, пленения и тупиковые ситуации, ловкий разгром противника, участие «всемарсианского полицая» Гелиума с Джоном Картером во главе во внутренних делах государств, замена плохих правителей на хороших. И конечно, счастливая жизнь главных героев, практически каждый из которых стал каким-нибудь князьком-царьком. В результате, приключенческая сюжетная линия с заезженными поворотами и предсказуемыми развязками под конец полностью перекрыла научнофантастическую. На мой взгляд, данный роман сыроват и несбалансирован. И в наше время есть много других книг, на которые можно потратить свои время и деньги.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Эдгар Райс Берроуз «Марсианские шахматы»

vitecs, 15 апреля 2012 г. 11:33

По рецепту предыдущей части, в «Марсианских шахматах» читатель знакомится с новыми главными героями: Гоханом и Тарой. Они отличаются красотой, богатством, аристократическими на марсианский лад манерами и великолепными боевыми навыками, то есть по сравнению с другими ключевыми персонажами цикла — ничем. Однако, тех, кто добрался до «Шахмат», это не смутит. Удовольствие от понятного и насыщенного событиями повествования безусловно получаешь. Тем более, что Берроуз умудряется в каждой части цикла удивить читателя новыми выдумками.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Эдгар Райс Берроуз «Тувия, дева Марса»

vitecs, 9 апреля 2012 г. 17:06

Роман продолжает рассказ о приключениях Джона Картера в мире Барсума-Марса. Еще во «Владыках Марса», предыдущей части цикла, у Берроуза заметен кризис в развитии главного героя. Потребовалась «свежая кровь», новые герои. В результате проведенной перестановки главным действующим лицом стал Карторис, сын Джона Картера. В своих поступках он в точности повторяет отца. Тувия, прекрасная принцесса Птарса, заняла место Деи Торис в качестве возлюбленной главного героя. За исключением того, что характеры у героев клонированы со всего предыдущего, ловкий авторский ход с вытаскиванием на первый план второстепенных персонажей можно признать удачным.

Есть ложка дегтя. Плохо в романе дела обстоят со Злом. Дело в том, что еще во второй части цикла «Боги Марса», профессиональное Зло, веками оттачивающее свою нехитрую науку, было уничтожено на корню. Уже во «Владыках Марса» вместо эпохального сражения Света и Тьмы прополка сорняков. Ну а в «Тувии» самый страшный злодей — это заигравшийся в дворцовые интриги, слабый как в политике, так и в ратном деле мальчишка, слегка переборщивший в своих юношеских мечтаниях. Не мудрено, что уже в середине книги он сам понимал, что песенка спета.

Это хорошая и интересная книга, неплохой образец приключенческого жанра. Берроуз развлекает нас интригами, погонями, сражениями и не утомляет никакой философией. Хорошее продолжение отличного приключенческого цикла.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Эдмонд Гамильтон «Молот Валькаров»

vitecs, 4 апреля 2012 г. 15:30

Это интересная книга, в которой спрятана лихая интрига. На происходящие в романе события можно посмотреть двояко: и как на космическую эпопею, и как на бред свихнувшегося разума главного героя. В этом кстати одна из интриг книги. «Для него, землянина, звездные императоры и императрицы, Валькар и Молот, все эти интриги чуть ли не стотысячелетней давности в конце концов казались не более чем словами, не более чем невероятным сном, а человек не слишком-то задумывается о своем поведении в сновидении». До конца я ждал искрометного возвращения в стены какой-нибудь клиники для душевнобольных. Впрочем чем кончилось дело, пусть читатель узнает сам из книги.

Кстати, как образчик космической фантастики, книга действительно неплоха. Мне кажется, что по масштабу и истории Вселенной роману не достает сиквелов и приквелов. Я плохо знаком с творчеством Гамильтона — возможно они есть. Во всяком случае, я благодарен Эдмонду за хорошо проведенное время.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ричард Мид «Поход изгоев»

vitecs, 3 апреля 2012 г. 14:54

Добротное, стандартизированное фэнтези про рыцарские ценности в вымышленном мире. Главный герой мужественный, боевитый и умеет сделать правильный выбор. Прекрасная дама прекрасна. Злой дракон коварен и сопротивляется со своими ордами до конца. Читается без отвращения и не представляет из себя ничего выдающегося (видимо поэтому с 1994 на русском языке книга не переиздавалась).

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ли Брэкетт «Шпага Рианона»

vitecs, 31 марта 2012 г. 14:20

Возможно, это и классика «золотого века» НФ, но перед этим произведением не хочется снять шляпу. Не понравилось многое: неоригинальный, сыроватый и, честно сказать, не заинтриговавший сюжет; похожие друг на друга как клоны характеры персонажей; малюсенький мирок, где все локации мало чем отличаются друг от друга...

Нет, что ни говори, Марс Ли Брекет даже рядом не стоял с Марсом Э. Берроуза (увидевшим свет на 30 лет раньше). Только отдаленно напоминает разнообразием и неравноправием рас разумных существ. Пожалуй, все. Нет здесь ни поражающего масштаба сюжетных событий, ни эпического главного героя. Нет в книге Брекет и надежды на светлое будущее красной планеты, которой пронизан мир Джона Картера: Мэтью Карс вышел из Марса будущего, планеты работорговцев, жуликов и проходимцев, и вернулся туда обратно, по сути ничего не изменив.

Возможно, многое в оценке романа зависит от перевода, однако на повторное чтение в другом переводе тратить время у меня желания не появилось. Вердикт: слабо.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Джордж Г. Смит «Королева ведьм Лохленна»

vitecs, 27 марта 2012 г. 20:58

Роман относится к жанру юмористической фэнтези. И надо сказать, книга получилась очень удачной. Мне кажется, в этом жанре трудно написать что-нибудь выдающееся. Но Смиту удалось выдержать свое творение где-то ближе к золотой середине. Получилось не только увлекательно, но и весело — во время чтения улыбка редко сходит с лица.

Одна из главных причин — эпический герой «Лорд Дюффус Шотландский и Голливудский». Почти детская непосредственность и безудержная отвага по части драк и женщин выручали его не раз из разных передряг и затруднительных ситуаций. Собственно большую часть сюжетного времени герой как раз и провел в упражнении с мечом и разрешении щекотливых положений с противоположным полом. Но чего еще ждешь от незамысловатого жанра юмористической фантастики.

Хорошая книга, на которую не жалко потратить вечерок, хоть перечитывать возможно и не захочется.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Андрэ Нортон «Луна трёх колец»

vitecs, 25 марта 2012 г. 14:29

Книга не понравилась. Жанр — фэнтези, однако нет красочного фэнтезийного мира: интересных описаний ландшафтов, замков, мифических существ (казалось бы! роман о «животных»). Все скучно, однообразно и обездвиженно. Кроме того, мир Луны трех колец выглядит не продуманным: там есть страшные расы, которых никто не боится, жуткие Законы, легко преступаемые героями. Все мохнатые существа похожи на собак разных пород. Куда исчез Лалферн, который, судя по всему, должен был стать одним из действующих героев? Наконец, мотивация героев — одна из главных загадок книги, так до конца и не открытая.

Может быть, причина того, что книга не впечатлила еще и в том, что автор решила сделать акцент на душевных терзаниях главных героев. Однако Нортон — не Достоевский, получилось уныло. В общем, сложилось впечатление, что роман проходной и по качеству очень посредственный. Для ценителей творчества Нортон.

Оценка: 5
– [  20  ] +

Роберт Хайнлайн «Кукловоды»

vitecs, 21 марта 2012 г. 22:53

Роман Хайнлайна «Повелители марионеток» («Кукловоды») — на все 10 баллов. Эта первая книга в жанре НФ, прочитанная мной, которая имеет одни достоинства. Ни одного недостатка. Сюжет на «отлично». Про все, что автор выдумал, хочется сказать: «верю»! Язык богат, разнообразен. Это, без сомнения, эталон жанра!

В центре романа война не на жизнь, а на смерть с инопланетным захватчиком, при чем об ее исходе нельзя определенно сказать почти до самого конца. «Разве скот когда подписывал соглашения с мясопроизводителем»? — спрашивает Хайнлайн, и отправляет на Землю тех самых «мясопроизводителей» с Титана, готовых преобразовывать по своему вкусу всех людей до последнего. Любителям героической фантастики будет отрадно, что возглавил сопротивление агент спецслужб, настоящий герой-универсал. По меткому выражению Хайнлайна, «существуют вещи, которые не может знать ни один руководитель государства — например, насколько хороша его разведывательная служба». В лице главных действующих лиц — Старика, Сэма и Мэри — она просто великолепна! Интрига книги закручена до отказа, да и сам читатель — как взведенная пружина. Да, к сведению милых дам, очень правдоподобная любовная история смотрится в книге вполне органично.

Кроме безупречно выверенной фантастической инъекции в виде летающих машин, таблеток замедления времени и лучевого оружия, Хайнлайну не занимать «социальной» интуиции. Как метко автор приоткрыл влияние на общество «чрезвычайных ситуаций»? Не могу не процитировать [из речи Президента США]: «для преодоления кризиса я вынужден просить Конгресс о предоставлении широких полномочий. В некоторых районах необходимо будет ввести военное положение. На какое-то время нам придется пойти на значительное ущемление гражданских прав. Свобода перемещения должна быть ограничена. Неприкосновенность от обысков и арестов должна уступить место праву на безопасность для всех. Поскольку любой гражданин, независимо от его положения в обществе и лояльности, может против своей воли оказаться прислужником нашего тайного врага, всем гражданам придется смириться с некоторым ограничением прав и в какой-то мере поступиться личным достоинством до полной победы над чумой». Роберт, ты случайно не про 11 сентября писал, а? А теперь внимание: роман написан в 1951 году. По-тря-са-ю-ще!

Друзья, читайте это великолепное произведение! 10 часов старого доброго литературного кайфа вам обеспечено!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Филип Фармер «Создатель Вселенных»

vitecs, 20 марта 2012 г. 15:31

С «Создателем Вселенной» я познакомился в ужасающем неподписанном переводе издательства «АГРА» (1992 г.). Это снизило впечатление от книги минимум в половину. Перевод был явно «калькой» с английского. Вот пример:

«Очень целовабельные, — подумал Вольф. — И это тело! ” Возвращение юности приносило с собой сильное осознание зова тела, пола».

Одним словом, коряво. Но некоторые замечания, не касающиеся художественной ценности книги, позволю себе высказать.

Задумка Вселенной и ее мироустройство в книге тянет на все 9-10 баллов: многомерность миров, раса Властелинов, утерявших способность творить и ставших заложниками собственного создания, пестрота и разнообразие описываемых реальностей. Да и закрученный сюжет с сюрпризом в самом конце идет в «плюс» произведению.

Однако, во время прочтения не оставляет чувство незаконченности, недоделанности книги. Дело не только в том, что автор не объясняет некоторые особенности реальности, которые стоило бы прокомментировать. К примеру, почему Властелины, создававшие миры(!) видимо из ничего, вдруг не просто утеряли способность творить, а даже создавать хоть несколько сложные механизмы? Почему они превратились в простых людей, даже еще более гордых, самолюбивых, считающих убийство другого за «здрастьте»?

Уважаемый Филип Фармер позволяет себе серьезные ляпы. Как еще объяснить этот синдром «усталости от книги», когда на смену тщательно описываемым событиям в начале произведения, приходят месяцы(!), попросту выброшенные из повествования? Как, например, при подготовке к восхождению на ярус Атлантиды («Когда они перевалили через верхний край Дузвиллнававы, то пробыли в пути сто восемьдесят шесть дней»). Или почему перед самым восхождением Вольфа на ярус Атлантиды, вся жизнь на нем была тщательно уничтожена стихийным действием? Это в то время, как предыдущие ярусы были полны приключений, встреч с различными племенами и диковинными тварями. Необходимо отметить, что описанный синдром в дальнейшем перекочевал и во вторую книгу цикла. Дальше я не читал.

Подвожу итог: у «Создателя Вселенной» были хорошие стартовые условия, и она могла стать одним из эталоном жанра, но в итоге получился добротный середняк.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Клиффорд Саймак «Подарок»

vitecs, 8 марта 2011 г. 09:59

Мальчик и не помышлял о чуде, а оно случилось. Этот маленький, скромный рассказик о том, что иногда, когда ожидаешь самого худшего, происходит все с точностью до наоборот. Добрая история.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Клиффорд Саймак «Эволюция наоборот»

vitecs, 8 марта 2011 г. 09:09

В рассказе есть любопытная идея «социального регресса во избежание войны». Но мне кажется, что произведение не доработано. Его стоило расширить бы до объема повести, чтобы лучше раскрыть тему. Зачем и ради какой цели ничтожному населению (37 деревень) этой планеты воевать? Как одичание помогает справиться с войной?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ведь если это планета продвинута в «телепатическом» плане почему же просто не договориться между собой не воевать?
На эти вопросы Саймок ответов не оставил.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Клиффорд Саймак «Я весь внутри плачу»

vitecs, 8 марта 2011 г. 08:04

Рассказ выдержан в стиллистике «думающего робота». Он написан короткими предложениями, нет никаких философских отступлений.

Хорошие, но не очень умные роботы ухаживают за хорошими, но ленивыми и пьющими людьми. Те и другие по-прежнему на обочине жизни, оказались предоставлены сами себе на покинутой человечеством Земле. Мир стал беззлобным, но в то же время бесцельным.

Я думаю, это хороший рассказ, особенно его можно порекомендовать тем, кто интересуется темой взаимоотношений человека и робота.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Клиффорд Саймак «Город»

vitecs, 4 марта 2011 г. 17:17

Это второй роман, прочитанный мною у Саймака (первым был «Что может быть проще времени?»). И насколько я могу судить, в этих романах проявилась общая творческая линия — повествование при нагромождении чрезмерного количества фантастического и вымышленного. Слишком «фантастично». Пусть простят меня поклонники этого автора и этого произведения.

«Город» представляет собой жанровую смесь научной фантастики (повсеместное использование атомной энергетики и роботехники, межпланетные и межгалактические перелеты, контакты с инопланетными существами), фэнтези (разумные звери и насекомые, до антропоморфности интеллектуальные Псы, параллельные миры, гоблины) и философского эссе (многочисленные философские отступления и рассуждения по ходу изложения).

По поводу фантастических явлений, персонажей и событий автор не утруждает себя давать какие-либо объяснения. Поэтому некоторые элементы описываемого мира выпадают из общей картины, а без некоторых можно было бы обойтись без потери качества. К примеру, зачем нужна сцена охоты гоблина и почему за ним в наш мир не последовали другие? Неужели испугались одного человека, вооруженного своим гневом, да и то никогда до этого не испытывающего ярости?

Интересно то, что Городу (это название романа!) посвящено всего одно Предание из восьми. Роман повествует не о Городе, который исчезнул на заре повествования, а проблемах и идеалах человечества. Какие это идеалы? Отсутствие войн, болезней, умолчание смерти и бессилия. Люди ищут утопию («рай»?), и отправляются всей планетой на Юпитер. Да и те немногие, что остались, сначала были перевоспитаны (разумными зверями!), а затем окончательно истреблены автором в параллельном мире. Выходит, чтобы построить идеальное социальное общество, человечество надо уничтожить! Мысль не новая. Воплотить эти идеалы автор призвал мир животных и его авангард в лице Псов, однако смотрится эта попытка достаточно искусственно (инстинкты к убийству были подавлены, но не уничтожены).

Наконец, о безусловных достоинствах «Города», делающих роман захватывающим и сильным. Во-первых, подача Преданий с комментариями Псов. Эти комментарии устраняют несуразности, собирают воедино винегрет писательской фантазии и даже предают произведению некоторую пикантность как-будто исследования или антологии древнего фольклора. А во-вторых, легкий, богатый авторский язык. Так что читать приятно!

Оценка: 8
– [  5  ] +

Рэй Брэдбери «Чудеса и диковины! Передай дальше!»

vitecs, 9 марта 2010 г. 13:11

«Лгите, писатели, мы сделаем из лжи быль«!

Это философское эссе о смысле фантастики как таковой. Он заключается в том, чтобы вести человека за собой, открывать новые горизонты, продумывать и давать идеи для исследователей, предприимчивых людей и чудаков. Вырастив росток мысли, дать другим шанс воплотить ее в деле. Идеи высказаны отличные. Не зря в качестве собеседника автор выбрал Жюля Верна – классика «научной фантастики» на все времена.

Я в свою очередь хочу назвать два главных плюса фантастической литературы: во-первых, фантастика моделирует реальность, то есть предупреждает, что этого нет на самом деле (в отличие от классического романа-истории); во-вторых, она вскрывает ценности, смыслы человечества, смело ставит вопрос о душе и внутренних качествах человека, фантастика по своей природе неполиткорректна. В этом, на мой взгляд, ее огромный плюс!

»- …Только одно может остановить это движение.

— Я, кажется, догадываюсь, — сказал я. — Джунгли, которые внутри человека.

— Другая его половина, да: мохнатый мамонт, саблезубый тигр, слепой паук, копошащийся в ядовитой тьме, грезящий о грибовидном облаке. Проще, шепчет он, уничтожить, умереть, забыться навсегда. Смерть разрешает все проблемы…»

Я советую, читайте этот замечательный рассказ.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Кормак Маккарти «Дорога»

vitecs, 4 марта 2010 г. 22:28

Эту книгу не следует читать впечатлительным людям и тем, кто предпочитает легкое чтение. К. Маккарти предлагает сложное, трагичное повествование, наполненное натурализмом и погружающее читателя в пучину посткатастрофических грехов человечества. Причем на самое дно.

В результате катастрофы жизнь на Земле стала чахнуть и погибать, а к моменту начала повествования запас прочности, ранее накопленный человечеством, был вовсе растрачен. Атмосфера создается подобающая: всюду «пепел», «разруха», «голод», «холод»... Поведение и желания людей чудовищны: нет морали, царит насилие и каннибализм на фоне огромного дефицита продовольствия. Как и следовало ожидать, в нарисованной картине мира нет места Богу, что является общим местом огромного пласта литературы постпротестанского мира.

Вместе с потерей живительной силы природы, этот мир утратил привычный смысл. «Бессмысленно. Все бессмысленно». Для всего сущего стоит вопрос о выживании и тут не до философии. Так и среди наших героев: у мальчика детские представления о мире (он лишь оценивает поступки окружающих), для отца смысл жизни в мальчике, для всех остальных — в еде. Выживание означает бег наперегонки со смертью. Отец твердит мальчику: «не думай о смерти». Мир утверждает обратное, что смерть — это единственное, логичное и во многом желанное завершение земного пути.

Сюжет сфокусирован на дороге — единственном источнике существования погибающего человека посткатастрофического времени. На дороге нельзя стоять и наши герои идут. На дороге случаются встречи, происшествия, логично дополняющие созданную автором картину мира. «Разве встретишь что-нибудь хорошее на дороге?! В такие-то времена…»

Но тем удивительнее для меня стало то, что автор дал шанс человеку и Богу в этом обреченном мире. Бог жив для тех, кого спасает добро, живИт тех, кто выбрал добро стержнем своей жизни. В связи с этим особняком стоит фигура мальчика. У дороги есть цель: обрести надежду. Ее поддерживает, хотя искренне не разделяет отец, но сын верит в надежду, он «несет огонь», огонь в своем сердце. Суть его, ребенка, родившегося в мире без будущего, заключена в жизнеутверждающих словах: «Я — тот, кто обо всех заботится. Именно я».

Книга оставляет хорошее «послевкусие». Я считаю, что она стоит потраченного времени, перетряхнет наши замыленные суетой представления об окружающем мире. Если вы рискнете ее прочитать.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Александр Чубарьян «Игры в жизнь»

vitecs, 3 марта 2010 г. 14:14

Обратите внимание, что в книге много сцен насилия, а действие происходит исключительно в понятиях криминального мира. Почти все проблемы крутятся вокруг денег и решаются с помощью силы. Жизнь человека обесценена. Однако самое сильное в этой книге на мой взгляд это то, что все время она держит в напряжении. Поэтому читать можно

Оценка: 7
– [  7  ] +

Роман Злотников «2012. Точка перехода»

vitecs, 2 марта 2010 г. 07:27

К сожалению, книга напомнила пересказ желтых газет в духе «сенсации» и «сейчас мы вас удивим». Содержание местами разорвано. А много чего можно смело опустить без потери качества.

Оценка: 5
⇑ Наверх