Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «мрачный маргинал» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 8 октября 2013 г. 10:12

Второй Харьковский фестиваль фантастики "Красная звезда" состоится 11-12 октября 2013 г.

(Информация со ссылкой на организатора фестиваля Дмитрия Дудко).


Статья написана 28 мая 2013 г. 15:49

Крупнейший в СССР собиратель фантастики поставил перед собой поистине невыполнимую задачу: составить исчерпывающую библиографию российской фантастики, изданной за всю её историю. — Во всех губерниях и уездах Империи Российской и во всех 15 республиках и десятках областей "великого и могучего". На это не хватило жизни.

Автор "абсолютной библиографии" не занимался строгой систематизацией и классификацией, прекрасно понимая, что [/i]каждое произведение литературы — врата в особую, — альтернативную, — реальность, и зафиксировать её может только феномен автора-творца. Отсюда и настойчивое стремление Игоря Георгиевича Халымбаджи как можно точнее (и полнее) определить в пространстве-времени отечественной и мировой фантастики место каждого автора (пусть и опубликовавшего прижизненно одно-единственное произведение). Определить по изданиям и переизданиям произведений, — своеобразному текстовому "эху" в безбрежном пространстве культуры.

Тома "Фантастов и сказочников" — дело жизни собирателя и библиографа, — до сих пор не опубликованы (да и будут ли опубликованы?) Причуды современного книжного бизнеса таковы, что куда охотнее издадут сотню-другую очередных серийных поделок, нежели одну-единственную энциклопедию. Так что фундаментальные "фантастиковедческие" книги остаются величайшей редкостью и роскошью, какую только могут позволить себе истинные фэны.

Именно таким, — до последнего дня преданным любимой литературе, — собирателем, библиографом и фэном оставался Игорь Георгиевич. И только теперь стало ясно: второй такой фигуры в российском "фэндоме" нет и уже, наверное, не будет. (Сказано не в обиду ныне здравствующему и всеми уважаемому "фэну номер один" Борису Завгороднему).

Кого-то, сопоставимого с Игорем Георгиевичем по плодотворной и результативной энергии увлечённости фантастикой, можно отыскать разве что за океаном, — в США. Это, разумеется, — Г. Ф. Лавкрафт, известный у нас по преимуществу как автор произведений "тёмной" фэнтези и "чёрной" НФ — и почти не ведомый как оставивший крупнейшее эпистолярное наследие фэн. Если в "Аркхэм-Хаус" издано уже пять томов избранных писем Г. Ф. Л., — на русский не переведено ни одного его письма из отправленной им сотни тысяч...

Как не обработано до сих пор и обширнейшее эпистолярное наследие И. Г. Халымбаджи. А ведь практически каждое его письмо — шедевр эпистолярно-библиографического жанра.

В деятельности И. Г. Халымбаджи красноречивое сближение с творчествои Г. Ф. Л. произошло в начале 1990-х, когда Игорем Георгиевичем было подготовлено первое (не завершенное изданием) Полное Собр. соч. великолепного "мистика с берегов Нового Света". Сближает двух фэнов ещё и то, что память обоих увековечена фэндомом и в названиях именных литературных премий.

Книжным монументом И. Г. Халымбадже становится и серия "Фантастический раритет", начавшаяся редчайшими текстами из уникального личного собрания Игоря Георгиевича. Но подлинным памятником Рыцарю Фантастики должны стать всё же фолианты "Фантастов и сказочников"...


Статья написана 22 апреля 2013 г. 09:38

Ежегодная апрельская Харьковская книжная ярмарка в 2013г. не состоится, — не нашлось спонсоров. Что это, — унылый символ кризиса?

Или, скорее, — символ культурного упадка в регионе?


Статья написана 4 марта 2013 г. 13:45

Публикацию материалов фестиваля левой и патриотической фантастики "Краснозвёздный мост" (Харьков) начинаем докладом Дмитрия Дудко об украинском "странствующем философе" — фантасте и утописте — Г. С. Сковороде:

Григорий Савич Сковорода, 35 лет жизни которого связаны со Слобожанщиной-Харьковщиной, — не только великий украинский философ, поэт, баснописец, но и первый харьковский писатель-фантаст. Рассказ его — "Сон" — первый украинский "ужастик". Близки к жанру фэнтези трактаты "Брань архангела Михаила с Сатаною" и "Пря бесу со Варсавою". Особенно же большую идейную нагрузку несут в творчестве Сковороды элементы фантастической утопии.

Общественный идеал философа — общество с частной собственностью и торговлей, но — без нищеты и излишества, поскольку здесь все трудятся по призванию ("сродности"). Но это, так сказать, — программа-минимум. Высшим же общественным идеалом мыслителя стала "горняя республика". Именно этот идеал художественно воплощён в фантастических образах диалога "Разговор пяти путников о истинном щастии в жизни" и в трактате "Жена Лотова".

"Горняя республика" — идеальное будущее общество. И одновременно — состояние души совершенного человека.

Республика сия зовётся "Мир-городом", — Иерусалимом (Ир-шалом, — "город мира"). Град неземной, "горний", "вышний".

Там правит царь Ураний ("небесный"), или ж Мельхиседек (жрец Салема, будущего Иерусалима). Тяжек путь туда чрез реки, леса и горы. Средь окружающей тьмы град сей озарён светом, и вход в него — радуга.

Се — царство Солнца, "мир первородный", — "земля обетованна". Нет тут ни войн, ни страданий, нет неравенства и собственности, но царят любовь и согласие. "Нет там вражды и раздора. Нет в оной республике ни старости, ни пола, ни разнствия — всё там общее. Общество в любви, любовь в боге, бог в обществе". Жители града счастливы и бессмертны. Смертным пришельцам здесь дают новые одежды и тела, божественную пищу и лекарство, очищающее душу. Сие лекарство — Библия (аллегорически истолкованная в духе Сковороды).

Нетрудно проследить связь этого образа как с библейской утопией "небесного Иерусалима", так и с европейской утопической традицией. У мыслителя 4 в. до н. э. Евгемера царь-мудрец Уран живёт на горе, а его современник царь Алексарх пытается построить идеальный город Уранополь на горе Афон. На горе же стоит и Город Солнца Кампанеллы. Обитатели утопий Т. Мора и Д. Вераса почитают Митру — арийского бога солнца. Религия Солнца господствует и в утопии Ямбула, — современника Евгемера. Общая черта европейских утопий, начиная с Платона, — "правление мудрых", учёных-жрецов. Этот идеал присущ и Сковороде.

Вся эта утопическая традиция имеет глубокие мифологические корни. Идеальному обществу придаются черты загробного рая, страны предков, царства Солнца. В индоевропейской и семитской традиции Солнце — защитник справедливости и социальной гармонии.

Особенно близка сковородиновская утопия славяно-арийскому мифу о стране блаженных — индийской Меру или Швета-двипе, иранской Кангхе (Кангдизе), скифской Гиперборее, буддийской Шамбале, Беловодью русских старообрядцев. Сия страна лежит далеко на севере, за высокими горами и морем, на острове. Или — на золотой горе в центре мира. Нет в ней нищеты и гнёта, несправедливостей, преступлений и войн. Жители её счастнливы и долговечны. Правят нею мудрецы — носители тайных знаний. Царь её — солнечный герой, всадник-воин (Вишну, Калкин, Майтрейя, Ригден-Джапо). При конце света выйдет он с непобедимым войском на бой с силами зла и доставит народу великие знания и сокровища.

Легенда о блаженной стране святых мудрецов-волшебников в горах Куньлунь или на далёком восточном острове известна и китайским даосам.

В восточно-славянских сказках есть волшебная золотая (стеклянная) гора, — сияющая ("сиянская"). Её достигает герой с чертами солнечного Даждьбога. Как и у Сковороды, гора сия ассоциируется (как и у Сковороды) с иерусалимским Сионом. В древнерусской литературе и украинском фольклоре распространена легенда о стране блаженных мудрецов-рахманов (брахманов).

Среди русских старообрядцев были распространены легенды о граде Китеже и стране Беловодьи. Первй сокрыт на дне озера Светлояр, вторая лежит на востоке за пустыней, горами и морем. В них нет нужды, гнёта и войн. Здесь живут только праведные старообрядцы (в Кангхе — зороастрийцы, а в Шамбале, размеется — буддистьы, приверженцы учения Калачакра).Заметим, — постулат Калачакры о тождестве макрокосма и микрокосма (человека) совпадает со взглядами Сковороды. Беловадская легенда была известна и в Украине, где в 1770-1780-х г.г. даже возникло (подавленное военной силой) движение за переселение в "Китайскую землю".

По-видимому, миф этот был усвоен славянами от их древних соседей по Причерноморью — ариев — и сохранён в старообрядческой и украинской среде.

Легко заметить близость утопии Сковороды ко всем этим традициям. Мыслитель хорошо знал библейскую и античную традицию, интересовался учениями Индии, Ирана и Китая, был связан с народной сектой духоборов, живших своеобразными "коммунами", мог общаться и со старообрядцами.

Социально-утопические взгляды украинского философа и фантаста, таким образом, развивались в русле общечеловеческих идей утопического коммунизма.

С 3 марта 2013 г. Дмитрий Дудко зарегистрирован в "Фантлабе".

Вопросы о фестивале "Краснозвёздный мост" теперь можно задавать ему лично.


Статья написана 1 марта 2013 г. 15:55

По сообщению председателя оргкомитета Первого "Краснозвёздного Моста" Дмитрия Дудко,

в этом году Второй фестиваль "Краснозвёздный Мост" планируется провести в Харькове ориентировочно 3-5 октября.





  Подписка

Количество подписчиков: 13

⇑ Наверх