fantlab ru

Все отзывы посетителя olvegg

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  65  ] +

Станислав Лем «Непобедимый»

olvegg, 9 ноября 2008 г. 20:29

До сих пор не могу понять, как Лему удалось совершенно минималистскими приемами создать такой шедевр. Если изложить краткое содержание романа – ну, интересно, конечно, идея необычна, но вроде как ничего особенно выдающегося. Вполне добротная НФ: полеты к другим планетам, исследования, «научно-фантастический дектектив», где подозреваемым является не человек, а некая научно-техническая загадка. А уж учитывая год написания, должно было десятикратно устареть… Но ведь не устаревает! а впечатления не ослабевают при очередном прочтении. Секрет, как обычно и бывает – в идеальном сочетании ингредиентов.

1. Действительно, отличная научная идея, и не одна. Во-первых, идея эволюции автоматов, аналогичная эволюции живой материи. Побеждает не лучшее конструкторское решение, оснащённое по последнему слову техники и способное испарить своим энерговооружением небольшое море, а — по Дарвину — наиболее приспособленное. Идея «разумного» роя — распределённой сети «мушек» — только сейчас начала обретать реальные черты (smart-dust). Также Лем показал преимущества, которые дает миниатюризация (то, что сейчас называется нанотехнологиями, а во времена написания романа еще не имело термина, хотя, строго говоря, мушки все-таки еще далеко не «нано»).

2. Сюжет. Лем блестяще справляется с подачей материала, постепенно нагнетая саспенс в лучших традициях жанра ужасов, выдавая по крупицам новые следы, ведущие к разгадке. Расследование оборачивается боевиком, который затем плавно перетекает в захватывающее психологическое противостояние человека и «неизведанного».

3. Стиль изложения иногда настолько сух, что напоминает документальную хронику. Тем правдоподобнее воспринимается мир Региса III с его уникальной «некросферой»: возникает полный эффект присутствия, и тем контрастнее кульминационные события во второй половине книги. Битва роботов легко затмевает многие батальные сцены как в фантастической (+фэнтезийной), так и в исторической прозе.

4. Психология персонажей раскрывается поначалу довольно скупо, но здесь опять ожидает резкий контраст – эпизод, в котором Хорпах подталкивает Рохана к принятию решения, описан просто безупречно.

5. Философская начинка. Лем не был бы собой, если бы не поразмышлял вместе с главным героем над некоторыми «вечными» вопросами. «Не все и не везде существует для нас»; куда бы мы не посмотрели, мы видим (как Рохан в туче) только собственное отражение и не способны воспринять мир чужими глазами.

Сам Лем считал, что «Непобедимый» «чуть скромнее» «Соляриса», я же не могу сказать, какой из романов мне нравится больше.

Оценка: 10
– [  26  ] +

Питер Уоттс «Ложная слепота»

olvegg, 14 августа 2009 г. 23:21

Как обычно пишут фантастику? Представим себе условного автора, который садится за пишущую машинку / компьютер / чистый лист бумаги с некой только что пришедшей в голову, а может быть и долго обдумываемой идеей, возможно даже и вовсе без идеи, но с горячим желанием подарить миру своё новое творение. Дело за малым: пробудить к жизни героев, проложить сюжет, установить декорации. А дальше всё зависит от таких факторов, как талант писателя, его упорство и, что немаловажно, личный взгляд на творческий процесс.

Если говорить не просто об условном авторе, а об условном авторе НФ, то идеи и декорации для него часто выходят на первый план. Такова уж особенность жанра. Для раскрытия характеров и закручивания сюжета нужны жизненный опыт и фантазия, которыми каждый писатель в той или иной степени наделён. Жанровая же атрибутика НФ требует чего-то помимо «общелитературных» навыков: определённого багажа знаний. И вот здесь начинаются проблемы. Жанр накопил за свою историю немалое количество шаблонов. Всегда соблазнительно воспользоваться уже существующими заготовками, чтобы не отвлекаться от реализации основной задумки. Если взять несколько готовых ингридиентов и смешать их, не взбалтывая, то можно даже претендовать на оригинальность. Само по себе это не так уж плохо, но если оригинальность этим и ограничивается, пиши пропало. Ведь сколько трафарет не переворачивай вверх ногами, он так и останется трафаретом.

Уоттс не пользуется шаблонами. Вообще. Они ему не нужны. Он строит свои декорации с нуля, и его мир близкого будущего полностью самодостаточен. Самодостаточны и пришельцы, и контакт, оригинальны и убедительны идеи – а их в книге явно больше одной. Литературная и научная ипостаси романа не только не мешают, но даже взаимно усиливают друг друга – случай очень редкий, и на самом деле показатель действительно хорошей НФ. Через призму научного мировоззрения Уоттс разглядывает всё: и внешний мир, и внутренний мир, и даже самого наблюдателя – человеческое самосознание. Читателю под этим бесстрастным взором зябко и неуютно. Нет никакой финальной иллюзии, в которую можно было бы закутаться. Вселенная предстаёт как сцена безжалостной эволюционной гонки, в которой человечество вовсе не является финальной ступенью. Возможно, такой ступени не существует вообще. Так же, как не существует и цели гонки – ни высшей, никакой. И даже сознание, по мнению Уоттса, не более чем побочный (и не очень-то эффективный) продукт эволюции. Нам просто повезло, но надолго ли?

Не очень весёлые мысли. Неудобные истины, выражаясь словами одного из главных героев. Конечно, это не истины в последней инстанции, и со многими из них можно не согласиться. Но книга побуждает задуматься и трезво взглянуть на окружающую реальность, и это уже большой плюс.

Оценка: 10
– [  23  ] +

Вернор Виндж «Глубина в небе»

olvegg, 15 марта 2008 г. 19:19

Решил немного расширить свой старый однострочный отзыв. Предупреждаю нечитавших, что будет много спойлеров, лучше сразу переходите к заключению.

Дилогия Винджа стала для меня в свое время настоящим откровением, я просто не ожидал, что в современной научной фантастике могут встретиться настолько сильные авторы. «Глубина в небе» понравилась еще больше «Пламени». Она более камерна, практически все действие происходит в одной планетной системе, но отсутствие элементов космооперы пошло книге только на пользу, сделав ее предельно реалистичной, чему способствует и полное погружение в мир будущего, показанный с точки зрения его персонажей безо всякого снисхождения к современному читателю и подробных авторских «разжевываний» непонятных моментов. В такой мир действительно начинаешь верить. Кроме того, лучше прописана человеческая психология (с нечеловеческой и в «Пламени» был полный порядок), ну а образ Фама Нювена стоит отдельного романа. К тому же его воспоминания – очень удачный прием – позволяют оценить масштаб и разнообразие человеческого космоса, а общее количество описанных миров в итоге даже превосходит таковое в первой книге. Большой объем не считаю недостатком – он позволяет лучше «вжиться» в придуманный мир и подготавливает читателя к развязке и мести, которую, как известно, лучше подавать холодной (а ведь для персонажей проходит значительная часть их жизни – годы и десятилетия субъективного времени!)

Теперь немного о минусах. Пожалуй, основной – слишком сильная «черно-белость» сторон конфликта. С одной стороны, торговцев Чен Хо (думаю, такая транскрипция все-таки более правильна) трудно назвать ангелами. Они лишены каких-либо идеалов, кроме идеала Святой Прибыли, но в сравнении с эмергентами кажутся воплощением добродетели. Впрочем, Виндж старается быть объективным. Среди Семей торговцев тирания является довольно распространенной формой правления. Некоторые люди Чен Хо принимают философию Эмергенции, в то время как многие из «простых» эмергентов, хотя и действуют в рамках своей родной идеологии, люди по сути своей неплохие. Чего нельзя сказать о Предводителях. Тема абсолютной власти, развращающей абсолютно, вообще очень для Винджа характерна, начиная еще с дилогии «Сквозь время». В его романах, как правило, действует дуэт главного «плохого парня», по совместительству основателя движения (Гамильтон Эвери — Свежеватель – Томас Нау), и его помощника, превосходящего своего учителя в масштабах преступлений (Кристиан Жерро – Булат – Ритцер Брюгель). В «Войне с миром» и «Пламени» были также люди системы, меняющие свои убеждения — Делла Лу и Тиратект-Свежеватель, но Анне Рейнольт на эту роль явно не подходит, оставаясь почти всю книгу беспомощной жертвой своего Фокуса. Скорее, таким отступником является… сам Фам Нювен, предавший собственные идеалы объединенного человечества. Томас же Нау, на мой взгляд, получился каким-то искусственным злодеем, ну не могу я поверить в такого абсолютно лишенного человеческих чувств персонажа. Хотя следить за его политическими приемами по одурачиванию населения весьма интересно :smile:

Еще о минусах. Не очень понятно устройство общества эмергентов. С одной стороны, вся собственность и ресурсы – общественные, в то же время Нау говорит о возможных прибылях и «миллионах» при завоевании Гаспра. Возможно, «социализм» действует только для «ведомых» клики, в то время как между Предводителями работает товарный обмен? Непонятно. Непонятна также система отбора фокусируемых. Есть упоминание о какой-то лотерее и о семьях, поставляющих и Ведомых и Фокусируемых, но тогда психологически совершенно необъяснимо то, что многие Ведомые-менеджеры относятся к Фокусированным «как к мебели» и спокойно пускают их в расход. Хэппи-энд на мой взгляд чересчур счастливый. Понятно, что «власть поменялась», и сила теперь на стороне «хороших парней», но интересна и реакция эмергентов на переворот, а она, увы, почти не показана. «Чужая» сюжетная линия показалась несколько менее удачной, чем в «Пламени» (может быть, просто из-за растянутости). «Человекоподобность» пауков объясняется, конечно, переводом, ну а с другой стороны почему они должны психологически слишком отличаться от людей? Ведь есть и существенные отличия – доминирование женщин в политике, детей воспитывают мужчины, инстинкт глубины и т.п.

Вернемся к плюсам. В литературном плане роман вполне удался, хотя при желании можно найти авторов, превосходящих Винджа в психологизме, построении сюжета или владении языком. Что выводит «Глубину» из категории «просто хорошей космической фантастики» на качественно более высокий уровень, так это великолепные НФ- (и не только) идеи, которыми роман изобилует (чего нельзя, увы, сказать о подавляющем большинстве современной научной или ненаучной фантастики). Рассмотрю некоторые из них. Прежде всего, действие книги разворачивается во вселенной «зон мысли», хотя участники об этом ничего не знают, будучи погруженными в Медленную Зону. Если бы не блестящий намек на «божественное» прошлое Мигающей где-то в Переходе (Искажения Хелма, геологические пласты алмазных нанопроцессоров, природа самой звезды), роман можно было бы считать иллюстрацией варианта развития без технологической Сингулярности, о возможности которого Виндж писал в своей известной статье. В этом случае человечество, хотя и застраховано от непредсказуемых последствий появления ИИ, но обречено на вечные циклы развития и упадка, если не на окончательную гибель, а программисты ведут археологические раскопки огромных пластов наследованных программ.

ИИ создать невозможно, но человеческий гений не дремлет и ищет обходных путей, модифицируя мозг самого человека. Цивилизацию, основанную на Фокусе, можно считать мрачной антиутопией-предостережением, идеальной тиранией, в которой высокие технологии предоставляют правителям неограниченные возможности в управлении населением. Причем технологии эти – вовсе не умозрительная фантастика, они станут доступны уже в ближайшем будущем. Локализаторы – «почти» нанотехнологии – еще один пример подобного использования плодов прогресса. Безобидная позиционная система может обернуться совершенным средством контроля и наблюдения для Большого Брата. Вообще, надо отметить, что в романе продумана каждая деталь, и чувствуется, что к любой вскользь упомянутой подробности автор мог бы привести солидное обоснование.

Мой вердикт – лучший НФ-роман последнего времени, с которым может соперничать, помимо первой книги дилогии, разве что «Гиперион» Симмонса. При этом в «Гиперионе», если брать английскую аббревиатуру SF, больше от «F», fiction, литературы, а в «Глубине» — от «S». Кому что больше понравится – дело вкуса, а лучше прочитать и то и другое.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Виталий Зыков «Флорист»

olvegg, 27 октября 2009 г. 23:43

Первое, на что напоролся взгляд — совершенно жуткий язык повествования. К середине рассказа он, правда, почти выправился и одновременно появились проблески надежды на интересную развязку. Ого, подумал я, может быть всё не так уж и плохо. Но вскоре я узнал, что на самом деле всё плохо, и даже очень. Развязка получилась как бы вещью в себе: отдельно развязка, отдельно остальной текст рассказа.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Можно не искать намёков на изощрённый план, разработанный ГГ, в тексте: их там нет вообще.

В результате рассказ, помимо того, что написан коряво, не удался и как детектив. Мало что можно сказать в его защиту...

Оценка: 3
– [  19  ] +

Айзек Азимов «Конец Вечности»

olvegg, 19 декабря 2008 г. 21:51

Пожалуй, лучшее, что я читал у Азимова. Временные путешествия тема склонная к скользанию в парадоксы, а Азимов просто обошёл их, придумав организацию, находящуюся вне времени.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(хотя порождена Вечность таки парадоксом!).

Честно, не люблю писать хвалебные отзывы и анализировать, почему же мне какая-то книга понравилась — понравилась, и всё тут! Другое дело, если б не понравилась. Вот тут бы уж можно было развернуться :glasses: :biggrin:

Всё же не могу не сказать пару слов в защиту романа от критики. Встречаются мнения о неубедительном поведении главного героя. Не согласен! Харлан совершенно последователен в своём безумии. Он продумывает многоходовые гениальные комбинации и не замечает очевидных вещей, готовый заподозрить весь мир в заговоре против него и Нойс.

К сожалению, без нелогичностей не обошлось, автор, похоже, пару раз сам запутался в понятиях «биовремени» и времени Реальности (времяне не могут «отслеживать» продвижение Вечности, так как любое изменение мгновенно запечатляется в истории), но общую картину столь незначительные ляпы не нарушают.

Куда более важным мне показался один момент, постоянно режущий глаза в литературе на данную тему. Азимову удалось показать абсурдность идеи одновременности, разрушаемой как только становятся возможными путешествия во времени. Дело в том, что мы неосознанно, когда читаем (или пишем) о темпоральных перемещениях, представляем их чем-то вроде пространственных путешествий между разными местами, но не моментами времени. Характерным примером может служить рассказ Шекли «Раздвоение личности», в котором путешественник возвращается в уже посещённый век ровно через тот промежуток времени, который он провёл в настоящем. Таким образом возникает чувство одновременности событий, происходящих в разные эпохи. В Вечности «привязанность к эпохе» считается тяжким грехом. Вся неблокированная история человечества равнодоступна на всём её протяжении, доступен каждый момент жизни любого «времянина», и понятие «настоящее» в отношении Реальности для Вечных не имеет никакого смысла.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сын Твиссела «всё ещё там», в своём изменённом столетии, одновременно новорожденный и умирающий, ребёнок и взрослый для Вечного.

У романа много достоинств, нет смысла их все перечислять — просто прочтите и оцените сами!

Оценка: 10
– [  19  ] +

Станислав Лем «Солярис»

olvegg, 26 апреля 2008 г. 21:34

Да, соглашусь с мнением, что роман далеко перерос авторский замысел. Одна из основных тем творчества Лема — проблема взаимопонимания, контакта. Первой серьезной пробой был «Эдем», но там цивилизация двутелов получилась слишком уж человеческой и узнаваемой. Тогда Лем отбросил всякий антропоцентризм и придумал нечто совершенно чуждое человеку. Вместо цивилизации, состоящий из множества разумных существ — единое... существо? Разум? Нечто настолько непознаваемое, что не поддается никаким наивным попыткам классификации. Взаимопонимание невозможно, потому что нет никаких точек пересечения в мировосприятии. Обе стороны проводят эксперименты друг над другом, заранее обреченные на провал.

Таков основной слой, но (и это-то и превращает книгу в шедевр) им роман не ограничивается. Солярис становится зеркалом самого человека — всматриваясь в нее, он видит лишь собственное отражение, может быть искаженное, гипертрофированное, и тем не менее: «О нем не узнаем, пожалуй, ничего, но, может быть, о нас...» Снова поднимаются извечные вопросы смысла жизни, предназначения — чтобы в очередной раз остаться неотвеченными. Что правит миром — порядок и целесообразность или же случайность и ошибка? Все в нашей жизни гармонично, посвящено высшей цели или мы просто игрушки в руках слепого бога, которому до нас по большому счету нет дела? Солярис не дает ответа.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Герберт Уэллс «Война миров»

olvegg, 29 октября 2007 г. 22:31

Что, на мой взгляд, делает «Войну Миров» шедевром, классикой жанра — так это полное правдоподобие, реализм происходящего. Создается впечатление, что читаешь настоящие воспоминания участника событий. И не важно, что на Марсе на самом деле нет разумной жизни и гигантские пушки — не самый эффективный способ доставки межпланетных экспедиций. Зато как удивительно точно описана реакция благополучного и, казалось бы, незыблемого викторианского общества на вторжение — от противоречивых слухов и недоверия через возрастающую тревогу к внезапному осознанию смертельной и неостановимой опасности, всеобщей панике и отчаянию. Увы, история полна подобных примеров, и вовсе не фантастических...

Орсон Уэллс позже довел реализм книги до логического завершения, заменив прошедшее время на настоящее в своей знаменитой радиопостановке.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Питер Уоттс «Послание к язычникам»

olvegg, 12 декабря 2010 г. 22:17

Остаётся только пожалеть, что этот рассказ был обойдён в своё время вниманием Гарднером Дозуа и не попал в сборник «The Best of SF...» (а в результате остался неизвестным у нас, в отличие от не очень удачной, на мой взгляд, «Подёнки»). Помимо него, читал в оригинале «The Things» и хьюговского лауреата «The Island», и если судить по ним, то Уоттс безусловно один из сильнейших авторов НФ в настоящий момент.

В данном рассказе представлена альтернативная версия нашей истории, в которой благодаря случайному открытию отпала необходимость в религиозной вере — люди не верят, они знают о существовании Бога, и знание это не оставляет ни малейших поводов для сомнения. Немного напоминает «Ад — это отсутствие Бога» Теда Чана.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Роберт Шекли «Регулярность кормления»

olvegg, 14 октября 2007 г. 19:19

Опять тот случай, когда точный перевод невозможен. Но догадаться можно. :smile: Virgin по-английски — это и девственница, и девственник.:smile:

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ханну Райаниеми «Фрактальный принц»

olvegg, 23 октября 2012 г. 21:53

Очень закрученный сюжет получился у Райяниеми в продолжении «The Quantum Thief». Пожалуй даже чересчур закрученный. На последних нескольких десятках страниц события разворачиваются с такой скоростью, что иногда приходилось останавливаться и перечитывать заново отдельные эпизоды, чтобы понять, что же всё-таки только что случилось. В первой книге информационный перегруз от погружения (больше похожего на кидание в прорубь) в мир будущего для меня лично был в самый раз (временами хотелось добавки ))), но с «Фрактальным принцем» случился уже перебор. Книгу, конечно, надо будет перечитать, но в плохой усвояемости текста в данном случае, на мой взгляд, вина всё же писателя, переигравшего с лаконизмом. Хотя, может быть, после перечитывания моё мнение и изменится.

И тем не менее, пусть и не без недостатков, но продолжение у «Квантового вора» получилось достойное, по уровню — вполне сравнимое с дебютом. Третью часть, интригующий задел на которую в финале, естественно, оставлен, хочется прочесть уже прямо сейчас.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Антология «Лучшее за год XXIV: Научная фантастика, космический боевик, киберпанк»

olvegg, 14 ноября 2008 г. 04:37

Сильнейший сборник из издававшихся у нас четырех выпусков «The Year’s Best SF»! 2006 оказался урожайным на хорошие рассказы. Безусловные хиты в моем личном рейтинге – психоделический «Дом за вашим небом» Розенбаума, астрофизическая «Головная ударная волна» Бенфорда, апокалиптическая «Хорошая гора» Рида, постапокалиптические «Джулиан. Рождественская история» Уилсона и «Человек с желтой карточкой» Бачигалупи (наконец-то 10 баллов этому автору), образец сверхтвердой НФ «Оседлав крокодила» Игана (тоже первая десятка!) и «Найтингейл» Рейнольдса – космическая опера с финалом в жанре хоррор. Четыре из этих семи рассказов были прочитаны практически подряд, так что можно представить, какое первое впечатление произвел сборник.

Помимо лучшего из лучшего, запомнились: «Помехи», свежий взгляд на путешествие в параллельные вселенные и второй рассказ Аластера Рейнольдса в сборнике, «Дамаск» Грегори, затрагивающий очень непростую тему религиозного фанатизма, и одновременно смешной и грустный «Иди, пока можешь» Экхаута. Удачными показались «Я – робот» Доктороу, иронично обыгрывающий знаменитые законы Азимова и «Мертвецы идут» Макоули. Рассказ вроде бы незатейливый, но берёт за душу! Экстремистский «Зов автострады» Маклеода оставил противоречивые впечатления, но в общем понравился. С интересом прочитал рассказы Уильямса и Бакстера.

Не обошлось и без слабых работ: «Ледяной колосс» Лэйка и Нестволд как будто склеен из двух кусков, причем сумма явно хуже обеих составляющих, «В реке» Стэнчфилда – не очень убедительный рассказ о контакте со слабым финалом; действие «Оканогган-Фоллз» Джилмен происходит при совершенно неправдоподобных обстоятельствах. Рассказ Левина могла бы спасти лишняя толика юмора в духе Шекли, но так и не спасла. «Призраки» Барнса показались настолько скучными, что дочитать их я не смог.

Несмотря на эти слабые моменты, сборник получился на уровне не просто лучшего за год, но пожалуй лучших жанровых антологий, таких как «Божье око» или «НФ: Возрождение».

Оценка: 9
– [  13  ] +

Роберт Чарльз Уилсон «Джулиан. Рождественская история»

olvegg, 5 ноября 2008 г. 00:07

Не большой поклонник постапокалиптики, но эта повесть, номинированная на Хьюго в 2006 году, очень понравилась. Здесь нет обычной для жанра чернухи и депрессивной атмосферы, нет мутантов и отравленных морей: с момента катастрофы прошло уже достаточно времени и цивилизация успела восстановится, пусть всего лишь до уровня донефтяной эпохи. Убедительно описано новое общество, продолжающее поддерживать некоторые старые традиции (хотя смысл их довольно сильно поменялся), стилизация под прозу 19 века просто великолепна (и нужно отметить удачную работу переводчика).

Жаль, что романы Уилсона у нас пока не издавались.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Р. Скотт Бэккер «Тьма прежних времён»

olvegg, 13 октября 2008 г. 21:04

Конечно, наши переводчики не поленились заменить оригинальное «Тьма, что была прежде» на попсовое «Слуги тёмного властелина», чтобы не отпугивать потенциальных читателей и не травмировать преждевременно их неокрепшую психику. Коварный план! Впрочем, нельзя сказать, что переводное название совсем никакого отношения не имеет к содержанию. Вроде как и Тёмный Властелин присутствует, точнее отсутствует (1 шт.), и слуги его тоже в наличии. Но они все-таки не главные в романе, во всяком случае в первой книге. И даже не самые сверхъестественные из существ этого мира.

А самые сверхъестественные существа – это безусловно Келлхус и дуниане. Никакая философия и тренировки не способны сделать из человека то, чем они являются. Поневоле вспоминается «Понимай» Тэда Чана. Вот уж действительно сверхчеловеки.

Что в книге понравилось:

- Прекрасно выписанный мир, пусть даже местами и похожий на Землю (Earwa — Earth).

- Стиль. Вступление, где описывается исход Келлхуса из Ишуаля, читал с отвисшей от изумления челюстью. Потом, правда, пошло более прозаичное повествование, так как и героями стали уже нормальные люди (более-менее).

- Герои живые и отличаются друг от друга.

- Блестяще описанная битва со скюльвендами.

- Противостояние Найюра и Келлхуса.

- Эпизод разоблачения агента Консульта.

Что не понравилось:

- Непомерное количество чернухи и насилия. То есть, какой-то уровень конечно необходим, это все-таки DARK Fantasy, а не волшебная сказка, но порой Бэккер забывает всякую меру, иногда и в ущерб правдоподобию.

- Бесконечные рефлексии главных героев, особенно Ахкеймиона. Быстро начинают утомлять своим однообразием, хочется перелистнуть несколько страниц.

Впечатления, таким образом, двойственные, и стоит ли читать продолжение, пока не решил.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Нил Стивенсон «Ртуть»

olvegg, 22 сентября 2008 г. 11:51

И все-таки я сделал это! Дочитал «Ртуть». С чем себя и поздравляю.

Роман вышел монументальным, не только по объему, но и по тщательности воссоздания эпохи. Конец 17 век – ключевой период в истории цивилизации, в Европе в это время появилась наука как таковая, а попутно с ней зарождались и многие институты современного общества. Повествование охватывает значительную часть христианского и отчасти мусульманского мира. Прежде всего Англию, но также континентальную Европу – от осажденной турками Вены и разоренной тридцатилетней войной Богемии до бирж Амстердама и утопающего в роскоши Версаля, попутно захватывая и Северную Америку. Главные герои, Уотерхауз, Элиза, Джек Шафто, свидетели и участники многих исторических событий, пересекаются на своем жизненном пути, кажется, с большинством значительных фигур того времени. При этом Стивенсон намеренно не выделяет ключевые — с современной точки зрения — личности и события, вплетая их в тяжеловесную ткань повествования, как в вычурный барочный узор, так что их с трудом различаешь на общем пестром фоне. Такой подход вполне оправдан – ведь в истории очень сложно выделить первопричины, и невозможно на самом деле сказать, что для нее важно, а что нет – в конечном счете важно все, но в результате читатель вынужден переваривать непомерное количество информации. Не всегда это идет на пользу и повествованию, которое иногда становится как бы декоративной рамкой к богатому натюрморту из исторических, политических, экономических и научных фактов.

Стивенсон перетасовывает вымышленных и исторических персонажей с такой ловкостью, которую может себе позволить, «не рискуя сломать шею», лишь человек огромной эрудиции. Наиболее удачны образы Даниеля Уотерхауза и Ньютона. Ньютон получился фигурой немного «не от мира сего», отдаленной от мирской суеты и ученого общества того времени, и в какой-то степени возвышающейся над ними. Всю жизнь посвятивший поискам божественного начала в природе, он пытается отыскать его в алхимии, геометрии и пропорциях иерусалимского храма, между делом создавая дифференциальное счисление и открывая важнейшие законы физики.

Налет фантастичности книге придают эпизодические появления бессмертного Еноха Роота, по совместительству алхимика, телепата и ясновидящего. Он, как часовых дел мастер, иногда вмешивается в течении событий, чтобы подправить сбившийся ход истории и направить в нужное русло.

Текст романа плотный, местами вкусный, местами вязнет на зубах. Что касается диалогов, то они порой тяжелы для восприятия – может быть, современного человека? – причем, если витиеватость и продуманность речи высших сословий того времени вполне понятна и уместна, то в устах Джека Шафто и некоторых других персонажей низшего общества пространные речи звучат слишком театрально. То ли автор увлекается, то ли намеренно жертвует достоверностью в каких-то своих целях, не знаю. Интересно, что герои сами часто жалуются на излишнюю изощренность речи своих собеседников.

В целом роман оставил приятное впечатление. Продолжение читать буду, но нужно немного прийти в себя и допереварить прочитанное, а может быть местами и перечитать.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Роджер Желязны «Ночь в одиноком октябре»

olvegg, 8 августа 2008 г. 22:45

Вот и я на днях прочитал эту замечательную книгу. Рейтинг фантлаба не подвел — высокие оценки роман заработал не только за принадлежность к жанру фэнтези, чего я боялся :smile: Собственно, сам жанр определить сложно — это постмодернистская игра, в которой автор жонглирует с равным мастерством и мистикой, и викторианским детективом, и лавкрафтовской мифологией. Причем все это сведено вместе с безупречным стилем, с неизменной авторской иронией и тонким юмором (местами черным).

Финальная часть читалась с меньшим интересом — но это и понятно, загадки раскрыты, осталось лишь довести до логического завершения все, что должно. Вообще, я заметил, что финалы у Желязны часто достаточно не то чтобы слабы, но как-то второстепенны по отношению к остальному тексту. Его книги нужно еще некоторое время переваривать, чтобы оценить полную картину.

В общем, получил от прочтения массу положительных эмоций. Несомненно, «Ночь...» — одно из лучших произведений Желязны, не случайно он перечислял его в пятерке своих любимых. И согласен с Видфарой, перевод Жикаренцева очень хорош.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Аластер Рейнольдс «Город бездны»

olvegg, 30 марта 2009 г. 20:09

Своеобразный роман. Общее ощущение после прочтения: сжать бы его в два раза, и вышло бы отлично. А так — только хорошо. Начало интригует, эпизод с орбитальным лифтом описан выше всяческих похвал, но после перелёта ГГ на Йеллоустоун читать стало местами скучно, так что середину я преодолевал недели две или три. Зато последнюю треть прочитал чуть ли не за день. Не исключаю, что дело в переводе, но повествованию порой не хватает живости, некоторые напряженные моменты (а их в книге хватает) описаны в довольно-таки флегматичной манере и может быть из-за этого и персонажи ведут себя заторможенно даже под градом пуль и лазерных фугасов.

В целом вынужден признать, что описания самого Города Бездны с бесконечными прыжками с Малча на Кэнопи (могли бы и перевести, об это ещё позже) и обратно не сильно впечатлили. Наверно, из-за киберпанковского уклонизма: удаление мозговых имплантантов в соседней подворотне сразу настораживает. Значительно интереснее «флэшбеки» ГГ, собственные и благоприобретённые, задающие интригу, всё сильнее закручивающуюся к финалу книги. Финал же более чем удачен. Единственный минус здесь, пожалуй — не вполне ясная мотивация поступков Небесного.

Технологическая составляющая добротна, но не более. Автор словно бы намеренно избегает высоких технологий, устраивая на одной планете бесконечную войну, съедающую все ресурсы, а на другой техноэпидемию, почти уничтожившую цивилизацию.

То, что перевод не фонтан, видно хотя бы по астрономическим терминам: созвездие Сигнус по русски звучит как Лебедь, и непонятно, почему жители Окраины Неба, говорящие на латиноамериканских и арабском языках, именуют своё солнце английским Свон. Собираюсь почитать сетевой перевод «Ковчега спасения» и сравнить.

В целом, хороший образец космической фантастики с элементами киберпанка, страдающий некоторой растянутостью.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Роджер Желязны «Остров мёртвых»

olvegg, 30 июля 2008 г. 21:30

«Я бы предпочел лежать на камнях с переломанными костями, ощущать падающие капли дождя и удивляться им, слегка негодуя, в чем-то раскаиваясь и многого еще желая... Быть может, именно эта жажда жизни и сделала меня мироформистом, чтобы я сам мог творить жизнь, пока у меня есть еще на то силы...»

Эту цитату можно сделать эпиграфом ко всему творчеству Желязны. Удивительно жизнеутверждающая проза — и в то же время постоянно обращающаяся к теме смерти. Но одно, по-видимому, невозможно без другого. Нельзя ощутить всю полноту жизни, не почувстовав прикосновения небытия. Сэндоу бросает вызов Токийскому заливу, создавая новые миры, которые останутся и пребудут после его собственной смерти. Но то же самое можно сказать о любом творчестве.

Роман уступает, на мой взгляд, предыдущим шедеврам автора — «Этому бессмертному», «Князю света», он хорош, но той глубины не чувствуется, Желязны как-то признался в одном интервью, что поторопился с его написанием. И все-таки время от времени тянет перечитать.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Станислав Лем «Новая Космогония»

olvegg, 19 июля 2007 г. 01:54

Да, современным авторам не помешало бы почитать Лема и понять, что же такое на самом деле научная фантастика и как ее следует писать.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Брюс Стерлинг «Схизматрица»

olvegg, 17 января 2009 г. 16:30

Стерлингу удалось создать впечатляющую панораму будущего. Человечество, сбежавшее от проблем родного мира, расселяется по Солнечной Системе. Роман охватывает почти два столетия, при этом ритм повествования подчинён восприятию жизни главным героем: по мере его старения всё более короткие эпизоды разделены всё большими промежутками времени. Вторая половина книги воспринимается как яркий калейдоскоп, в котором новые персонажи, едва успев появится, тут же пропадают или необратимо изменяются, напоминая рой бабочек-однодневок.

Понравилась насыщенность романа идеями. Чувствуется характерное для киберпанков тщательное внимание к описываемому антуражу, но Стерлинг не зацикливается на технологических примочках, ставя вопросы о дальнейших путях развития человечества. Киберпанк временами проявляет свою «панковскую» сущность во всяких маргинальностях вроде Дзайбацу Моря Спокойствия, но к счастью не чрезмерно. Удачно обыграна тема конфликта поколений.

Недостатки присутствуют, но в определённом смысле роман — основоположник целого направления, причём не столько киберпанка, как «Нейромант» Гибсона, сколько традиционной НФ, так же как «Пасынки Вселенной» Хайнлайна в своё время послужили основой для многих произведений о кораблях-ковчегах. «Вакуумные цветы» Суэнвика, «Илион» Симмонса, «Accelerando» Стросса продолжают традицию «Схизматрицы».

Оценка: 9
– [  11  ] +

Майкл Суэнвик «Путь Прилива»

olvegg, 26 августа 2008 г. 23:34

Отличнейшая книга. Фантастика высшей пробы. Часто бывает так, что начинаешь читать – затягивает, а потом появляется страх, что автор не справится с сюжетом, не выдержит уровень до конца, разочарует концовкой. Суэнвик в «Пути прилива» не разочаровал, уровень выдержал.

Несмотря на легкий (а местами очень даже не легкий) налет сюрреализма и мистики, роман представляет собой чистейшей воды НФ. Пожалуй, его можно считать продолжением «Вакуумных цветов» (похожа, хотя и не совсем идентична судьба Земли). Место действия, его солнце и луны названы в честь волшебных героев «Бури» Шекспира. Волшебство на Миранде двояко: могущественные колдуны с приливных земель, использующие древнюю магию, и волшебники с неба, технологии которых – тоже в некотором роде магия для жителей планеты, намеренно удерживаемой на низком уровне развития. Особо удался автору гротескный Дворец Загадок, цитадель победившей всех бюрократии. Но я бы не назвал эпизоды, связанные с Дворцом, сатирой. Это правдоподобный сценарий развития для подобного будущего, ведь страхи, породившие систему, вполне обоснованны.

Без откровенных сцен роман потерял бы немного, но мешают они не сильно. Перевод отличный, единственное но: названия населенных пунктов на Миранде явно говорящие и не обязательно англоязычные (да и живы ли современные языки в таком отдаленном будущем?).

Оценка: 10
– [  11  ] +

Иэн Бэнкс «Вспомни о Флебе»

olvegg, 12 августа 2008 г. 06:22

Затрудняюсь поставить оценку этому роману. Во первых, читал его в двух переводах – начал в старом, довольно-таки корявеньком, потом купил новое издание – просто небо и земля, язык вдруг стал живым, выразительным. Естественно, и читаться стало увлекательнее. Однако книга очень растянута. Много описаний, кто как сидел, куда пошел и кто на кого при этом посмотрел. Этакая созерцательная стилистика присутствует даже в самых динамичных моментах. Кроме того, на мой взгляд, некоторые сцены просто лишние, вроде эпизода с людоедами на острове Орбиталища (вот удачный пример перевода!). Ужатие объема если не в два, то хотя бы в полтора раза пошло бы только на пользу.

По сути своей, «Вспомни о Флебе» — образец качественной космической оперы. Интеллектуальной? Возможно, по крайней мере уровень ее значительно выше среднего по боль… по жанру. Общая идея противостояния двух цивилизаций – гедонистичной Культуры, полагающейся на машинные разумы и суровых религиозных фанатиков идиран, доверяющих только собственному от природы высокому интеллекту, достаточно интересна. Хотя основное повествование ведется практически в режиме «нон-стоп» и читать его порой откровенно скучно, отступления, посвещенные Фал и Разуму-младенцу, вносят в текст приятное разнообразие.

В общем и в целом местами на восьмерку тянет, местами на девятку. Поставлю 9, за финал и потому что произведение по крайней мере не шаблонное.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Роджер Желязны «Князь Света»

olvegg, 13 апреля 2008 г. 15:45

Когда я прочитал «Князя света» (лет в 19), общее ощущение было, что написан роман позже «Созданий света и тьмы» и, обыгрывая ту же тему (люди как боги и технологии, неотличимые от магии), до их уровня не дотягивает. Показался слишком затянутым. Но через какое-то время захотелось перечитать. Перечитал, и перечитывал потом еще много раз. В итоге роман занял верхнюю строчку моего персонального рейтинга вместе с «Созданиями…» и «Этим бессмертным».

Согласен с распространённым мнением, что это лучший роман Желязны. Это наиболее глубокое и проработанное из его произведений. Анализировать шедевр и пытаться понять, что же его делает таковым — тяжёлый и неблагодарный труд, тем более что составляющих много: великолепная философия, органично и незаметно вплетенная в повествование, наполненное индуистскими и буддистскими мотивами; прекрасно прописанные персонажи: с одной стороны божественные архетипы, с другой — вполне живые люди; общая композиция романа и т.д. и т.п. Ну и, разумеется, история Сиддхардхи, Просветленного, Бича Демонов и просто Сэма, терпящего поражение за поражением, чтобы в конечном итоге достичь своей цели. При том, что мои претензии к некоторой затянутости отдельных эпизодов остаются в силе, на общее впечатление это не влияет – после прочтения остается ощущение чего-то эпического, как будто прожил жизнь за главного героя.

Всем поклонникам Желязны, знакомым с творчеством автора только по «Хроникам Амбера», да и просто любителям хорошей (не обязательно фантастической) литературы, рекомендую почитать.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Филип Дик «Убик»

olvegg, 4 января 2008 г. 08:08

Люди! Не употребляйте наркотики! А то начнете писать как Филип Дик… а второй Филип Дик нам не нужен, хватит нам и одного :smile:

Роман мне скорее не понравился. Идея о том, что наша реальность может быть совсем даже нереальностью, витает в литературе достаточно давно, чуть ли не с «Ящиков профессора Коркорана» Лема, а то и раньше. Я уж не говорю про философию. Поэтому книга, довольно поздно прочитанная, большим откровением для меня не стала. Но, безусловно, галлюциногенные образы, которыми пропитан роман, надолго (навсегда) отпечатываются в памяти. Прежде всего Джори, как олицетворение мировой энтропии. Деньги за пользование дверьми и особый дар Пат — это придумки на 12 баллов.

В целом, Убик – роман весьма, весьма своеобразный и употреблять его нужно с осторожностью. Беречь от детей!

Оценка: 10
– [  10  ] +

Иэн Бэнкс «Безатказнае арудие»

olvegg, 29 июня 2009 г. 22:06

Папытаюсь вкратце просуммировать свои впечатления. Итак, что в романе понравилось. Во-первых, Бэнкс про100 напро100 пишет хорошо — талантливого писателя сразу узнаёшь по тексту. По этой причине буду продолжать ознакомление с его книгами. Во-вторых, в фантазии автору не откажешь. Город, построенный в комнатах, на стенах и на мебели гигантской крепости — это сильно. Да, сильно. А ведь есть ещё много чего. В-третьих, линия повествования от лица главного героя, страдающего неизлечимой безграмотностью — написана эта линия очень живо и с хорошим юмором, несмотря на кажущуюся нечитаемость, читается напротив очень легко.

Что же не понравилось? Остальные главные герои особого сопереживания не вызывают (может из-за того, что выступают в третьем лице). Чувство новизны фантастического антуража пропадает к середине книги, и остаются фактически только голые приключения. Следить за ними порой было скучно.

Итог. «Безатказное арудие» — второй роман, прочитанный мною у Бэнкса, и как и предыдущий — «Вспомни о Флебе» — заставил сомневаться в выборе оценки. Всё же выбрал 8, потому что определённой глубины, как во «Флебе», я в нём не абнаружил.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Брайан Олдисс «Весна Гелликонии»

olvegg, 14 мая 2009 г. 19:47

Первым я читал «Лето...», выпущенное «АСТ» почему-то первой книгой, и решил, что испортил себе впечатление, прежде всего во всём, что касается линии Аверна. Однако никаких неожиданностей не обнаружилось: присутствие авернцев преподносится «в лоб», в «Лете...» с этим по крайней мере была интрига. В остальном сюжет практически не связан, за исключением смутного упоминания пары исторических персонажей и событий.

Возможно, на более низкую оценку таким образом повлияло отсутствие эффекта новизны. Но не только. Книга получилась неровной. Первая короткая часть, пролог к роману, хороша, а вот чем дальше, тем больше возникает вопросов. Древнее общество вышло каким-то схематичным, словно автор использовал одновременно несколько плохо совместимых социальных теорий, из-за чего и психология людей древности выглядит не всегда правдоподобной; слишком большие изменения происходят за жизнь поколения; почти не упомянуты соседние (родственные и неродственные) племена и культуры, из-за чего кажется, что Олдорандо единственное поселение на огромной равнине.

В общем, сама история хороша, но декорации немного странные и даже гротескные, из-за чего минус балл.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Василий Головачёв «Зелёные нечеловечки»

olvegg, 2 декабря 2008 г. 19:32

Рассказ произвёл сильнейшее психотропное воздействие на мозг! Особенно понравился финал, когда главная злодейка хотела сказать что-нибудь такое едкое, но так ничего и не придумала. Конечно, сколько верёвочка не вейся, а поделом гаду и мука! Как говорится, не плюй в лыжи с колодца — дальше будет... или как-то так.

Оценка: 2
– [  10  ] +

Майкл Суэнвик «Оловянное болото»

olvegg, 11 декабря 2007 г. 16:00

По-видимому, Суэнвик продолжает этим рассказом серию про освоение Солнечной Системы, к которой можно отнести «Машины бьется пульс» и «Медленную жизнь». Но если оба упомянутых рассказа мне понравились, то «Болото» что-то совсем никак. Интересные идеи отсутствуют, декорации малоправдоподобны: безжалостная эксплуатация человека человеком в лице могущественных корпораций в нечеловеческих условиях на фоне очень высоких технологий. Не проще ли использовать роботов? Сам сюжет, сводящийся к бродилке-стрелялке по пересеченной местности, тоже оставил равнодушным. Почитать можно, но не более того.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Роберт Силверберг «Долина вне времени»

olvegg, 26 апреля 2009 г. 14:48

Известно, что Силверберг писал много и в основном плохо, по крайней мере до середины 60-х, когда он одумался и примкнул к «Новой волне», встав плечом к плечу с Желязны, Дилэни и прочими борцами с прогнившим прошлым. В конце 50-х он массово выпускал всякого рода коммерческую макулатуру (за исключением также немалого количества хороших рассказов), и «Долина вне времени» пожалуй хорошо иллюстрирует этот период его творчества. Приключения, приключения, и ничего кроме них! Совсем ничего. Помню, что читал оранжевый сборник и удивлялся, как такую откровенную халтуру мог написать автор философского «Человек в лабиринте», остро-политического «Лагеря Хауксбиль» и пронзительных «Ночных крыльев» (это помимо уже читанных к тому времени отличных рассказов).

Оценка: 6
– [  9  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Малыш»

olvegg, 26 апреля 2009 г. 14:46

Борис Стругацкий предположил, если не ошибаюсь в каком-то интервью, что из их творчества именно «Малыш» будут помнить дольше всех в силу его неполитизированности. После выхода поклонники обвинили роман в безыдейности, что по тем временам означало отсутствие нелициприятных аллюзий на существующий строй. Что ж, политическими лозунгами литература действительно, слава богу, не ограничивается, и мы сейчас читаем роман с не меньшим удовольствием, чем прочие произведения братьев.

Стругацим всегда удавалось описание Чуда и Тайны, можно вспомнить загадочную Зону из «Пикника» или сон главного героя в первой части «Понедельника». Наверное, это один из главных атрибутов фантастического жанра вообще. В «Малыше» атмосфера загадочного выходит на первый план. Младенец, плачущий на борту пустого корабля, фантомные исчезающие силуэты, «глаз» на обруче, показывающий странные – действительно странные – вещи, непонятная цивилизация… Есть и моральная диллема, но честно говоря она не главная причина, из-за которой хочется перечитать роман.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Мишель Демют «Чужое лето»

olvegg, 29 ноября 2008 г. 16:13

Читал этот рассказ очень давно, ещё в школе, в сборнике «Современная фантастика». До сих пор сохранилось сильнейшее впечатление: потерянный человек один на один с неведомым, чужим миром. Постоянное ощущение тайны — одна из тех вещей, за которую мы на самом деле и любим фантастику, и совершенно неожиданный финал... Классика жанра.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Кристофер Прист «Опрокинутый мир»

olvegg, 16 июня 2008 г. 01:42

Прочитал роман за два дня: абсолютный рекорд. Захватывает от начала и до конца. Фантазия у автора чудовищная (в хорошем смысле). К сожалению, полностью правдоподобный мир он построить не смог. Последние две части ошеломляют неожиданным переворотом с ног на голову, но оставляют в итоге много нестыковок

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(и по крайней мере одна вопиющая нестыковка с временной разницей возникает и раньше: как чисто арифметически количество суток может не совпадать на разном удалении от оптимума? Ну а галлюцинациями быстрое старение разведчиков и двухлетнее отсутствие главного героя не объяснить).
Похоже, что Прист поторопился закончить роман. Если бы это была просто твердая научная фантастика, то неувязки, конечно, серьезно бы ее обесценили. Но поскольку «Опрокинутый мир» — скорее притча, на общем впечатлении это сказывается не так сильно (и все же 10, увы, поставить не могу).

Оценка: 9
– [  9  ] +

Антология «Лучшее за год 2005: Научная фантастика, космический боевик, киберпанк»

olvegg, 20 января 2008 г. 17:58

Очень сильный сборник, много превосходных рассказов (но довольно много и неудачных).

Уильям Бартон, «Полет на космическом корабле». Да, рассказ ироничен и, возможно, самоироничен, но его это не спасет от моей оценки. 7

Джон Кэссел, «Все это правда». Один из лучших рассказов сборника. Судьба режиссера. 10

Чарльз Стросс, «Бродячая ферма». Я был очень удивлен, обнаружив, что автор «Акселерандо», «Очень холодной войны», «Антител» и автор этого рассказа – один и тот же человек! Перечитал – нет, все равно что-то не то, не нравится, хоть убейте. Хотя странно, потому что тема «моя». 7

Нэнси Кресс, «Эй-эс». Очень интересно поставлен вопрос о границах нормальности, причем не для отдельного человека, а для целого общества. Если население не сокращается – лечение не требуется… 8

Джон Варли, «Звонарь». Типичный для Варли рассказ. Беспощадная эксплуатация темы секса и маньяков. 8

Джудит Моффет, «Медвежонок». Какой-то сумбурный невразумительный рассказ. Не понравился совершенно. 6

Говард Уолдроп, «Позвать по имени». Сдвиг реальности. Занятно. Вроде тема избитая, а понравилось. 9

Кристин Кэтрин Раш, «Шестнадцатое июня у Анны». Грусть тоска меня снедает и покою не дает. Но зачем же меланхолию на столько страниц растягивать? :wink: 7

Уолтер Йон Уильямс, «Зеленая леопардовая чума». Приднестровье как рассадник мирового зла (вместо привычной, но почившей Империи Зла). Рассказ понравился зарисовками светлого будущего. 9

Паоло Бачигалупи, «Девочка-флейта». Замечательный рассказ. Мрачные и образные картины неофеодализма и прогнившей неоаристократии и нелегкая судьба простого народа. 9

Джек Скиллингстед, «Мертвые миры». Да, для дебюта действительно неплохо. Переводчики порадовали: Тау Бу – это Тау Волопаса :smile: 8

Майкл Суэнвик, «Король-дракон». Суэнвик в своем постмодернистском стиле. Игра с формой, но и содержание вполне на уровне. 9-10

Пол Мелкоу, «Любовь одиночек». Постлюди, человечество Перешедшее и оставшееся. Как-то не зацепило, хотя тема эта мне интересна.7

М. Шейн Белл, «Аномальные структуры моих грёз». Нанотехнологии до добра не доведут. Хорошее начало, но разочаровывающе слабый конец. 7

Вернор Виндж, «Куки-монстр». Ах, просто замечательный рассказ! НФ чистой пробы, побольше бы такой... Прямо глоток свежего воздуха. 10

Гарри Тертлдав, «Джо Стил». О роли личности в истории. Незаменимых людей не бывает, говорите? 8

Джофф Райман, «Дни рождения». Не смог дочитать до конца… Поэтому и оценки не поставлю.

Джон Райт, «Неспящий в ночи». Да, это бесспорно шедевр. В моем рейтинге делит первое место в сборнике с «Куки-монстром». 10

Джеймс Ван Пелт, «Долгий путь домой». Слабовато. Общий пафос данного произведения мне непонятен. 6-7

Роберт Рид, «Во мраке времени». Рид как обычно не разочаровал. Еще один удачный рассказ. 10

Уильям Шанн, «Чудодейственное средство». Похоже немного на Шекли, но только немного. Побольше бы черного юмора… 7

Доминик Грин, «Ментагра». Средненько. Не получилось у автора создать саспенс. 6-7

Пол Ди Филиппо, «И сбежала вилка с тарелкой вослед». Куда ведет прогресс. 8

Терри Доулинг, «Ликвидаторы». Пожалуй, худший рассказ в сборнике. Все в нем ужасно. 5

Ник Дикарио, «Змееголовник». Зацепило, что называется. Да, рассказ совсем короткий, но очень грустный… :frown: 10

Терри Биссон, «Дорогое аббатство». Пасторальные картины будущего человечества, прошедшего через угольное ушко катастрофы. Сильно сомневаюсь в возможности такого будущего, но рассказ-то неплохой. 8

Итого: из 25 прочитанных – 9 очень хороших и просто отличных, 6 вполне неплохих, 6 небезнадежных и 4, похоже, безнадежных.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Роджер Желязны «Джек-из-Тени»

olvegg, 13 декабря 2007 г. 14:21

Цена бессмертия – отсутствие души. Душа же есть способность изменяться.

Объективно, это один из лучших романов Желязны. Но, субъективно, мне не понравился созданный им мир. Наверное, дело в контрасте двух полушарий – оба по отдельности интересны, прежде всего Ночная сторона, и Сумерки с их Утренней Звездой, но как единое целое они не воспринимаются. Если теневая сторона похожа на сон, а сумерки – на пробуждение, когда уже становится видна реальность яви, то отношение людей Дня к противоположному полушарию ломает эту иллюзию. Мне кажется, Желязны чуть-чуть не хватило для создания цельного образа, а может я просто придираюсь, но десятку поставить не могу.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Бернард Беккет «Генезис-2075»

olvegg, 28 ноября 2009 г. 16:34

Переводное название может ввести в заблуждение. В английском языке «Genesis» — это безусловная отсылка к Книге Бытия. Возможно, наиболее точный аналог в русском — Сотворение. Сотворение 2075.

Завязка книги интригует. Небольшой по объёму роман прочитывается на одном дыхании, поскольку интрига сохраняется на протяжении всего текста, разрешаясь совершенно неожиданным образом — и для читателя, и для экзаменуемой главной героини — на самых последних страницах. Исполнение удалось Беккету на отлично. Содержание не столь блестяще. Идеи, конечно, хороши, но уж очень вторичны. Робот Арт — один из ключевых героев — явно читал работы Докинза, потому что повторяет его мысли почти один в один, хотя «Эгоистичный ген» был издан в 1976, то есть почти за столетие до событий книги.

Если сравнивать с «Ложной слепотой», обыгрывающей похожие темы, «Генезис» доступнее для восприятия, но за счёт большей «попсовости». Той глубины здесь нет. Хотя исполнено удачно.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Гордон Диксон «Человек»

olvegg, 26 апреля 2009 г. 14:47

У меня после этого рассказа надолго выработалась аллергия на имя Гордон Диксон. На самом деле зря, потому что у писателя есть немало хороших и отличного качества рассказов, часто попадающих в антологии. Но этот гимн человеческого шовинизима, увы, может только отпугнуть потенциального читателя.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Айзек Азимов «Приход ночи»

olvegg, 26 апреля 2009 г. 14:44

Рассказ, который сделал Азимова знаменитым. Сам писатель в комментариях к авторскому сборнику недоумевал, что же особенного нашли в нём читатели, включая Джона-Кэмпбелла младшего (редактора «Astounding Science Fiction», заплатившего за рассказ огромные премиальные в четверть цента за слово). Возможно талант – это что-то такое, что не обязательно доступно пониманию его обладателя и не всегда зависит от мастерства или опыта. Во всяком случае, ранний рассказ, написанный в далёком 1941, остаётся одним из лучших произведений Азимова (если не лучшим).

Оценка: 10
– [  8  ] +

Вернор Виндж «Конец радуг»

olvegg, 26 октября 2008 г. 07:30

В своём новом романе Вернор Виндж решил спуститься с космических высот на землю и нарисовал мир ближайшего будущего. Нет былой эпичности, но ведь реальный мир всегда описывать сложнее. Получилось очень убедительно. Всё окутано сетями, люди свободно общаются с виртуальными собеседниками с другого конца земного шара без телефонов и стационарных компьютеров; реальность теперь может быть «улучшенной» на любой вкус (привет «Футурологическому конгрессу»); медицина творит чудеса, приближая возможное бессмертие; промышленность почти полностью автоматизирована, так что людям остаётся только «вытаскивать из углов чересчур старательных роботов уборщиков», а сетевые игры – одна из основных статей дохода; Китай окончательно стал сверхдержавой и успел провести короткую войну с США; ЕС с Россией, Индия, Япония и несколько стран поменьше объединены в Индо-Европейский альянс; госбезопасность отслеживает все действия своих граждан, пытаясь предотвратить теракты, в результате одного из которых был уничтожен Чикаго; и один из главных персонажей хочет наконец положить всему этому хаосу конец.

Брался за роман с некоторым опасением, прочитав на Амазоне довольно противоречивые отзывы, однако Виндж не подкачал и в этот раз. Середина кажется немного затянутой, но с лихвой компенсируется финальной третью книги, закрученной со свойственным Винджу мастерством. Персонажи – действительно «команда образованных недотёп» — не могут не вызывать симпатии, даже антагонисты вышли значительно более человечными, чем злодеи предыдущих романов автора; вообще роман получился очень ироничным, а отдельные эпизоды изрядно повеселили – как, например, спасательный PDF, «в спешке» написанный загадочным Кроликом, или противостояние скучистов и поклонников Гачека (явного последователя Пратчетта).

Виндж в очередной раз поднимает свою коронную тему технологической сингулярности, которую он связывает с появлением искусственного интеллекта. Изменения, вызванные ей, будут настолько быстрыми, что даже для экспертов нагрянут «как снег на голову». Кролик – один из первых звоночков. Автор не раскрывает карты, но нечеловеческая природа этого забавного персонажа очевидна. Хотя Кролик вполне доброжелателен по отношению к людям и даже несколько инфантилен, нельзя не заметить по крайней мере одной отсылки к менее оптимистичным романам Винджа:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кролик в одном эпизоде в шутку называет своих помощников – Роберта и Мири Гу — своими «руками», в точности как Погибель в «Пламени над бездной».
Его возможности в манипулировании людьми действительно выглядят устрашающе.

Поэтому роман, несмотря на хэппи-энд, заставляет задуматься как о технологических чудесах и новых возможностях, так и о непредсказуемых опасностях, которые нам может принести уже даже не отдаленное будущее, а завтрашний день.

PS Что можно сказать о переводе Левина… Лучше бы наверное ничего не говорить. Впрочем, местами – неплохо, а некоторые фразы переведены так просто удачно, но местами складывалось впечатление, что на текст напустили электронную переводилку.

PPS ааа иии, сто миллионов – это население только Юго-Запада США.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Айзек Азимов «Академия и Империя»

olvegg, 3 мая 2008 г. 23:28

Отлично. Понравилось даже больше первой книги, потому что (спойлеры):

1. В первой части план Селдона сработал наконец-то не благодаря, а вопреки действиям правящей элиты Основания.

2. Во второй части он перестал работать вовсе. Но лишь для первого Основания!

Личность Мула, или по крайней мере секрет его побед становятся понятны, конечно, достаточно рано. Несмотря на это, роман достоин высшей оценки.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Роджер Желязны «Порождения света и тьмы»

olvegg, 13 апреля 2008 г. 21:19

Чумовая вещь, конечно. Галактическая поэма далекого будущего человечества, скрещенная с мифологией древнего Египта. В википедии я прочел, что это был всего лишь черновик будущего романа, но Желязны решил его не доделывать и так и опубликовал. И правильно сделал, я считаю! Сохранилась поэтическая изначальная легкость, не обремененная прозаическими доработками. Сколько запоминающихся, не имеющих аналогов образов в таком небольшом произведении! Один из образцов того, какой могла бы быть фантастика… но может быть это и плюс, что подобное направление так и не получило развития и не замылено бесконечными подражаниями.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Теодор Томас, Кейт Вильгельм «Клон»

olvegg, 9 марта 2008 г. 21:36

Жуткий рассказ, поразивший в свое время мое детское воображение! :super: Потом с опаской подходил к раковине, вдруг оттуда вылезет...

Оценка: 9
– [  8  ] +

Антология «Лучшее за год 2006: Научная фантастика, космический боевик, киберпанк»

olvegg, 20 января 2008 г. 23:33

Более ровный сборник, согласен с Клавицепсом. Только один рассказ на «десятку» у меня получился.

Пэт Мэрфи, «Неадекватное поведение». Хороший психологический (скорее психиатрический) рассказ. Но разочаровал финал. Написал в отзыве, почему. 8

Бенджамин Розенбаум, «Заведи часы». Одна из неудач сборника. Тупиковая какая-то идея. Ну заморожены люди в одном возрасте, ну а дальше что? Лучше уж перечитать «Менуэт святого Витта» Громова, тема та же, но значительно интереснее реализовано. 5

Дэвид Моулз, «Третья сторона». Одна из удач сборника. Не сразу распробовал этот рассказ, но он на самом деле очень хорош. Ничего лишнего, композиционно и идейно гармоничен. Мне по крайней мере так показалось :shuffle: 9

Кристофер Роуи, «Штат добровольцев». В таких случаях принято уточнять, какую траву курил автор. Вот и мне интересно :glasses: 7

Нэнси Кресс, «Шива в тени». Сильный рассказ, но поскольку он претендует на научность, снизил оценку на балл из-за ляпсусов. 9

Паоло Бачигалупи, «Народ песка и шлаков». Постепенно повышаю оценку этому рассказу :smile: Он, конечно, хороший, но уж очень эпатажный. 8

Майкл Флинн, «Ладони бога». Люблю я тему контакта, и этот рассказ прямо таки классический образчик. 9

М. Джон Харрисон, «Туризм». Как самостоятельное произведение на мой взгляд рассказ не имеет ценности. 6

Терри Биссон, «Честное скаутское». Великолепный рассказ! Ему присуждаю первое место в сборнике. 10

Джеймс Патрик Келли, «От мужчин одни проблемы». Рай для феминисток – все мужчины взяли и исчезли! Не обошлось без помощи алиенов, конечно. 6

Вернор Виндж, «Синтетическое счастье». Фактически отрывок из романа «Rainbows End», своеобразная зарисовка мира ближайшего будущего. Все бы хорошо, если бы не отвратительный перевод. 9

Мэри Розенблюм, «Внешность обманчива». Не знаю даже, как прокомментировать. Рассказ о пластической операции… Вот. 7

Альберт Коудрей, «Племена белой». Хорошая приключенческая фантастика без лишних рефлексий. 8

Уильям Сандерс, «Ситка». Очередной рассказ о перекройках истории. Мне показался совершенно неинтересным. Такие можно печь, как блины: история у человечества богатая… Умело закрученная интрига или тонкий стиль повествования могли бы спасти положение, но их-то как раз и нет… 6

Дэниел Абрахам, «Плач Левиафана». Вроде все ингридиенты успеха в рассказе присутствуют, но перемешаны они плохо и потому не цепляют… 7

Колин П. Дэйвис, «Защитники». Очень своеобразный рассказ… Набросок чужого, странного мира, полный недоговоренности… Понравилось. 9

Стивен Бакстер, «Мэйфлауэр-2». Крепкая научная фантастика с массой идей. Но втиснуты они уж в слишком малый объем, как мне показалось, и не успеваешь все прочувствовать… А может, это и к лучшему. 9

Кейтлин Кирнан, «Скачка на белом быке». Название, собственно, отсылает нас к Юпитеру и Европе. И европейским формам жизни. К сожалению, из рассказа сложно понять, что же они собой представляют, потому что повествование постоянно прерывается рефлексиями главного героя. Финал с явным нравственным посылом, непонятно куда направленным. В общем, понятно, что рассказ мне не понравился, хотя отдельные эпизоды в нем очень, очень хороши. 7

Брендан Дюбуа, «Падающая звезда». Совершенно никакой рассказ. Террористы-подлецы угробили цивилизацию, как оригинально. 6

Роберт Рид, «Драконы из летнего ущелья». Рид решил подвести научный базис под физиологию драконов. И у него это получилось! 9

Джеймс Л. Камбиас, «Океан слепцов». Еще один рассказ на тему контакта, понравился весьма! Люди исследуют инопланетян, те тоже что-то там исследуют :smile: 9

Элинор Арнасон, «Сад». Кто-то как-то заметил (скорее всего несправедливо), что фантастика, написанная женщинами, либо очень хороша, либо просто ужасна. Так это или не так, но вот яркий пример второй категории… 6

Пол Ди Филиппо, «Сизиф и посторонний». Альтернативная история, аллюзии на книгу знаменитого автора… Но видимо я недостаточно хорошо знаю творчество Камю, чтобы оценить этот рассказ. 7

Пол Мелкоу, «Триединство». Бедный главный герой. У меня бы уже крыша поехала от всего этого кошмара :smile: 8

Итого: из 24 прочитанных рассказов 9 очень хороших, 4 просто хороших, 4 более-менее и 7 неудачных.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Станислав Лем «Эдем»

olvegg, 8 января 2008 г. 09:45

Потрясающие картины чужого мира. Каким-то образом Лему несколькими мазками удается создавать цельные и запоминающиеся образы. Этакий литературный импрессионизм.

Характеры в книге намеренно условны. Главный герой здесь – это сама цивилизация Эдема, непонятная, чуждая людям, но в чем-то и до боли знакомая. Нетривиальна, особенно для тех лет, идея о неизбежности конфликта при взаимном непонимании. И о недопустимости (или, точнее, о бесплодности) вмешательства в чужую историю.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Грег Иган «Хранители границы»

olvegg, 16 сентября 2007 г. 16:51

После прочтения этого рассказа пришел окончательно к выводу, что жизнь людей будущего для нас может оказаться такой же чуждой, как наша собственная для питекантропов :smile:

Оценка: 9
– [  8  ] +

Фрэнк Герберт «Дюна»

olvegg, 18 июля 2007 г. 06:25

Не понимаю восторгов по поводу этой книги. Написано нормально, первая часть держит в напряжении, но следующие две безбожно затянуты... Описание будущего неправдоподобно и нелогично. Для средневекового антуража автору пришлось придумать восстание против машин, против ИИ, по-видимому. Ну так что теперь, даже бульдозером нельзя пользоваться? Так нет же, эксплуатируют крестьянский труд. А сами при этом летают на топтерах! Силовые поля изобретены явно для того, чтобы герои могли пользоваться холодным оружием. И при всем при том — космические перелеты.

Может быть, вся эта экзотика многим и нравится, но меня она не убедила.

Философии в романе я вообще не нашел, хотя не исключаю, что где-то она есть, скрытая среди глубокомысленных и маловразумительных высказываний принцессы Ирулэн и самого Муаддиба. В общем, не моя книга.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Вернор Виндж «Брошенные в реальном времени»

olvegg, 18 июля 2007 г. 04:54

Продолжение Войны с Миром... на мой взгляд, на голову выше первой части (вообще у Винджа с сиквелами лихо получается). Классика НФ. Пожалуй, самый реалистичный роман на тему будущего человечества и контакта с ВЦ из всех, что приходилось читать.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Брайан Олдисс «Летающий червяк»

olvegg, 18 мая 2009 г. 19:05

Необычный для Олдисса рассказ. По стилю очень близко Дилэни, а тема бессмертия и смерти — и вовсе желязновская. Хотя в чём-то резонирует и с авторской «Теплицей». Одним словом, Новая Волна!

Оценка: 10
– [  7  ] +

Михаил Тырин «Жёлтая линия»

olvegg, 26 апреля 2009 г. 14:45

Гарри Гаррисон и «Кин-дза-дза». Такие ощущения оставило у меня начало романа. Проржавевшие постиндустриальные декорации сменяются гаррисоновской сатирой на армию… А потом и вовсе ожидаешь антиутопии в духе Оруэлла и Замятина.

Но… Сатира, безусловно, присутствует. Без элементов антиутопии тоже не обошлось. В чём заключается заслуга автора – он не скатывается к банальному шаблону, оставляя всегда простор для трактовок. Да, в армии бардак, но всё же она выполняет свои задачи и даже оставляет место героизму. Проблемы в выполняемых ею задачах. И здесь тоже бардак, но уже следующего уровня. Система, на которой держится цивилизация равнодушна к отдельному человеку (знакомая тема, не правда ли?), несправедлива, не очень эффективна, но всё же – работает.

Хотя общий посыл негативен, неоднозначность выгодно выделяет роман на общем чёрно-белом фоне утопического жанра. Того же, к сожалению, нельзя сказать про литературный уровень. Возможно, он выше среднего, но не сильно. Язык небогат, декорации довольно картонные, сюжет порой спасают рояли. Но за судьбой персонажей следить интересно. 8 баллов.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Евгений Лукин «Бытиё наше дырчатое»

olvegg, 12 ноября 2008 г. 19:47

Повесть понравилась. Отличный и изобретательный, как и обычно у Лукина, язык, масса уморительно смешных эпизодов: бывший политик, а ныне деревенский дурачок, охотящийся на бабочек, лютые дачники, идея о самовоплощении платоновских идей из белого мусора... А уж такого изящного разрешения временных парадоксов мне еще не приходилось встречать :gigi: Вот только с боевыми искусствами автор переборщил.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Филип Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»

olvegg, 9 апреля 2008 г. 02:47

Роман произвел противоречивые впечатления: с одной стороны, конечно, чувствуется гений автора, с другой стороны как читатель обращаешь внимание на сюжет, а вот для Дика, похоже, он был достаточно второстепенен. В итоге в памяти остается калейдоскоп ярких эпизодов, а в чем между ними связь, вспоминаешь с трудом. Но десятку я бы поставил за одни только рассуждения слабоумного Изидора о хламе и нехламе в пустых квартирах. И во Вселенной вообще. «Наша Вселенная движется к финальной стадии полного и абсолютного Захламления. Исключая, конечно же, склон великого восхождения Уилбера Мерсера.»

Оценка: 10
– [  7  ] +

Станислав Лем «Альбатрос»

olvegg, 21 марта 2008 г. 23:21

Один из любимых рассказов Лема. Вроде, ничего в нем нет – ни сюжета, ни даже главного героя (Пиркс в нем лишь наблюдатель). Но такой вот отход от традиционных форм иногда имеет свои преимущества. Эффект присутствия достигнут просто ошеломляющий. По всем законам жанра Пиркс должен был бросится на выручку экипажу «Альбатроса» с любыми подручными средствами и в последний момент… Но в реальной жизни так не бывает. Нам только и остается, что читать радиограммы с гибнущего корабля.

Оценка: 10
⇑ Наверх