Кир Булычев «Выбор»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Ребенок погибших инопланетян принял облик человека и выжил после аварии космического корабля. Теперь он взрослый человек, наделенный необыкновенными способностями, работающий, влюбленный в земную девушку и ему предстоит сделать выбор: вернуться на свою родную планету, о которой он ничего не знает, или остаться на Земле.
Первая публикация — 1971 г. Всегда публиковался один вариант текста без существенных изменений. Рассказ в переработанном виде вошел в первую главу романа «Вид на битву с высоты» (1998).
Опубликован комикс под названием «Выбор» (1987).
Экранизации:
— «Этот фантастический мир. Выпуск 5» (1981, СССР, реж: Тамара Павлюченко)
— Снят двадцатиминутный фильм «Альтернатива» (1987), режиссер Анна Викторова, дочь Ричарда Викторова.
Входит в:
— цикл «Театр теней» > роман «Вид на битву с высоты», 1998 г.
— журнал «Знание-сила 1971'3», 1971 г.
— антологию «Фантастика, 71», 1971 г.
— антологию «Kroki w nieznane 3», 1972 г.
— сборник «Чудеса в Гусляре», 1972 г.
— журнал «Galaktika № 11», 1974 г.
— антологию «Diogenese latern», 1976 г.
— антологию «Ljusets vår», 1977 г.
— антологию «Metagalaktika», 1978 г.
— сборник «Встреча тиранов», 1992 г.
— антологию «Глубина. Погружение 39-е», 2022 г.
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
god54, 11 октября 2009 г.
Маугли среди людей, маугли наоборот, маугли инопланетный. Тот, который не бросил ту среду, которая его приютила, а остался среди людей. Он нашел здесь свое счастье, ведь только его он и знал, а что его ждёт там, он не знал... И наверное знать не захотел... боялся передумать...
viv, 2 февраля 2008 г.
Прочитанный очень давно и запомнившийся рассказ. Очень симпатично написанная история любви. И Выбор — между прекрасным будущим всемогущего пришельца и обычной жизнью на Земле. Но зато на Земле есть любовь...
Anastasia2012, 13 августа 2013 г.
Выбор места для жизни актуален для каждого: буть он инопланетянин либо землянин. Что важнее: место рождения или место, где хорошо? Любимые люди, каждодневные заботы, мечты, заботы и даже трудности. Этого не заменят соплеменники: они не станут единомышленниками.
duke, 5 октября 2007 г.
Чудесный рассказ про любовь.Очень светлый и очень грустный. Тронул...
мрачный маргинал, 19 января 2011 г.
Очень «булычёвский» рассказ, — об искушении прижившегося на Земле и наделённого даром абсолютной мимикрии инопланетянина (искушении его же собратом, — соплеменником) — вернуться в истинный облик, — вовсе, кстати, на человеческий не похожий. Но инопланетянину-«приёмышу», — даже наделённому некими сверхспособностями, — настолько уютно в московской среде, он настолько опутан человеческими связями, что возвращение в «родную» среду не состоялось. Земное пересилило, и инопланетный москвич возвращается...домой, в Москву. Запомнилась последняя фраза вновь отдавшегося земным заботам героя: «... завтра предстояло выстоять длиннейшую очередь за кофе». Приметы ушедшего времени делают интонации этого рассказа ещё теплее.
Yazewa, 30 января 2008 г.
Буквально с первого прочтения и навсегда почему-то осталась в памяти фраза про то, что «руки и ноги ей велики, их слишком много». И вообще очень хорошо описаны отношения между героями, чудесные диалоги.
И все-таки я не верю, что он сделал бы ТАКОЙ выбор.
Keykeeper, 5 мая 2009 г.
Можно сказать, что это антипод первого рассказа сборника. То был обычный среди особенных, тут особенный среди обычных. Какой-то выбор делаем каждую минуту, и мало ли кем ты сможешь быть в итоге, но вот любовь отбрасывать не стоит. Неужели надо быть сверхсуществом, чтобы это понять?
poxabich, 7 июля 2023 г.
История замечательная тем, что видно какой была тогда жизнь. Просто почитайте. :))). Булычев вообще жизнеоюбив был и позитивен, тут это хорошо ощущается, кстати. Очень клевая вещь.
Groucho Marx, 7 июля 2017 г.
Разумеется, этот рассказ, как и большая часть написанного Киром Булычевым, полуплагиат, и начитанный Генрих Альтов, обвинивший Кира Булычева в списывании у американского фантаста, совершенно прав. Но точно также прав и Кир Булычев, который постоянно переписывал чужие малоудачные тексты, превращая их в настоящие шедевры. Великий Жан Батист Мольер, кстати, тоже беззастенчиво крал у других авторов, а на все упрёки отвечал «Я беру своё там, где его нахожу».
Что же касается конкретно этого рассказа, то, разумеется, это метафора, в высшей степени адекватная советской реальности начала 70-х годов. Там, значит, талантливый молодой человек, успешно делающий советскую карьеру, чувствующий себя намного выше окружающих и ловко манипулирующий окружающими, внезапно узнаёт, что он еврей, имеет богатых родственников за границей и может эмигрировать в США или в Израиль. Тяжёлый выбор! С одной стороны, он получит возможность полностью реализовать свои возможности, о которых только начинает подозревать, с другой стороны, он из «первого парня на деревне» окажется таким, как все, да ещё, пожалуй, отсталым на общем фоне из-за того, что рос совершенно в другом обществе и не знает правил местной игры.
Немного поколебавшись, герой, в полном соответствии с античной поговоркой, решает, что лучше быть первым в провинции чем вторым в Риме, и остаётся в советском социуме, продолжая манипулировать теми, кто заведомо слабее его. Такое решение чуть-чуть декорируется под издевательски-сентиментальное «ведь это твоя родина, сынок», но подобная маскировка может обмануть лишь совсем уж наивных читателей.
Кир Булычев виртуозно выстраивает композицию новеллы, украшает её реалистическими деталями, подсмотренными в жизни, даёт совершенно замечательный разговорный язык интеллигенции начала 70-х годов и даже, шутки ради, вставляет смешную аллюзию на самый популярный в среде советской интеллигенции роман — «Мастер и Маргарита».
Право, чтение этой новеллы доставляет огромное удовольствие. Всё равно, что с умным человеком поговорить.
Zaporojec, 19 октября 2010 г.
Рассказ еще примечателен тем, что послужил поводом для наезда.
«...В те дни в «Знании-силе» был напечатан один из первых моих рассказов «Выбор». Я не знал тогда, что он сюжетно схож с американским рассказом (хотя, не боюсь вашего гнева, потому что надут как индюк от собственной значимости — мой рассказ мне нравится больше). Тогда я еще не знал, что произошел случай конвергенции, в фантастике далеко не уникальный. Но вдруг мне звонит добрейший Роман Подольный и с грустью сообщает, что в редакцию пришло письмо Альтова, в котором тот обвиняет меня в плагиате и требует запретить мне впредь печататься. Письмо грубое и злое. Я пережил этот казус, продолжал печататься. Больше того, игнорирую таблицу Альтова, потому что она, как и любой такой плод раздумий стремящегося внести организацию в искусство ума, крайне вредна для искусства...»
Кстати, рассказ действительно лучше американского. И с Булычевым у Альтова ничего не получилось, из-за чего он (Альтов) очень переживал.
amak2508, 24 июня 2019 г.
Любопытный рассказ. Впрочем, скорее не рассказ, а та идея выбора, которую подкидывает нам автор вместе с рассказом. Так и хочется примерить её на себя — а что бы выбрал я сам: остаться вместе с друзьями и любимой женщиной в уже привычном мире и при этом навсегда потерять что-то удивительное, чудесное, навсегда потерять своих соплеменников, существ своей расы. Или наоборот — выбрать неведомое, но ужасно интересное и при этом потерять всё, к чему уже привык. Булычев предлагает свой вариант ответа, но верен ли он — я, например, не знаю.
Сам же рассказ — он, в общем-то, неплох, лёгок в чтении, интересен, но, как и большинство произведений Игоря Всеволодовича, как-то уж очень прост — 15 страниц и проблемы как не бывало :). А его герой... удивительно, но он похоже вообще не заморачивается с выбором, во всяком случае из текста это не видно.
lammik, 10 января 2018 г.
Живет в Москве человек, с виду такой же как все, но с необычными способностями — может летать, притвориться Юрием Никулиным или Жан-Полем Бельмондо, много чего ещё может. Даже сам не знает всех своих талантов. Ведёт научную деятельность, результатов которой никто не в состоянии оценить и понять, любит девушку Катю. А где-то далеко, через парсеки вакуума и космической пыли живут его далёкие звёздные родичи.
Боюсь, что тут как с родителями. Не столь важно, кто тебя породил. Важнее, кто воспитал. И выбор перед героем стоит неправильный, ложный выбор. А ведь он мог бы стать своего рода межзвёздным мостом между цивилизациями.
Pupsjara, 12 декабря 2007 г.
Выбор-это палка о двух концах. С одной стороны хорошо иметь возможность выбора, ведь можно с большой вероятностью сделать правильный выбор. С другой стороны, если бы не было выбора, то не нужно было бы никогда задумываться о том, правильно ли был сделан выбор. В данном рассказе, надеюсь, что главный герой сделал правильный выбор, иначе он будет потом очень сильно сожалеть, а может быть судьба предоставит ему в будущем еще одну попытку сделать свой выбор.
laborant81, 16 ноября 2007 г.
Самое лучшее в этом рассказе не фантастический антураж, а описание человеческих чувств.
Тимолеонт, 18 июня 2024 г.
Так вот, какой ты, советский криптонец... Ну вот не захотел он выходить из «Зоны комфорта», которая ему нравится, а что, был обязан? Тут у него любимая, друзья, научные проекты и т.д. Да и вообще неведомый ксенос явно недооценил влияние человеческого сознания — каким бы умным ты ни был, всё равно явно не захочешь после красивого человеческого тела ассоциировать себя с какой-то бесформенной околослизневой массой. В общем, мне показалось, что это рассказ всё же про то, что сознание определяет сущность.
Ну и очень понравились взаимоотношения ГГ с подругой. Нравятся мне такие хорошо написанные романтические зарисовки.