Уолтер М. Миллер-младший «Страсти по Лейбовицу»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство (Католичество )) | Философское | Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Далёкое будущее | Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
«Гимн Лейбовицу» — постапокалиптическая книга. Произошла война, цивилизация отброшена сильным пинком назад, возник негатив к науке, а слишком умных выскочек отправляли к праотцам. Лейбовиц — специалист по ядерному оружию, после холокоста потерял семью и ударился в религию. Основал орден католической церкви, перед монахами которого встала задача сохранить те зерна знаний, что до войны двигали человечество вперед. Хотя монахи уже сами «не въезжали» в нюансы фундаментальных наук, ими двигала надежда, что вскоре эти знания помогут вернуться к прежним устоям. Со стороны писателя происходит попытка обручить науку и силу, религию и технологию.
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— цикл «Святой Лейбовиц»
— журнал «Знание-сила 1991`10», 1991 г.
— журнал «Знание-сила 1991`11», 1991 г.
— журнал «Знание-сила 1991`12», 1991 г.
— журнал «Знание-сила 1991`9», 1991 г.
Награды и премии:
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 1961 // Роман | |
лауреат |
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985 | |
лауреат |
"Сталкер" / Stalker, 2005 // Переводной роман (США, 1960) |
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1991 // Крупная форма (перевод) | |
номинант |
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2020 // Переиздание года (США) |
- /языки:
- русский (9), английский (3), итальянский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (10), периодика (4)
- /перевод:
- С. Борисов (1), Э. Воронова (4), М. Гарутин (2), М. Головкин (2), Е. Кифенко (1), И. Полоцк (2), Р. Рамбелли (1), Б. Стасюк (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ivanta, 26 января 2012 г.
Великое произведение!
Прочитал с огромным удовольствием. По построению и общему впечатлению книмга напомнила мне «Имя розы» Эко. И там, и там — приключенческая история в основе, которая играет в общем-то декоративную роль, ведь вряд ли кто-то будет читать Миллера, чтобы узнать, каким хитрым образом монахи восстановили потерянный уровень науки и техники, равно как абсолютно неинтересно читать «Имя розы», чтобы узнать, кто убийца (я честно говоря, так до конца и не понял там ход мыслей Шерлока Холмса). Главное же — философские и теологические переживания, завернутые в чрезвычайно изящную канву дискуссий о смысле бытия (достаточно увидеть, как перекликается в «Гимне Лейбовичу» дискуссия отброшенных в феодализм монахов о том, что означает «Транзисторная система управления узлом», и споры монахов в «Имени розы» о том, улыбался ли Христос).
Глубина и актуальность прозведения необычайная, и грустно становится от безысходности, ведь наверняка и на планете, на которую в конце книги улетел передовой отряд монахов, все точно также через пару тысяч лет закончится «Падением Люцифера».
И в то же время произведение пронизано тонким юмором — это и визит Франциска к папе, и битва аббата с Отвратительным Автосекретарем, и ряд других эпизодов.
В целом рекомендуется к многократному чтению по мере приобретения и осмысления жизненного опыта.
kinofan, 10 августа 2008 г.
Новая история человечества после ядерной катастрофы удивительно похожа на предыдущую – Феникс обречен возродиться.
Мрачное средневековье в первой части, эпоха возрождения во второй – появление просвещенных людей, этаких «новых Ньютонов», презирающих религию и готовых ради науки жертвовать людьми и служить тиранам. И наконец, в третьей – «холодная война» и взаимное подозрение, которое неизбежно ведет к катастрофе.
Почему мы обречены на постоянное повторение своих ошибок, почему не учимся на них? Почему так быстро забываем и на что надеемся? Почему религия слишком костна и нетерпима, а наука бездушна и безжалостна? Похоже, человек не может стремиться к знаниям и одновременно соблюдать заповеди.
Гениальная, мрачная, правдивая эпопея о природе homo sapiens.
stas-no, 17 декабря 2017 г.
Очень мощный роман. Присоединяюсь к оценке романа как шедевра научной фантастики. Не знаю, насколько он был пионером в теме постапокалипсиса, но саму тему он если и не исчерпывает, то представляет настолько выпукло и глубоко, что едва ли тут можно что-то добавить не впадая в частности и детали. Тем более, что роман написан и опубликован в годы холодной войны, когда вероятность возможного фатального шага была весьма вероятна.
Хотя в книге нет по современным меркам ничего привлекательного для читателя — интриги (с неожиданными поворотами), экшена, яркого сюжета — все-таки читается она очень легко и с большим интересом.
Роман состоит из трех частей, каждая посвящена отдельной теме. Первая — Церковь и варварство, вторая — Церковь и наука, и третья — Церковь и страдание. Интересно читать тем, кому не безразлична религиозная тематика, поскольку в центре повествования — история католической монашеской общины в мире после ядерной катастрофы. Вопросы веры не так уж часто поднимаются в фант.литературе, а тем более на таком высоком уровне. Видно, что человек сильно погружен в тему, но в то же время нет прямого навязывания своей точки зрения, хотя опять же заметно, что автор весьма симпатизирует своим героям-католикам. Представлена галерея аббатов и «простых» монахов Ордена святого Лейбовитца очень живо.
Удивительно, что автор говорит о религии положительно, при этом не впадая в слащавость или явную проповедь, предоставляя героям говорить за себя. Жаль, что не прочел этот роман раньше.
Читал в переводе И.Полоцка, хотя и не идеальном, но в целом от него достаточно приятные впечатления.
Molekulo, 26 ноября 2020 г.
Роман состоит из трех условно связанных частей. В начале мир относительно недавно пережил ядерную войну с последующим геноцидом ученых и других образованных людей, а потому пребывает примерно в раннем средневековье, эдаких темных веках. Однако, монашеский орден Лейбовица пытается сохранить как знания, там и образованных людей. К сожалению, спустя годы большая часть знаний ожидаемо теряются, а монахи просто механически копируют все сохранившиеся бумаги из прошлого мира от настоящих чертежей до записок и списка продуктов.
Во второй части описана эпоха возрождения нового мира: грамотность активно распространяется в светском обществе, наука возвращается, а монахов и священников, хранящих, но не умеющих использовать знания, начинают считать ретроградами.
В заключительной части романа человечество снова обладает высокими технологиями, вплоть до звездолетов, а заканчивается все, как и когда-то, ядерной войной с уже новыми участниками. Получилась интересно описанная цикличность как сюжета книги, так и истории в целом. Разве что в этот раз люди успели создать инопланетные колонии, и орден святого Лейбовица продолжит деятельность уже там. Очень мощной вышла сцена, где последний монах-член экипажа, садясь на корабль, покидающий Землю, отряхивает обувь.
«А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.» (Мф. 10:14)
Помимо цикличности исторического процесса автор весьма занятно подает тему обрастания реальных событий мифами и их превращения в легенды. Каждая часть романа отделена от предыдущей не одной сотней лет, и кто-то из героев обсуждает реальные события прошлого, утверждая, что это наверняка выдумка. Или напротив додумывает какие-то детали, потому что так выглядит убедительнее. А читатель несколько страниц назад читал правдивые описания событий и может сам убедиться, что соответствует действительности, а что нет.
Роман оказался довольно христианский, что для меня стало неожиданным. Я привык к тому, что и советская, и западная фантастика религию зачастую или игнорирует, или считает вредной для человека будущего, познавшего тайны науки. В «Страстях по Лейбовицу» все не так, да и показано это грамотно, церковь — это люди не идеальные, но стремящиеся к добру и помогающие другим по мере сил и своего понимания лучшего.
Советую почитать всем без исключения, это очень годная социальная научная фантастика с маленькими вкраплениями чуда.
snaut, 30 сентября 2012 г.
Прекрасная книга. Безусловно очень религиозная. Скорее не гимн; а плач по человечеству; безнадежно погрязшему в грехах и обреченному на гибель;снова и снова. Но несмотря на мрачный финал; какая то светлая вера автора в высшие ценности. И при том очень увлекательно. Атмосфера; настроение;юмор! Живые персонажи и острый сюжет. Великолепно!
Nikonorov, 21 января 2019 г.
Продублирую отзывы по повестям и подведу итог.
Первая повесть очень мощная. Восприятие останков некогда развитой нашей цивилизации через призму религии — это невероятно интересно. Густое, «выпаренное» повествование с максимумом фактов и минимумом «воды». Все диалоги (буквально — ВСЕ) интересны, познавательны, в чем-то нравоучительны.
По атмосфере похоже как на «Город» Клиффорда Саймака (своими «воспоминаниями» о прошлом), а столкновение Фрэнсиса с разбойниками и братьями, высмеивающими тот или иной труд (например, тщательную перерисовку никому непонятных древних чертежей), веет «Кысью» Толстой. По сути, обе ассоциации — тоже своего рода постапы.
Главный герой получился мощнейшим и максимально выпуклым, хоть и его религиозность привела к некому притуплению личности. Но недаром — в будущих частях он становится святым.
Концовка повести неожиданна, грустна и... Нравоучительна. После такого уже не очень полагаешься на надежду и честность. Очень показательно.
Отдельный момент — аббаты, регулярно допрашивающие Фрэнсиса. Карикатурно, абсурдно и в какой-то степени, пожалуй, бюрократично, в духе Кафки — слом личности, стремление пресечь флёр образующегося микрокульта свидетельства появления святого. Тем выгоднее смотрелся Фрэнсис, который так и не сдался в своих убеждениях.
Вторая повесть показалась мне менее интересной.
Пожалуй, самое сильное, что здесь есть, это последние предложения после жуткой концовки. А именно:
Как всегда, черные крылатые падальщики вовремя снесли яйца и с любовью выкормили птенцов. Они летали высоко над прериями, горами и равнинами, разыскивая долю жизни, которая принадлежала им в соответствии с планом Природы. Их философы доказали – исключительно доводами разума, – что Cathartes aura regnans создала мир именно для грифов. В течение многих веков они поклонялись ей с большим аппетитом.
Правдивее слов и не придумаешь, исходя из того, как повернулось развитие постъядерного общества.
Прогресс встречается аббатством как божественные проявления, что является предметом насмешки ученого Таддео.
Самые интересные персонажи здесь — Бенджамен и Поэт. Своего рода люди-фельетоны, противовес современному обществу.
Самая мрачная и самая страшная повесть. Тревожная и жуткая.
Угроза ядерной войны и страх перед ракетными ударами витает на каждой странице произведения. Атмосфера невероятно мрачная, тяжелая и гнетущая. Поднятые вопросы эвтаназии, обустройство лагерей для кремации смертельно облученных людей, обсуждение оной целесообразности на примере коллизии религии и рациональности — вот это всё угнетает и заставляет пораскинуть мозгами в том плане, что какую бы ты принял сторону. Сложно, очень сложно.
Тяжело представить себя на месте Дома Зерки, испытывающего боль и терзания при виде беженцев, заполонивших аббатство. Особенно пронзительны сцены с женщиной и ребенком.
Ну а сцены с лагерем милосердия, когда автор описывает, как привозят урны и печь для кремирования — это вообще до дрожи и мурашек.
Третья часть романа получилась самой богатой на цитаты. Не могу не привести:
1. Про гипотетическую цикличность ядерный уничтожений:
2.
3. О разрешении расположить лагерь умерщвления в аббатстве (тот самый религиозный взгляд на это мероприятие и контрответ ученой стороны):
– Какое обещание?
– Что вы никому не будете советовать идти в «лагерь милосердия». Ограничьтесь диагнозом. Скажите смертельно больным то, что от вас требует закон, утешайте их, как хотите, но не говорите им, чтобы они покончили с собой.
Врач помедлил.
– Полагаю, будет правильно обещать это в отношении пациентов, которые принадлежат к вашей вере.
Аббат опустил взгляд.
– Извините, этого недостаточно, – произнес он наконец.
– Почему? Другие не связаны вашими принципами. Если человек не принадлежит к вашей религии, то почему вы отказываетесь разрешить… – Он сердито умолк на полуслове.
– Вы хотите, чтобы я объяснил?
– Да.
– Потому что если человек не знает о том, что что-то плохо, и действует по неведению, на нем нет вины – в том случае, если обычная логика не доказывает ему то, что он поступает неправильно. Однако хотя неведение может извинить человека, оно не извиняет поступок, дурной сам по себе. И если я допущу, чтобы человек сотворил зло по неведению, то вина падет на меня. На самом деле все просто – до боли просто.
– Представьте, святой отец, они сидят напротив вас и смотрят вам в глаза. Кто-то кричит, кто-то плачет. И все спрашивают: «Доктор, что делать?» Что мне им ответить? Ничего? Сказать: «Умирайте»?.. А что бы ответили вы?
– «Молитесь».
– Ну да, конечно. Слушайте, я знаю только одно зло – боль. И только с ним я могу сражаться.
– Да поможет вам Бог.
– Антибиотики помогают больше.
4. Об атмосфере страха:
Отец Лейхи отвернулся от окна.
– Да, преподобный отец. Но я не это высматривал. Я следил за грифами.
– За грифами?
– Их тут десятки. Целый день кружат в небе.
– Где?
– Над лагерем «Зеленой звезды» у шоссе.
– Это не дурное предзнаменование, а просто здоровый аппетит.
5. Мнение смертельно облученных о Боге:
– Тебе больно, дочь моя?
– Какая разница?
– Отдай боль небесам, дитя мое.
Она холодно посмотрела на него:
– Думаете, это порадует Господа?
– Если ты отдашь ее, то да.
– Я не могу понять Бога, который радуется тому, что моему малышу больно!
Священник поморщился:
– Нет, нет! Дитя мое, Бог не радуется боли. Небеса радуются стойкости души, вере, надежде и любви, несмотря на телесные недуги. Боль – словно искушение наоборот. Бог не радуется плотским соблазнам. Он радуется, когда душа преодолевает их и говорит: «Изыди, сатана». То же самое и с болью – часто она является искушением, которое ведет к отчаянию, гневу, утрате веры…
– Не трудитесь, святой отец. Я не жалуюсь. Малышка жалуется. Но она не понимает вашу проповедь. А вот боль она чувствует.
6. О принятии неизбежного:
– Обед еще не готов, брат гриф, – раздраженно сказал аббат. – Придется подождать.
Каждая из этих цитат — до мурашек. Я восхищен этой повестью. Как и романом в целом. Но об этом — в отдельном отзыве к роману.
Самая ёмкая, грузящая и депрессивная часть. Тут и мрачные нотки Брэдбери, и сожаление по человечеству в духе Саймака.
И страшный результат.
РЕЗЮМИРУЯ: тяжелейшая качественная постапокалиптичная притча. Роман-нравоучение. Роман-тоска. Роман-предостережение. Конечно, в те времена проблема ядерного удара была высока, а страх по войне — актуален как никогда. Однако даже сейчас, в век, когда, скорее всего, исхода, случившегося в романе, не будет, читать это тревожно.
Мне понравилась закольцованность концовки. Цикличность сюжета, цикличность человечества, цикличность проблем и ошибок.
Отмечу обилие религии, которое не было назойливым, пропагандирующим или навязчивым. Все показано аккуратно, а особо ретивым аббатским речам всегда противостоит глас науки.
Одно из мрачнейших произведений.
Sebottendorff, 30 июля 2014 г.
Очень хорошая и правильная книга, которую следует прочитать каждому интересующемуся вопросами религии или хотя бы не враждебному к оным. Если вы не принадлежите к этой категории людей — будьте уверены, ваш отзыв будет похож на невежественные возгласы про «пропаганду религиозности», «нудные философские рассуждения» и прочее тут соседствующее. Ну да, тут нет типа прикольных пострелушек на крутых тачках с пушками по пустынным хайвеям выжженной атомом Америки — и что с того? Зато тут сугубо правильные рассуждения о месте веры в жизни человечества, попытки осмыслить прогресс и то, к чему людскую натуру заведет горделивое невежественное желание превзойти Бога в могуществе, вкусив однажды и не насытившись плодами древа познания добра и зла.
Фактически, Уолтер Миллер в своей истории не говорит так уж совсем новых вещей, а повторяет то, что было: действительно, на протяжении истории именно монастыри были колыбелью всех наук и библиотеками знаний, а священнослужители хранили и передавали их поколениям, как это происходит и в пост-ядерном мире романа. Дальнейшее отмежевание науки от религии мастерски и точно описано в романе: светский ученый приезжает в аббатство, чтобы взглянуть на документы, которые хранят монахи, уверенный, что бумагам место в «компетентных руках». Преисполненный гордыней и невежеством, светило науки изумлен и поражен, с какой легкостью монах аббатства изобретает динамо-машину и действующую лампочку (тоже типичный сюжет истории: Кеплер, Ньютон, Лейбниц, Декарт и многие другие, коих и не перечислить — убежденные и глубоко религиозные люди). Для монаха, по его словам, все его увлечение наукой просто игра и он пришел в аббатство, чтоб время в молитве проводить, а не лампочки изобретать, а ученый, замкнутый собственной темнотой, этого искренне не может понять, ведь для него не существует ничего за пределами тварного мира и именно мерами тварного мира он судит и живет. Уолтер Миллер убедительно показывает, что наука без оглядки на смысл ее деяний, без оглядки на нравственную оценку своих открытий и без веры в Воплощение Христово в конечном счете ведет к отлучению людей от Божественной Мудрости, гибели и окончательному владычеству князя мира сего над душами несчастных темных дураков, кои, осознавая свой грех, что лежит на них с момента сотворения мира, не искупили его, а приумножили, чем себя и погубили. Да и можно ли думать иначе, оглядываясь вокруг? Сколько среди ваших друзей искренне верующих людей? Скольким близким вы стесняетесь сказать, что верите в Бога и ходите в церковь?
При всей серьезности поднятых тем книге не чужд искренний, тонкий, порой довольно мрачный юмор на всевозможные темы, в том числе не совсем приличные (религиозность, смерть и т.д.), при всем при этом оно смотрится достаточно уместно и действительно смешно.
Прекрасный роман искренне религиозного человека. Если чувствуете в себе близость подобных тем — не будете разочарованы.
Veronika, 17 января 2008 г.
Прочла начало романа в журнале «Знание — сила», потом купила издание 1993г., а недавно — и томик ЗБФ. Замечательный роман, хоть и слишком пессимистичный для католика. Противостояние аббата и доктора в последней части романа — один из лучших моментов.
Посмотрела некоторые отзывы — впечатление, что попала на форум «научного» атеизма. Поэтому не удержусь от малой толики полемики:wink:. Не понимаю, почему религиозность автора — обязательно плохо??? Да, автор — верующий, и это прекрасно. «Церковь, служащая светом для людей в эпоху тьмы « — да в раннем Средневековье всё так и было! Монастыри были центрами культуры и образования, этот сюжетный ход совершенно естественен и исторически обоснован. А по-настоящему остроумно пошутить на религиозную тему могут именно верующие (поскольку «в теме») — и делают это часто и с удовольствием:smile:.
igor_pantyuhov, 27 августа 2018 г.
Да, действительно эталон постапокалиптической фантастики. Написано без излишеств, без особых страстей (страсти разве что, в старом переводе названия романа).
Несмотря на обилие монахов и прочих религиозных атрибутов, роман не показался мне чересчур религиозным. И мистики тут нет, присущей любой религии, в той или иной степени. Наоборот, монашеский орден представлялся мне как отряд собирателей древностей..
Роман невероятно атмосферный. И поэтому его надо читать только летом, в жару. Желательно в засуху.. Эта не та атмосферность которая присуща Симмонсу и его «Террору» — давящая и пугающая, иногда даже слишком давит, нет, тут она..., как бы это сказать.., ненавязчивая. Натуральная, вот.
Роман состоит из трех частей. И на мой взгляд эта структура, отображает видение автора человеческой природы. Как историки обычно говорят, история развивается по спирали. Да нет, эт не история, это люди в любое время одинаковы.
10/10
читатаю_НФ, 29 июля 2023 г.
Не надо роману клеить ярлык Постапокалипсис. Все же это антиутопия. Ведь мир людей существует, он не в прахе, а то что погибнут миллионы-так не все же. Редко покупаю книги, но эту когда-то купила не читая. Только что перечитала второй раз за три года. Впечатление после знакомства с романом оставило уверенность — буду перечитывать. Первое ощущение- я только проскользила поверху, и не разглядела подледный пейзаж. За пятьдесят с лишком лет читательского стажа перечитала/ю всего несколько книг, меньше десятки, точно. Эта вещь — в тонкой оранжевой книжке «Гимн по Лейбовитцу» пер. И.Полоцка — в этой десятке. «не для средних умов» (с) одна из фраз нашего драгоценного учителя математики. Да, чтоб понять, о чем прокричал Уолтер Миллер-мл. надо очень хорошо быть знакомым с другими книгами, в том числе, Евангелием и Библией. Не помешает ознакомиться с «История церкви», не помешает кое-что из великой Античности, и нужны знания, как устраивался Мир после катастрофы неядерной войны середины 20 века.. Без этих знаний совершенно невозможно понять даже канву сюжета, тем более-аллюзии. Про ядерную войну, дети второй половины 20в, знаем неплохо, начиная от уроков ГО до детского кино «Здравствуйте, дети!», снятого в 1962 году. Про умирающую от лейкемии японскую девочку. А религиозность, по-моему, это не культурная «традиция» это качество рожденной души.
«Кое-кто из вас или те, кто придут после вас, станут нищенствующими монахами и странниками, которые будут рассказывать об истории Земли и учить гимнам в честь Распятого в тех колониях и тех людей, что будут воссоздавать новую культуру. Ибо забвение приходит быстро. Ибо многие со временем могут потерять веру. Учите их и привлекайте в орден тех, кто чувствует призвание служить ему. Дайте им прикоснуться к вечности. Воплощайте для Человека память о Земле и о Начале. Помните и не забывайте нашу Землю. Никогда не забывайте ее, но — никогда не возвращайтесь.
Одна книга написана писателем. Книга великая, честная.
Peter VY, 27 февраля 2014 г.
Потрясающее по глубине и силе произведение.
И при этом я думаю многим не понравится.
Даже человек имеющий склонность к тяжелым философским произведениям если не будет в нужном настроении, которое создается стечением событий жизни — может психологически «не вьехать».
Но если Вам «повезло» находится в таком состоянии (например Вы чуть не умерли, лежите в больнице и с удивлением обнаруживаете что Ваши приоритеты что важно в жизни что нет начинаютт сильно меняться) то Вы поймете что читаете гениальную книгу.
Главный герой живет по принципу.
Делай что должен и будет как будет.
Собирает ошметки знаний после атомной войны.
Он не только не понимает что он он собирает, он даже в общем то не понимает зачем они нужны.
Просто он ВЕРИТ что это зачем то надо.
А Вы не задумывались никогда какого нафиг рожать детей, ростить их кормить.
Тратить себя на них?
А я вот и не собираюсь об это думать.
При желании могу много неглупо помудстровать на эту тему.
Но зачем?
Я просто верю что так надо.
А тратить силы и время на думать у меня есть на что.
Галина954, 19 октября 2017 г.
Очень сильное произведение. Хороший перевод С.Борисова.По силе восприятия, по глубине восприятия все три части не уступают друг другу. С тонким юмором, наполненным горечью, Миллер рассказывает нам эту историю — историю гибели человечества, историю возрождения человечества, историю гибели человечества. Каждую часть Миллер заканчивает радостным пиршеством канюков, которые считают, что Небесная высшая власть создала мир для них, канюков. Ибо у них всегда есть еда,много еды, во все века. Хочется плакать. Но есть ли надежда, что человечество образумится и перестанет применять научные достижения для собственного уничтожения? И Миллер устало отвечает нам, что ЕСТЬ. Это бесконечно усталая надежда , почти безнадежная надежда, но есть.
Zxcv, 6 октября 2023 г.
Ну что сказать. Да что тут вообще можно сказать. Страшная книга. Смотрим в окно и спрашиваем сами себя: а верно ли, что «знания — сила»? И для чего, если уж прямо, оно, это знание нужно, если итог...
И может быть люди эпохи «упрощения» самые адекватные? И как бы поступили мы?
ego, 22 июня 2008 г.
мне понравилось. книга весьма совпала с моим тогдашним мировосприятием. любопытно было в дальнейшем находить ссылки на нее у мистиков. мрачное преходящее будущее и неизменный Агасфер, чертящий посохом на песке непонятные знаки. очень сильно!
leonord, 1 марта 2009 г.
Гениальный роман! Полный тонких нюансов и грубой правды о человеке!