Пётр Воробьёв «Набла квадрат»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Ироническое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Kнига рассказывает о мести, злых мертвецах, результатах халатности в программировании и генной инженерии, о том, как не строить космические корабли, и снова о злых мертвецах. Я написал ее больше двадцати лет назад, в начале девяностых была пара печатных изданий (в России и в США). В конце девяностых кто-то выкинул текст в Интернет, на просторах которого он ведет довольно успешное самостоятельное существование.
Почему книга кончается именно там, где она кончается? Одной из посылок повествования была невозможность чисто технического решения социальных проблем. К моему недоумению, герою удалось опровергнуть эту посылку, так что роман завершается на довольно закономерном месте: звездолет будет построен...
Входит в:
— цикл «Мир "Наблы квадрата"»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 200
Активный словарный запас: невероятно высокий (3529 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 67 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 45%, что немного выше среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Аэлита, 2013 // Премия «Старт» |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 28 мая 2024 г.
Как я мог не прочитать книгу, где в предисловии благодарят весь коллектив группы Manowar?
К тому же упоминание данной вещи всё чаще мелькают на фантлабе.
«Представь себе тоталитарный режим.
– Не представляю, – откликнулся Фенрир.
Горм, не слыша ответа, продолжал:
– Его существование возможно только в непрерывной войне. Мир ведет к коррупции, грызне за власть и демократическим революциям. Война длжна быть победоносной – иначе рассматриваемый режим перестает существовать.»
А какие отзывы у романчика, какие отзывы!
Я просто облизывался в предвкушении, как буду смаковать культовую вещь!
Начав читать, сначала опешил, потом расстроился, потом перестал читать книгу, что для меня большая редкость.
Сумбурный сумбур и невнятица, увы. Понравилось размышление на тему, что в космос может выйти или автократия, или цивилизация бродяг-путешественников, а вот у классической демократии шансов на космическую экспансию практически нет.
Оценку не ставлю, но факт недочитывания говорит сам за себя.
«Возьмем прежде всего всепожирающего и цгуи. Несомненно, что эти каухи являются кваи-кваи-кваи. Несомненно, что дешевое гнацане и обеспеченные гхауну-тсацау имеют для них первостепенное значение. Можно ли полагать, что они без конца будут терпеть нынешнее положение, когда гцви волосатой мыши внедряются в тсума-тсума цгуи и всепожирающего, стараясь превратить их в придаток тсума-тсума волосатой мыши, когда кваи волосатой мыши захватывают гнацане и гхауну-тсацау в кадинтаа всепожирающего и цгуи и готовят таким образом хейше для ку-цна-тсгаасинг кваи-гцви всепожирающего и цгуи? Не вернее ли будет сказать, что всепожирающий и цгуи в конце концов будут вынуждены вырваться из объятий волосатой мыши и пойти на гцо с ней для того, чтобы обеспечить себе дзай е-е-е и, конечно, еще ку-цна-тсгаасинг?»
omaksimov, 13 июня 2023 г.
Хулиганская сатирическая повесть в которой автор поиздевался над многими стереотипами фантастического боевика. Вместе смешаны постаколиптический мир, битвы с живыми мертвецами, и деревянный звездолёт поколений. К этому добавлены рассуждения о развитии цивилизации, диктатуре и демократии. Один минус — у повести нет конца.
Kobold-wizard, 25 декабря 2016 г.
http://kobold-wizard.livejournal.com/800998.html
Дикая книжка. Дикая настолько, что, как только я закончил ее читать, то открыл ее опять с первой страницы и начал читать по второму кругу. Все потому, что за несколько недель недосыпа книга превратилась в бредовый калейдоскоп. В итоге, сейчас я опять на полпути. Время остановиться и осмыслить.
Предварительное чтение дает серьезное преимущество, потому что гораздо меньше путаешься в именах. О эти имена! Накасюналюк! Нулиаюк! Киливфак, Киавак и Мыгак! Камыснап! Десятки их. Ворох языколомных имен и названий бросается под ноги, заставляя спотыкаться на каждом шагу. И тут еще подгребает сюжет-гопник... Логика есть? А если найду? За происходящими взбалмошными событиями сложно различить некую структуру, но логика в этом тексте припрятана под полой. Ведь роман по сути — это дальний брат «Трудно быть богом» и «Обитаемого острова». Коренное отличие — прогрессор здесь не рассудительный исследователь, а бесшабашный хулиган, наводящий порядок в обществе только для того, чтобы свалить с планеты. В процессе в неограниченных количествах летят отрубленные руки, головы, хвосты и прочие части тела. Что поделать, если большинство встречных начинают по нему стрелять, а не пытаются договориться? А ведь всего-то и нужно, что собраться и разгрести авгиевы конюшни. Вот только для достижения цели одних силовых методов мало, а для философских методов главный герой однозначно туповат. Выигрывает он за счет своей безрассудной храбрости и юмора.
Без юмора читать роман сейчас было бы малоинтересно. Это была бы еще одна постапокалиптическая зарисовка. Но образ бога из машины, без лишней рефлексии решающего проблемы окружающего мира, вытягивает роман. Да, он сплошная Мери Сью, но он же и пародия на нее, поскольку туповат и непосредственен. С тупым ржанием главный герой разгоняет пиратов, дает по рогам умертвиям и укрощает морских змеев, а потом нараспев читает стихи поэтов Серебряного века и русского рока. Добавь ему разговоры про «силу в правде» и получится Данила Багров, а пока это Горм, сын Эйвинда, у которого правда в силе.
Роман был написан в период развала страны (1991-1992). Главный герой — раскрепощенный и свободный от условностей гибнущего мира, поэтому он — простое решение сложных проблем. Вероятно, такого в те годы очень не хватало. Но в то же время, в романе показано, что технический уровень происходит из социальной системы, но не наоборот. Именно поэтому простые решения часто приводят к неоднозначному результату. Помимо этого в романе есть рассуждения, которые смотрятся интересными в контексте — прорыв в космических технологиях вероятнее в тоталитарном обществе, чем в демократическом, потому что выход в космос — это шаг в вечной борьбе, а демократия — система успокаивающая. Неплохо для Перестройки.
Итого: Неоднозначный хулиганский роман, который легко начать по второму кругу.
kurush, 4 сентября 2014 г.
Чтобы скрестить Эдды с либертарианством, приправить демшизой и получить нечто прекрасное нужен гений. Воробьев — гений.
видфара, 4 сентября 2011 г.
Несомненно, 20 лет назад (а у романа «Набла квадрат» в этом году настоящий юбилей!) книга поражала воображение и задевала многие тонкие струнки читательской души.
Сегодня «Набла квадрат» воспринимается в первую очередь как замечательное хулиганство.:beer:
Бесшабашный глав.герой, чей инфантилизм прямо пропорционален его могуществу. Мрачные и безнадёжные миры (неслучайно автор пишет в своём «Бредисловии», что не имеет никакого отношения к Юрию Петухову – некоторое атмосферное сходство чувствуется!:lol:). Унылые цивилизации, впавшие в ничтожество. Техника от паро- до киберпанка. Невообразимые твари и измождённые воины, хранящие рыцарскую честь невзирая ни на что… В романе потрясающая мешанина лиц и явлений, своей пестротой напоминающая лихие 90-е, на заре которых, собственно и появилось произведение.
Пётр Воробьёв убедителен в мелочах и изящен в подтексте, он написал крепкую вещь… и оборвал её на полпути.
Ну, ладно мы, прочитавшие роман совсем недавно. А ведь кто-то наверняка ждал продолжения после того, как прочитал на последней странице «Конец 1 части»!:dont:
Но за 20 лет автор так и не заинтересовался продолжением…
Зато, увлёкшись историческими (хорошо, пусть альтернативно- историческими!) корнями своего героя, написал куда более масштабную и основательную сагу «Горм, сын Хёрдакнута»!:pray:
Buhrun, 18 февраля 2013 г.
Неадекват рулит!
Замечали, что все прорывные идеи воспринимались современниками, как бред, или, мягко говоря, милая причуда?
«Набла квадрат» — бред в кубе.
Козырной, перченый, технически подкованный, как блоха на реактивной тяге, ехидный, саркастический, зубастый.
Крутой, как Горм, и верный, как Кукылин.
Возьмите Пелевина, покрошите об Жарковского, приправьте салатом из толченого «Обитаемого острова» и присыпкой из «Последней войны», уделайте соусом из Manowar и «Старшей Эдды», плюньте, разотрите, высыпьте на пол, подберите, вотрите себе в плешь, а после, рассуждая о природе квантовой неопределенности, приступите к шинковке зомби.
Отменное литературное хулиганство, которому до истинного блеска не хватает убойной концовки.
mastino, 17 мая 2009 г.
Уф... Прочитал. Теперь, переведя дух, можно подумать о том, что это было, и попытаться как то не путанно выразить свои мысли.
Итак. Для того, чтоб понять что представляет собой «Набла квадрат» возьмём фильмы «Безумный Макс 2», «Ночь живых мертвецов» и «Кин — Дза — Дза», добавим пару романов Мика Фаррена, добавим изрядную дозу галлюцинаций и ночных кошмаров, приправим хорошей дозой кровищщи, и на выходе получим этот роман.
Моё мнение — роман был написан с одной целью — развлечь автора. При этом, он вполне способен развлечь читателя. При условии, что читатель обладает крепкой нервной системой.
Роман представляет собой безумную мешанину из крови, истребителей и ракет, фанерных звездолётов под управлением бортового арифмометра, птиц, летящих к Великой Цели, варваров, бандитов, пиратов, измождённых заключённых, и ненамного более упитанных охранников. В романе есть весёлый ГГ, летящий в обществе бортового компьютера — знатока изысканной матерщины. В романе есть битвы, драки, погони, убийства, и много зубо — голово — ного — руко — рёбро -дробительных событий. Вообще то, по количеству отрезанных, отстрелянных, оторванных, откушенных, растворённых в кислоте, сожжённый голов, роман достоин занять почётное место на страницах Книги рекордов Гиннеса.
Чего нет в романе: в романе нет нормальных, в нашем понимании людей. Все они, вне зависимости от их важности в сюжете, в той или иной степени, больше или меньше ( как правило больше) неадекватны в нашем понимании.
Количество событий огромно. Настолько огромно, что порой выглядит как сумбур, и вкупе с трудночитаемыми именами и названиями затрудняет чтение романа. Но когда начинаешь ориентироваться в этой кровавой каше, начинаешь получать удовольствие от чтения. Получать удовольствие от чёрного ( чернее ночи) юмора автора, от его язвительной манеры.
Итак. Роман хорош, но своеобразен настолько, что никому рекомендовать его я не рискну. Продолжение, если оно появится, буду читать обязательно.
UMAB-C-PEX, 8 июля 2011 г.
Культовая вещь клубной (КЛФ МГУ) культуры конца 80-х — начала 90-х. То, о чем позже Вадим Степанцов скажет «Треш, угар и содомия». Читается как бы легко, особенно если (контр)культурный контекст не подгружать.
А вообще — добрая, милаая и очень жизнеутверждающая книжка.
gavniamra, 20 июля 2009 г.
Культовая книга начала девяностых годов. До сих пор хорошо читается, в значительной степени за счет точного и смачного языка. Не знаю, заметил ли кто еще, но повествование ведется на двух уровнях. На первом уровне — крепко сбитый полупародийный боевик. На втором — постмодернистский литературный коллаж с отсылками к поэтам от Гумилева до Иртеньева, и со спрятанными цитатами из очень странного набора источников, включавшего скандинавские саги и, кажется, постановления сталинского Политбюро. В виденном мной в 1995 году печатном издании (с авторской обложкой, иллюстрациями, и посвящением «наследнице Имперского Галактического престола») было предисловие, где Воробьев благодарил нескольких русских рок-музыкантов, известных и не очень, за помощь в работе над книгой. Имелась и библиография на несколько страниц.
Что я понял, перечитывая «Наблу квадрат» сейчас. России, в которой написана эта книга, уже нет, а может быть, никогда и не было. И этого немного жаль.