Роджер Желязны «Страсти Господни»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Что будет, если на Земле останутся одни машины, разумные машины? Они будут до бесконечности повторять неясные ритуалы их создателей...
Первая профессиональная публикация Желязны в жанре фантастики.
Входит в:
— сборник «Последний защитник Камелота», 1980 г.
— сборник «Threshold», 2009 г.
- /языки:
- русский (7), английский (2)
- /тип:
- книги (9)
- /перевод:
- И. Павловский (1), В. Фишман (6)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 28 августа 2024 г.
Почти что гимн во славу Омниссии получился! А вообще вышла достаточно печальная история о бессмысленности и тщетности ритуалов, которые мы не понимаем. Так в одной игре был персонаж-прачка, который раз за разом крахмалил оставленную ему одежду, не понимая зачем и в итоге полностью одежду испортив. С другой стороны — верую, ибо абсурдно.
Sergio Blanc, 21 октября 2021 г.
Машинное технобудущее. Авария на трассе гонок в Ле Мане в ЕЩЁ человеческом прошлом Земли становится сакральным ритуалом в УЖЕ технократической машинной цивилизации будущего. Смыслы не очень ясны, но символы расставлены.
Один из первых рассказов автора. Глубина обозначена, но дно не видно. Проба пера она и есть проба, хотя потенциал автора уже виден.
Сыро, но вполне съедобно. Фанатам Желязны читать обязательно.
Фикс, 24 апреля 2011 г.
Каждый год на древней трассе Ле Мана разыгрывается одна и та же мистерия: драма с человеком в главной роли — Создатель приносит себя в жертву Машине, на благо всем существам. Вот только человечества на Земле уже не осталось, и самые совершенные механизмы, роботы, вынуждены из года в год самостоятельно справлять обряды в честь Великой Машины, замещая собой Человека, чтобы не прервалась связь традиций.
Рассказ немного неровный по манере изложения, требовательный к читателю, иллюстрирует примечательную мысль про механистичный подход к внешним религиозным обрядам с постепенной необратимой заменой внутренней, сакральной сути. Здесь автор идет еще дальше — случайность возводится в элемент традиции, ужасной трагедии приписывают совершенно другой смысл и вводят в часть новой культуры.
К сожалению есть существенный недостаток, свойственный ранним рассказам Желязны — писатель разворачивает перед читателем набор отрывочных образов, забывая снизойти до объяснений.
За год до написания рассказа, в 1961 произошла одна из самых ужасных аварий в Формуле 1 — погиб упоминаемый по тексту Вольфганг фон Трипс, а его вылетевшей машиной убило почти полтора десятка зрителей. Именно этот момент воспроизводит главный герой рассказа. Возможно при другом стечении обстоятельств Вольфганг остался бы жив и выиграл чемпионат. К сожалению аварии в автоспорте вещь далеко не редкая, менее чем через десять лет спустя Йохен Риндт выиграл чемпионат 1970 посмертно. Наверное, многие поклонники формулы 1 при чтении вместо аварии фон Типса будут невольно представлять другие трагедии. Мне вспомнилась череда ужасных аварий и смертей в сезоне 1994.
Gourmand, 16 октября 2014 г.
Хороший рассказ. И конечно, не о машинах. А о ритуалах. Как я понял. Когда забывают, зачем и для чего Христос взошёл на крест (в тексте есть прямая ссылка на Пасху), а разыгрывают представление ритуальное. А может, мы УЖЕ забыли и на самом деле, как эти дурацкие машины, совсем переврали всё, основываясь на старой книге, вручную переписанной и переведённой малограмотными монахами. В любом случае, лучше не создавать себе бессмысленных традиций.
Сказочник, 30 августа 2011 г.
Идеальный постапокалипсис. Здесь нет описаний страданий последнего выжившего, нет корч остатков человечества в лучах радиации... Здесь лишь машины, для которых погибшее человечество стало чем-то вроде иконы и инструкции для совершения ритуалов.
god54, 6 июля 2011 г.
Много уже написано о приходе машинной цивилизации после человеческой, но написать вот так кратко, образно, увлекательно и с возможностью дальнейших фантазий для читателя мало кому удается. Написано эмоционально, прочувственно и автор прав машинная цивилизация должна будет сначала создать свою религию, как это сделали люди, а потом уже развиваться, чтобы постепенно от неё отказаться. Написано хорошо.
Доктор Вова, 3 марта 2011 г.
Машинной цивилизации, пришедшей на смену людям, тоже необходимы история, религия и ритуалы. И те святые Праздники, которые были у людей (пусть и непонятые до конца) достались в наследство роботам. И вот уже самый достойный из них- Избранный, повторяет путь на Голгофу в их, машинном понимании, чтобы через смерть (Плавильный Котел) воплотиться в новых машинах, имеющих в своем составе святую частицу! Сильный рассказ!
be_nt_all, 19 апреля 2011 г.
Зачем люди приносят жертвы к алтарю бога (любого из…), идеи, искусства или иного show, которое must go on (нужное подчеркнуть|вписать|попытаться себе представить)? Будет ли кому продолжить наши священные традиции в мире «после нас»? Кому это нужно?
…нет ответа. Есть лишь очередное безумно красивое стихотворение в прозе от раннего Роджера, на этот раз под музыку стирающихся об асфальт шин и ревущих моторов…
archi, 12 марта 2009 г.
В этом рассказе мир разумных машин без людей.Они продолжают их традиции.И наконец-то наш герой стал избранным в этой гонке.Именно он должен разбиться вдребезги на празднике,чтобы другие машины возликовали.Он не может их подвести ведь они смотрят на него.Да определенно про нас — хлеба и зрелищ.
Skiv, 26 октября 2008 г.
В очередной раз Желязны иронизирует над машинами и создает «машинное» видение Страстей Господних:smile: Оригинально, in my humble opinion
квинлин, 2 октября 2007 г.
Снова и снова повторяются одни и те же ритуалы. Пусть и время, и их исполнители изменились...
Ruddy, 25 января 2007 г.
Еще один рассказ о живых машинах. Идея напоминает кундалини — символ вечного омоложения, перехода смерти в жизнь, жизни — в смерть. =)