Оноре де Бальзак «Шагреневая кожа»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Психологическое | Философское | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Главный герой этого романа становится обладателем лоскута шагреневой кожи — могущественного талисмана, способного исполнять любые желания. Только какова цена, которую ему предстоит заплатить за осуществление этих желаний?
Отдельные эпизоды романа публиковались в журналах «Карикатура», «Ревю де Де Монд», «Ревю де Пари».
Входит в:
— цикл «Etudes philosophiques»
— цикл «Человеческая комедия» > Философские этюды
— антологию «Романтические фантазии», 1993 г.
- /языки:
- русский (51), французский (1)
- /тип:
- книги (47), аудиокниги (5)
- /перевод:
- Д. Аверкиев (2), Б. Грифцов (40)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Double Black, 1 апреля 2022 г.
В обычном смысле это вообще не фантастика, скорее мистика. Хотя книга сама по себе замечательная и одна из лучших у Бальзака (ИМХО). И очень умная. Почему-то ее в школе не проходят, а жаль.
Ксанка, 24 марта 2021 г.
Вроде незамысловатая история о вековой мудрости, что «за все надо платить»... Но настолько все чудесно написано, что просто удивительно. Главный герой не вызывает никаких чувств, кроме жалости к недосмотренному, недолюбленному ребенку, которым он когда-то был. Став взрослым Рафаэль легко попадает под тлетворное влияние, т.к. за внешним блеском не чувствует реальной духовной нищеты своего окружения. Хотя умом он это отлично понимает. Видимо, именно этот диссонанс привлек к нему мое внимание.
Но больше всего мне понравилась Графиня Феодора, которая мне показалась наиболее полноценной личностью из всех участников событий. Она полностью осознает окружающую действительность, поэтому остаётся собой, играя свою роль в светском обществе.
Остальные образы, в основном, проходные. Люди одной эмоции — преданной влюбленности, страсти, эгоизма...
Я рада, что в школьные годы эта книга прошла мимо, т.к. это позволило в полной мере насладиться и внутренним содержимым истории, и красотою текста. Думаю, что ещё перечитаю эту историю обязательно.
(https://www.livelib.ru/review/1803178-shagrenevaya-kozha-onore-de-balzak)
Ксанка, 24 марта 2021 г.
Вроде незамысловатая история о вековой мудрости, что «за все надо платить»... Но настолько все чудесно написано, что просто удивительно. Главный герой не вызывает никаких чувств, кроме жалости к недосмотренному, недолюбленному ребенку, которым он когда-то был. Став взрослым Рафаэль легко попадает под тлетворное влияние, т.к. за внешним блеском не чувствует реальной духовной нищеты своего окружения. Хотя умом он это отлично понимает. Видимо, именно этот диссонанс привлек к нему мое внимание.
Но больше всего мне понравилась Графиня Феодора, которая мне показалась наиболее полноценной личностью из всех участников событий. Она полностью осознает окружающую действительность, поэтому остаётся собой, играя свою роль в светском обществе.
Остальные образы, в основном, проходные. Люди одной эмоции — преданной влюбленности, страсти, эгоизма...
Я рада, что в школьные годы эта книга прошла мимо, т.к. это позволило в полной мере насладиться и внутренним содержимым истории, и красотою текста. Думаю, что ещё перечитаю эту историю обязательно.
IgorLutiy, 10 ноября 2019 г.
Для меня этот роман получился непростым. Основная причина — это первая глава. Она безумно нудная и тягучая. Да, дальше история становится интереснее и живее, но продираться через скучную треть романа очень сложно. Тех же, кто сумеет продержаться ожидает интересное описание жизни молодого человека, пытающегося прибиться к светской жизни Парижа начала 19 века, ищущего свою любовь, а затем борющегося со своими желаниями, которые можно исполнить ценой его жизни. И вот эта часть уже очень интересна.
Как итог. Если суметь одолеть первую треть романа, то дальше ждет очень хорошее и интересное повествование. Стоит ли себя мучить подобным образом? Каждый решает сам. Я все же не жалею о прочитанном.
Vendy, 19 января 2021 г.
Все таки мне не хватило устрашающей ноты, например, в произведении Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» уродство портрета коррелировалось с уродством души главного героя. Хотя я понимаю, что посыл произведений неодинаков (одинаков факт мистицизма, сделки с дьяволом, самоубийтство/попытка самоубийства одной из героинь, красота и харизматика главных героев, наличие героя, подталкивающего к неправедной жизни и тд.) все же сердце отдаю Уайльду за остроту. 3 пункта снимаю за чрезмерность стандартных клише (эпизод описания спящей Полины и др).
Мировая классика на то и классика, т.к. умными и тонкими замечаниями и цитатами пестрит; от пера и мысли Бальзака я несомненно в восторге, рекомендую.
Кстати, после романа я многим задавала вопрос, о трех желаниях: в 83% первым желанием было богатство/наследство/фин. благополучие, далее семья и дети. К тому, что пусть шагрень и всемогущая, но человек, к сожалению, ограничен.
Denver_inc, 4 сентября 2013 г.
Всё-таки классика, она и есть классика! Такому количеству умных мыслей на одну главу, могут позавидовать 99% современных писателей. Прочитал, узнал для себя много нового, о жизни современной молодёжи. ))) Иногда, правда, пугало то, что видимо Бальзак, как и граф Толстой, тоже считал, что предложения длиною меньше пятиста слов, строчат только бездари и графоманы. И как следствие, мой мозг с ограниченной памятью, порою к концу предложения уже забывал, то, о чём говорилось в его начале. И мне приходилось перечитывать его заново. Зато теперь на вопрос: «Читали ли вы «Шагреневую кожу» у Бальзака?» я могу смело отвечать: «Да, причём дважды!».
Всё равно, нисколечко не жалею о затраченном времени. Наверно именно ради таких «нестандартных» эмоций многие и читают классику.
SergUMlfRZN, 17 марта 2018 г.
А ведь Бальзак предвосхитил расхожую истину: «Нервные клетки не востанавливаются«! Ведь что такое по сути своей свиток из шагреневой кожи? Это литературный образ нервной ткани — каждое наше желание что-то изменить в своей жизни сопровождается стрессом влекущим за собой переживания и, следовательно, перевозбуждение нейронов, а вот размеренное существование — когда всё происходит как бы само собой — вообще не требует усилий со стороны «души». А что произойдёт, когда даже просьба налить чаю будет вызывать сильнейшее волнение? Естественно, такой человек сгорает очень быстро от нервного истощения. Именно это мы и видим в произведении гениального Оноре де Бальзака — человека, на десятилетия опередившего распиаренных Юнга со Фрейдом...
Но скорее всего, идеей сюжета послужила ещё более простая и обыденная истина: беря в долг под проценты и тратя эти средства не на «бизнес», а на жизнь в удовольствие, заёмщик на эти самые проценты фактически укорачивает собственный жизненный срок (эту же идею — исполнение желания денег в обмен за часть жизни — положили в основу своего рассказа «Хутор» Дяченки) — ибо отрабатывая «переплату», он фактически тратит своё время бесплатно и бесцельно. Поняв это, герой романа решил продлить собственное существование ценой жесточайшей экономии...
Вроде бы свиток даёт всемогущество!? Но толку-то от обретённой власти или страсти, если продлится она только один день? Ну возьмёте вы миллион долларов в банке под 300% годовых... и всю оставшуюся жизнь вы и ваши потомки будете существовать лишь для того, чтобы отрабатывать проценты по долгу... Потребительский кредит — он такой!
Линдабрида, 13 января 2018 г.
Кажется, Бальзака можно назвать первооткрывателем сюжета, в котором всемогущество достается мелкой душонке, трусоватой и вялой медузе. Жаль только, что он при этом не удержался и попытался слегка приукрасить героя романтическими гиперболами вроде страшной тайны на лице и внешности ангела, лишенного сияния. Куприн такой ошибки не сделал! На самом деле заявленная страсть и гениальность в Рафаэле де Валантене попросту отсутствуют. Так что он просто сует волшебный предмет, исполняющий желания, поглубже в карман и затягивает длиннейшую сагу о собственной незадачливости. Честно говоря, я не могла дождаться, когда же он наконец отойдет от пьяной слезливости и чего-нибудь пожелает. Увы, на такой подвиг герой категорически неспособен. Впечатляет, разумеется, сам образ шагреневой кожи, сокращающейся вместе с жизнью владельца. Но...
Поскольку читала после «Отца Горио», то живо почувствовала, насколько неуверенный стиль в этом более раннем романе. Бесконечные периоды, выспренние высказывания, какие только в романах и можно услышать. И рядом — блистательные афоризмы.
Мир «Шагреневой кожи» парадоксален, как ее язык. Сочетание несочетаемого в первом же описании игорного дома, где ненасытная тяга игроков к роскоши резко контрастирует с убогостью всего помещения. На обеде у банкира Тайфера политику Конвента защищает республиканец лишь потому, что у него в фамилии нет частицы «де». О славе и Наполеоне громче всех кричит морской офицер, «никогда не плававший дальше Бреста». Столь же парадоксален Рафаэль, с его метаниями между самоубийством и желанием жить хоть под наркотиками. Рафаэль, которому подарили возможность добиться всего, чего угодно, и который в итоге эту возможность просто растратил, так и не насладившись ни богатством, ни любовью, ни властью.
Sawwin, 1 марта 2016 г.
Несомненно лучший роман Бальзака, во всяком случае, лучший из того, что я читал. С «Шагреневой кожей» может сравниться разве что «Проклятое дитя». Но как я шипел и ругался, когда пятьдесят лет назад впервые прочитал этот роман! Нет, он мне понравился, но ведь он мог быть лучшим не только в творчестве Бальзака, но и во всей литературе XIX века! Когда Валентен не формально, а собственной кожей ощутил, как сжимается, шагрень, как она уплывает, превращаясь ни во что, он попытался ничего не желать, даже за морфий схватился, как за последнюю надежду. Но тут он был обречён, жить, не желая, невозможно, и кожа продолжала сжиматься вне зависимости от её владельца. То есть, Бальзак попросту убил своего героя. А если бы шагреневая кожа проявляла свои чудесные свойства только в те мгновения, когда владелец осознанно этого захочет? Чтобы Валентен расплачивался своей жизнью, зная, что он делает... Впрочем, это был бы совсем другой роман; жаль, что Оноре Бальзак не написал его. Но он написал «Шагреневую кожу», спасибо ему за это.
sanhose, 10 ноября 2015 г.
Не считаю себя большим почитатетелем Бальзака, хотя и отдаю ему должное как одному из величайших литераторов всех времён и народов. Обычно начинал читать его романы и постепенно перескакивал через страницы чтобы добраться до конца, слишком цветастый и усложнённый стиль. Но однажды будучи в строй отряде на дальнем востоке вечером после тяжёлой работы начал читать «Шагреневую кожу». Вначале как всегда плыл сквозь цветастую беллетристику ... но вдруг что то меня сильно затронуло и следующие вечера хотя и сильно уставший я не мог оторваться пока не дочитал до конца. Отложил книгу и на меня снизошло восхищение ... вот что значит гениальный писатель :)) Советую прочитать всем и вы не пожалеете потраченного времени. Для меня это самое лучшее что написал Бальзак.
Velary, 1 сентября 2016 г.
Бывают книги, которые читаешь из-за увлекательного сюжета или ярких персонажей, а есть те, что привлекают своим удивительным языком. «Шагреневая кожа» Бальзака явно из вторых.
Рафаэль являет собой образец бедного дворянина, все добрые наклонности которого задавлены нуждой. Он ведёт скромный образ жизни и пишет труд в надежде этим заработать себе состояние, но влюбляясь в светскую красавицу, возвращается в богатое развращённое общество и тратит последнее, забывая о всех своих чаяниях. Феодора разбивает ему сердце, и в отчаянии Рафаэль хочет утопиться, но случайно получает в руки талисман, который исполняет любые его желания ценой сокращения жизни.
Казалось бы, ты только что хотел умереть, а теперь у тебя есть шанс перед смертью насладиться жизнью. Но нет, в герое внезапно просыпается отчаянное стремление существовать, и ради этого он отказывается от всех мечтаний, по сути хороня себя заживо. Жизнь без горения, без желаний хуже смерти, и Бальзаку удалось красочно это описать. Даже от любви, пусть недолгой, Рафаэль отказывается ради продления бессмысленного и печального прозябания.
Теперь о языке. Он богат и красочен, но на мой вкус Бальзак ужасный зануда. Когда я поняла, что уже десять страниц читаю описание того, как герой бродит по антикварной лавке и рассматривает товары, я испугалась, что вся книга будет такой. Описания, конечно, хороши, но всего должно быть в меру!
alexis1273, 28 февраля 2013 г.
Классное произведение. Прочитал очень давно, но одна мысль, выражающая (на мой взгляд) философскую суть этой новеллы содержится в следующей цитате:
Человек истощает себя безотчетными поступками, — из-за них-то и иссякают источники его бытия. Все формы этих двух причин смерти сводятся к двум глаголам желать и мочь. Между этими двумя пределами человеческой деятельности находится иная формула, коей обладают мудрецы, и ей обязан я счастьем моим и долголетием. Желать сжигает нас, а мочь — разрушает, но знать дает нашему слабому организму возможность вечно пребывать в спокойном состоянии. Итак, желание, или хотение, во мне мертво, убито мыслью; действие или могущество свелось к удовлетворению требований моего организма. Коротко говоря, я сосредоточил свою жизнь не в сердце, которое может быть разбито, не в ощущениях, которые притупляются, но в мозгу, который не изнашивается и переживает все. Излишества не коснулись ни моей души, ни тела. Меж тем я обозрел весь мир. Нога моя ступала по высочайшим горам Азии и Америки, я изучил все человеческие языки, я жил при всяких правительствах. Я ссужал деньги китайцу, взяв в залог труп его отца, я спал в палатке араба, доверившись его слову, я подписывал контракты во всех европейских столицах и без боязни оставлял свое золото в вигваме дикарей; словом, я добился всего, ибо умел всем пренебречь. Моим единственным честолюбием было — видеть.
Видеть — не значит ли это знать?.. А знать, молодой человек, — не значит ли это наслаждаться интуитивно? Не значит ли это открывать самую сущность жизни и глубоко проникать в нее? Что остается от материального обладания?
Только идея. Судите же, как прекрасна должна быть жизнь человека, который, будучи способен запечатлеть в своей мысли все реальности, переносит источники счастья в свою душу и извлекает из них множество идеальных наслаждений, очистив их от всей земной скверны. Мысль — это ключ ко всем сокровищницам, она одаряет вас всеми радостями скупца, но без его забот. И вот я парил над миром, наслаждения мои всегда были радостями духовными. Мои пиршества заключались в созерцании морей, народов, лесов, гор. Я все созерцал, но спокойно, не зная усталости; я никогда ничего не желал, я только ожидал. Я прогуливался по вселенной, как по собственному саду. То, что люди зовут печалью, любовью, честолюбием, превратностями, огорчениями, — все это для меня лишь мысли, превращаемые мною в мечтания; вместо того чтобы их ощущать, я их выражаю, я их истолковываю; вместо того чтобы позволить им пожирать мою жизнь, я драматизирую их, я их развиваю; я забавляюсь ими, как будто это романы, которые я читаю внутренним своим зрением. Я никогда не утомляю своего организма и потому все еще отличаюсь крепким здоровьем. Так как моя душа унаследовала все не растраченные мною силы, то моя голова богаче моих складов. Вот где, — сказал он, ударяя себя по лбу, — вот где настоящие миллионы! Я провожу свои дни восхитительно: мои глаза умеют видеть былое; я воскрешаю целые страны, картины разных местностей, виды океана, прекрасные образы истории. У меня есть воображаемый сераль, где я обладаю всеми женщинами, которые мне не принадлежали. Часто я снова вижу ваши войны, ваши революции и размышляю о них. О, как же предпочесть лихорадочное, мимолетное восхищение каким-нибудь телом, более или менее цветущим, формами, более или менее округлыми, как же предпочесть крушение всех ваших обманчивых надежд — высокой способности создавать вселенную в своей душе; беспредельному наслаждению двигаться без опутывающих уз времени, без помех пространства; наслаждению — все объять, все видеть, наклониться над краем мира, чтобы вопрошать другие сферы, чтобы внимать богу? Здесь, — громовым голосом воскликнул он, указывая на шагреневую кожу, — мочь и желать соединены! Вот они, ваши социальные идеи, ваши чрезмерные желания, ваша невоздержность, ваши радости, которые убивают, ваши скорби, которые заставляют жить слишком напряженной жизнью, — ведь боль, может быть, есть не что иное, как предельное наслаждение. Кто мог бы определить границу, где сладострастие становится болью и где боль остается еще сладострастием? Разве живейшие лучи мира идеального не ласкают взора, меж тем как самый мягкий сумрак мира физического ранит его беспрестанно? Не от знания ли рождается мудрость? И что есть безумие, как не безмерность желания или же могущества?
Жил-был пес, 15 апреля 2011 г.
Несмотря на странное решение “Олма Медиа Групп” издать этот роман в серии Классика жанра Хоррор, ужасов в обыденном понимании здесь, конечно же, нет (кроме ужаса отчаяния и безысходности). Произведение мистическое, но уровень и значимость мистики схож с тем, что есть в “Портрете Дориана Грея” О. Уайльда. То есть фантастический элемент является средством достижения цели, а не сама цель.
Бальзак непревзойденный мастер слова. Множество предложений, которые можно использовать как афоризмы, несут в себе мудрость писателя.
В романе говориться о простых истинах, которые, к сожалению, доходят до людей тогда, когда становиться слишком поздно что-либо менять. Каждый сам кузнец своего счастья, нужно лишь отличать главное от мнимого. И поняв это для достижения цели не потребуется никакой шагреневой кожи.