Оноре де Бальзак «Человеческая комедия»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
- /языки:
- русский (223), английский (18), испанский (2), французский (5), итальянский (1), украинский (3)
- /тип:
- книги (228), периодика (5), аудиокниги (19)
- /перевод:
- Д. Аверкиев (2), З. Архангельская (2), Д. Б. Ивз (4), М. Богословская (1), И. Брюсова (12), М. Вахтерова (7), Ю. Верховский (20), С. Викторова (2), В. Владимиров (1), О. Волков (3), Т. Воронович (1), Н. Гнедина (1), О. Гринберг (1), Б. Грифцов (49), И. Грушецкая (7), Е. Гунст (2), Л. Гуревич (1), Р. Гурович (9), В. Дмитриев (5), Ф. Достоевский (10), Е. Дробязко (1), Н. Жаркова (13), М. Казас (6), Н. Коган (10), М. Козас (3), Е. Корш (21), А. Кулишер (8), В. Левик (1), М. Линд (4), Р. Линцер (1), К. Локс (8), И. Мандельштам (2), А. Медвинский (1), В.А. Мильчина (3), О. Моисеенко (9), М. Мошенко (3), М. Надеждина (3), Н. Немчинова (42), Н. Подземская (1), А. Поляк (2), Х. Рдель Кастильо (2), Э. Ржевуцкая (1), С. Рошаль (1), Г. Рубцова (1), О. Сенковский (3), И. Сидоренко (1), В. Слободчиков (1), Л. Слонимская (3), Н. Соболевский (2), В. Станевич (8), Е. Старинкевич (2), М. Столяров (14), Н. Столярова (4), И. Татаринова (6), Р. Титова (1), Э. Фельдман (1), А. Фёдоров (1), Т. Хмельницкая (1), А. Худадова (16), Н. Чистюхина (1), А. Шадрин (1), Е. Шишмарёва (4), В. Шовкун (1), Е. Эткинд (1), Н. Яковлева (33), А. Ясная (7), А. Ясный (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Blueberrie, 28 июля 2019 г.
Назвав цикл произведений «Человеческой комедией», Оноре де Бальзак, во-первых, хотел подчеркнуть, что его творение имеет для современной писателю Франции такое же значение, какое имела для средневековой Европы «Божественная комедия» Данте. Во-вторых, вполне вероятно, что в земной, человеческой жизни с ее «леденящим холодом» Бальзак увидел аналоги аллегорических кругов Дантова ада.
В «Человеческой комедии» Оноре де Бальзака действуют тысячи персонажей, многие из которых «живут» на страницах эпопеи согласно принципу цикличности, переходя из одного произведения в другое. Адвокат Дервиль, доктор Бьяншон, Эжен де Растиньяк, каторжник Вотрен, поэт Люсьен де Рюбампре и многие другие — это «возвращающиеся» персонажи. В одних романах они предстают перед читателями как главные герои, в других — как второстепенные, в третьих автор упоминает о них вскользь.
Бальзак изображает эволюцию характеров этих героев на разной стадии их развития: чистыми душой и переродившимися под давлением обстоятельств, которые зачастую оказываются сильнее бальзаковских героев. Мы видим их юными, полными надежд, зрелыми, состарившимися, умудренными жизненным опытом и разочаровавшимися в своих идеалах, побежденными или победившими. Иногда, в конкретном романе, о прошлом того или иного героя Оноре де Бальзак сообщает нам очень немного, но читатель «Человеческой комедии» уже знает подробности их жизни из других произведений писателя.
Например, аббат Карлос Эррера в романе «Блеск и нищета куртизанок» — это каторжник Вотрен, вы может уже уже знакомы по роману «Отец Горио», а преуспевающий светский ловкач Растиньяк, который на страницах романа «Утраченные иллюзии» полон надежд и веры в людей, учит молодого Люсьена де Рюбампре, в романе «Отец Горио» перерождается в расчетливого и циничного завсегдатая светских салонов. Тут же мы встречаемся с влюбленной в Люсьена Эстер, которая оказывается внучатой племянницей ростовщика Гобсека, героя одноименной повести.
В «Человеческой комедии» невидимыми нитями оказались связанными между собой дом банкира и нищенские трущобы, особняк аристократа и коммерческая контора, великосветский салон и игорный дом, мастерская художника, лаборатория ученого, мансарда поэта и редакция газеты, подобная разбойничьему притону.
В предисловии к «Человеческой комедии» Оноре де Бальзак писал: «Чтобы заслужить похвал, которых должен добиваться всякий художник, мне нужно было изучить основы или одну общую основу этих социальных явлений, уловить скрытый смысл огромного скопища типов, страстей, событий... Мой труд имеет свою географию, так же как и свою генеалогию, свои семьи, свои местности, свою обстановку, действующих лиц и факты, также он имеет свой гербовник, свое дворянство и буржуазию, своих ремесленников и крестьян, политиков и денди, свою армию, словом весь мир».