Дин Кунц «Симфония тьмы»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Утопия | Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Генетические эксперименты, мутации | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
На разоренную страшной войной Землю высадился десант из чужого мира. Звездные странники построили город-государство и вскоре захватили власть на планете, вытеснив в резервацию расу популяров — бывших людей, а ныне радиационных мутантов. Популяры мечтают возродить свое былое величие и похищают ребенка главы инопланетной колонии, чтобы подменить его сыном своего предводителя. С ним связаны все их надежды на возвращение утраченных позиций, осталось только дождаться, когда он вырастет...
Входит в состав книги «Человек страха»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
KiLLaRMy, 8 апреля 2008 г.
Никак не соглашусь с отзывом «Lord_of_light»- По мне, так если эта книга может, что-то напоминать, то это наверное будет «Город и звезды» А. Кларка. Да и то только как-то поверхностно. Ведь в этом романе главный герой мальчик по имени Гил, остается между двумя различными и враждующими обществами, к каждому из которых он имеет непосредственное отношение, и не зависимо от себя связан и с тем и с другим обшественным строем. Мальчику остается только примкнуть в этой борьбе к одной из сторон, или просто закрыть глаза и жить как ни в чём не бывало. Но и опять, ни то, ни другое не получается, отойти в сторонку не дает совесть, и принять одну из сторон тоже, ведь он знает, что и «популяры» и «музыканты» насквозь прогнили в своей идеологии, и социальном устройстве, каждый по своему. И победа одной из сторон ничего не даст!!! И во всей этой безнадёге и безысходности мальчик находит третий путь!!! Хоть и только для себя и своей возлюбленной!!!
Freda, 21 октября 2009 г.
А мне в ней запомнились образы и описания. Столб света, в который нужно войти, каменный сад на границе. Книга запоминается не столь сюжетом, как красками имузыкой. Они сливаются воедино и образуют симфонию тьмы, из которой мы слышим: в этом ужасном мире осталось еще место прекрасному. И уже не важно кто играет эту симфонию. Главное, что она вторит нашим чувствам и книге.
Lord_of_light, 30 декабря 2006 г.
Похожее общество описано у Замятина в романе «Мы».
В целом книга неплохая, но ничего выдающегося я в ней не вижу.
MarchingCat, 10 июня 2015 г.
Впечатляет. Показывать общество на музыкальной основе, или, скажем, строить произведение по законам музыки, очень мало кто из авторов когда-либо брался. Ну ещё бы, тут два таланта надо иметь у себя — и писательский и в музыке хорошо разбираться. Сходу из таких авторов-фантастов только Бестер и вспомнился. Ну да ладно. Говорить-то будем только о данном романе.
Так что достаточно оригинальным произведение засчитываем смело.
Лично для меня это было даже непросто. Уверен, многое я не уловил, ибо напрочь не разбираюсь в музыке. Но не восхититься способом подачи материала, аудиоэффектами на бумаге, я не мог.
Просто для примера — вот так Кунц подал читателю секс:
«И вместе со звуком, игравшим престиссимо и падающим на их поющие тела на искрящемся каменном полу, они нашли прозрение душ, сливаясь в общем движении и стараясь подарить друг другу момент для заключительной каденции...»
ЗдОрово! Отдельно благодарен автору, что он без нотного стана в книге обошёлся. Бестер в этом плане был ко мне менее милосердным. :)
А как противопоставления автор высвечивает. Отношение мутантов к цивилам:
«Он снова плюнул на Шопена...»
Впрочем, не менее впечатляют и многие другие элементы сюжета. Не инопланетяне захватывают Землю, а люди. Люди, с настолько другим социумом и моральными ценностями, что выглядят для остатков землян-мутантов ничуть не менее чужими, чем выглядели бы жуконогие пришельцы с другой галактики.
А теперь о грустном.
Прошу прощения, я могу и не знать, я не учёный генетик, а что — есть гипотезы, что есть ген, отвечающий за гениальность? Более того, именно какие-то гены отвечают за то, в чём именно человек будет гениален? Верю, в будущем можно будет запрограммировать хороший слух физически. Но — МУЗЫКАЛЬНЫЙ слух? Генетически программировать предрасположенность к определённому виду искусства? Ну хорошо, пусть — можно. Но для столь научно развитого социума будущего как минимум странно выглядят обычаи по принципу древней Спарты убивать детей, не прошедших музыкальное испытание, — у них что, родительские инстинкты куда-то подевались? И кастовость по профессиональному принципу ни в какие ворота не лезет для общества, освоившего межзвёздные перелёты. Да, про касты это уже читатель додумывает сам. А в книге-то что: музыканты и только. Да доктора разок помянулись. А инженеры, техники, повара, в конце-то концов, где? По тексту ими становятся те, кто прошёл испытание на низшие 3-4 музыкальный уровень. Всю жизнь учился музыке, а потом ррраз и ушёл к биологам и стал генетиком? Бред-то какой. Получается, что только музыке нужно учиться, а другие профессии и науки (!) с любого возраста на коленке осваиваются.
Третью часть и финал, на мой взгляд, автор слил. Такую прекрасную структуру, основанную на музыке, развернуть чтобы свести всё к местечковой революции... И структура музыкальная в третьей части уже почти и позабыта, никаких красивых ассоциаций, никакой психологии, действие стало топорно прямолинейным и оттого не всегда правдоподобным.
А сам финал...
Но всё же, Кунц — молодец. Начинающему автору так построить роман, что атмосферой происходящего, всем связано с музыкой, судьбой героя, так захватывает читателя, что логические нестыковки и маразмы попросту отходят на второй план и становятся несущественными, пока специально не задумаешься, и это круто. Если бы не слабая финальная часть, можно было бы высшие баллы ставить.
ivan2543, 29 ноября 2009 г.
Интересная постапокалиптическая вещь. Очень своеобразный декадентский мир, причудливый и жестокий. Однако мотивации главного героя представляются мне неестественно-инфантильными. Все это странное бунтарство, лихорадочные поиски себя… Впрочем, он и на самом деле не слишком взрослый, вот только подано все несколько сумбурно. Развитие событий стремительно, сюжетные ходы местами искусственны. Решения принимаются персонажами мгновенно и кажутся совершенно необдуманными. Не ясно, что за непонятное стремление в страну смерти овладело Гилом? И почему он не покончил с собой, а решил отправиться туда живым? В чем, собственно, разница? В этом исходе — нечто противоестественное. Да и во всей повести чувствуется надрыв, беспомощная деструктивность. Кровавые натуралистичные драки, дикая, беспричинная агрессия, террор – все описано с какой-то страшной отрешенностью, что воспринимается тяжело, хоть и отражает настроение главного героя.
Отдельная деталь – страна смерти. Что это за место, как понимать этот образ? Странное пространство покоя, непохожее на реальный мир, не рай и не ад – некая готическая нирвана, мир забвения. Вообще, финал сильно напоминает финал романа К. Саймака «Кукла Судьбы» — застывший гобелен вечности и вплетенные в него сущности героев. Правда, у Саймака это ближе к буддийскому пониманию нирваны, в отличие от Кунца, описавшего странную и мрачную землю.
Итог: достаточно интересная и оригинальная повесть, очень тяжело воспринимается. Зачастую читать неприятно из-за унылой атмосферы полной безысходности.
Agilar, 14 июня 2011 г.
Из этого получился бы неплохой фильм. Если бы сняли красиво и качественно, делая акцент на противоестественности мира, то его успех был бы подобен успеху «Аватара» (Сюжет — банален, но все оценили красоту).