FantLab ru

Ким Стэнли Робинсон «Красный Марс»

Красный Марс

Red Mars

Роман, год; цикл «Марс»

Перевод на русский: А. Агеев (Красный Марс), 2016 — 1 изд.

Жанровый классификатор:


 Рейтинг
Средняя оценка:7.28
Голосов:127
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Человечество начинает освоение Марса. Две космические державы, Америка и Россия, объединили свои усилия и послали на Марс первую сотню постоянных поселенцев — известных ученых, которые должны исследовать планету, построить первые здания, пустить в ход оборудование. Когда и этот эксперимент проходит успешно, на Марс прибывают тысячи людей. В основном — для добычи полезных ископаемых, нужных истощенной промышленностью Земле. Кроме того, Марс расценивается на перенаселенной Земле как «новый свет». Сюда рвутся все недовольные тем, как дела обстоят на Земле. Ученые составляют ничтожный процент от всех прибывших на Марс. Но от них зависит, каким будет Марс в будущем. Нужно ли пытаться терраформировать Марс, или нужно оставить его таким как есть — прекрасным и необычным, хранящим историю миллиардов лет? Стоит ли продолжать искать местные живые организмы, или можно выпустить наши собственные? Должен ли Марс стать сырьевой колонией Земли, или у него должна быть своя экономика, свое правительство и свое государство? Ответов на эти вопросы столько же, сколько людей. И каждый считает, что его ответ — единственно верный.

© Егор Воронин

Примечание:


Ежегодное голосование читателей журнала Locus (1993), Лучший НФ роман (2 место).

Входит в:

— цикл «Марс»

— условный цикл «Nebula Awards»  >  антологию «Nebula Awards 29», 1995 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1993 // Роман

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1993 // Роман

лауреат
Премия Игнотус / Premio Ignotus, 1997 // Зарубежный роман (США)

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第30回 (1999) // Переводной роман

Номинации на премии:


номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 1993 // Роман

номинант
Премия Джеймса Типтри младшего / James Tiptree Jr. Award, 1992

номинант
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1993 // Роман

номинант
Хьюго / Hugo Award, 1993 // Роман

номинант
Премия Геффена / Geffen Award, 1999 // Переводная книга НФ (США)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1999 // Научная фантастика (США)

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2016 // Лучший роман / авторский сборник зарубежного автора

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2016 // Книги — Научная фантастика года

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2016 // Книги: Самая долгожданная книга

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (8)

Красный Марс
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Red Mars
1992 г.
(английский)
Red Mars
1993 г.
(английский)
Red Mars
1993 г.
(английский)
Red Mars
1993 г.
(английский)
Nebula Awards 29
1995 г.
(английский)
Red Mars
1999 г.
(английский)
Red Mars
2001 г.
(английский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 октября 2016 г.

Одна половина меня, та, что выросла на книгах Бредбери, романтичная и сентиментальная, страстно жаждет дожить до того времени, когда первые люди прилетят на Марс. К сожалению, я почти ничего не помню о первом полете на Луну — была еще ребенком, да и это событие в СССР не слишком отмечалось, как «Большой шаг для всего Человечества». Но сейчас, когда иные времена и иные возможности, я бы переживала за каждого астронавта, как за себя, ждала бы самой малой новости и первых исторических слов того, кто своими глазами увидит эти розовые чужие небеса, эти охряные оттенки, эти миллиарднолетние скалы.

О да, эта часть меня вполне искренне и очень пылко жаждет, чтобы человечество не просто пришло-увидело, но и победило. Чтобы на Марсе яблони цвели, чтобы появились сначала поселения, а потом и города. Чтобы Марс стал плацдармом для дальнейшего расселения туда: дальше, дальше, чтобы смогли решить задачи, которые вроде решить, при нашем нынешнем знании и умении, невозможно.

Но другая, более опытная и циничная часть меня, не перестает твердить, что это невозможно, ненужно и обречено на провал. Нет, не в той части, что мы не сможем преодолеть это гигантское расстояние, и десяток очень храбрых и увлеченных мужчин и женщин не сможет вытерпеть многодневное заточение в хрупкой скорлупке космического корабля, спуститься триумфально на бесконечно пустые равнины, установить победный флаг и произнести чеканную фразу для потомков. Нет, невозможно, потому что мы такие, какие есть: мы отправимся далеко на новое место с желанием создать новое, со светлой мечтой о прекрасном будущем, но забудем оставить в прошлом свои многовековые обиды, предрассудки, национальную рознь и религиозный фанатизм, невежество и обычную глупость — все, что так отравляет нам жизнь здесь. И все повторится снова.

Итак, люди прилетели на Марс. Не просто как случайные посетители. Они прилетели осесть. Стать марсианами. Сто отобранных мужчин и женщин, лучших представителей разных стран прилетели не просто изучать или покорять. Они пришли строить новый лучший мир, дом для всех, кого уже не вмещает матушка-Земля. И что же?

А то, что, с моей точки зрения, нельзя было подобрать для этой цели более неподходящую команду. В фантастических книгах вообще всегда стоят почему-то большие проблемы с кадрами, и в нужное нам с вами место всегда попадают ненужные люди. Хотя... если все бы все было нормально и логично, вряд ли бы кто читал такие произведения.

Логического объяснения, почему Основателями нового мира — отцами и матерями — сделали таких неподходящих для этой роли людей, в романе нет. Заметьте, не команду единомышленников, вдохновленных трудной задачей и объединенных общей мечтой, а временное объединение эгоистичных одиночек, нетерпимых, нетерпеливых и не признающих дисциплины. Чем, простите, занимались целые армии отборщиков, психологов и прочих специалистов, если их оказалось так просто обмануть?

Но получилось, то, что получилось. Наши отцы-основатели заложили «новый» мир сразу же зараженный всеми нашими пороками. И понеслось: анархисты, религиозные фанатики, капиталисты, идеалисты, романтики, националисты, доморощенные философы и пророки новой веры оказались в одном общем котле, который не мог не взорваться.

Отдадим должное — повествование масштабное, как во времени и в пространстве. Как всегда у Робинсона, наполненное описаниями, фактами, рассуждениями, диалогами, идеями, героями и местами. Описания научных экспедиций сменяют подробности быта шахтерских городков, металл и стекло опытных станций — почти первобытные пещеры новых фрименов, чудеса космических технологий — архаичный быт кочевников-бедуинов. Это, на мой вкус, наиболее примечательная часть: как прибывшие сообщества преобразуют свои традиции, попав в новые условия, как они пытаются найти новое равновесие.

И, конечно, экология, как у Робинсона без нее. Экология среды с вечным вопросом о пределе вмешательства людей в естественный ход событий, и экология социумов, с поисками равновесия между терпимостью и неприятием.

Повествование идет от лица сразу нескольких героев, что позволяет нам проникнуть во все скрытые от посторонних глаз уголки нового марсианского мира, узнать буквально всю цепочку мотиваций и решений, которые приводят к трагическим событиям, взглянуть на одни и то же разными глазами. При этом действие нельзя назвать слишком богатым на события, иногда оно просто замирает, целиком сосредотачиваясь на взаимоотношениях людей и чувствах. Или на вопросах технологий и подробностях инженерных операций. Это накладывает определенный отпечаток: даже когда действие ускоряется, то все равно воспринимается в замедленном темпе стороннего наблюдателя.

Так можно продолжать до бесконечности, тем более что роман достаточно объемен. Но вот, что испортило впечатление. Наши издатели подарили нам «Красный Марс» несколько позже, чем «2312». И теперь мы, хотим — не хотим, но знаем, чем дело закончится, ведь в романе о 24 веке есть уже и о том, как все началось, и о войне, и даже, чем все разрешилось. Обидно. Приходится уповать на детали. Жутко интересно, найдут ли идеи старины Герберта своих апостолов среди марсиан. Но, это для моей первой половины. Вторая, же вполне бы удовлетворилась ответом на простой вопрос: есть ли жизнь на Марсе?

Оценка: 8
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 сентября 2016 г.

Роман таки оказался производственным, нежели каким-то другим.

Да есть детективная часть, но она в виде событий, которые просто случайно приводят к раскрытию преступления, и то не полностью.

Да есть мини квесты, но они настолько переполнены болтовней и скупы на события, что собственно ничего во время них и не происходит.

Да есть политика, но она поверхностна и проста. Прям адских интриг нет. И даже нет войны корпораций, а их здесь не одна.

Да есть психологизм, но нет драмы.

Выше среднего роман про терраформирование, НО! с огромным заделом на будущее цикл...

Что не понравилось:

- сразу бросается в глаза отсутствие в первой сотне вооруженных людей [скрытых либо официальных]. В такую дорогостоящую экспедицию, не взять людей, которые будут силой, если необходимо, сохранять дисциплину — просто абсурд. И конечно, в последствии они могут попытаться захватить власть на планете в своих целях.

- фактически призывы к анархии остаются без внимания со стороны земли и руководителей внутри сотни — и это на протяжении всего романа.

- огорчает и наличие в первой сотне религиозных людей. Безусловно, ни один отборочный комитет не подпустил бы к полетам, в среду ученых, хотя бы одного такого человека. Но и это, в тоже время, огорчает. Сюжетной линии, а-ля фильм Пекло, где Марс влияет на психику людей [или одного человека из команды] и представляется им Адом, а те кто здесь — есть грешники и им надо покаиться — не хватает.

- не хватает выживастика. Да будущее, да все автоматизированно, но есть как минимум два квеста, в которых его можно вплести. И есть концовка, которая длиннее, но по накалу никакая по сравнению с тем же Террором Симмонса [в части путешествия от корабля к суше]. Хотя ее, вполне, можно было превратить в часть про прикладное выживание.

- притянутое за уши спасение одного из второстепенных героев

- отсутствие у большинства желания обзавестись потомством... Не верю!

Итог 6. +1 бал за природу Марса, по этой части — книга просто прекрасна... Огромные надежды на последующие две книги.

Оценка: 6
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 августа 2016 г.

Шикарнейшее эпическое полотно.

Робинсон выдал красочную, детальную и правдоподобную историческую панораму освоения Марса, но при этом не забыл (как в 2312) и про сюжет.

Роман очень многогранный, кажется, что тут есть всё — сильная научная часть, масса описаний природы Марса (для чтения в оригинале стоит даже подключить геологический словарь, много специфических терминов), достаточно психологии, мощный социально-политический драйв (в этой теме автор — профи) и даже присутствуют элементы мелодрамы (линия Майи).

Персонажи проработаны прекрасно, благо структура книги (повествование хронологическое, но каждая глава следит за другим персонажем, как в ПЛиО) этому способствует.

Крайне рекомендую всем, кто ищет от книги не только развлечения, но и пищи для ума.

PS. И нет, «2312» не является продолжением «Марсианской трилогии», как многие думают, это две альтернативные реальности, об этом Робинсон даже в интервью говорил.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 августа 2017 г.

Я поражаюсь тем людям, которые задаются вопросом, что бы им такого почитать и переписываются на эту тему в соответствующих ветках форума. Сейчас постоянно (не скажу, что ежемесячно, формально это все-таки не так), но именно постоянно выходит огромное количество как новинок так и замечательных переизданий. Я не говорю о бульварщине и романах для чтения в поезде. Множество серьезных, интереснейших книг как отмеченных наградами, так и признанных читателями. Моя очередь на прочтение уходит за горизонт.

Вместе с тем «Красный Марс» — это одна из тех редких книг, что я не смог дочитать до конца. Может быть дело в жанре? Нет, если речь идет о новаторских и безумных научных и околонаучных теориях, подкрепленных тяжелым повествованием, то, например, «Ложная слепота» мне понравилась.

Отдельный вопрос о научности вообще. Роман был написан в 1992 году, когда, казалось нога прыгучего виргинца Джона Картера только-только ступала по красным пескам. Пески эти еще не попирали безжалостные колеса робкого Соджорнера, аксакала Оппортьюнити и не в меру резвого Кьюриосити. Не рассекал еще просторы Марса заядлый любитель картофельного пюре Мэтт Деймон. Да и наука девяностых была не та, что в наше время. Не было тогда айфонов с камерой в 12 мегапикселей, о Фейсбуке никто и мечтать не мог, а втулки от туалетной бумаги не растворялись в воде. Поэтому я могу простить автору некоторые милые «научные» теории вроде обогрева атмосферы миллионами мельниц. В 1992 русские только-только перестали быть врагами и вроде бы начали становиться друзьями, поэтому можно понять и принять всю эту клюкву (там ведь не только имена, но еще и Сибирь, и гендерное неравенство и чуть ли не медведи с балалайками на улицах).

Но. Но. Как уже упоминалось в отзывах, повествование скучное. Сюжет, как таковой, не представлен. Все действия обрисованы какими-то обобщенными скупыми набросками. Технологии не описаны. Откуда — что берется и, самое главное, как — неясно. Повествование ведется от лица разных персонажей (я сломался на втором), но мотивации у персонажей как-то нет. Или в силу того, что первые персонажи именно русские женщины, автор показал их такими странными и чуждыми рассудку хомо сапиенс. Интриги прямиком из детского сада. Психологизм? Эмоции и поступки персонажей эдакие незрелые, смотри выше про интриги. Многие говорили что в те годы рядовые штатовцы воспринимались взрослыми детьми, наивными и восторженными, может быть дело в этом.

Есть персонаж, который ратует за то, чтобы оставить Марс неприкосновенным, просто ездить по нему и изучать, изучать, изучать. В 90-е у американцев уже началась рефлексия из-за «конфуза» с индейцами? Да они негров только-только с задних сидений автобусов выпустили.

Претензий еще множество, но есть ли смысл все это здесь расписывать. Людям то понравилось. Читатель в восторге. А мне вот почему-то совсем нет.

Оценка: нет
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 августа 2016 г.

Я рад что наконец-то нашел кого-то, кто находится в одном ряду с Дэвидом Вебером и Лоис Макмастер Буджолд. Очень долго искал такого писателя.

1. Вопреки расхожему мнению, это не производственный роман. Тут нет описания процесса строительства как такового. Разве что в самых общих чертах (Типа «Надо проложить трубы там» и воаля, на следующей строке они уже проложены) Нет, детальных заунывных описаний всякого рода процессов. Этого просто нет.

2. Вместо этого автор повнимательнее обратил взор на людей, которые осваивают красную планету. Повествование ведется от лица этих людей. В связи с чем, персонажи получились яркими, запоминающимися и очень реалистичными. Особенно понимаешь это, когда читаешь про Майю. Когда прочитаете, поймете о чем я говорю. К сожалению, подобного рода люди, «очень вольных» взглядоы встречаются нередко.

3. Вместе с описаниями персонажей, здесь много описаний природы Марса. Роман же про Марс. И написано это просто потрясающе.

4. Здесь найдется место и детективной составляющей. И даже экшену. Вот где больше всего проявляется похожесть на Вебера.

5. Отдельно напишу про различные сооружения. Про уже построенные. Про них написано так реалистично, что когда написано что лифт едет по этому тросу «сквозь горизонт» так сказать, ты это ощущаешь на себе

В одном я с автором не согласен. Описания наций, этносов. Как-то чересчур шаблонно и поверхностно. Но в остальном роман отличный 9/10. Побольше бы таких

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 декабря 2016 г.

ЦВЕТА МАРСА

Он любит её, она любит Маяковского, а комбинат сдадут досрочно

Из монолога Аркадия Райкина «Интервью с самим собой»

О романе «Красный Марс» впервые я прочёл в то время, когда заканчивал школу. В майском номере журнала «Если» 1995 года, в котором был опубликован обзор Николая Викторова о лауреатах различных англоязычных фантастических премий – от «Хьюго» до премии Британской ассоциации писателей-фантастов. Ким Стенли Робинсон со своей трилогией «Марс» (состоящий из романов «Красный Марс», «Зелёный Марс» и «Синий Марс») в этой статье был упомянут трижды, как лауреат «Хьюго», «Небьюла» и «Локус» (смотрите скан журнальной страницы, для удобства я подчеркнул эти упоминания). Понятно, что данные произведения не могли не вызвать у меня живого читательского интереса, который я смог удовлетворить лишь спустя более двадцати лет. Кто-то за эти годы умудрился выучить английский язык и прочесть роман в оригинале, но я как-то на то не сподобился, потому терпеливо ждал перевода. И не зря, «Марс» стоит того, чтобы его прочесть.

Рассказывать об этой книге сложно, потому что она очень масштабная, разные её части вызывают разные ощущения, хотя из всех этих разниц и складывается одна общая, очень плотная, насыщенная и даже густая, атмосфера. Задействовано множество персонажей, событий, охвачен длительный временной период, и как результат всего этого – перед глазами читателя проходит детально описанная история освоения Марса. Несмотря на все фантастические, а иногда и мистико-метафизические допущения, написана книга нарочито реалистично, насколько это возможно и несколько отстранённо, немного со стороны, как бы исследователем, пытающимся восстановить достоверную картину того, что происходило. В то же самое время Робинсон тщательно копается внутри своих героев, предлагая взглянуть на события с их точки зрения, примерить на себя их видение мира, раскрыть ощущения, объяснить мотивы.

Сюжет синкретичный, и роман, состоящий из восьми частей, серьёзно отличающихся друг от друга по объёму (от 30 до 150 страниц), больше похож на сборник повестей, объединённых общим глобальным сюжетом и героями (это члены пионерского отряда колонистов, называемого «первая сотня», начавших освоение планеты). Главным героем каждой повести становится один из лидеров этой сотни: руководители американского и российского контингента колонистов – соответственно, Фрэнк Чалмерс и Майя Тойтовна (это не отчество, а фамилия); легендарный астронавт, ступивший первым на поверхность Марса, ещё задолго до задумки проекта колонизации, Джон Бун; главный инженер/архитектор/строитель (Надежда Чернышевская), ведущий геолог/археолог (Энн Клейборн) и единственный психолог (Мишель Дюваль) первой сотни.

Роман многослоен, потому не правы те, кто называют «Красный Марс» исключительно производственным. Хотя, возможно, они не прочли дальше трёх частей, которые действительно карикатурно можно описать фразой из сатирического спектакля, которую я взял эпиграфом. Мелодрама любовного треугольника с вершинами (или, если угодно, углами) «Бун», «Тойтовна» и «Чалмерс», сочно выводится на техническом фоне длительного полёта к планете, затем строительстве первого поселения и дальнейшего освоения Марса с его интенсивным, насколько это возможно, терраформированием. Всё это обильно сдобрено поведенческой психологией как отдельно взятых членов коллектива, так и всей сотни, которая являясь живым образованием, не находится в состоянии стазиса, а постоянно эволюционирует: внутри неё появляется несколько групп, конечные цели которых могут диаметрально отличаться. Да и сам процесс освоения не стоит на месте, воздвигаются новые поселения, прилетают всё больше колонистов второй, третьей, n-ной волны: наёмные работники, отряды силовых структур, клерки, административные работники, политические деятели.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Марс является лакомым кусочком для всех мировых держав и трёх межнациональных консорциумов, которые любыми средствами хотят урвать себе его благ (полезных ископаемых, научных разработок, территорий). И здесь производственно-любовный роман сменяется политическим детективом – запутанная игра за сохранение первоначального коллективного договора по освоению, который запрещает кому бы то ни было безраздельно владеть Марсом, описана не менее захватывающе, чем космический перелёт, генные эксперименты, геологические исследования или поисковые экспедиции начального этапа. То направление, в котором пытаются развивать колонизацию Марса земная метрополия, не нравится самим колонистам, противостояние политическое переходит в открытое вооружённое восстание. На Марсе происходит первая революция.

Надо отдать должное тщательности, с которой работал над книгой Ким Стенли Робинсон – создаётся впечатление, что нет области, в которой он бы не разбирался. Точные науки, космология, политика, социология, медицина, генная инженерия, бактериология, геология, лингвистика, религиоведение, мифология – перечислять можно долго. Виртуозность, с которой автор вживляет множество научных сведений в повествование, не перегружает текст, не делает его занудным или утомительным, но лишь интереснее и ярче.

В общем, первая книга цикла (помимо уже упомянутой трилогии в него также входит солидный сборник рассказов «Марсиане») мне понравилась, обязательно буду читать вторую. Чую, Марс ожидают ещё большие социальные потрясения…

ПС. Немного об издании: красная — суперобложка, чёрная — обложка. Сшитый корешок. Увеличенный формат (60х90 1/16). 574 страницы. Бумага серая. Редакторская работа достаточно тщательная, на всю книгу я заметил одну опечатку, не исключаю, что их может быть больше, но в глаза это не бросилось.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 ноября 2016 г.

Да уж, долго ждал перевода этой книги, и вот, наконец, дождался.

Чего сказать? А говорить особо нечего. В романе разочаровался. Нудное повествование, сквозь которое не смог продраться до конца. Может быть когда-нибудь, но только не сейчас. Пока не осилил.

Оценка: 2
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 ноября 2016 г.

Не понял за что премии данному опусу. Ну а русские в романе как всегда у западных авторов, одна Майя Тойтовна чего стоит. Если автор читал Стругацких, то должен понимать насколько слабо пишет сам.

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 ноября 2016 г.

Россия и ее женщины — грустно, а в целом проработано потрясающе. Архитектура, этнопсихология, ботаника. Закаты, льды, дирижабли, роботы, секвойи, пыль, траншеи, мохолы, швейцарцы, радиация, оргии, шатры... Смесь дорожных скетчей с самопознанием, а амбиций государств со скафандрами и геологией дала ассоциацию с лунными вещами Лема.

Освоение Марса в XXI веке автор раздробил на новеллы, которые скрепляют труды и судьбы «Первой сотни» ученых колонистов. Обилие того, о чем стоит сказать в технических подробностях несколько тормозит действие, и, пусть доходит до водородных бомб, их взрывам не перебить олимпийского спокойствия.

Эмоции у Робинсона для социальной драмы. Истинный герой «Красного Марса» — политика.

И политики: харизматик-импровизатор, функционер, тихушница. Еще есть футурист, суфисты, и презервационистка, а на заднем плане цветет безумие транснациональных корпораций, но ведут игру Бун, Чалмерс и Хироко. Их цель — сделать будущее лучше, но следует на пути к ней каждый своему темпераменту, своим представлениям о рычагах власти и корнях силы. Речи с ящика к народу, злые команды ассистентам, дипломатия, столкновение идеалов с прагматизмом... Мрачный финал.

Заметны черты 1990-х, в т.ч. необратимо изменившиеся понятия и перспективы. Упор на экзотику вместо реальных проблем международных коллективов американизирует человечество сверх вероятия. К тому же, жизнь, зависящая от машин напрямую, как в реанимации, выдвинет особые требования к обмену и распределению всего на свете, от гаек к дюймовой резьбе до опыта старожилов, а тут под каждым валуном может быть и стол, и дом. К трудо- и материалоемкости мегапроекта отношение равнодушное, в этом книжка проигрывает марсианскому быту у Стругацких и Кейдж Бейкер.

Издали нормально. Перевод читаем, отличий от «Калифорнийской трилогиеи» и «2312» не уловил.

Рекомендую на полку с «Маджипуром» и «Геликонией. Любителям НФ-тракторов, не склонным считать, что сложными системами дирижируют под хайнлайновское «бесплатных завтраков не бывает».

Продолжения жду.

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 августа 2017 г.

Ознакомился с романом, так как шума вокруг трилогии в момент её выхода у нас было много, ну и посчитал — что не стоит проходить мимо.

С одной стороны — о прочтении не жалею, с другой же — книга вызывает очень двоякие впечатления.

С одной стороны — богатый и неизведанный мир, интересная обстановка, пачка персонажей со своими взглядами на будущее планеты. Довольно интересно наблюдать за колонизацией, за процессом постройки и развития городов. НФ-составляющая хороша, но, мне показалось, что многие моменты прописаны недостаточно детально. Всё довольно просто — как данность. Взяли — вывели растения, которые могут выживать на Марсе. Да, написали, что это далось с трудом и много сил было затрачено. Но нет описания того, что именно делалось и как добились результатов. Та же самая ситуация — защитный купол, который нам показывают в первой главе, и которые встречаются повсюду после середины книги. Как они появились? Из чего сделаны, как их устанавливали? Кроме пары строк мыслей создателя этих куполов, опять же, в первой главе — ничего не сообщается.

С другой стороны — невероятная скучность повествования. Сюжета как такового нет вообще. Политические интриги не раскрыты, интересы сторон показаны обобщённо. В общем — любителям закрученных многоходовок не рекомендуется.

Персонажи вроде неплохие, но раскрыты весьма слабо. Про прошлое персонажей рассказывается разве что о Наде. В остальном — весь персонаж — по сути — его цель. Вот я хочу защитить Марс! А я хочу создать свою Землю, но по марсиански! Да нет блин. Ну и возраст персонажей для такой миссии — бредовый. 20-летняя подготовка к миссии, ага. В итоге — на Марс прилетела сотня 50-летних первопроходцев, с бурными сексуальными желаниями и кучей сил. Не верю.

Любой террорист-революционер-повстанец может с лёгкостью взять несколько атомных реакторов для своих целей, герои, в свою очередь — спокойно могут раздобыть пару самолётов, безхозных, для личных целей. Вообще количество и способ учёта техники и средств на Марсе — очень сильно удивляет. Такое невероятное спонсирование и никакой проработанной программы по окупаемости от корпораций-инвесторов. Опять же, не верю.

В итоге, пока писал отзыв — снизил оценку на балл. Хотел расписать сначала плюсы, потом минусы... в итоге получилось что и там и там — минусы. Нет, книга неплоха, и многие даже читают продолжение. Но я потрачу время на что-нибудь, от чего трудно оторваться, а не на то, где заставляешь себя уже дочитать.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 июня 2017 г.

Монументальное произведение.

Долго к нему подступался ― давненько не читал такой вот «чистой» фанатастики, да и объём несколько настораживал, но встреченные в разных источниках положительные отзывы всё-таки окончательно сподвигли.

Итак, колонизация Марса землянами. К сожалению, очень оптимистично указанные автором 20-е года XXI века уже почти на пороге, а сколь нибудь серьёзных шагов в эту сторону человечество не делает и не похоже, что на своём веку многим из нас удастся поглядеть на первого человека на красной планете. В романе же в 2026 году на Марс летят уже колонисты, а первая экспедиция «туда-обратно» была ещё раньше.

Ну, сперва немногочисленные минусы. Привела в недоумение первая глава. Вырванная далеко из середины книги она разом окунает в атмосферу уже обжитого Марса, проводит перед глазами десяток незнакомых (а впоследствии ― главных) героев и рассказывает о зарождающейся революции среди колонистов. В итоге, в свете описанных событий, начинаешь относиться к названным людям с определённой долей предвзятости, что некоторым образом мешает при дальнейшем чтении. Зачем автору понадобился этот переворот, если все последующие главы идут в чётком хронологическом порядке? Недопонял. Ещё недочёт ― русские персонажи. При явно выраженной страсти автора достаточно глубоко изучать любые упоминаемые вещи ― будь то тепличное выращивание растений, открытый метод проходки шахт, психологические обследования, типы экономики или революционные идеалы ― на русских он явно схалтурил. Серьёзный минус, учитывая количество русских в «первой сотне». Начиная с имен (руководителя российского контингента и одну из заглавных героинь романа зовут Майя Катарина Тойтовна ― господи, что это?! Неуклюжий реверанс в сторону братьев Стругацких? Лучше бы Толстого полистал) и заканчивая невнятными воспоминаниями и разговорами о заледенелой Сибири. Но, уняв своё великорусское возмущение, признаю, что на этом минусы, в общем-то, заканчиваются.

И начинается очарование. Детально проработанный мир ― сначала космического корабля, несущего колонистов, затем первого поселения в привезённых трейлерах, затем первого посёлка, построенного на скорую руку, и вот ― первые города. Города на Марсе! Не знаю, как у других, а у меня от одних этих слов мурашки бегут и волоски топорщатся ― с детства какие-то трепетные ожидания, боюсь, несбыточные. Автор умело добивается правдоподобия, тщательно описывая происходящее ― и у меня буквально с первых страниц (второй главы ― про первую-то указал) сложилось стойкое и не прошедшее ощущение — «вот примерно так всё и будет!». Очень всё логично ― именно таким образом и с такими целями и следует отправлять первую партию колонистов на Марс, наиболее вероятно, что именно так будут идти первоначальные разработки, и уж совершенно точно, что транснациональные компании, вложившиеся в освоение другой планеты, неминуемо потребуют свою прибыль ― и далее вполне возможен именно такой исход. Всё так и будет!

И напоследок ― особенное удовольствие получил, когда на уже прилично освоенном Марсе вполне прагматичные люди, учёные, вдруг рассказывают друг другу легенды о некоем Койоте, будто бы ходящем по поверхности без скафандра и появляющемся то здесь, то там ― прямо духом Брэдбери повеяло!

Оценка не 10 по единственной причине ― десятки ставлю только тем книгам, которые совершенно точно буду перечитывать. Насчёт этих книг не уверен. Но если когда-нибудь начну, исправлю на 10!

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 апреля 2017 г.

Давно не читал таких масштабных произведений. В масштабах целой планеты. Очень люблю «твердую» НФ, поэтому был приятно удивлен описанием различных устройств, механизмов, физических процессов. Автор подробно описывает не только космическое путешествие и колонизацию Марса, но и социальное устройство общества первых поселенцев, политические отношения с Землей, биологические аспекты терраформирования.

Построение произведения больше похоже на антологию рассказов, чем на единый роман. В каждой части романа свой герой, свое время и место действия. С одной стороны это помогает наиболее полно охватить картину и взглянуть с разных сторон, с другой — немного сбивает с толку скачки во времени повествования.

Автор пишет свободную фантазию на тему колонизации Марса и превращения его в пригодную для жизни планету. И фантазия это отнюдь не такая радужная, как хотелось бы. Не всегда все идет по плану.

Фактором, который может оттолкнуть некоторых читателей, является описание национальностей, в частности русских. Лично я к такому незнанию нашей культуры и шаблонности со стороны иностранных авторов стараюсь относится проще и не портить себе настроение. Но у Робинсона не так уж все и плохо. Видали и похуже.

Итог: автор очень подробно рассказывает обо всем. От медицины и политики до техники и ландшафтов. Кому-то что-то может показаться нудным и скучным, но не мне (за исключением описания ландшафтов). Определенно продолжу цикл

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 октября 2016 г.

Кто бы мог подумать, что у «Красного Марса» и «2312» один автор. Так как вторая попалась раньше, «Марс» не был пропущен лишь по случайности (не было желания запоминать автора 2312), и, как оказалось, не зря.

Книга по сюжету ближе к «Пространству», нежели к нелепому 2312, своей достаточно правдоподобной политикой и социологией, и вполне могла бы вписаться в ту серию. По стилистике (особенно первач треть) напоминает «Seveneves» — космос, зависимость от технологий, автоматика, ну и группа харизматичных (по-своему) людей, «сходящих с ума» в замкнутом пространстве. Плюс к этому дух неизведанного нового мира, описанного весьма ярко, пусть местами и не очень реалистично.

Один только образ бедуинов, двигающихся караваном марсоходов по местным дюнам чего стоит

Читать интересно, в происходящее хочется верить, а персонажи достаточно живые — вполне достаточный набор, чтобы не пройти мимо!

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 октября 2016 г.

Робинсон – фантаст признанный, получил более двух десятков престижных премий. Эту его книгу Артур Кларк оценил в своё время так: «Потрясающая книга! Лучший роман о колонизации Марса из когда-либо написанных». Да-а, изменилась НФ и её читатели за прошедшие 23 года, насколько интересно было читать подробности всего и вся в первой половине романа, настолько же утомительно – во второй, хотя события развернулись там даже «революционные»… А впереди ещё два толстых тома! Какой бы ни был я страстный любитель «научной фантастики», их я читать уже не буду…

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 августа 2017 г.

Марс.

В какой бы век человечество не жило, среди толп занятых своим собственным «Я» и его окружением, всегда найдется пласт мечтателей. И если спросить у каждого из них, какой он — Марс, в их воображении,может стать, то можно услышать бесчисленное кол-во версии, начиная от скрытых колоний марсиан и заканчивая переоцененной планетой, на которой человеку кроме смерти искать нечего.И не найдется ни одного читателя, развитие событий на Марсе у которого совпало с тем огромным титаническим миром, который выкатывает Ким Робинсон в трилогии о красной планете, но это ни в коем случае не значит, что то, что написано в книге, не выглядит интересно, захватывающе и, за исключением некоторых моментов, правдоподобно: социальная, религиозная составляющие, пути терраформирования планеты, страсти на политической арене и конфликт интересов двух планет, все это затрагивается в подробностях и мелочах.

Столь скрупулезный подход не мог не отразиться негативно на других аспектах книги, таких как харизма и внутренний мир главных героев, которые скорее не идут своим путем по книге, а олицетворяют идеологию жизни на Марсе, от отшельничества, до планомерной поэтапной работы с Землей, проблем на которой не меньше, чем на Марсе.

Хотел бы отметить, что мне,как человеку, читавшему из похожих авторов только, пожалуй, Верна с его подробным описанием выживания на таинственном острове, книга кажется отличным примером того, какой должна быть тяжелая НФ, чтобы каждый, прочитавший данную книгу, мог найти отклик, развитие собственных идей и почву для новых. 9 из 10.

P.S. Восхитительная обложка и оформление всех трех книг как украшение вашей полки.

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу