fantlab ru

Ульяна Черкасова «Золотые земли. Его забрал лес»

Рейтинг
Средняя оценка:
10.00
Оценок:
1
Моя оценка:
-

подробнее

Золотые земли. Его забрал лес

Роман, год; цикл «Золотые земли»

Аннотация:

В ваших руках дневник Михаила Белорецкого, студента-фольклориста, который пропал без вести в Великом лесу. Это всё, что от него осталась: загадочная история любви к ведьме, которая его и погубила.

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Золотые земли. Его забрал лес
2024 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Композиция: закольцованная, дневниковая

Основная аудитория: молодежная, 18-25 (но можно и всем)

Аналоги: немного Вий или Вечера на хуторе близ Диканьки, немного принцесса Мононоке, довольно много Острова доктора Моро (знаю, странное сочетание))

Общий вердикт: очень необычное произведение и сюжетно, и стилистически, и атмосферно, с крайне оригинальным набором тем и персонажей, к тому же одиночка. Идеально для чтения в октябре перед Хэллоуином или в самую темную ночь перед святками, когда за окном завывают то ли ветра, то ли волки. Абсолютно не похоже на довольно стандартную основную трилогию автора и можно (и, пожалуй, даже нужно) читать совершенно отдельно от нее. Особенно понравится филологам, которые ездили на диалектическую практику (как я). Ах, как защищал Михаил важность слова, иногда спасающего жизни похлеще любого лекарства!

Плюсы:

Особая атмосфера. Атмосфера – это то неуловимое качество, которое так редко удается поймать за хвост и поместить в книгу. Еще даже более неуловимое, чем юмор. И здесь в полной мере веет атмосферой древнего и немного даже дремучего, закосневшего в язычестве местечкового деревенского крестьянства времен крепостничества. И дышащего силой колдовского леса. И морозной зимы, когда несладко приходится даже оборотням. Ага, передать на словах атмосферу не получается и в отзывах тоже, надо просто читать.

Композиция. Поиздеваться если не над содержанием, так хоть над формой пытаются многие авторы, но единицам это удается. Здесь тот редкий случай, когда закольцованное (то есть концовка известна сразу) и дневниковое повествование не просто интересно читать, а невероятно интересно! Очень, очень сложно передать якобы написанное в дневнике связно, без провалов и без логических дыр, и тем более соблюсти стилистически красивое изложение. Но когда это получается, как здесь, то наградой становится невероятно личное, почти интимное погружение в мысли героя, что позволяет проникнуться его идеалами от и до.

Метатекстуальность. Этим страшным словом означают дополнительные пласты смыслов, которые могут не заметить те, кто не знаком с другими книгами, культурой, сюжетами… Но которые добавляют маленькие изюминки для тех, кто с ними знаком. Я прямо пищала с крохотных отсылочек к Обыкновенному чуду Шварца, к Гардемаринам (тут даже есть Сашка, влюбленный в Ягужинскую, и Лешка, правда Никиту заменили Мишелем) и даже к Доктору Моро. Ну и сказок, в основном польских, как я поняла. И няня Арина есть (пусть и не Родионовна)). А экология и воинственная принцесса волков в маске – ну Мононоке же! Очень оригинально тут рассыпаны всякие детальки.

Колорит. Очень здорово, что на полках всё больше становится истинно славянского фэнтези, которое отсылает к нашей истории, где было много интересного и не менее колоритного, чем в скандинавской и греческой мифологии. Признаюсь, мне нравятся все мифологии мира, поскольку они отражают и быт, и культуру, и мировоззрение многих народов. И наша славянская – не исключение. Здесь явно чувствуется отголосок Польши и западной России времен эдак середины 17 века, с крепостными, с панами и с модой на Францию. И сказок, сказок много! Эта книга однозначно достойна встать на полку рядом с Вечерами на хуторе близ Диканьки и Иди через темный лес Джезебел Морган (это ряд из первых и последних)).

Поднятые темы. Вообще не ожидала от книги, по аннотации намекающей на ромфант, таких мощных идей! Серьезно, любовная линия тут глубоко на последнем месте, хоть и проходит красной нитью. А главное – это и важность гармонии как в семье (чтобы абьюзивные мужья не породили чудовищ), так и среди соседей (иначе чудовища станут меньшим из зол). А также гармонии с природой, которая, может, и не отомстит так как в книге, но отомстит непременно. И гармонии с самим собой, чтобы принимать судьбу и следовать зову сердца и совести. И гармонии веры с реальностью… Ух, как сильно тут закручено. И есть тема про куда благие намерения заводят, и про докторов, переходящих грань. Очень, очень много неожиданно тяжелых мыслей в книге вроде бы про сказки и любовь. И подано в таком детективно-приключенческом ключе.

Сюжет, герои, темп. Очень много необычного, что однозначно добавило плюсиков книги, не отнимает и того, что здесь также выдержаны и интересный (и достаточно необычный!) сюжет, и отображены яркие герои, и динамично выстроено повествование – в общем на месте всё то, что нужно очень хорошей книге. В отличие от основной трилогии автора, которую я не осилила до конца, «Его забрал лес» — один из фаворитов в списке на мой топ года.

Концовка. Очень красивая, горько-сладкая концовка с привкусом морозного чуда, которому обязательно должно быть место в жизни. Я не ожидала, что автору удастся пройти по жутко тонкой грани между хэппи-эндом и реалистично грустным финалом, создав открытой концовкой то щемящее чувство катарсиса и породив сотни мыслей и предположений. Шикарный финал для шикарной истории.

Минусы:

Недофэнтези. Пожалуй, один из немногих минусов – моя самая нелюбимая фишка многих современных авторов: дать другие названия странам – и писать на основе существующей истории, коверкая ее вкривь и вкось по собственному усмотрению. И нет, это не просто условное средневековье или общая основа, как у порядочных писателей, а вполне конкретные места, которые вполне четко можно приписать к вполне конкретному времени. Честнее уж тогда альтернативную историю делать. Имхо, это показатель лени.

Язык. Да-да, позорище для автора, который явно умеет управляться с великим и могучим, допускать грубейшие огрехи и оплошности в тексте. Это касается и кучи тавтологий, и коряво сформулированных фраз, и особенно меня возмутившие ругательства на французском. Еще один признак лени.

Жестокость. Понимаю, модно сейчас отсыпать побольше расчлененки и убийств, но нравиться мне это не обязано. Единственное, что примиряет с этим – не для украшения ради, а чтобы подчеркнуть зверскую натуру самого страшного хищника в мире.

Однако эти недочеты лишь слегка испортили мне впечатление, в остальном же эта вещь на две головы выше основного цикла про Золотые земли и достойна оказаться в ряду самых лучших представителей славянского фэнтези. Из-за снятого полбалла с 5+ получается просто 5*. Браво!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх